Как о себе? О самопрезентациях в социальных сетях. Книга-практикум по вербальному имиджу

Юлия Денисова, 2023

Это книга-практикум по созданию постов-самопрезентаций в социальных сетях. Автор ёмко и на примерах объясняет, как через текст вызывать доверие у читателей. Как увлекать историями о себе, не превращая их в резюме и биографию.Опираясь на предложенные рекомендации и задания, специалисты смогут грамотно и живо презентовать себя в Сети. Книга полезна как начинающим специалистам пока без ярких достижений и списка регалий, так и уже опытным профессионалам, которым важно привлекать клиентов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как о себе? О самопрезентациях в социальных сетях. Книга-практикум по вербальному имиджу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Почему так непросто рассказывать о себе?

Почему обычная просьба представиться может вызывать холодок по спине? И что такого знают и умеют те, кто спокойно и с удовольствием себя презентует? Над этими вопросами я размышляю уже несколько лет, изучая исследования и лично знакомясь с разными специалистами. Из-за чего же бывает непросто себя презентовать? Если говорить общо, причин две.

Первая, скорее всего, прозвучит очевидно — дело в неуверенности. Рассказ о себе даётся с трудом, когда есть страх проявляться, быть громким и заметным. Скорее всего, вы уже догадываетесь про корни этого страха: всё идёт из детства. Да, да, ничего нового.

Вторая причина — в нехватке практики. Вполне себе может быть, что с уверенностью у человека всё в порядке. А вот ситуаций, когда ему приходилось бы обстоятельно рассказывать о себе, было не так много. Ещё не сформирован, не отточен навык отбирать нужные факты биографии, а потом заворачивать их в точные формулировки.

С неуверенностью и небольшим опытом самопрезентаций при желании можно разобраться. Прямо сейчас включаю свой фонарик и зову вас на обзорную экскурсию. Подсвечу моменты, которые позволят осмыслить собственный опыт знакомств с другими и иначе взглянуть на тексты о себе.

Дело в багаже

В филологии есть такое понятие, как языковая картина. Это исторически сложившийся способ восприятия мира, который отражён в языке. Сюда, например, относят пословицы, поговорки, фразеологизмы, анекдоты, басни.

Если присмотреться к русским народным сказкам, можно обнаружить десятки сюжетов, где главный герой отличается скромностью. Он умалчивает о своих добрых делах и получает за это поощрения. Например, кроткая падчерица-красавица выходит замуж за любимого. Да не абы за кого, а за самого принца или короля. А вот самовлюблённых героев, жаждущих внимания и признания, обычно ждёт незавидный финал: они остаются без даров или даже гибнут.

В русском фольклоре есть множество фраз, которые не просто намекают, а прямо кричат о том, что заявлять о себе — это ай-яй-яй как плохо. Скорее всего, вы их тоже слышали. Перечислю лишь несколько подобных: «Я — последняя буква в алфавите», «Скромность всякому к лицу», «Хвастать — не колёса мазать», «Корона не жмёт?», «Кто скромнее, тот и умнее», «Славен человек не словами, славен делами», «Коли хорош — не хвастайся, и так заметят», «Не тот дурак, кого люди хвалят, а тот, кто сам хвалится», «Всякая жаба сама себя хвалит».

Когда слышишь эти утверждения с детства, они воспринимаются как аксиома. Складывается представление, что говорить о себе стыдно и небезопасно. Может казаться, что любое проявление себя — это выпендрёж и хвастовство. А зазнаек и выскочек обычно дразнят, высмеивают и сторонятся. Стоит ли рисковать? Так получаются скупые описания о себе, за которыми не проглядывается натура человека. Дежурные тексты, которые не пробуждают симпатии к его автору.

Нехватка практики

Вне социальных сетей мы, конечно же, тоже знакомимся и рассказываем о себе Только происходит это обычно один на один, в диалоге. Либо при таких обстоятельствах, когда много говорить о себе и не нужно, потому что сам контекст уже вносит какую-то ясность. Например, пришли с ребёнком на детскую площадку. Рядом на скамейке другая мама. Пока малыши копошатся в песочнице, происходит незатейливая беседа о погоде, сопельках, походах к логопеду. Как видите, захватывать внимание собеседницы не нужно, рассказывать о своих преимуществах тоже необязательно.

В реальной жизни мнение о человеке у нас складывается не только из содержания его речи. Поведение, голос, одежда помогают сориентироваться, кто перед нами. Картинка получается объёмная. Через социальные сети объяснять себя сложнее. Часто неудачно выбранное фото или шаблонно написанный текст искажают впечатление об авторе.

Тексты в социальных сетях призваны привлекать людей, вызывать отклик, интерес и доверие к автору, чтобы находить близких по духу людей и клиентов. Это на детской площадке неудобно отвернуться от человека и резко прекратить знакомство. В социальных сетях это делается мгновенно. Скучное вступление? Взмах пальцем — и пост улетел. В него не то что не вчитались, а даже не открывали.

Как научиться удерживать внимание в социальных сетях? Начать изучать чужие самопрезентации. Тренировать насмотренность. Через анализ таких постов постепенно складывается понимание, что котируется, какой объём текста допустим, на чём можно делать акцент. Для большей эффективности я советую изучать самопрезентации в разных социальных сетях, а не только в той, куда вы чаще заглядываете. Это избавит от «самопрезентационной зашоренности». Сейчас поясню, что это значит.

Например, в социальной сети TenChat рассказы о себе часто выглядят как публичная доска почета. Площадка преподносится как сообщество для деловых связей, поэтому и тексты для знакомства там в основном состоят из перечисления наград, регалий, званий. При заполнении профиля новым пользователям сразу демонстрируют пример самопрезентации. Предлагают указать, в какой топ вы входите, в каких конкурсах одержали победу. Что же случится, если ориентироваться только на такую подачу? Можно сильно приуныть, если орденов и медалей маловато. Не каждый хороший специалист участвует в конкурсах, не каждый возглавляет какой-нибудь рейтинг. Но ведь ударить лицом в грязь нельзя. Нужно тоже как-то доказывать свою полезность и значимость. Так получаются тексты, нашпигованные цифрами и перечнями всевозможных документов. Помните шутку про конкурс «Русский медвежонок»? Мол, где-то же грамота за участие в нём должна пригодиться, вот, прикладываю. Иногда текста и правда вовсе нет. Вместо него выкладывают веер своих дипломов и сертификатов.

На других площадках в тренде могут быть иные форматы. Например, где-то более привычно рассказывать о себе через историю становления — а-ля «из грязи в князи» или «Золушка». Начинают с погружения в точку «А» и, смакуя, перечисляют все препятствия на пути. При этом чей-то вход в профессию действительно мог складываться непросто, с выкрутасами. Однако так бывает не у всех. Кому-то удаётся определиться с делом жизни со студенчества, и особых кочек потом на пути не встречается: практика, практика, практика. В личной жизни тоже всё ровненько, без драмы. Если в таком случае пытаться уложить себя в «историю Золушки», можно вызвать комический эффект.

А ведь помимо социальных сетей есть и другие онлайн-площадки, где происходят знакомства: конференции, марафоны, курсы, стендап-выступления. Мы можем присматриваться к тому, как другие рассказывают о себе, и брать на заметку какие-то находки. В этой книге я собрала десятки любопытных примеров самопрезентаций, которые тоже могут стать источником вдохновения.

Когда мы видим разные способы презентации себя через тексты, складывается понимание, что вариантов рассказать о себе множество. Нет правильных и неправильных. Тогда у нас появляется возможность выбирать ту подачу, которая резонирует. Увереннее опираться на свою натуру, на актуальные задачи. При этом слепо ориентироваться на тех, у кого уже есть яркие отклики на тексты в социальных сетях, не стоит. Они-то пишут о себе. Это значит, «списать» не получится. Даже если взять структуру текста и несколько формулировок, всё равно придётся добавлять многое про себя. Для этого надо чётко понимать, какой вы человек, за что вас ценят другие, в чём вы хороши и как, самое главное, вот это вот всё красиво преподнести. Об этом и поговорим в следующих главах книги.

Выводы по главе

Сложности с текстом о себе могут быть из-за неуверенности и из-за небольшого опыта в создании обстоятельных самопрезентаций.

Управлять впечатлением о себе через социальные сети сложнее, потому что неудачно подобранная подача может исказить образ автора.

Изучение чужих текстов о себе развивает насмотренность. Это помогает научиться отбирать ту подачу, которая ближе и органичнее.

Вопросы «на подумать»

Как в вашем детстве и юности относились к ребятам, которые открыто говорили о своих умениях и победах?

Случались ли у вас такие знакомства в интернете, когда в реальной жизни человек оказывался интереснее или, наоборот, скучнее, чем в Сети? Как полагаете, почему такое происходило? Повлияло ли на ваше первое впечатление то, как была оформлена страница в социальной сети незнакомца?

Задание «на поделать»

Представьте, что к вам за помощью обратился дорогой вашему сердцу человек. Он намерен завести блог и привлекать клиентов через социальные сети. Одна проблема: ему страшно рассказывать о себе. При этом вы точно знаете, что он толковый специалист, цены не ломит, по отношению к другим ведёт себя этично. Вот только расхваливать себя ему как-то неловко. Какое напутствие вы бы ему дали?

Теперь присмотритесь к своему совету. Подумайте, а если вы сами ему последуете, поможет ли это увереннее, с достоинством рассказывать другим о себе? Что, если почаще быть для самих себя тем самым добрым другом, который всегда за вас?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как о себе? О самопрезентациях в социальных сетях. Книга-практикум по вербальному имиджу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я