Мы совсем не стоим перед дилеммой или признать подлинной реальностью объект, входящий в
субъект познания, или совсем отрицать реальность, разлагая ее целиком в ощущения и понятия, созидаемые субъектом.
Неточные совпадения
Но критика
познания ставит вопрос, в какой степени в то, что мы называем бытием, приходят продукты мысли, в какой степени активность
субъекта конструирует «бытие», которое потом представляется первичным.
Критика
познания означала раскрытие активности
субъекта в восприятии и
познании мира, она хотела определить, что привносится мышлением.
При этом остается непонятным, каким образом материальный объект может превратиться в
субъект, в интеллектуальное событие
познания.
Совершенно ошибочно признавать лишь два направления в теории
познания — реализм, для которого восприятие и
познание определяется целиком объектом как подлинной реальностью, и идеализм, для которого мир есть лишь создание
субъекта.
Реалистические критики идеализма, защищающие философию объекта, забывают, что активность
субъекта совсем не тождественна мышлению, что сам
субъект причастен бытию, экзистенциален, что через
субъект возможно подлинное
познание реальности.
Действительность в объекте зависит от
познания субъекта,
познание же зависит от действительности в самом
субъекте, от характера его существования.
Необходимо определить, что привносится в
познание творческим
субъектом.
Существование не может быть объектом познания, оно
субъект познания или, еще глубже, находится вне распадения на субъект и объект.
Счастье и несчастье исчезают: мы уже более не индивидуум, — он забыт, — а только чистый
субъект познания; мы существуем уже только как единое око мироздания, всякое различие индивидуальности уничтожается до того, что становится безразлично, принадлежит ли созерцающее око могущественному владыке или угнетенному нищему, смотрим ли мы на заходящее солнце из темницы или из дворца».
Неточные совпадения
Философ экзистенциального типа не объективирует в процессе
познания, не противополагает объект
субъекту.
Христианская философия есть философия
субъекта, а не объекта, «я», а не мира; философия, выражающаяся в
познании искупленности субъекта-человека из-под власти объекта-необходимости.
Я готов себя сознать романтиком вот по каким чертам: примат
субъекта над объектом, противление детерминизму конечного и устремление к бесконечному, неверие в достижение совершенства в конечном, интуиция против дискурсии, антиинтеллектуализм и понимание
познания как акта целостного духа, экзальтация творчества в человеческой жизни, вражда к нормативизму и законничеству, противоположение личного, индивидуального власти общего.
Меня никогда не интересовал объект,
познание объекта, меня интересует судьба
субъекта, в котором трепещет вселенная, смысл существования
субъекта, который есть микрокосм.
Но когда познающий
субъект направляется на самого себя как на предмет
познания, то возникают трудности, на которые много раз указывали и которые преувеличивали.