Для классового социализма, претендующего на творчество новой культуры, фатально то, что все высшие ценности, ценности
духовной культуры, ценности «наук и искусств» созданы буржуазией в социально-классовом смысле.
Каждый самый ничтожный, самый низкий по своей
духовной культуре, по своей одаренности, по своему моральному обличью, почувствовал себя царем и самодержцем, ощутил себя носителем суверенной власти.
Неточные совпадения
Рабочий класс не создал никаких ценностей, не обнаружил никаких зачатков творчества новой
культуры, нового
духовного типа человека.
Пафос объективности ведет к более благородному пониманию социализма, как регуляции стихийных сил, т. е. прежде всего, как проблемы высшей
культуры и материальной, и
духовной.
Своеобразная трагедия русской революции — в развержении зияющей бездны, разделяющей и противополагающей мир труда
духовного, умственного, творческого, мир создателей ценностей
культуры и благ государства и мир труда материального, бескачественного, мир варварски враждебный всякой
культуре и всякому государству.
Горняя,
духовная борьба сложно вплетается в эту серединную материальную борьбу, и из этого серединного смешения необходимо выделить высшие и чистые
духовные начала и противопоставить торжествующей тьме и торжествующему хамству: но и самая высшая
духовная борьба в серединном царстве должна проявить себя, как борьба за творчество
культуры в объявшей нас тьме.
Народническое сознание лишь увеличивает пропасть между «народом» и «интеллигенцией», «народом» и «
культурой», ему не открывается
духовная глубина народной жизни, в которой исчезают все различия, связанные с социальными оболочками.
Эманации великого русского языка покоряли все народности, населяющие Россию,
духовной мощью своей заставляли признать русскую литературу своей литературой, вызывали сознание принадлежности к единой, великой
культуре Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого.
Православная церковь не только святыня для всякого верующего, но и великая ценность, великое
духовное сокровище русской
культуры,
духовная основа жизни русского народа.
Жалкое и низкое основание, на котором нельзя ничего строить, ни государства, ни
культуры, ни жизни хозяйственной, ни жизни
духовной!
И все будущее России зависит от подъема
культуры в крестьянстве,
духовной и материальной.
Народ должен подняться до более высокой
духовной и всяческой
культуры, в народе должна раскрыться человеческая личность, ее качества, ее ответственное творчество.
Совсем иной
духовный вес имеет, когда преодолеть
культуру, освободиться от ее тяжести и перейти к высшей жизни жаждет европейский человек, у которого каждая клетка проникнута священным преданием
культуры.
Широкие круги радикальной и социалистической интеллигенции в эти дни ужасает то, что торжествующий большевизм отдает русскую
культуру на погром и разграбление, что он отрицает литературу, отрицает
духовный труд и выбрасывает за борт всю интеллигенцию, весь культурный слой.
И прежде всего должен произойти радикальный переворот во всех оценках на
духовных вершинах русского общества, поворот от идолопоклонства и идеализации народной стихийности к преклонению перед ценностями и к творчеству
духовной и материальной
культуры.
В русском народе, не имеющем цивилизации, отвращающемся от серединного царства
культуры, отпадение от христианства влечет за собой падение всяких
духовных основ жизни, т. е. чистейший нигилизм.
Духовная основа русского государства, русского хозяйства, русской
культуры расшатана с необычайной легкостью.
Неточные совпадения
— «Русская интеллигенция не любит богатства». Ух ты! Слыхал? А может, не любит, как лиса виноград? «Она не ценит, прежде всего, богатства
духовного,
культуры, той идеальной силы и творческой деятельности человеческого духа, которая влечет его к овладению миром и очеловечению человека, к обогащению своей жизни ценностями науки, искусства, религии…» Ага, религия? — «и морали». — Ну, конечно, и морали. Для укрощения строптивых. Ах, черти…
Столь разнохарактерные явления, как империализм в политике и теософия в
духовной жизни, одинаково симптоматичны для тяготения к выходу за пределы европейской
культуры, к движению с Запада на Восток.
Можно желать братства и единения русских, французов, англичан, немцев и всех народов земли, но нельзя желать, чтобы с лица земли исчезли выражения национальных ликов, национальных
духовных типов и
культур.
Но вот грянула мировая война и разрушила призрак единой Европы, единой европейской
культуры, единого
духовного европейского типа.
Внутренне этот исторический поворот подготовлялся
духовным кризисом европейской
культуры, крахом позитивизма и материализма новейшего европейского сознания, разочарованием в жизни, жаждой новой веры и новой мудрости.