Неточные совпадения
Если возможен социализм (а он возможен лишь условно, так как он в значительной степени есть абстракция), то он может быть лишь результатом высокого развития производительных сил, интенсификации
культуры, лишь порождением
народного богатства, той избыточности, которая добывается творческой производительностью во всех сферах жизни.
Лучшие люди из «народа», из низшего трудящегося слоя, стремились к свету, к знанию, к
культуре, к выходу из
народной тьмы, они никогда не идеализировали «народа» и не поклонялись ему.
Народнические чувства и народническое сознание угашали творческие порывы, нравственно отравляли сами источники творчества духовной
культуры, так как в творчестве видели уклонение от исполнения долга перед народом или измену
народной правде.
Между мужиком и барином, простым работником и человеком высшей
культуры на этой глубине исчезает всякая противоположность, они общаются в духе, в духе
народном.
Народническое сознание лишь увеличивает пропасть между «народом» и «интеллигенцией», «народом» и «
культурой», ему не открывается духовная глубина
народной жизни, в которой исчезают все различия, связанные с социальными оболочками.
Традиционное русское народничество всегда было враждебно великому государству и великой
культуре, всегда требовало свержения ценностей во имя
народного блага и
народных интересов, истребления качеств во имя количества.
Народничество не верит в
культуру личности и не хочет с ней сообразоваться, оно верит лишь в
народный коллектив.
Можно ли сказать, что этот русский
народный коллективизм есть высшая ступень бытия, можно ли верить в то, что он опередил Европу, скованную нормами буржуазной
культуры?
Связывать рост
народного благосостояния с ростом производительности труда и с интенсификацией
культуры у нас всегда признавалось «буржуазным».
Крайний правый лагерь и крайний левый лагерь сходились в подозрительном и враждебном отношении к
культуре, одинаково идеализировали непросветленную
народную стихию.
Но русское православие не давало того закала личному и
народному характеру для жизни исторической и для создания
культуры, который на Западе давало католичество, а по-своему и протестантство.
Наше
народное религиозное воспитание не было благоприятно
культуре.
Но в глубине души
народной скрыты возможности высшей жизни, и возможности эти должны перейти в активное состояние через
культуру.
И прежде всего должен произойти радикальный переворот во всех оценках на духовных вершинах русского общества, поворот от идолопоклонства и идеализации
народной стихийности к преклонению перед ценностями и к творчеству духовной и материальной
культуры.
К XIX веку Россия оформилась в огромное, необъятное мужицкое царство, закрепощенное, безграмотное, но обладающее своей
народной культурой, основанной на вере, с господствующим дворянским классом, ленивым и малокультурным, нередко утерявшим религиозную веру и национальный образ, с царем наверху, в отношении к которому сохранилась религиозная вера, с сильной бюрократией и очень тонким и хрупким культурным слоем.
Неточные совпадения
— Мы,
народные социалисты, чистейшие демократы, не мыслим рост
культуры без участия деревни. Мы — не слепы и приветствуем развитие металлургии, ибо деревне нужны сельскохозяйственные машины. Лично я приветствую разрешение правительства ввозить чугун из-за границы по тарифу пониженному, дабы преодолеть чугунный голод…
Всякое идеализирование природно-стихийной
народной мистики враждебно
культуре и развитию.
Культура никогда не была и никогда не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т. е. национальная, индивидуально-народная и лишь в таком своем качестве восходящая до общечеловечности.
Мистике
народной стихии должна быть противопоставлена мистика духа, проходящего через
культуру.
Тут обнаружились моя способность к общению и беседе с людьми из
народной среды, чуждыми нашему образованию и
культуре, и симпатии этих людей ко мне.