Как о себе? О самопрезентациях в социальных сетях. Книга-практикум по вербальному имиджу

Юлия Денисова, 2023

Это книга-практикум по созданию постов-самопрезентаций в социальных сетях. Автор ёмко и на примерах объясняет, как через текст вызывать доверие у читателей. Как увлекать историями о себе, не превращая их в резюме и биографию.Опираясь на предложенные рекомендации и задания, специалисты смогут грамотно и живо презентовать себя в Сети. Книга полезна как начинающим специалистам пока без ярких достижений и списка регалий, так и уже опытным профессионалам, которым важно привлекать клиентов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как о себе? О самопрезентациях в социальных сетях. Книга-практикум по вербальному имиджу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

На что опираться, составляя самопрезентацию?

Обычно когда мы представляемся, то перечисляем свои социальные характеристики: образование, место работы, семейное положение. Называем то, что указано в паспорте, дипломе и трудовой. Эти данные вроде как дают общее представление о человеке. При этом их порой ничтожно мало, чтобы сориентироваться, а будет ли близка манера и подача автора, действительно ли стоит тратить время на знакомство с ним. В этой главе разберём, что стоит включать в самопрезентацию и на что можно опираться, отбирая факты про себя.

Опирайтесь на контекст

Если бы вместо чтения книги вы сейчас оказались на моей лекции по самопрезентациям, то следующий абзац я бы предложила выписать в блокнотик и взять в рамочку. Такая уж у меня профессиональная деформация, извиняйте. Преподавателю во мне хочется, чтобы самое важное не ускользнуло. Итак, мысль следующая:

«Кто и где будет читать ваш текст — это важный ориентир, который во многом и определяет, что и как о себе рассказывать».

Частенько замечаю, как один и тот же заготовленный текст про себя пуляют везде. И на личной страничке, и в чатах обучения, и в комментариях другого блога, где разрешили нетворкинг. Возможно, в моменте это экономит время, но если действие не приносит должного эффекта, стоит ли вообще напрягаться.

Обстоятельства знакомства — значимый компонент, который стоит учитывать. Прежде чем расчехлять заготовленные посты о себе, хорошо бы вникнуть, а разрешено ли крепить ссылку на свои ресурсы, а какой лимит по объёму, а какая часть текста будет видна — только верхушка или сразу целиком. Сюда же вопросы про аудиторию: насколько глубоко они знакомы с вашей деятельностью, какое впечатление на них хочется произвести, каким образом может продолжиться ваше знакомство в Сети. Всё это повлияет на содержание поста и его подачу.

Опирайтесь на задачу

Иногда текст о себе нужен, чтобы зацепить внимание людей и увести их на свои площадки. Иногда для того, чтобы пояснить, какой опыт и результаты у вас уже имеются, чтобы предлагать другим свои платные услуги. Иногда текст о себе — способ привлечь близких по духу, с которыми, возможно, сложится дружба или сотрудничество.

Всякий раз до нажатия кнопки «опубликовать» стоит задаться вопросами: «Кто те люди, которые увидят мой текст?», «На какую реакцию я рассчитываю?», «Чего хочу получить?», «На что мне в таком случае стоит обратить внимание?»

Опирайтесь на свою натуру

Тексты о себе могут работать как радиостанция, издавая сигналы, которые привлекают нужных и созвучных нам людей. Для этого помимо перечисления твёрдых фактов о себе стоит подсвечивать свою манеру и стиль. И вот здесь начинается любопытное.

Для того чтобы дать понять, какой вы по натуре человек, с этим стоит прежде самому разобраться. А с пониманием себя есть загвоздка, которая ёмко отражена в поговорке: «Рыба последняя узнаёт о воде». Это значит, что свои преимущества и привлекательные особенности мы не всегда хорошо сами осознаём. Почему так происходит? Не потому, что у нас плохо развиты саморефлексия и самоанализ. Дело в том, что мы к себе привыкаем, и многие наши качества и умения кажутся нам встроенными по умолчанию, обыденностью. Мы выбираем похожих друзей, что тоже создаёт ощущение, будто и остальные люди ведут себя примерно так же. Однако, если выводить среднюю температуру по больнице, окажется, что то, что мы умеем, умеют далеко не все. То, как мы делаем то, что умеем, другие делают иначе.

В психологии есть термин «Окно Джохари». Название такое, потому что визуально эта матрица похожа на окошко: четыре квадратика расположены рядом друг с другом. Разработали эту матрицу психологи Джозеф Люфт и Гарри Ингхэм в середине XX века, когда исследовали групповую динамику. Схема отражает соотношения самосознания человека и того, как его видят окружающие. В соответствии с матрицей «Окно Джохари», у каждого человека есть четыре зоны: «открытая», «слепая», «спрятанная», «неизвестная». Разберём быстренько каждую, и я поясню, как это знание помогает делать самопрезентации более точными.

В «открытой зоне» находятся данные и качества, известные самому человеку и его окружению. Например, вы знаете моё имя и фамилию, потому что они были на обложке книги. Знаете о моём преподавательском опыте, потому что я об этом открыто рассказала.

В «спрятанной зоне» находятся данные и качества, известные человеку, но неизвестные окружающим. Иногда эта неизвестность объяснима степенью близости с человеком, иногда — осознанным желанием скрыть что-то о себе. Скрыть не только для того, чтобы показаться краше, чем есть. Бывают такие сферы жизни, которые в принципе не хочется с кем-то обсуждать, выносить на публику. Это совершенно естественно. При этом вполне вероятно, что через время решение может поменяться, и то, что было в «спрятанной зоне», перейдёт в «открытую». Например, пока от вас, читателей, скрыто, сколько часов ушло у меня на создание книги и как я нашла иллюстратора, которая оформила обложку.

В «неизвестной зоне» находятся качества, не известные ни самому человеку, ни окружающим. Так происходит, потому что пока не случалось ситуаций, которые бы всё прояснили. Например, ни вы, ни я сама не знаем, как я буду реагировать на негативные отзывы по поводу книги. Буду ли лить слёзы в подушку или стану защищаться, отнесусь спокойно или порадуюсь — кто знает. Пока можно только предполагать и гадать. Когда это произойдёт, тогда и станет известно.

И самое любопытное — это «слепая зона». В ней находятся качества человека, которые известны окружающим, но неизвестны ему самому. При этом знания других о нас самих могут быть крайне полезными при работе над самопрезентацией.

Для того чтобы уменьшить «слепую зону», стоит тренировать «замечательный взгляд». Такое выражение использует мой тренер по речи. Это такой взгляд, когда мы нацелены замечать происходящее: внимательнее присматриваться к отзывам, обращать внимание на содержание комплиментов, вслушиваться в вопросы, которые нам задают. Отклики других — способ узнать, чем вы уже умело их привлекаете. Возможно, порой даже не подозревая об этом.

Если другие не особо щедры на обратную связь, можно инициировать такие разговоры. Прямо спрашивать самому. Вот примеры вопросов, которые можно задать: «Чему у меня можно поучиться?», «Какие мои качества вызывают уважение?», «Как вам кажется, чего бы стало больше и чего бы стало разительно меньше, если бы я вместо вас занимался вашим делом?»

Отмечу, что выбор людей, к которым стоит идти за обратной связью, тоже важен. Прислушиваться стоит к тем, кто расположен к нам и способен на конструктивное общение. Иногда полезными бывают мнения тех людей, кто не знает нас близко. Они могут озвучить те гипотезы, которые приходят в голову и другим при знакомстве с нами. Так, например, какой-то человек может казаться строже и холоднее, чем есть на самом деле. Или, например, слишком юно выглядеть на фотографиях, из-за чего информация про большой стаж может вызывать сомнения. Это всё можно отражать в самопрезентациях. Так, например, и написать: «Говорят, на фотографиях я выгляжу скорее как студент юридического, а не как опытный адвокат. Что ж, спасибо родителям за хорошие гены и фотографу за удачные ракурсы на съёмке. В профессии я действительно уже 10 лет. Сразу после университета устроился помощником адвоката в юридическое бюро. Увлекся работой. Рос по карьерной лестнице. Перед пандемией решился на создание своего агентства. Теперь вот big boss».

Знания о своей натуре стоит использовать в текстах о себе. Через подбор слов можно дать читателям понять, как вы привыкли общаться и мыслить. Там, где это допустимо, можно не сдерживать себя и добавить острого словца, шутку, образное сравнение.

Покажу пример. Допустим, ваш твёрдый факт о себе, который вы готовы озвучить, такой: «У меня больше 25 лет опыта». При этом по натуре вы человек весёлый, самоироничный. Тогда к факту об опыте тут же следом или в скобках можно добавить что-то вроде: «И я всё ещё в строю, песок не сыпется» или «Представляете? Четверть века! Мама дорогая, как звучит-то».

Ещё хорошая идея — цитировать своих клиентов или учеников, рассказывая о себе. Это, с одной стороны, покажет ваш опыт, а с другой — даст новым людям возможность узнать себя в этих формулировках. Например, «Говорят, что, даже если бы я учила варить макароны, это всё равно было бы про знакомство со своей изнанкой и потерю страхов».

Выводы по главе

Использовать одну и ту же самопрезентацию везде не стоит. Лучше каждый раз сверяться с задачей и контекстом: для кого, где и для чего публикуется текст.

Опора на свою натуру помогает точнее рассказывать о себе и привлекать близких по духу читателей и клиентов. В знакомстве с собой помогает не только саморефлексия, но и открытый диалог с другими, сбор обратной связи.

Вопросы для размышлений

Вспомните, как вас чаще всего характеризуют окружающие. Какие качества и умения особенно выделяют?

Есть ли в вас достоинства, которые не явно отражены в ваших текстах о себе? Каким образом это можно было бы изменить? Что тогда стоит добавить, а от чего смело отказаться?

Практическое задание

Попробуйте составить свою матрицу «Окно Джохари». Если потребуется, запросите обратную связь о себе от других. Что из того, что оказалось в «неизвестной зоне», пора перенести в «открытую»?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как о себе? О самопрезентациях в социальных сетях. Книга-практикум по вербальному имиджу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я