Неточные совпадения
В первом понимании
Дух есть благодатная
энергия, прорывающаяся из иного, божественного мира в наш мир, во втором понимании
Дух есть идеальная основа мира, разум, возвышающийся над чувственным миром.
Это не есть окончательное отрицание
духа, что было бы невозможно, а понимание его как физической
энергии, т. е. возврат к первобытным гилозоистическим представлениям.
Дух понимали как отвлеченность, отрешенность от мира, как реальность, противоположную реальностям мира, в то время как
дух есть
энергия, действующая внутри всех реальностей, хотя и пришедшая из более высокой сферы, и
дух конкретен и целостен, ничего не дробит и не отвлекает.
Дух означает здесь лишь объединяющую, оформляющую данную группу
энергию, которая может быть глубоко антидуховна.
Объективация
духа ведет к обуржуазиванию (в духовном смысле) и потому ведет к иссяканию творческой жизненной
энергии и активности.
Ляховский встретил известие о выходе Зоси замуж за Привалова с поразившим всех спокойствием, даже больше, почти совсем безучастно. Старик только что успел оправиться от своей болезни и бродил по водам при помощи костылей; болезнь сильно повлияла на его душевный склад и точно придавила в нем прежнюю
энергию духа. Одним словом, в прежнем Ляховском чего-то недоставало.
В общественной жизни все ведь — в силе, в
энергии духа, в характере людей и обществ, в их воле, в их творческой мысли, а не в отвлеченных принципах, формулах и словах, которым грош цена.
Неточные совпадения
У всякого в голове, конечно, шевелились эти мысли, но никто не говорил об этом и некогда было: надо было действовать — и действовали. Какую
энергию, сметливость и присутствие
духа обнаружили тут многие! Савичу точно праздник: выпачканный, оборванный, с сияющими глазами, он летал всюду, где ветер оставлял по себе какой-нибудь разрушительный след.
Здесь все в полном брожении теперь: всеодолевающая
энергия человека борется почти с неодолимою природою,
дух — с материей, жадность приобретения — с скупостью бесплодия.
Оправдание России в мировой борьбе, как и всякой страны, всякого народа, может быть лишь в том, что внесет в мир большие ценности, более высокого качества духовную
энергию, чем Германия, притязания которой на мировое владычество она отражает, что своим неповторимым индивидуальным
духом она подымает человечество на более высокую ступень бытия.
Важнее же всего сознать, что
дух совсем не есть реальность, сопоставимая с другими реальностями, например, с реальностью материи;
дух есть реальность совсем в другом смысле, он есть свобода, а не бытие, качественное изменение мировой данности, творческая
энергия, преображающая мир.
Он именно настаивал на том, что весь этот
дух реформ и исправлений слишком скоро принесет известные плоды; что, увидя эти плоды, возьмутся за ум и что не только в обществе (разумеется, в известной его части) пройдет этот новый
дух, но увидят по опыту ошибку и тогда с удвоенной
энергией начнут поддерживать старое.