Цитаты со словом «культурный»
Россия — христианский Восток, который в течение двух столетий подвергался сильному влиянию Запада и в своем верхнем
культурном слое ассимилировал все западные идеи.
Конечно, большую роль тут играла тьма, невежество и суеверие, низкий
культурный уровень духовенства и т. п.
Переворот же Петра, усилив русское государство, толкнув Россию на путь западного и мирового просвещения, усилил раскол между народом и верхним
культурным и правящим слоем.
Но и тогда образованные и
культурные слои оказались чужды народу.
Власть все более и более будет отчуждаться от интеллигентных,
культурных слоев общества, в которых будут нарастать революционные настроения.
Дворянство, которое было передовым и наиболее
культурным слоем в начале и еще в середине XIX века, во вторую половину века будет понижаться в культурном уровне, делаться реакционным и должно будет уступить место разночинной интеллигенции, которая принесет с собой совсем иной, новый тип культуры.
Для
культурных классов, для интеллигенции народ оставался как бы тайной, которую нужно разгадать.
К XIX веку Россия оформилась в огромное, необъятное мужицкое царство, закрепощенное, безграмотное, но обладающее своей народной культурой, основанной на вере, с господствующим дворянским классом, ленивым и малокультурным, нередко утерявшим религиозную веру и национальный образ, с царем наверху, в отношении к которому сохранилась религиозная вера, с сильной бюрократией и очень тонким и хрупким
культурным слоем.
Культурный слой чувствовал себя раздавленным этими двумя силами.
Лучшая, наиболее
культурная часть русского дворянства чувствовала ненормальность и неоправданность своего положения, свою вину перед народом.
Это чувствовал и народный слой, и лучшая часть
культурного дворянства, и вновь образовавшаяся русская интеллигенция.
Интеллигенция была у нас идеологической, а не профессиональной и экономической группировкой, образовавшейся из разных социальных классов, сначала по преимуществу из более
культурной части дворянства, позже из сыновей священников и диаконов, из мелких чиновников, из мещан и, после освобождения, из крестьян.
Во вторую половину XIX века слой, который именуется просто
культурным, переходит в новый тип, получающий наименование интеллигенции.
Необычайно было одиночество русских
культурных и свободолюбивых людей первой половины XIX века.
Были
культурные люди, но не было культурной среды.
Образ Чацкого в «Горе от ума» изображает это одиночество лучших, наиболее умных и
культурных людей того времени.
В начале XIX века, в эпоху Александра I, Россия пережила
культурный ренессанс.
Культурные и ищущие правды люди должны были жить небольшими группами и содружествами.
Была пропасть между верхним
культурным слоем русского дворянства, который тогда служил в гвардии, и средней массой дворянства.
Русский
культурный слой оказался над бездной, раздавленным двумя основными силами — самодержавной монархией сверху и темной массой крестьянства снизу.
Русские
культурные люди полюбили бесконечные, ведшиеся по целым ночам разговоры и споры о мировых вопросах в небольших кружках, в салонах 30-х и 40-х годов.
Он был типичным русским человеком XIX века верхнего
культурного слоя.
Русская история представлялась ему лишенной смысла и связи, не принадлежащей ни к Востоку, ни к Западу — отражение той потери
культурного стиля и единства, которая характерна для Петровской эпохи.
В своем расколе с современностью, в своем протесте против неправд русской жизни русские
культурные люди пробовали обратиться к католичеству и в нем искать спасения.
Лучшие, наиболее
культурные и мыслящие русские люди XIX века не жили в настоящем, которое было для них отвратительно, они жили в будущем или прошлом.
Жорж Занд имела колоссальное влияние на выработку эмоциональной жизни в русском
культурном строе, на выработку русского отношения к свободе и искренности чувства, русского протеста против насилия, условности и неискренности в чувствах.
Белинский прошел через все стадии идейных увлечений
культурного русского слоя того времени.
Он человек 40-х годов, русский
культурный барин, гуманист и скептик, но не нигилист.
Нигилизм есть требование оголения, совлечения с себя всех
культурных покровов, превращение в ничто всех исторических традиций, эмансипация натурального человека, на которого не будет более налагаться никаких оков.
Аскетическое православие сомневалось в оправданности культуры, склонно было видеть греховность в
культурном творчестве.
Он вырос на почве
культурного русского барства.
В этом отношении
культурная программа коммунистов более умеренна — она предлагает изучать Пушкина, придает значение искусству.
Аналогичный процесс повторился у нас при переходе от типа людей, создавших
культурный ренессанс начала XX века («идеалистическое» движение того времени), к типу русского коммуниста.
Русские народники всех оттенков верили, что в народе хранится тайна истинной жизни, скрытая от господствующих
культурных классов.
Народничество славянофильского, религиозного типа видело главную вину
культурных, высших классов в отрыве от религиозных верований народа и от народного быта.
Гораздо большее значение имело народничество социалистического типа, которое видело вину
культурных классов в том, что вся их жизнь и их культура основана на эксплуатации народного труда.
Интеллектуальный,
культурный слой в России слабо сознавал свое достоинство и свое культурное призвание.
Лавров выразил мотив покаяния, вины
культурных классов перед народом и необходимости уплатить свой долг народу.
Этот русский ренессанс совершался в очень узком кругу русского
культурного дворянства.
Но отрицательно он предшественник коммунизма, он отрицает прошлое, традиции истории, старую культуру, церковь и государство, отрицает всякое экономическое и социальное неравенство, он громит привилегированные, господствующие классы, не любит
культурную элиту.
Русская литература и русская мысль свидетельствуют о том, что в императорской России не было единой целостной культуры, что был разрыв между
культурным слоем и народом, что старый режим не имел моральной опоры. Культурных консервативных идей и сил в России не было. Все мечтали о преодолении раскола и разрыва в той или иной форме коллективизма. Все шло к революции.
За годы жизни в Западной Европе Плеханов стал совсем западным человеком, очень рационалистического склада, довольно
культурным, хотя и не высокого типа культуры, революционером более книжным, чем практическим.
Если одна часть русских марксистов более всего дорожила целостным, тоталитарным характером своего революционного миросозерцания, охраняла свою ортодоксию и отличалась крайней нетерпимостью, если марксизм и социализм были для них религией, то в другой части произошла дифференциация разных
культурных областей, была нарушена революционная целостность и произошло освобождение подавленной жизни духа и духовного творчества.
В начале XX века в России был настоящий
культурный ренессанс, религиозный, философский, художественный.
Но эти
культурные идеалистические течения начали терять связь с социальным революционным движением, они все более и более теряли широкий социальный базис.
Образовалась
культурная элита, не оказавшая влияния на широкие круги русского народа и общества.
В русском верхнем
культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры, появилась русская философская школа с оригинальной религиозной философией, был расцвет русской поэзии, после десятилетий падения эстетического вкуса пробудилось обостренное эстетическое сознание, пробудился интерес к вопросам духовного порядка, который был у нас в начале XIX века.
Люди русского
культурного слоя стояли вполне на высоте европейской культуры.
Ничего социально-реакционного в
культурном ренессансе начала века не было, многие его деятели даже определенно сочувствовали революции и социализму.
Культурный уровень не только средних революционеров, но и вожаков революции был не высок, мысль их упрощена.
Цитаты из русской классики со словом «культурный»
Но и в материалистическом народничестве, которое было вырождением нашего
культурного слоя, сказывается та же психология, что и в народничестве религиозном.
И все-таки нужно признать, что был разрыв между интересами высшего
культурного слоя ренессанса и интересами революционного социального движения в народе и в левой интеллигенции, не пережившей еще умственного и духовного кризиса.
В строгом европейском смысле слова в России почти что и нет культуры, нет
культурной среды и
культурной традиции.
Такие великие явления мировой культуры, как греческая трагедия или
культурный ренессанс, как германская культура XIX в. или русская литература XIX в., совсем не были порождениями изолированного индивидуума и самоуслаждением творцов, они были явлением свободного творческого духа.
Образование
культурной традиции означает высокую культуру, при этом являются не только творцы культуры, но и
культурная среда.
Ассоциации к слову «культурный»
Синонимы к слову «культурный»
Предложения со словом «культурный»
- Более того, читатель увидит, что идея о дефиците времени складывается под влиянием культурных ценностей, производства и потребления.
- – Задача воспитания состоит в ознакомлении учащихся с лучшими условиями и формами жизни культурных людей, в приучении их к правилам приличия, вежливости, чистоплотности и т. п.
- Были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «культурный»
Что (кто) бывает «культурным»
Значение слова «культурный»
КУЛЬТУ́РНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна, -рно. 1. только полн. ф. Прил. к культура (в 1, 2, 3 и 4 знач.). Культурный уровень населения. Культурные связи между народами. Культурные ценности. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова КУЛЬТУРНЫЙ
Афоризмы русских писателей со словом «культурный»
- Чем культурнее, тем несчастнее.
- Если революция не способна тотчас же развивать в стране напряженное культурное строительство, — тогда, с моей точки зрения, революция бесплодна, не имеет смысла.
- Политика неизбежна, как дурная погода, но, чтобы облагородить политику, необходима культурная работа, и давно пора внести в область злых политических эмоций — эмоции доброты и добра.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно