Неточные совпадения
«Мыслящий реалист» чужд всякой мечтательности и романтизма, он враг всяких возвышенных идей, не имеющих никакого
отношения к действительности и не реализуемых, он склонен к цинизму, когда речь идет об изобличении иллюзий религиозных, метафизических и
эстетических, у него культ дела и труда, он признает лишь естественные науки и презирает науки гуманитарные, он проповедует мораль разумного эгоизма не потому, что он был эгоистичнее «идеалистического» типа, — наоборот эгоистичнее был «идеалистический» тип, — а потому, что он хотел беспощадного разоблачения обманных возвышенных идей, которыми пользовались для самых низменных интересов.
Для нас польза связана обыкновенно если не с неприятным, то, во всяком случае, с безразличным в
эстетическом отношении; красота и полезность пребывают во вражде; убить эту вражду не удастся никакой художественной промышленности, если утрачен ключ к древнему отношению этих двух враждебных стихий; но было время, когда польза не смотрела пустыми очами в очи красоте; тогда не существовало отрицательного понятия «утилитаризма», который хочет уничтожать все, не согласное с ним; и первый враг его, конечно, красота, такая одинокая, такая чуждая для многих современных людей.
Можно подумать, что люди, у которых исключительно
эстетическое отношение к жизни, находятся в субъективном, а не в объективном.
Неточные совпадения
Мне всегда казалось, что сам Мережковский очень далек от той «плоти», к освящению которой призывает, и что его
отношение к этой «плоти» носит ментально-эстетический характер.
Не будем входить в рассмотрение того, каким образом надобно понимать
отношение материальной интересности для нас предмета и
эстетического наслаждения им, хотя это исследование привело бы к убеждению, что
эстетическое наслаждение отлично от материального интереса или практического взгляда на предмет, но не противоположно ему.
Новое строится не так легко, как разрушается старое, и защищать не так легко, как нападать; потому очень может быть, что мнение о сущности прекрасного, кажущееся мне справедливым, не для всех покажется удовлетворительным; но если
эстетические понятия, выводимые из господствующих ныне воззрений на
отношения человеческой мысли к живой действительности, еще остались в моем изложении неполны, односторонни или шатки, то это, я надеюсь, недостатки не самых понятий, а только моего изложения.
Что касается существенного различия прежнего и предлагаемого нами понятия о прекрасном, оно обнаруживается, как мы сказали, на каждом шагу; первое доказательство этого представляется нам в понятиях об
отношении к прекрасному возвышенного и комического, которые в господствующей
эстетической системе признаются соподчиненными видоизменениями прекрасного, проистекающими от различного
отношения между двумя его факторами, идеею и образом.
Итак, должно сказать, что новое понятие о сущности прекрасного, будучи выводом из таких общих воззрений на
отношения действительного мира к воображаемому, которые совершенно различны от господствовавших прежде в науке, приводя к
эстетической системе, также существенно различающейся от систем, господствовавших в последнее время, и само существенно различно от прежних понятий о сущности прекрасного.