Ларец Шкая. Мистический детектив

Юрий Еферин

Жанр мистического детектива. Действие книги происходит в 1973 году. Из Третьяковской галереи похищают картину. Несмотря на мировую известность похищенного полотна, выбор похитителей для всех выглядит более чем неоднозначным. Главный герой книги ищет картину с помощью милиции, криминала и сверхъестественных сил. В процессе расследования громкого преступления выясняется, почему была похищена именно эта картина, но эта информация приводит главного героя к ещё более загадочным поворотам… Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

Глава 4. Зеленый свет

Вилен был рад, когда Николай обращался к нему за помощью. Довольно однообразная преподавательская работа, как он сам выражался, «разъедала мозг». Дело в том, что Вилен по своему характеру был очень человеком деятельным. «Я Стрелец, знак энергичный и находящийся в вечном движении», — часто со смехом говорил он о себе. Было ли дело действительно в зодиакальном знаке (кстати, сам Вилен был абсолютно уверен, что характер определяется космическим созвездием, под которым рождается человек), либо сказалась генетика — неизвестно. Но вера в определенный зодиакальный код давала ему что-то вроде определенной внутренней психологической опоры, подпитывала импульс жизненного движения. Вилена интересовало все новое, и он никогда не закрывался от новых знаний. Если что-нибудь вдруг по-настоящему привлекало его интерес — это новое, как волна, накрывало его полностью, до тех пор, пока не появлялось ощущение, что он смог, он справился, он постиг, и тогда приходило время поставить точку и ждать новой «волны». Но это не было легкомысленным «сшибанием верхушек». Все, к чему тянуло, и это повелось еще с самого детства, носило, по его мнению, большую практическую целесообразность и являлось неотъемлемым «джентельменским набором» мужчины. Одним словом, ему было тесно в рамках преподавательской работы в вузе, пусть и столичном. Он часто ловил себя на мысли, что если бы в СССР была разрешена частная практика, то он, наверное, стал бы частным детективом, и представлял себя сидящим в кабинете, с трубкой, хотя и никогда не курил, разгадывающим сложные криминалистические головоломки. Вилен точно знал, откуда это в нем. Шерлок Холмс был одним из его любимых героев. Он помнил, как буквально «проглотил» все собрание сочинений Конан-Дойля, которое нашел в их домашней библиотеке. Потом появились комиссар Мегрэ, Пуаро, Огюст Дюпен и другие. Но первую ступень пьедестала всегда занимал только Холмс, умный и аристократичный сыщик с Бейкер-стрит. Еще в школьные годы после каждого прочитанного рассказа они с соседским мальчишкой Мишей, интеллигентным рыжим очкариком, мечтавшим поступить в «Первый мед» и поэтому идеально подходящим на роль доктора Ватсона, «раскрывали» в своих фантазиях придуманные ими же преступления. С тех пор прошло много лет. Рыжий очкарик стал доктором в «пироговке» и даже защитил кандидатскую диссертацию, а Вилен получил образование историка и обществоведа в МГУ и остался работать на кафедре отечественной истории, но любви к сыску не утратил.

«Так, — рассуждал он по дороге к метро, — без сомнения, целью был именно „Лиловый куб“. Но вот почему? Зачем воруют шедевры из музеев? Как правило, чтобы продать. Верно! Конечно, „Лиловый куб“ — это признанный мировой шедевр, но относящийся к довольно специфическому художественному направлению — супрематизму, которое мало кто понимает и принимает. Аудитория потенциальных ценителей мизерна. Да и публика эта вряд ли способна на организацию грабежа государственной галереи. Ну, а если кого-то будоражат философские экзерсисы в геометрии, легче просто заказать подобную картину или, на худой конец, нарисовать самому, это, в общем-то, не требует особых умений. Вот если бы грабители похитили, ну, скажем, Шишкина или Левитана, это было бы понятно. Лично я бы с удовольствием повесил у себя дома Врубеля — например, „Сидящего Демона“. Мне эта картина с детства нравилась. Да и ее главный персонаж Демон довольно необычен — дух не столько злобный, сколько страдающий, но при всем этом властный и величавый. Мне кажется, что по замыслу Врубеля он — образ силы человеческого духа, его внутренней борьбы, его сомнений. Хотя использование таких образов в своем творчестве, возможно, и привело художника к столь драматическому финалу, кто знает?»

Вилен вспомнил строки Лермонтова:

…Однообразной чередой.

Ничтожной властвуя землей,

Он сеял зло без наслажденья.

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья —

И зло наскучило ему.

«И зло наскучило ему», — задумчиво повторил он еще раз. В это мгновение яркая вспышка зеленого света на секунду ослепила его. От неожиданности Вилен чуть было не поскользнулся на самой проезжей части, но кто-то ловким движением успел подхватить его под мышку.

— Товарищ, осторожнее! — услышал он мужской голос. Голос был довольно необычный и чем-то напоминал звук горящего хвороста. — Вы, похоже, загляделись на мигающий светофор, так, не ровен час, и под машину недолго угодить. А сколько ведь еще надо успеть! А свет-то зеленый вот-вот погаснет.

Вилен действительно увлекся рассуждениями и только сейчас заметил прямо перед собой в сумраке вечерней Москвы мерцающий зеленый свет, на смену которому через мгновенье пришел красный.

— Спасибо, товарищ, — на автомате поблагодарил Вилен и повернул голову в сторону, откуда звучал голос, чтобы посмотреть на своего спасителя. Но рядом у перехода никого, кроме женщины с ребенком и двух студенток, не было. «Странно, — подумал Вилен, — куда же он делся? Как сквозь землю провалился!» Он продолжал вертеть головой по сторонам и всматриваться в темноту, пытаясь разглядеть фигуру человека с трескучим голосом. «Может, показалось? — пытался он найти объяснение странному обстоятельству. — Да нет же, я явственно слышал этот голос в левом ухе и до сих пор не прошло ощущение от чужой руки под левой подмышкой. Мистика, да и только!» — улыбнулся Вилен и, дождавшись очередного зеленого сигнала светофора, решительно шагнул на дорожную «зебру», едва виднеющуюся из-под утоптанного грязного снега, при этом негромко, почти одними губами, подгоняемый крепчающим вечерним морозом, повторял в такт своему движению: «Он сеял зло без наслажденья… Нигде искусству своему… Он не встречал сопротивленья… И зло наскучило ему…»

Перейдя дорогу, Вилен остановился, о чем-то на секунду задумался и обернулся назад в надежде все-таки увидеть своего спасителя. Но на другой стороне пешеходного перехода никого не было, только светофор несколько раз моргнул зеленым светом, словно говорил: «пока, до встречи», и переключился на красный.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я