В отношении к вдохновению аскеза может играть двойную роль, она может сосредоточивать и направлять духовные
силы человека и этим благоприятствовать творческому вдохновению, но она может также пресекать всякое вдохновение, признавать его греховным и убивать творческие силы человека.
Неточные совпадения
В сложной истории раскрытия сущности духа философское и религиозное понимание духа были различны: философия понимала дух главным образом как разум, ум, религиозные же течения понимали дух как
силу высшей жизни, которая вдыхается в
человека Богом, т. е. понимали более целостно.
Фомы Аквината, дух есть прежде всего интеллектуальная
сила, через которую только и соприкасается
человек с бытием.
Пневма связана с народной верой в одержимость человеческой души демонами и богами, которые вдыхают в
человека свою
силу.
У гностиков, которые синкретически смешивали разные миры, разные мифы и идеи, пневма и духовна, и материальна, космические
силы господствуют над духом
человека, освобожденным христианством.
Все делает Дух, а не
человек, т. е. все делает
человек через Духа, получая Дух: Царство Божье приходит в духе и
силе.
Что на вершинах цивилизации и культуры
человек свободен от власти магии, от определяемости его судьбы космо-теллурическими
силами.
Тайны космической жизни как бы закрылись для
человека цивилизации, утратилась способность приобщаться к ним, но действие космических и теллурических
сил внутри
человека продолжается и сопротивляется духовности.
Высшая духовность вернула бы
человеку способность общения с тайнами космической жизни, но освободила бы его от детерминированности этими
силами.
Дух всегда означает, что
человек не раб, а господин космических
сил, но господин — друг и освободитель.
Творческую активность
человека вызвали новые космические
силы, до того не бывшие.
Техника для спасения
человека требует необычайной духовной напряженности и активности, необычайной
силы сопротивления.
Человеку нужно упражнение, нужна отрешенность и концентрация, чтобы он стал господином самого себя и стал способен с максимальной
силой выполнить поставленную себе цель, хотя бы спортивную.
С греховными страстями можно бороться пробуждением положительных, творческих духовных
сил в
человеке, направлением воли на высшие ценности.
Это есть неверие в возможность пробуждения в
человеке положительных духовных
сил.
Все это значит, что он враждебен пробуждению творческих
сил в
человеке.
Присущая
человеку сила Эроса может быть аскетически сосредоточена, очищена и напряжена для творчества, т. е. переключена, — вдохновение и творчество имеют эротическую природу, а может быть вытеснена, иссушена, умерщвлена, как грех.
Человеку внушено, и он сам себе внушал, что он не имеет внутренних духовных
сил для борьбы с грехом.
Тогда духовная жизнь представляется столкновением внешних для
человека сил, которыми он чувствует себя раздавленным.
Активность
человека есть лишь грех, т. е. ничто, свободы у
человека нет, творческой
силы нет.
Это одинаково может принимать характер обоготворения
человека и мира (открытый пантеизм) или признания
человека и мира раздавленным грехом, лишенным всякой свободы и творческой
силы (скрытый пантеизм).
Магия есть первоначальная техника
человека в борьбе с враждебными
силами, с духами и демонами, есть техническая власть и над самими богами.
Маркс был прав, когда учил, что основой исторического процесса является борьба
человека, соединенного с
человеком, т. е. социального
человека, со стихийными
силами природы.
— «Людей, говорит, моего класса, которые принимают эту философию истории как истину обязательную и для них, я, говорит, считаю ду-ра-ка-ми, даже — предателями по неразумию их, потому что неоспоримый закон подлинной истории — эксплоатация сил природы и
сил человека, и чем беспощаднее насилие — тем выше культура». Каково, а? А там — закоренелые либералы были…
И вот вместо твердых основ для успокоения совести человеческой раз навсегда — ты взял все, что есть необычайного, гадательного и неопределенного, взял все, что было не по
силам людей, а потому поступил как бы и не любя их вовсе, — и это кто же: тот, который пришел отдать за них жизнь свою!
Неточные совпадения
— Смотри, не хвастай
силою, — // Сказал мужик с одышкою, // Расслабленный, худой // (Нос вострый, как у мертвого, // Как грабли руки тощие, // Как спицы ноги длинные, // Не
человек — комар).
Что с великаном поделает // Хилый, больной
человек? // Нужны тут
силы железные, // Нужен не старческий век!
Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие
люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и
силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.
Дети, которые при рождении оказываются не обещающими быть твердыми в бедствиях, умерщвляются;
люди крайне престарелые и негодные для работ тоже могут быть умерщвляемы, но только в таком случае, если, по соображениям околоточных надзирателей, в общей экономии наличных
сил города чувствуется излишек.
— Опасность в скачках военных, кавалерийских, есть необходимое условие скачек. Если Англия может указать в военной истории на самые блестящие кавалерийские дела, то только благодаря тому, что она исторически развивала в себе эту
силу и животных и
людей. Спорт, по моему мнению, имеет большое значение, и, как всегда, мы видим только самое поверхностное.