Неточные совпадения
В киевской России зарождалась
культура более высокая, чем в
то время на Западе: уже в XIV веке в России была классически-совершенная иконопись и замечательное зодчество.
Отсутствие единства и цельности
культуры выразится в
том, что умственные и духовные направления XIX века будут разделяться на десятилетия и каждое десятилетие принесет с собой новые идеи и стремления, новый душевный уклад.
Славянофилы уже предвосхитили
то различение между
культурой и цивилизацией, которое на Западе стало популярно со времен Шпенглера.
Семинаристы и разночинцы принесли с собой новую душевную структуру, более суровую, моралистическую, требовательную и исключительную, выработанную более тяжелой и мучительной школой жизни, чем
та школа жизни, в которой выросли люди дворянской
культуры.
Он уже хотел
того типа
культуры, который восторжествовал в коммунизме, хотя часто в карикатурной форме, — господство естественных и экономических наук, отрицание религии и метафизики, социальный заказ в литературе и искусстве, мораль социального утилитаризма, подчинение внутренней жизни личности интересам и директивам общества.
Если бы программа русского нигилизма была полностью осуществлена в русском коммунизме,
то для качества
культуры получились бы результаты более разрушительные, чем мы это видим в советской
культуре.
Гораздо большее значение имело народничество социалистического типа, которое видело вину культурных классов в
том, что вся их жизнь и их
культура основана на эксплуатации народного труда.
Западные люди почти никогда не сомневаются в оправданности цивилизации, это чисто русское сомнение, и возникло оно не у
тех русских, которые не были еще приобщены к
культуре, а у
тех, которые часто находились на вершинах
культуры.
В
то время как на Западе просвещение и
культура создавали какой-то порядок, подчиненный нормам — хотя и относительный, конечно, порядок, — в России просвещение и
культура низвергали нормы, уничтожали перегородки, вскрывали революционную динамику.
Русская литература и русская мысль свидетельствуют о
том, что в императорской России не было единой целостной
культуры, что был разрыв между культурным слоем и народом, что старый режим не имел моральной опоры. Культурных консервативных идей и сил в России не было. Все мечтали о преодолении раскола и разрыва в
той или иной форме коллективизма. Все шло к революции.
Но при всех душевных изменениях в интеллигенции основная подпочва осталась
та же — искание царства социальной правды и справедливости, жертвоспособность, аскетическое отношение к
культуре, целостное, тоталитарное отношение к жизни, определяемое главной целью — осуществлением социализма.
Но очень характерно для раскола русской
культуры, что и большевики, и меньшевики, и все деятели революционного социального движения вдохновлялись совсем не
теми идеями, которые господствовали в верхнем слое русской
культуры, им была чужда русская философия, их не интересовали вопросы духа, они оставались материалистами или позитивистами.
Сталин, который лишен всякой философской
культуры и меньше понимает в философии, чем молодые советские философы, среди которых есть знающие люди, произносит верховный суд над
тем, какая философия истинная.
Неточные совпадения
— Вражда к женщине началась с
того момента, когда мужчина почувствовал, что
культура, создаваемая женщиной, — насилие над его инстинктами.
Говорили о
том, что Россия быстро богатеет, что купечество Островского почти вымерло и уже не заметно в Москве, что возникает новый слой промышленников, не чуждых интересам
культуры, искусства, политики.
— Мы — это
те силы России, которые создали ее международное блестящее положение, ее внутреннюю красоту и своеобразную
культуру.
— «Победа над идеализмом была в
то же время победой над женщиной». Вот — правда! Высота
культуры определяется отношением к женщине, — понимаешь?
— «Людей, говорит, моего класса, которые принимают эту философию истории как истину обязательную и для них, я, говорит, считаю ду-ра-ка-ми, даже — предателями по неразумию их, потому что неоспоримый закон подлинной истории — эксплоатация сил природы и сил человека, и чем беспощаднее насилие —
тем выше
культура». Каково, а? А там — закоренелые либералы были…