Я всегда прав на дороге. Юридическая грамотность автомобилистов

Ю. А. Панченко, 2020

Книга – юридический помощник для каждого автолюбителя. Законы, правила и ГОСТы даны простым языком с реальными примерами из жизни. Инструкции помогут отстоять свою правоту в разговоре с инспектором ДПС, а если проблемы все же возникнут, можно будет спасительные формулировки из книги переписывать прямо в протоколы. Проблемы, с которыми вы теперь легко справитесь: • Вас засекли автоматические камеры: основания и процедура подачи жалобы; • Вы проехали на красный свет: что делать; • Алкотестер показал, что вы пьяны, хотя вы не пили: как трезвому не остаться без прав; • Вы выехали на встречную полосу: как противостоять обвинениям; • Вы решили внести изменения в конструкцию: как это сделать правильно; и многое другое. Ссылаясь на закон, всегда важно знать, где об этом написано. Книга позволяет легко и быстро находить правильные ответы с готовыми ссылками на законодательство.

Оглавление

Из серии: Правила Дорожного Движения (Эксмо)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я всегда прав на дороге. Юридическая грамотность автомобилистов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

15. Нарушение зафиксировано камерой, работающей в автоматическом режиме

«Перехват-Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки».

М. Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города».

В случае фиксации правонарушения камерами, работающими в автоматическом режиме, штраф выписывается на собственника автомобиля, — ст. 2.6.1 КоАП. См. п. 27 ППВС № 20 от 25.06.2019.

Согласно п. 5 ст. 3 закона «Об автомобильных дорогах»[19] автоматические камеры относятся к «элементам обустройства». Согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 закона «О государственно-частном партнерстве»[20] элементы обустройства дорог могут быть объектами договора государственно-частного партнерства. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 закона «О концессии»[21] элементы обустройства дорог могут быть объектами договора концессии. То есть признание автоматических камер «элементами обустройства» позволяет частным структурам закупать их, фиксировать с их помощью правонарушения и передавать информацию в ГАИ для вынесения постановлений.

Согласно п. 10 ст. 3 закона «Об ОДД» элементы обустройства, предназначенные для обеспечения ОДД, обозначены в данном законе как «технические устройства». И для всех технических устройств, и автоматических камер в том числе, выделяем два момента:

● согласно п. 7 ст. 11 закона «Об ОДД»: «Размещение на дороге технических средств ОДД, не предусмотренных документацией по ОДД, не допускается».

● согласно п. 1 ст. 9 закона «Об ОДД» все технические устройства, и в том числе автоматические камеры должны, отвечать требованиям законодательства о техническом регулировании.

Под документацией закон «Об ОДД» понимает КСОДДы и ПОДДы, — см.8 Схемы и проекты. Если установка камер, в том числе переносных, не предусмотрена документацией, то их применение незаконно.

В отношении переносных камерам уместная аналогия с временными знаками. Установка временных знаков не предусмотрена КСОДДами и ПОДДами. Но ПОДДы с указанием установки временных знаков разрабатываются при ремонте дорог. А применение временных знаков без разработки ПОДДов при краткосрочных работах закреплено в законодательстве, — см.8 Схемы и проекты. Ничего подобного для переносных камер в законодательстве нет.

Кстати, согласно ГОСТ Р 57145–2016: «4.3 Места установки стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации должны быть отражены в проектной документации по организации дорожного движения и согласованы в установленном порядке.

Места установки передвижных технических средств автоматической фотовидеофиксации должны быть согласованы в установленном порядке».

Таким образом, информация о нарушении, полученная с помощью автоматической камеры, установка которой не предусмотрена ни КСОДДами, ни ПОДДами, получена незаконна, и в силу ч. 3 ст. 26.2 и ст. 1.6 КоАП не может быть использована в качестве доказательств правонарушения.

Упоминание в п. 1 ст. 9 закона «Об ОДД» «требований законодательства о техническом регулировании» означает, что камеры должны отвечать требования какого-то технического регламента, — см.7 Технические регламенты и стандарты.

На сегодняшний день в данном контексте уместно говорить только о техническом регламенте «Безопасность автомобильных дорог». Согласно п. 7 ст. 2 технического регламента камеры являются «элементами обустройства», и по п. 4 ст. 1 камеры являются объектами, на которые распространяются требования технического регламента. Собственно, на этом все и заканчивается. Никакой дальнейшей конкретизации в регламенте нет.

Утверждение, раз требования в техническом регламенте для автоматических камер не прописано, следовательно, можно применять любые камеры, не выдерживает критики, так как законом «О техническом регулировании» предприятиям-изготовителям предоставлено право самостоятельно разработать соответствующие стандарты, — см.7 Технические регламенты и стандарты.

Таким образом, применение автоматических камер, пока к ним не будут прописано требования, — незаконно. Соответственно, как было сказано выше, привлекать водителей к ответственности на основании полученной с них информации недопустимо.

15.1. Определение «автоматический режим»

Нам никто не мешает перевыполнить наши законы.

Виктор Черномырдин

«Под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.

С учетом того, что событие административного правонарушения характеризуется в том числе местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию», — п. 26 ППВС № 20 от 25.06.2019.

1. Человек не должен участвовать в выявлении события правонарушения. Только тогда разрешается вынести постановление в отношении собственника транспортного средства, — ст. 2.6.1 КоАП.

2. Если инспектор просматривает материалы, полученные камерой, и на их основании выносит решение о наличии события правонарушения, то ни о каком автоматическом режиме речи не идет. Следовательно, выносить постановление в отношении собственника противоправно, и инспектор обязан установить личность водителя, сидевшего за рулем, для чего обязан начать административное расследование, — п. 26 ППВС № 20 от 25.06.2019.

Другими словами, инспектор имеет право только забраковать решение о нарушении ПДД, принятое камерой.

3. С учетом вышесказанного, «если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется», — п. 26 ППВС № 20 от 25.06.2019. Например, при получении записи с телефона инспектор обязан установить личность водителя, который был за рулем автомобиля в момент фиксации нарушения.

4. Из текста самого постановления об административном правонарушении должно однозначно следовать, что решение о наличии события правонарушения принимала именно автоматика. И здесь — правовой пробел. Порядок перевода информации с автоматических камер в готовое постановление об административном правонарушении нигде не прописан. И работники ГАИ стараются, кто во что горазд.

5. Автоматические камеры без вмешательства человека должны в автоматическом режиме включать в материалы время и место фиксации правонарушения. С заведением места фиксации правонарушения в ручном режиме вместо автоматического определения координат еще можно согласиться. Но измерение времени должно проводиться самим автоматическим комплексом, то есть он должен быть специальным техническим средством измерения времени.

6. В п. 26 ППВС № 20 отмечено: «В описании типа средства измерения должны быть определены метрологические характеристики, раскрыт алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, определен перечень выявляемых правонарушений».

Наибольший интерес вызывает фраза «алгоритм работы».

Например, программное обеспечение, получив данные от радара, вычисляет реальную скорость в зависимости от заложенного в него угла установки камеры, — см.15.8 Угол установки фоторадарного датчика. Другой пример, программа определяет проезд Стоп-линии на красный сигнал светофора по двум снимкам с определенной разницей по времени.

Все тонкости работы программного обеспечения должны быть отражены в документации. Уместно при этом использовать алгоритмы, заложенные в стандарты на автоматические камеры. Наибольший интерес на сегодня вызывает алгоритм выявления в автоматическом режиме правонарушения «не уступил дорогу пешеходу».

15.2. Стандарты на камеры

В плане требований к автоматическим камерам и правилам их применения нас интересуют два ГОСТа. На их титульном листе написано «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото — и киносъемки, видеозаписи, для контроля за дорожным движением», и далее специализация:

1. Для ГОСТ Р 57144–2016 — «Общие технические требования».

2. Для ГОСТ Р 57145–2016 — «Правила применения».

Проанализировав законодательство и данные ГОСТы можно сделать следующие выводы.

1. Обязательными для применения любые ГОСТы на сегодня не являются — см.7 Технические регламенты и стандарты

Однако, ГОСТ Р 57144–2016 содержит технические и метрологические требования к автоматическим камерам, и с силу п. 1 ст. 9 закона «Об ОДД» разделы 5 и 6 ГОСТ Р 57144–2016 обязательны для применения.

В перечень обязательных стандартов ГОСТ Р 57144–2016 и ГОСТ Р 57145–2016 полностью или частично будут внесены, поскольку, в первую очередь ГОСТ Р 57145–2016 определяет безопасные места установки камер на дороге, — п. 6.9, п. 6.11, 6.13 и 6.14.

Применение камер, не отвечающих требованиям приведенных стандартов, станет незаконным.

Кстати, если место установки камеры не отвечает требованиям безопасности, то она должна быть немедленно убрана, — п. 66 «Административного регламента» и п. 81 «Административного регламента по соблюдению стандартов»[22], — Приказ МВД № 380 от 30.03.2015, при этом составляется акт, — п. 86 данного регламента.

2. Согласно п. 78 «Административного регламента» при применении средств автоматической фиксации соблюдение требований ГОСТ Р 57145–2016 обязательно. Но в п. 4.1 ГОСТ Р 57145–2016 записано, что на дороге разрешается применять только автоматические камеры, которые соответствуют ГОСТ Р 57144–2016.

Автоматические камеры повсеместно переводят в собственность государственных органов или муниципалитетов, а эксплуатирует их непосредственно ГАИ. Следовательно, в документации на все камеры должна быть отметка соответствия ГОСТ Р 57144–2016, и на все камеры инструкции по применению должны быть приведены в соответствие с ГОСТ Р 57145–2016.

3. Применение стандартов при закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд является обязательным, — п. 4 ч. 2 ст. 2 закона «О стандартизации», — см.7.1 Заинтересованность в применении ГОСТов.

И любой чиновник предпочтет перестраховаться и указать в техническом задании на закупку максимальное количество всех возможных ГОСТов. Поскольку ГОСТ указан в техническом задании, то при заключении договора на поставку применение стандарта становится обязательным, — п. 8.3 ГОСТ Р 1.0–2012 «Стандартизация в РФ. Основные положения».

4. Согласно п. 6.5.5 ГОСТ Р 57144–2016: «Аппаратно-программное обеспечение технических средств автоматической фотовидеофиксации должно исключать или забраковывать результаты измерений в случаях несоответствия значений влияющих величин, характеризующих внешние воздействия, требованиям 6.2».

В п. 6.2 сразу смотрим п. 6.2.1, в котором говорится, что значение влияющих величин, характеризующих климатические и механические воздействия в рабочих условиях применения, должно соответствовать ГОСТ 22261–94 «Средства измерений электрических и магнитных величин. Общие технические условия». В данном стандарте смотрите п. 4.3, 4.4 и 4.9, где говорится о «влияющих величинах», и приведены их предельные значения.

ГОСТ 22261–94 оперирует понятием «группа». Для измерителей скорости группа должна быть не ниже 5, — п. 4.5.1 ГОСТ Р 50856–96.

Таким образом, каждый прибор, работающий в автоматическом режиме, должен отслеживать запредельные изменения «влияющих величин», то есть иметь соответствующие датчики, чтобы без участия человека отбраковывать результаты измерений, при сильном ветре или сильной вибрации, в определенных случаях — при сильной запыленности или брызгах.

5. Согласно п. 7.2 ГОСТ Р 57144–2016 Руководство по эксплуатации к прибору, Технические условия (ТУ) и Стандарт организации (СТО) должны содержать:

● перечень фотовидеоматериалов. необходимых для документирования фиксации административных правонарушений, с указанием их содержания и назначения;

● перечень возможных ошибок технических средств автоматической фотовидеофиксации;

● методики контроля показателей и характеристик технических средств автоматической фотовидеофиксации;

● алгоритмы определения подлинности и правомерности использования фотовидеоматериалов в качестве доказательной базы совершения соответствующего административного правонарушения.

В практическом плане перечисленные пункты позволяют оценить полноту и достоверность полученных с помощью автоматической камеры материалов, причем с точки зрения вероятности ошибок.

В описании типа на автоматическую камеру ищите ее соответствие ГОСТ Р 57144–2016. Если ссылка на данный ГОСТ имеется, то вы в соответствие с п. 25.1 КоАП можете затребовать у производителя указанные документы. Отказ от их предоставления означает, что вас лишают возможности приводить доказательства своей невиновности, что в свою очередь влечет невозможность наказания.

6. «Автоматический режим фотовидеофиксации: Режим работы специальных технических средств, обеспечивающий выявление фиксируемого события без участия человека (оператора), и формирование и хранение необходимой и достаточной доказательной базы для вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях», — п. 3.1 ГОСТ Р 57144–2016.

Выделяем два момента.

Во-первых, объем памяти приборов, работающих в автоматическом режиме, должен быть достаточным для хранения доказательной базы зафиксированных правонарушений. Срок хранения — 30 суток (п.6.5.10 ГОСТ Р 57144–2016), а режим работы — круглосуточный, — п. 6.6.1 ГОСТ Р 57144–2016. Критерии отказов должны быть прописаны в технических условиях на конкретный прибор, — п. 6.6.2 ГОСТ Р 57144–2016. Таким образом, ссылки ГАИ на какие-то сбои и потерю данных на автоматической камере можно принять, если об этом сказано в Технических условиях. Но тогда, зачем покупать камеру, которая не может сохранить данные?

Требований к серверам, на которые пересылаются данные, и требований к сохранению данных до истечения срока обжалования, нигде нет.

И, во-вторых. В ГОСТ Р 57144–2016 сделано перечисление административных правонарушений, которые могут фиксировать камеры, и приведены требования к необходимому и достаточному объему доказательств правонарушений, — п. 6.5.1 ГОСТ Р 57144–2016. Подчеркиваю, что содержание ГОСТов было согласовано с руководством ГУ ОБДД.

Вы только задумайтесь. В течение многих лет десятки миллионов постановлений выносились только на основании описаний приборов и умозаключений ГАИ, а также нежелании судей слышать, что требования к камерам должны быть отражены хоть в каких-то НПА. Без всяких оснований презумпировалась достоверность данных, полученных автоматикой.

Подобные действия запрещены в ст. 120 Конституции РФ, которая прямо указывает, что судьи обязаны действовать по Конституции и федеральному закону, а не восполнять пробелы законодательства созданием прецедентов. Можно, конечно, закрыть глаза на отдельные, малозначащие недостатки и несущественные пробелы в законах и обойтись судебным прецедентом. Но когда нет, ни четких формулировок в законе, ни одного подзаконного акта, строить всю систему привлечения водителей к ответственности на прецедентах недопустимо.

Аналогично, подменять юридические нормы при их отсутствии физическими законами и нормами метрологии, оправдывая ссылки инспекторов и судей на прецеденты, нельзя.

Например, прибор производит ряд последовательных фотографий, на основании которых вычисляется скорость автомобиля (Автодория, Стрелка-СТ). Превышена скорость — плати. Вероятность ошибки, что на первой и последней фотографии будут разные автомобили уничижительно мала. Рассуждения: раз вероятность мала, то и незачем расписывать в НПА какие фотографии и на протяжении какого времени хранить, недопустимы.

Если вы получили постановление на основании данных, полученных камерой, работающей в автоматическом режиме, то смотрите, какую доказательную базу оно содержит, и соответствуют ли доказательства требованиям п. 6.5.1 ГОСТ Р 57144–2016 и п. 6.6 ГОСТ Р 57145–2016?

7. Инспекторы и судьи любят подчеркнуть, что отсутствие таблички 8.23 «Фотовидеофиксация» и разметки 1.24.4 не освобождает от обязанности соблюдать ПДД в зоне действия стационарных камер. При этом они забывают, что знаки устанавливаются с целью информирования участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, — п. 7 технического регламента «Безопасность автомобильных дорог», — см.7 Технические регламенты и стандарты.

Более того, в ст. 2 закона «Об ОДД» указаны два принципа ОДД:

1. Соблюдение интересов граждан.

2. Достоверность и актуальность информации о мероприятиях по организации дорожного движения, своевременность ее публичного распространения.

Как следствие: «Местоположение соответствующих дорожных знаков должно обеспечивать своевременное информирование водителей транспортных средств и пешеходов об изменении дорожных условий и допустимых режимах движения», — п. 13.5 технического регламента «Безопасность автомобильных дорог».

Например, нельзя наказать водителя за въезд навстречу потоку на одностороннем движении, если с обратной стороны одностороннего движения отсутствует знак «Въезд запрещен».

Аналогично должно оцениваться и отсутствие таблички 8.23 и разметки 1.24.4

8. Согласно п. 5.9.27 ГОСТ 52289–2004 табличка 8.23 «Фотовидеофиксация» и, соответственно, разметка 1.24.4 информируют «…о возможной фиксации нарушений Правил дорожного движении стационарными автоматическими средствами на данном участке дороги (территории)».

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП целью административного наказания является, в том числе, предупреждение новых правонарушений. Применение таблички 8.23 и разметки 1.24.4 как раз и служит средством предупреждения правонарушений, поскольку предназначены для информирования водителей о фотовидеофиксации стационарными камерами.

Таким образом, вынесение постановлений на основании данных полученных с помощью стационарных автоматических камер, перед которыми нет таблички 8.23 или разметки 1.24.4, — незаконно, так как не отвечает целям административного наказания.

Почему в ГОСТ упомянули только стационарные камеры? Чтобы исключить временные, скрытые и передвижные средства регистрации нарушений ПДД. Сейчас требования ГОСТа таковы, что никаких иных, кроме стационарных камер, за табличкой 8.23 и разметкой 1.24.4 быть не должно. А перепутать снимок нарушения со стационарной камеры и камеры на треноге — невозможно.

Другими словами, табличка 8.23 «Фотовидеофиксация» де-факто обязательна перед стационарными камерами, чтобы исключить незаконные манипуляции.

Допустим, стационарные камеры по какой-то причине отключили, например, сменился оператор камер. Под отключенной стационарной камерой, перед которой установлена табличка 8.23 или нанесена разметка 1.24.4, ставить треногу и собирать штрафы нельзя.

9. В п. 6.1 ГОСТ Р 57145–2016 ничего не говорится об обязательности применения таблички 8.23 «Фотовидеофиксация», и (или) разметка 1.24.4, которая дублирует табличку (по ПДД она может применяться и самостоятельно). Табличка или разметка при их наличии влияют только на расположение зоны контроля.

Само интересное в данном пункте — требования к разметке, когда она применяется самостоятельно. Тогда ее применение должно отвечать требованиям ГОСТ 52289–2004.

Согласно п. 6.2.28 ГОСТ 52289–2004, если разметка 1.24.4 применяется самостоятельно, без таблички 8.23, то ее: «…наносят вне населенного пункта на расстоянии не менее 300 м, а в населенных пунктах — на расстоянии не менее 100 м до начала участка дороги, на котором может осуществляться фиксация».

Если взаимное расположение камеры и соответствующей таблички или разметки не соответствуют требованиям п. 6.1 ГОСТ Р 57145–2016, то наказание водителей незаконно, — ст. 26.11 КоАП.

Например, если камера применяется со знаком «Ограничение максимальной скорости», то ее место установки — в пределах зоны действия знака. И никак не на оборот: сначала ставим камеру, а потом вешаем знак.

10. «Отсутствие горизонтальной дорожной разметки 1.24.4 «Фотовидеофиксация» является нарушением требований пункта 6.2 ГОСТ Р 52289–2004», — Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 № 11АП-20387/13 по делу о привлечении мэрии г.о. Тольятти к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП за отсутствие разметки 1.24.4 перед автоматическими камерами.

15.3. Информационная безопасность камер

Согласно ч. 2 ст. 9 закона «Об ОЕИ»: «Конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений».

Согласно ч. 1 ст. 9 закона «Об ОЕИ» на средства измерений должны быть технические и метрологические требования. Для автоматических камер приведены в разделах 5 и 6 ГОСТ Р 57144–2016.

Требования к передаче данных через сети коммуникации содержатся в п. 3.8, п. 4.4.2 и п. 4.7.2 ГОСТ Р 8.654–2015 ГСИ «Требования к программному обеспечению средств измерений. Основные положения», — см п. 6.5.9 ГОСТ Р 57144–2016. В частности, использовать данные после передачи их на сервер разрешается после проверки целостности и подлинности. (До принятия ГОСТ Р 8.654–2015 действовал аналогичный ГОСТ Р 8.654–2009).

Если речь идет о передвижной камере, такой как «Крис-П», в руководстве по эксплуатации которой отдельно говорится, что сервер не является частью комплекса, то его работа заканчивается на этапе регистрации измерений. Далее зарегистрированные данные передаются в центр обработки на носителе — флэш-карте.

Все передаваемые данные с любых камер должны быть защищены электронной подписью, — п. 6.5.15 ГОСТ Р 57144–2016.

Все вновь испытываемые приборы проверяются на предмет защиты программного обеспечения согласно Р 50.2.077–2014 «Испытания средств измерений в целях утверждения типа. Проверка защиты программного обеспечения».

Если в описании типа прибора ничего не говорится о защите программного обеспечения, при обжаловании следует поинтересоваться степенью защищенности данных и программного обеспечения от внешнего вмешательства при передаче данных с радара на сервер, то есть запросить доказательства, что производитель принял меры против фальсификации в результате хакерской атаки. Естественно, это должен быть какой-то документ. Нет документа? Все сомнения — в пользу водителя, — ст. 1.5 и 1.6 КоАП.

15.4. Конституционный суд об автоматическом режиме

Лучше автоматической камеры — табло, которое показывает скорость сразу.

А. Лядецкая

Как неоднократно указывал Конституционный Суд, например, Определения № 64-О-О от 25.01.2012 и № 1835-О от 02.07.2019, для автоматического режима презумпция невиновности действует в объеме ч. 1, 2 и 4 ст. 1.5 КоАП.

Что скрывается за данной формулировкой? Полная отмена презумпции невиновности при фиксации правонарушения автоматикой невозможна. Иной подход означает, что ГАИ вообще освобождается от представления каких-либо доказательств. Ни фотографии, ни регистрационный знак автомобиля, ни доказательства нахождения именно этого автомобиля в данное время в данном месте, ни какие-то данные измерительных приборов не нужны.

Достаточно зафиксировать, например, что в данном месте в данное время кто-то превысил скорость, далее взять список зарегистрированных автомобилей и в массовом порядке в автоматическом режиме рассылать их собственникам постановления о наложении штрафа за это правонарушение. Остальное — проблемы собственника. Либо пусть платит штраф, либо пусть бегает и доказывает, что его автомобиля там не было, либо пусть попробует доказать, что не было превышения.

Конечно, подобного развития событий никто не допустит.

Про состав правонарушения см.67.2 Обстоятельства, исключающие производство по делу.

Таким образом, по ст. 26.1 КоАП не подлежит выяснению только субъект правонарушения — им становится собственник транспортного средства (ст. 2.6.1 КоАП) и смягчающие и отягчающие обстоятельства (ч.3.1 ст. 4.1 КоАП). То есть в постановлении должны быть представлены доказательства события правонарушения (п.1 ст. 26.1 КоАП), установлены объективная сторона (п.6 и п. 7 ст. 26.1 КоАП) и субъективная сторона (п.3 ст. 26.1 КоАП).

В частности, фраза «признать виновным» в постановлении — обязательна.

Так же обязательно выполнение п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП — постановление должно быть мотивированным.

Например, в обязанности ГАИ входит доказывание, что в этом месте на тот момент действительно скорость была ограничена. Если в постановлении по делу просто написано, что водитель ехал со скоростью 60 км/ч там, где действовало ограничение 40 км/ч, и никаких доказательств данного ограничения скорости нет, то нет и доказательств нарушения, следовательно, нет события правонарушения.

Это особенно важно, так как применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не запрещено. Данный запрет действовал до 20.10.2017, когда в силу вступил новый «Административный регламент».

Аналогично с выездом на полосу встречного движения. Если, например, на представленной фотографии видно, что автомобиль пересекает сплошную линию разметки, то должны быть представлены доказательства, что это линия, разделяющая противоположные потоки, а не линия между полосами попутного направления.

Этот момент особенно интересен в отношении водителей спецслужб: пожарных и скорой помощи. На их адрес приходят постановления о наказании за превышение скорости. И водители вынуждены писать отписки, что выполняли служебное задание. Ситуация перевернута с ног на голову: по закону ни они должны доказывать, что в момент превышения скорости у них был правомерно включен синий проблесковый маячок и специальный звуковой сигнал, что позволяет отступать от требований ПДД, в частности, превышать скорость, а ГАИ обязаны доказать обратное.

На приведенные выше Определения Конституционного суда ссылается и Верховный суд, — Постановление № 43-АД17–7 от 08.06.17. Более того, в данном определении указывается: если работник организации был в момент совершения правонарушения за рулем, то это не означает, что привлекаться к ответственности должна организация, а не водитель как частное лицо, если водитель в суде не опрашивался.

Имеется ссылка на приведенные выше Определения и в Постановлении ВС № 46-АД18–5 от 03.05.18. Данное Постановление ВС интересно тем, что Верховный суд не согласился ни с ГАИ, ни с судами, которые не утруждали себя представлением доказательств вины водителя, переложив на него доказывание своей невиновности.

В частности, в Постановлении указано: «…при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также требования статей 26.2, 26.11 названного Кодекса о непосредственности исследования доказательств соблюдены не были».

Если автомобиль куплен и зарегистрирован на несовершеннолетнего, который в силу возраста не может совершать подобные сделки от своего имени и не является субъектом правонарушения, к ответственности на основании данных, полученных в автоматическом режиме привлекают владельца транспортного средства. По факту привлекают к ответственности человека, который совершал от имени несовершеннолетнего сделку купли-продажи и регистрировал автомобиль в ГАИ, — Определение КС от 12.03.2019 № 575-О.

15.5. Освобождение от ответственности

Согласно п. 27 ППВС № 20 от 25.06.2019, вы освобождаетесь от ответственности если:

● подали жалобу, в которой указали, что в момент фиксации «транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица», или к моменту фиксации выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц;

● при рассмотрении жалобы подтвердили эти данные, представив доказательства своих слов.

В том же пункте ППВС указано, что доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, являться:

● полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого лица;

● договор аренды или лизинга транспортного средства;

● показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения.

Помимо указанных выше доказательств можете предоставить копию договора купли-продажи автомобиля. ГАИ в таких случаях всегда идут навстречу.

Билеты на поезд, выписка из больничной карты, виза в заграничном паспорте и так далее — это тоже доказательства, что за рулем вы находиться не могли.

При представлении доказательств постановление в отношении вас отменят, и вынесут новое постановление о наказании другого водителя, — п. 5 ч. 1 ст. 28.1 КоАП.

Называть, кто именно был за рулем, согласно ст. 2.6.1 КоАП, вы не обязаны, да и не знаете, кто это мог быть. Можете акцентировать внимание на том, что доказательства противоправного использования автомобиля со стороны ГИБДД представлены. Они хотят, чтобы вы написали заявление об угоне?

А может, существует автомобиль-двойник? Очень просто на криминальном автомобиле набить номер кузова и повесить фальшивые регистрационные знаки от настоящего автомобиля той же марки и того же цвета. Вот пусть ГАИ и разбирается с криминалом.

Если вам известно, кто управлял автомобилем, то достаточно указать в жалобе его имя. Но представитель ГАИ или судья, рассматривающий жалобу, иногда настаивают, чтобы другого водителя привели именно вы.

Можете выполнить данное требование. А можете написать ходатайство, в котором указываете, что другой водитель куда-либо ходить отказывается, законных методов привести его на рассмотрение жалобы у вас нет, и поэтому вы ходатайствуете о приводе другого водителя, — ст. 27.15 КоАП. В противном случае судья или должностное лицо ГАИ лишают вас возможности представлять доказательства, то есть имеет место нарушение ст. 25.1 КоАП.

В п. 28 ППВС № 20 от 2019 г. указан еще один повод для освобождения от ответственности при установке на одном участке дороге нескольких автоматических камер подряд.

Если водитель нарушил Правила и его нарушение зафиксировано камерой, то он должен иметь возможность прекратить нарушение, прежде, чем следующая камера повторно обнаружит то же самое нарушение.

Например, превышение скорости. Водитель после проезда первой камеры должен успеть снизить скорость до разрешенного максимума, прежде, чем следующая камера вновь зафиксирует превышение. Естественно, что экстренного торможения не должно быть, — п. 10.5 ПДД. См.29.13 Начало обгона — прерывистая, конец обгона — сплошная.

Аналогично, если между двумя камерами водитель не смог покинуть выделенную полосу для маршрутных транспортных средств без пересечения сплошной линии разметки 1.1.

Здесь уместно ссылаться на п. 6.2 ГОСТ Р 57145–2016, согласно которому зоны контроля по одним и тем же правонарушениям не должны иметь общие участки.

Что касается камер с алгоритмом трекинга (например, Стрелка-СТ), то камеры разрешается устанавливать на расстоянии не менее минимального расстояния видимости встречного автомобиля, — п. 6.3 ГОСТ Р 57145–2016. См. 29.7 Ограничение видимости.

15.6. Автоматика. Уход от ответственности — способ 1

Первый, самый простой способ ухода ответственности — затягивание сроков при рассмотрении жалобы. Необходимое условие — наличие хороших друзей. К данному способу прибегают в случае крупного штрафа.

Если родственники, какая-нибудь фирма или госструктура отсылают вам регистрируемое почтовое отправление (далее РПО), например, заказное письмо или бандероль, то удобнее всего уточнить у них номер отправления и отслеживать его путь на сайте https://www.pochta.ru/. Извещение в почтовом ящике не станет неожиданностью.

Если вы у себя в почтовом ящике обнаружили нежданное извещение о том, что на почте вас дожидается заказное письмо, то на нем тоже указывается номер отправления. Смотрим на сайте, когда и кем отправлено письмо, когда оно поступило на почту.

Если отправитель на сайте не указан, то обратите внимание на первые 6 цифр номера отправления. Это индекс почтового отделения, откуда было послано письмо. Сразу же смотрите, из какого города отправлено письмо. Далее заходите на какой-либо поисковик и набиваете, например, «454010 ГИБДД». Тут же узнаете, что с этого индекса идут письма из ГИБДД Челябинска или Челябинской области. Если вы ничего не нарушали и не ждете повестки, то, скорей всего, это «письмо счастья».

Для обозначения отправителя может быть использован ДТИ — дополнительный технологический индекс. Таким индексом обозначаются федеральные клиенты, такие как Налоговая служба, Служба судебных приставов, ГАИ и так далее.

Можно позвонить на почту и попросить посмотреть, приходило ли на ваше имя и адрес заказное письмо из города, название которого вы определили по индексу. Работник почты, посмотрит и ответит, что есть письмо из местного ГАИ. Поблагодарите, и пообещайте завтра забежать-забрать.

Письмо с пометкой «Административное» из ГАИ хранится на почте 7 дней — «Правила оказания услуг почтовой связи» п. 34. день получения и праздничные дни — не учитываются. Получайте письмо в последний день хранения.

С момента получения «письма счастья» потечет срок на обжалование. На десятый день пишете жалобу, где указываете, что за рулем были не вы, и называете того, кто именно ехал. Жалобу отправляете в ГАИ по почте. В индексе измените одну цифру — так письмо будет идти дольше.

Для подтверждения ваших слов должностное лицо, которое будет рассматривать жалобу, обязано вызвать указанного водителя, разыскав его, и, известив о времени и месте рассмотрения. Если водитель придет менее чем за 10 дней до истечения двухмесячного срока давности (ч.1 ст. 4.5 КоАП), то постановление в отношении вас отменят, а составлять новое постановление на кого-либо уже нельзя.

Откуда 10 дней? Согласно Определению КС от 02.07.2019 № 1835-О, привлекать к ответственности водителя, который на самом деле находился за рулем, разрешено только после вступления в силу решения по жалобе. А она как раз и вступает в силу через 10 дней, — вопрос 40 Обзора судебной практики ВС за 3 кв. 2003 г.

Если до конца двухмесячного срока далеко, то в жалобе пишите, что доказательства будут представлены при ее рассмотрении. На самом рассмотрении говорите, что автомобиль продан по устному договору купли-продажи. Инспектор будет вынужден вызвать якобы нового собственника автомобиля, который подтвердит, что автомобиль он действительно приобрел. Но вместе с тем укажет, что именно в это время и в том месте он в своем присутствии передал управление конкретному товарищу, который живет по такому-то адресу. Тогда инспектор вызовет уже третьего человека, который и подтвердит, что за рулем был именно он.

В такой ситуации 2 месяца на возбуждение дела в отношении другого водителя уже точно истекут.

15.7. Автоматика. Уход от ответственности — способ 2

Любой наш недостаток более простителен, чем уловки, на которые мы идем, чтобы его скрыть.

Ф. Ларошфуко

1. Следует выяснять, каким именно прибором было зафиксировано нарушение. Если из постановления невозможно установить марку прибора, то предъявляемые доказательства правонарушения получены с нарушением закона. Проверьте, является ли прибор специальным техническим средством (см.12 Требования к специальным техническим средствам), если им производились какие-либо измерения. Установите по паспорту, может ли он работать в автоматическом режиме.

Для использования камер, принадлежащих ГАИ, для фиксации правонарушений в автоматическом режиме необходимо специальное решение руководителя органа ГАИ, — п. 75 «Административного регламента». Следует запросить это решение при обжаловании.

Обязательно ознакомьтесь с инструкцией к прибору, чтобы понять, насколько правильно он применялся. Нередко можно видеть, что передвижные камеры, работающие в автоматическом режиме, располагают либо на земле, либо в багажнике автомобиля, стоящего на обочине. Но «Руководство по эксплуатации», в котором описана методика измерений, требует расположение камеры под определенным углом к краю проезжей части. Ориентация прибора производится по метке, нанесенной на прибор. Как инспектор сможет установить камеру по метке из багажника? В результате показания прибора заведомо искажаются, — см.15.8 Угол установки фоторадарного датчика.

Прибор «Крис-П» должен находиться на высоте 0,5–2,0 м над дорожным полотном. На метрологические характеристики высота установки прибора не влияет — п. 5.3.1 инструкции, а вот искажение регистрационного знака на фотографии может произойти.

Если действия полицейских противоречат инструкциям к приборам, то они незаконны — ч. 2 ст. 5 закона «Об обеспечении единства измерений». Данные действия образуют состав правонарушения по ч. 1 ст. 19.19 КоАП с наложением штрафа на должностное лицо от 20 до 50 тыс. руб. Надзор за правильным применением методик измерений в сфере ГРОЕИ осуществляет «Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии». На уровне субъектов РФ — это региональные центры. Туда и следует писать жалобы с просьбой возбудить дело об административном правонарушении. В случае отказа — в прокуратуру.

Установите также, что зафиксированное правонарушение указано в разделе «Назначение» «Руководства по эксплуатации» прибора. Если, например, на снимке фоторадарного комплекса водитель не пристегнут ремнем безопасности, а прибор не предназначен для выявления такого правонарушения, то наказывать водителя ГАИ права не имеет.

2. Согласно ч. 6 и ч. 7 ст. 29.10 КоАП правонарушения, зафиксированные автоматическими камерами, оформляются в виде электронного документа, который подписывается электронной цифровой подписью (ЭЦП). С электронного документа изготавливается бумажная копия, которая и направляется водителю. Если в постановлении отсутствуют данные об электронном документе, то, соответственно, нарушен порядок привлечения водителя к ответственности, — ст. 1.6 КоАП и Постановление ВС 13-АД13–4 от 16.08.2013.

Порядок проставления электронной подписи регулируется п. 5.23 ГОСТ Р 7.0.97–2016. СИБИД. «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»: «Отметка об электронной подписи в соответствии с законодательством РФ включает фразу «Документ подписан электронной подписью», номер сертификата ключа электронной подписи, фамилию, имя, отчество владельца сертификата, срок действия сертификата ключа электронной подписи».

Если перечисленные требования не соблюдены, то имеет место нарушение ч. 6 и ч. 7 ст. 29.10 КоАП.

Согласно п. 19 «Общих правил предоставления информации из реестра квалифицированных сертификатов»: «Аккредитованный удостоверяющий центр обязан обеспечить любому лицу безвозмездный доступ с использованием информационно-телекоммуникационных сетей к реестру квалифицированных сертификатов в любое время в течение срока деятельности этого удостоверяющего центра, если иное не установлено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами».

То есть для проверки подлинности ЭЦП необходимы:

● наименование удостоверяющего центра;

● сертификат открытого ключа;

● фамилия, имя и отчество должностного лица, на чье имя выдан ключ.

Если эти данные в постановлении приведены не полностью, или вместо них указана какая-либо белиберда, следует обратиться в ГАИ за разъяснением, как вам следует воспользоваться вашим правом по проверке подлинности ключа, закрепленном в ст. 6 закона «Об электронной подписи»?

3. Решение о наличии события правонарушения по закону принимает автоматика, решении о наказании — человек.

Из формулировок постановления должно быть ясно видно, что правонарушение выявлено и зафиксировано специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме — ч. 3 ст. 28.6 КоАП и п. 4 ч. 1 ст. 28.1 КоАП.

Если в постановлении указано, что правонарушение «установил» сотрудник ГАИ на основании материалов автоматической системы, то ни о каком возбуждении дела против собственника речи идти не может, — п. 26 ППВС № 20 от 25.06.2019.

Аналогично, если из постановления невозможно понять, кто и как установил событие правонарушения, то выносить постановление в отношении собственника нельзя. Работник ГАИ обязан выяснить, кто был за рулем в момент нарушения, а уж затем выносить постановление. См.15.10 Паркон, Паркрайт, Паркнет.

4. Местом рассмотрения дела о правонарушении, зафиксированном автоматической камерой, является место расположения органа, куда материалы с камер поступили на рассмотрение, — ч. 5 ст. 29.5 КоАП. Но жалобы на постановления направляются не по адресу органа, а по фактическому месту правонарушения, — п. 30 ППВС № 5 от 24.05.2005.

5. Работники центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) выносят постановления только за превышение скорости до 60 км/ч, — ч. 6 ст. 23.3 КоАП и ч. 2,3,6 ст. 12.9 КоАП. Если превышение свыше 60 км/ч, то постановление выносится начальником ЦАФАП или его заместителем — ч. 5 ст. 23.3 КоАП и ч. 4,5,7 ст. 12.9 КоАП. Как правило, начальникам некогда, и в результате постановления о превышении более чем на 60 км/ч выносятся неправомочным лицом.

6. Фальсификации со стороны работников ЦАФАП имели место.

В первую очередь никогда не выбрасывайте полученные по почте постановления. Каждое вновь полученное постановление сличайте с предыдущими на предмет совпадения в них фотографий.

Включайте обычную логику. Если правонарушение зафиксировано в теплую погоду, а на фотографии под дворниками виден снег, то факт фальсификации доказан.

Фотографии, сделанные различными автоматическими комплексами, не совпадают по формату. Вглядитесь в границы фотографии на полученном постановлении: нет ли там следов от каких-то символов (цифр или букв)? Приглядитесь к пропорциям своего автомобиля на фотографии. Если фотографию подгоняли по высоте или ширине, это будет заметно. По бокам есть черные поля? Поищите в интернете постановления от автоматических камер того же типа. Если на них черных полей нет, ваше постановление сфальсифицировано.

Вглядывайтесь в фотографии вашего автомобиля в постановлении. Если у вас, например, регистрационный знак слегка помят, а на фотографии он выглядит идеально, то есть повод задуматься.

15.8. Угол установки фоторадарного датчика

В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней математики.

И. Кант

Логика подсказывает, что фоторадарный датчик не то что на проезжей части, но и вблизи нее оставлять страшно — снесут. Потому разработчики предусматривают расположение датчика сбоку от проезжей части. Но измеренная скорость зависит от косинуса угла установки камеры к краю проезжей части. Для справки: комплекс «Арена» должен стоять сбоку от проезжей части с поворотом 25° к ее краю, а «Крис-П» — 22,5°.

Инспекторы заведомо уменьшают угол установки, завышая измеренную скорость. Наиболее нерадивые инспекторы ставят датчик в повороте — на прямую наводку, что запрещено инструкцией к прибору.

Например, камера «Арена» измерила скорость Vи = 75,2 км/ч (Рисунок 1). Тогда компьютер внутри измерительного комплекса должен рассчитать реальную скорость — Vp. Расчет делается через косинус угла. 75,2 / cos (25°) = 83 км/ч.

Если камера стоит под углом 20° вместо положенных 25°, то реальная скорость (Vр) при измеренной скорости 75,2 км/ч составит 75,2 / cos (20°) = 80 км/ч. Но компьютер посчитает по формуле, которая в него заложена, и все равно выдаст 83 км/ч.

Рисунок 1. Пересчет измеренной скорости (Vи) в скорость реальную (Vр).

Подводя итог, если датчик стоит под углом 20° вместо 25°, при движении в населенном пункте со скоростью 80 км/ч камера зафиксирует скорость 83 км/ч, и водителя накажут по ч. 2 ст. 12.9 КоАП за превышение более чем на 20 км/ч, хотя данного правонарушения не было.

Вычисления приведены для примера, чтобы вы поняли, как завышается скорость, и как измерение скорости зависит от угла установки датчика.

Скорость — объект измерения. «объект измерения: Материальный объект или явление, которые характеризуются одной или несколькими измеряемыми и влияющими величинами», — 4.3 РМГ29–2013. Измерения скорости производятся датчиком, а угол установки датчика — влияющая величина, которая увязывает показания (п.7.23) датчика с реальной скоростью автомобиля, — п. 5.33 РМГ29–2013.

Установка камеры под заданным углом к краю проезжей части всегда дает завышение скорости, которое в метрологии называется систематической погрешностью. Тогда в одном корпусе с радаром монтируют компьютер, который учитывает косинус угла как поправку, компенсирующую систематическую погрешность, — п. 5.20 РМГ29–2013. Тогда показания прибора будут совпадать с реальной скоростью автомобиля.

Любой прибор имеет погрешность. Для большинства автоматических фоторадарных комплексов погрешность составляет ±1 или ±2 км/ч. Эта абсолютная погрешность средства измерения, — п. 5.26 РМГ29–2013.

Не путайте погрешность средства измерения с погрешностью самого измерения. Первая — установлена производителем, и никогда не меняется, даже когда датчик стоит под любым углом к проезжей части, находится в кабинете у начальника или физически уничтожен в связи с выходом из строя.

Погрешность измерения (п.5.16) разделяется на случайную (меняется по знаку, — п. 5.17) и систематическую (знак не меняется п. 5.19), — РМГ29–2013.

Погрешность самого измерения принимается равной погрешности средства измерения, если погрешность метода и оператора не выходит за пределы 15 % от погрешности средства измерения, — п. 8.1 «Рекомендации по метрологии» Р 50.2.038–2004. В противном случае необходимо проводить оценку погрешности измерения, — п. 8.2 и п. 8.3 «Рекомендации по метрологии» Р 50.2.038–2004.

То есть для погрешности прибора ±2 км/ч погрешность метода и оператора не должна превышать 2*0,15 = 0,3 км/ч. Если перевести 0,3 км/ч на угол установки камеры, то отклонения угла не должно превышать 0,5° вправо или влево даже на скоростях около 40 км/ч.

Производитель камеры из-за желания минимизировать затраты на ее производство решил вопрос об установке камеры под строгим углом к краю проезжей очень просто: сверху на датчик нанесена реперная метка — узкая металлическая полоска, которая должна быть сориентирована вдоль края проезжей части. Тогда угол установки соблюден, и скорость автомобиля вычисляется с учетом систематической погрешности. Но вы можете представить себе ситуацию, когда толщина металлической полоски несколько миллиметров, а по ней нужно «поймать» угол менее 0,5° по не совсем ровному краю проезжей части?

Если вы получили постановление с автоматической камеры с фотографией вашего правонарушения, и возникли сомнения с углом установки камеры, то по методикам, которых в интернете несколько, делайте вычисления угла установки. Если, например, для «Крис-П» угол получился меньше 22°, то погрешность измерения вышла за погрешность прибора, — п. 11 ст. 2 закона «Об ОЕИ». Соответственно, доказательства, получены с нарушением закона, что недопустимо, — ч. 3 ст. 26.2 и ст. 1.6 КоАП.

Судьи могут не поверить «Рекомендациям по метрологии» Р 50.2.038–2004, хотя список нормативных документов, на которых они основаны приведены в документе. Тогда ссылайтесь на п. 3.9–3.11 Межгосударственного стандарта ГОСТ 34100.1–2017/ISO/IEC Guide 98–1:2009 «Неопределенность измерения. Часть 1. Введение в руководства по выражению неопределенности измерения». Там говорится о тех же сущностях, но более сложным языком.

На всякий случай для «Крис-П». При скорости 82 км/ч превышение более на 1 км/ч происходит при отклонении угла на 1,8°, превышение более на 2 км/ч — 3,7°. При скорости 112 км/ч превышение более на 1 км/ч происходит при отклонении угла на 1,3°, превышение более на 2 км/ч — 2,7°.

Если инспектор привлекает вас к ответственности на месте правонарушения за превышение скорости, не поленитесь, вернитесь к датчику-камере (можно и с инспектором) и по реперной метке проверьте угол установки. Если реперная метка направлена не вдоль края проезжей части, то методика измерений не соблюдалась, соответственно, доказательства превышения скорости являются недопустимыми, — ч. 3 ст. 26.2, ст. 1.6 КоАП и см.13 Государственное регулирование обеспечения единства измерений.

Чтобы не сомневаться с углом установки камеры заранее сделайте себе на смартфон снимок вашего автомобиля под углом 22–25º. Главное в этом снимке — как на нем выглядят цифры и буквы регистрационного знака автомобиля. А теперь сравните их с цифрами и буквами на фотографии в полученном постановлении. Совпало?

Трудно посчитать, как сделать такой снимок? Встаньте правым боком к регистрационному знаку на переднем бампере. Сделайте пять обычных шагов вперед. Поверните налево и сделайте 12 шагов вперед. Развернитесь и сфотографируйте ваш автомобиль с высоты около 1 метра. Это и будет угол 22–25º.

Важно! Сотрудники ГАИ и судьи понятия не имеют о терминах, которыми оперирует метрология. Перевод международного словаря по метрологии — это и есть РМГ29–2013. Любые заключения в постановлении и протоколе, которые построены на несоответствующих РМГ29–2013 терминах, — незаконны.

15.9. Принадлежность автоматических камер

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 закона «О государственно-частном партнерстве» элементы обустройства дорог могут быть объектами договора государственно-частного партнерства. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 закона «О концессии» элементы обустройства дорог могут быть объектами договора концессии. Согласно п. 5 ст. 3 закона «Об автомобильных дорогах» к элементам обустройства относятся и автоматические камеры. То есть любая организация вполне может заключить договор с собственником дороги на ее обустройство автоматическими камерами.

Но согласно ст. 1 и ст. 2 закона «Об автомобильных дорогах» и ст. 1 закона «О БДД» у данных законов разные сферы, цели и задачи. Потому, например, приведенные в данных законах определения «дорога» — разные.

И ключевым в обеспечении безопасности является закон «О БДД». Согласно ч. 2 ст. 30 закона «О БДД»: «Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти… согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством РФ».

Порядок установлен Постановлением Правительства от 19.08.2013 № 716, которым утверждено «Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения».

В нем дан исчерпывающий список лиц, уполномоченных осуществлять федеральный надзор, — п. 3, и указано, что надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, относится к федеральному надзору, — п. 8.

В настоящее время разрабатывается закон «О государственном контроле (надзоре)». В нем дается определение, которое в кратком изложении выглядит следующим образом: «Под государственным надзором понимается осуществляемая в пределах установленных полномочий деятельность контрольно-надзорных органов, направленная на предупреждение и пресечение причинения вреда (ущерба)».

Иные определения, данные в научной литературе, также подчеркивают, что государственный надзор осуществляется исключительно должностными лицами надзорных органов.

Закон не предусматривает передачу функций государственного надзора при заключении договора о частном партнерстве или концессии по использованию камер.

Что касается муниципалитетов, то ни в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления»[23], ни в законе «Об ОДД» ничего не говорится о передаче им функции надзора за дорожным движением.

Таким образом, если автоматические камеры приобрело ООО «Рога и копыта» или муниципалитет, то установить и включить их можно, но полученные с их помощью данные не являются результатом деятельности в рамках государственного надзора. То есть, если в распоряжение ГАИ какой-то посторонней организацией предоставлены материалы, указывающие на совершение правонарушения, то сотрудники ГАИ должны начать административное расследование, чтобы установить, кто именно был за рулем, а не выносить постановление на собственника.

Все вышесказанное напрямую увязано с тем, что применение полицейскими технических средств при надзоре за движением попадает в сферу ГРОЕИ, — см.13 Государственное регулирование обеспечения единства измерений. И если полицейский напортачил с установкой камеры при измерениях, то ему грозит штраф по ч. 1 ст. 19.19 КоАП. В аналогичной ситуации сотрудникам ООО «Рога и копыта» или подрядчикам муниципалитета ничего не грозит, поскольку они не работают в сфере ГРОЕИ.

То есть автоматической камере далеко не все равно, кто ее установил и включил.

Согласно п. 76 «Административного регламента» полицейским разрешается использовать специальные технические средства, не принадлежащие ГАИ. Но тогда именно полицейские несут ответственность за установку камер и полученные результаты измерений. И если работники ООО «Рога и копыта» или подрядчики муниципалитета допустили ошибки при установке камер, то полицейские окажутся крайними.

Кроме того, именно полицейские должны непосредственно в свои руки получать данные с камер, минуя посредников.

15.10. Паркон, Паркрайт, Паркнет

1. В «Паркрайте» до 2014 года официально применялся модуль «NAVIOR-24», который сам по себе являлся средством измерения координат и имел свидетельство о поверке. На примере документации к нему удобно рассмотреть принцип работы подобных приборов.

В описании типа «NAVIOR-24» указан предел среднеквадратичной погрешности измерений координат — при различных условиях от 2 до 9 метров.

Почему речь о «среднеквадратичной» погрешности? Для получения полной информации от спутников при вычислении координат для GPS необходимо 12,5 минут, для ГЛОНАСС — 2,5 минуты. Затем на основании этих данных, которые продолжают поступать, можно вычислить координаты.

Потому любой навигационный прибор, продолжая получать информацию, постоянно вычисляет свое местоположение, причем каждое новое вычисление не может совпасть с предыдущим — спутники слегка смещаются, атмосфера только кажется прозрачной и т.д., и т.п. Другими словами вычисленные координаты достоверны не на 100 % и всегда имеют погрешность.

В отличие от единичного измерения, при большом массиве измерений как раз и вычисляется среднеквадратичная погрешность.

Вручную для указанных приборов вычислить среднеквадратичную погрешность невозможно. Как она определяется?

Расшифровка приведена в п. 2.3.5 «Руководства по эксплуатации»: при проверке работоспособности «NAVIOR-24» присоединяют к компьютеру, на котором запущена специальная программа. В течение двух часов прибор передает измеряемые координаты программе, которая в итоге вычисляет среднеквадратичную погрешность. Она не должна выйти за 9 метров.

Однозначно сказать, как интерпретировать данную цифру — невозможно. Для этого нужно знать функцию распределения плотности вероятности.

Предположим, что в данном случае мы имеем нормальную функцию плотности распределения вероятностей — все студенты технических специальностей отлично себе это представляют. Тогда смысл среднеквадратичной погрешности 9 метров можно представить очень просто: вбейте колышек, положите на него «NAVIOR-24», и очертите круг радиусом 9 метров. Так вот за два часа измерений на одном и том же месте измеренные координаты будут где-то в этом круге с вероятностью 68 %.

Хотите вероятность 95 %? Чертите круг радиусом 9*2=18 метров.

Хотите вероятность 99,7 %? Чертите круг радиусом 9*3=27 метров, — так называемое «Правило трех сигм», когда среднеквадратичное отклонение умножают на три, чтобы получить указанную вероятность. 99,7 % означает, что на 1000 измерений будет всего 3 измерения за пределами данного круга, что в метрологии маловероятно.

«С вероятностью 0,9 доверительные границы не зависят от распределения вероятностей и составляют 1,6 от среднеквадратичной погрешности», — п. В. Новицкий, И. А. Зограф «Оценка погрешностей результатов измерений», стр.85. 1,6*9 = 14,4 метра с надежностью 90 %.

Вывод: если встать со старым «Паркрайтом» возле автомобиля, нарушающего правила стоянки, и прибор будет выдавать координаты на 14,4 метров вправо или влево, вперед или назад, то с вероятностью 90 % он работает штатно. Если вы между двумя проездами «Паркрайта» переместили автомобиль на 28,8 метра, а прибор этого не заметил, то все в пределах погрешности.

В «Руководстве по эксплуатации» «NAVIOR-24» приводится еще и «типовая ошибка». Данного термина нет ни в РМГ 29–2013, ни в ГОСТ 34100.3.2–2017. То есть этот термин — неофициальный, и сама по себе эта величина не несет никакой смысловой нагрузки. В обиходе «типовая ошибка» — это среднеквадратичная ошибка прибора, равная по величине половине от среднеквадратичной ошибки измерений.

2. В описании типа указанных в заголовке приборов от 2017 года указана погрешность в определении координат:

Заявляемая точность при хорошей видимости спутников вполне соответствует приведенным расчетам по среднеквадратичной погрешности.

Точность измерений, например, повышается, если рядом установлена наземная вышка, координаты которой известны. Аналогично при использовании дифференциальной коррекции (Для ГЛОНАСС — это СДКМ — система дифференциальной коррекции и мониторинга).

Геодезические приборы имеют на порядок меньшую погрешность, но, во-первых, их стоимость в несколько раз выше стоимости приборов, применяемых ГАИ. А во-вторых, при их применении важен точный результат, получение которого временем не ограничивается — сколько нужно, столько и будет стоять прибор на месте. В-третьих, они применяются на отрытой местности, с максимальной видимостью спутников. В-четвертых, используются внешние антенны специальной конструкции и т.д., и т.п.

3. При получении штрафа важно выяснить, какой геометрический фактор был на месте, где работал прибор, в тот момент времени?

Если в двух словах, то точность определения координат зависит от взаимного расположения спутников в пространстве, или правильнее сказать от их «геометрии». Взаимность и измеряется геометрическим фактором.

Чем ниже геометрический фактор — тем лучше. В идеале DOP ≤ 1. Он становится больше, если, например, спутники закрыты зданиями.

4. При доверительной вероятности 99,7 % погрешность будет больше на треть. Как было сказано выше, маловероятно, что прибор заметит автомобиль за пределами погрешности, указанной для вероятности 95 %. Но, кто знает, может, вам как раз и повезло?

5. Координаты, определяемые прибором, дают местоположение антенны (датчика), а не местоположение автомобиля-нарушителя. У одних приборов датчик расположен в одном корпусе с камерой, у других он располагается под задним стеклом автомобиля ГАИ или на крыше — в 2–3 метрах от камеры. При любом раскладе траектории движения автомобиля ГАИ при первом и втором проезде совпадают весьма условно. Воистину: в огороде — бузина, а в Киеве — дядька.

Вывод напрашивается неутешительный: при неизвестном геометрическом факторе, при вероятности 95 % и при расположении датчика-антенны бог знает где, факт обнаружения автомобиля-нарушителя на одном и том же месте в автоматическом режиме вызывает серьезные сомнения.

Например, в инструкции к «Паркрайту» указано, что если геометрический фактор хороший, но полученное значение координат удалено более чем на 7 метров от дороги, то прибор полученное значение бракует. (Дорога обозначается на карте, заложенной в память прибора.)

То есть даже при хорошем геометрическом факторе прибор может ошибаться.

6. Можно тупо сравнить две фотографии, сделанные приборами в первый и второй проезд, но тогда, правонарушение выявлено человеком, и, как следствие, вынести постановление в отношении собственника автомобиля невозможно, — п. 26 ППВС № 20 от 29.06.2019.

Если прибором собрана информация, на основании которой еще предстоит выявить наличие или отсутствие правонарушения, инспектор обязан в первую очередь установить личность водителя, то есть он должен начать административное расследование. Далее, установить собственника, пригласить его повесткой и начать выяснять, кто две-три недели назад ставил автомобиль под знак? Собственнику достаточно сказать: «Не помню», — и дело будет закрыто.

7. Приборы выявляют остановку в неположенном месте, при этом не отличают преднамеренную остановку от вынужденной, — см.26 Типы остановок. Наказания за вынужденную остановку под знаком «Остановка запрещена» нет, и быть не может. Доказательств, что остановка имела преднамеренный характер в постановлении не представлено, — см.15 Нарушение зафиксировано камерой, работающей в автоматическом режиме.

Еще смешнее, когда водителя остановил инспектор, и во время их общения автомобиль с прибором, фиксирующим нарушения, успел проехать два раза. В такой остановке вины водителя нет.

Интересно, какое решение будет по жалобе, если водитель напишет: «В данное время и в данном месте я был остановлен инспектором ДПС. После проверки документов меня пригласили в автомобиль ДПС на предмет проверки неоплаченных штрафов, которое затянулось на 20 минут. Событие правонарушения отрицаю». И пусть ГАИ попробует доказать, что в данном районе инспекторов ДПС в этот момент не было.

8. Старый «Паркон» фиксировал нарушения при каждом проезде мимо стоящего автомобиля, не различая при этом, выезжал автомобиль со стоянки или нет. То есть за одну стоянку автоматический комплекс мог выписать несколько постановлений. Например, водитель уехал в отпуск, оставив автомобиль на стоянке под знаком, вернулся, и получил два десятка постановлений. Это — незаконно, п. 17 ППВС № 20 от 25.06.2019.

Таким образом, в постановлении должны быть доказательства, что ранее автомобиль на этом месте не фиксировался. В противном случае не доказано само событие нового правонарушения при очередном проезде.

9. Данные на сервер передаются с помощью флэш-карты, — см.15.3 Информационная безопасность камер.

15.11. Автоматические камеры в зоне действия временных знаков

Ограничений на установку автоматических камер в зоне действия временных знаков нет.

Установка временных знаков регламентируется п. 5 ст. 11 закона «Об ОДД». Разработка проектов организации дорожного движения при ограничении движения в связи со строительством, ремонтом и т.д. дорог — обязательна, — п. 5 ст. 12 закона «Об ОДД».

Для выполнения проектов по организации движения в зоне работ на дороге разработан документ — ОДМ 218.6.019–2016 «Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ» (далее в этой главе — «Рекомендации»). Рекомендации разрабатываются в соответствие с п. 2 ст. 11 закона «Об ОДД».

Согласно п. 4.4.2 «Рекомендаций», схема всех видов работ утверждается владельцем дороги.

Уведомление о месте и сроках проведения работ, а также утвержденная схема передаются в ГАИ не менее чем за одни сутки до начала работ, а при проведении долговременных работ длительностью более 5 суток — не менее чем за 7 суток, — п. 4.4.2.1 «Рекомендаций».

Внешний вид временных знаков приведен в Приложении Б ГОСТ 32757–2014 «Временные технические средства организации дорожного движения. Классификация». Знаки могут быть размещены:

● на щитах квадратной формы — каждый знак на отдельном щите;

● переносном комплексе временных технических средств организации дорожного движения (прямоугольный щит с несколькими временными знаками, — п. 4.5.2 ГОСТ 32758–2014);

● передвижной (мобильный) комплекс временных технических средств организации дорожного движения (на заднем борту автомобиля прикрытия, — п. 4.5.3 ГОСТ 32758–2014).

Переносной и передвижной комплекс оборудуются сигнальными фонарями желтого цвета, — п. 4.5.1 ГОСТ 32758–2014 «Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения». Не увидеть их ночью невозможно.

Зона работ (событий), вызвавших необходимость временного изменения организации дорожного движения на автомобильной дороге, делится на несколько зон. Определение зон и их последовательность даны в разделе 3 и Приложении А ГОСТ 32757–2014, а также в п. 4.1.6 «Рекомендаций».

Первым перед зоной предупреждения ставится знак «Дорожные работы», — п. 8.1.2.2 «Рекомендаций». Знаки, ограничивающие скорость и запрещающие обгон, ставятся за ним в «зоне предупреждения», — п. 4.1.7 «Рекомендаций». Знак «Обгон запрещен» дублируется всегда (п.8.1.3.2), знак, ограничивающий скорость дублируется только на многополосных дорогах, — 8.1.3.3 «Рекомендаций».

В зоне работ скорость ограничивают в зависимости от категории дороги, количества полос, наличия разделительных полос и т.д. Максимальные скорости — от 70 км/ч на автомагистралях до 40 км/ч на двухполосных дорогах, — п. 5.3.1–5.3.3 и п. 6.2.1–6.2.2 «Рекомендаций».

Таким образом, если вы проезжаете зону работ со скоростью 40 км/ч, при этом какие-либо временные знаки, ограничивающие скорость, отсутствуют или упали, то с большой долей вероятности никаких штрафов вы не получите.

«Движение транспортных средств со скоростью менее 40 км/ч на участках проведения работ допускается в исключительных случаях, таких как:

● ограничение видимости;

● неудовлетворительное состояние проезжей части (например, коэффициент сцепления менее 0,3, глубина колеи более 25 мм, повреждения покрытия проезжей части превышают предельно допустимые размеры по ГОСТ Р 50597–2017);

● несоответствие продольного уклона, радиуса кривой в плане нормам проектирования;

● когда условия производства работ или погодные условия не позволяют осуществлять движение с большей скоростью», — п. 5.3.4 «Рекомендаций».

Дорожные знаки прочно устанавливаются на опорах, исключая возможность их падения, — п. 8.1.1.1 «Рекомендаций».

Последние запрещающие знаки могут быть установлены на переносном комплексе, который должен обладать устойчивостью к ветровой нагрузке, и который ставится в начале зоны отгона, то есть в том месте, где и начинается сам объезд, — п. 12.3 «Рекомендаций».

На участке временного изменения движения знаки, действие которых противоречит временной схеме организации дорожного движения, на период дорожных работ закрываются чехлами или демонтируются, — п. 4.2.2 «Рекомендаций» и п. 5.1.18 ГОСТ 52289–2004.

Согласно разделу 4 ГОСТ 33220–2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» дефекты проезжей части должны быть обозначены временными знаками в соответствие с национальными стандартами.

«Временные технические средства организации дорожного движения, установленные на период времени до устранения дефекта, должны быть демонтированы организацией, их установившей, одновременно с устранением причин их установки в течение 1 сут.», — п. 4.4 ГОСТ 33220–2015.

Хотя, лучше ссылаться на обязательный стандарт ГОСТ Р 50597–2017: «6.1.2 Временные технические средства организации дорожного движения по ГОСТ 32758, установленные в местах проведения работ по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту на всех категориях дорог и групп улиц должны быть убраны, демонтированы или демаркированы:

● в течение суток после устранения причин, вызвавших необходимость их установки,

● в местах проведения работ по содержанию — в течение одного часа».

Если какие-либо ограничения введены временными знаками, а за ними оказался стационарный знак «Конец всех ограничений», то он отменяет действие временных знаков в силу данного в ПДД описания.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я всегда прав на дороге. Юридическая грамотность автомобилистов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

19

Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

20

Федеральный закон № 224-ФЗ от 23.07.2015 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

21

Федеральный закон № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях».

22

«Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области БДД в части соблюдения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог». Утвержден Приказом МВД РФ от 30.03.2015 № 380.

23

Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я