Трансформирующие списки

Юлия Шкляева

Успех зависит от того, насколько мы знаем себя, свои сильные и слабые стороны, потребности и ограничения. Книга поможет вам пройти путь самоисследования, прольет свет на самые темные уголки и структурирует уже известное. Вы увидите, какие ограничения есть в вашей жизни, узнаете, как можно от них избавиться, и освободитесь от подсознательных установок, мешающих на пути к счастливой жизни. Книга поможет вам задать себе правильные вопросы, чтобы вы смогли дать себе честные ответы.

Оглавление

КТО Я

Делали когда-нибудь упражнение «Кто я»?

Если да, то многое из описанного в главе будет вам знакомо. Если нет, отлично — узнаете что-то новое.

Знать, кто я есть — это основа самоидентификации. То есть как мы себя видим, определяем, оцениваем. Идентифицируя себя, мы можем определить свое место в этом мире и в отношениях с людьми. Это как линейка, с помощью которой мы можем все измерить. Мы измеряем шкаф и стенку, куда хотим этот шкаф поставить. После чего делаем вывод, подойдет он на это место или будет слишком мал, велик. Так и с собой. Идентифицируя «кто я», мы можем ответить на вопрос, насколько мы сойдемся с этими людьми, работой, домом и так далее. Зная, из чего состоит наше я, мы знаем, что ему подходит.

Практика

Напишите 20 пунктов «Кто я». Никаких ограничений. Это может быть слово или несколько. Главное, чтобы каждый пункт отвечал на вопрос «Кто я». Продолжите чтение только после выполнения практики.

Посмотрите на свой список. Как много в нем социальных ролей? Здесь под социальной ролью я имею в виду характеристику, возможную только при наличии других людей. Сын, дочь, родитель, подчиненный, руководитель, друг и т. д. То есть мамой вы можете быть только при наличии детей. Нет детей — нет социальной роли матери. Женщиной или спортсменом вы остаетесь независимо от наличия или отсутствия каких-либо конкретных людей.

Вспомните про линейку. Насколько ей можно что-то измерить, если она способна измерять только при наличии каких-либо условий? Насколько вы себя можете идентифицировать, если это настолько сильно зависит от наличия других людей? Ваша оценка себя зависит не от вас самих, а от кого-то еще.

Уверена, этот список дался вам непросто. Обычно мы не задумываемся, кто мы. А если и появляются такие мысли, то самые простые ответы — руководитель, отец, сын и внук. И если вы зависли на каком-то пункте, например, на 14, то остаток вы скорее всего «добили» социальными ролями. Схалтурили, если откровенно.

Моя задача в этой главе — помочь вам ответить на вопрос «кто я». Поэтому давайте еще раз напишем этот список. Но на этот раз говоря исключительно о себе, а не о своих отношениях с другими людьми.

Практика

Напишите заново список «Кто я» из 20 пунктов, но на этот раз без социальных ролей. У вас могут дублироваться характеристики из первого, это нормально. Главное, чтобы они определяли вас как личность.

Сложно вот так взять и определить себя не через призму отношений с другими людьми. С детства родители относятся к нам как к своим детям. Будем честны, кто воспринимает своих детей как отдельных личностей? Вне контекста нас самих. Даже если мы не пытаемся реализовать через детей свои несбывшихся мечты, мы все равно возлагаем на них ожидания и надежды. И наоборот — мы зачастую себя не отделяем от наших детей. Если на родительском собрании сына ругают, нам стыдно. Если хвалят — мы гордимся. Это здоровый природный механизм, когда родители в первые годы сливаются с детьми для их выживания. Но в дальнейшем наша задача — сепарироваться. Сепарироваться от своих родителей и от своих детей. Но в нашем обществе процесс отделения личности настолько поломан, что это зачастую не происходит. С самого детства мы занимаем социальную роль и уже не выходим из нее. Затем школа: ты же отличница, как ты могла бегать по коридорам?! Держи сразу две социальные роли — ученица и отличница. Никто же не задумывается, что ты — интеллектуал и спортсмен в одном флаконе. То есть теле. Нет! У тебя есть социальная роль, которая ограничивает проявление характеристик твоего я. Причем социальная роль имеет определенный социумом, не тобой, набор характеристик. В ней вы ведете себя в соответствии с ожиданиями, а не своим Я. Университет, работа, дети, родители, друзья, общественная деятельность…

В итоге всего этого мы воспринимаем себя как набор ролей, чье поведение определяется представлениями общества об этих ролях. Мама должна ругать сына за двойки по математике, ведь хорошая мать заботится о благополучии своего ребенка. Но что если он в первую очередь не сын и ученик, а творец? Нужна ему пятерка по математике? И что если женщина в первую очередь не мама, а тонко чувствующая натура? Что ей будет важнее — чтобы сын получил пятерку по математике или чтобы он реализовал свой талант?

Определив «кто я» вы можете действовать опираясь на свою личность. Определяя себя социальными ролями, вы можете действовать только на основе сложившихся в обществе представлений как вести себя в этой роли.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я