Практики саморазвития. Умение быстро учиться новому и сложному

Церен Церенов

К грамотности в 21 веке предъявляются более высокие требования: недостаточно просто читать и писать, чтобы быть культурным и конкурентоспособным человеком. Для этого нужны дополнительные практики. В книге как раз собраны такие универсальные практики, которые вы можете использовать в течение жизни (как арифметику): инвестирование и учет времени; систематическое медленное чтение; мышление письмом; мышление проговариванием; организация досуга; формирование окружения; стратегирование; планирование.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практики саморазвития. Умение быстро учиться новому и сложному предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Моделирование: ваши роли и практики

Запишите ваши текущие рабочие и личные роли, а также практики (методы), которыми вы пользуетесь или будете пользоваться в будущем. Если вы не знаете роли или практики — погуглите их. Изучите таблицу ниже, заполните пустые ячейки в предложенных вариантах и запишите не менее пяти ваших ролей. Первые строки даны в качестве примера, следующие строки для тренировки (надо заполнить пустые ячейки), а далее необходимо дополнять таблицу новыми строками и записывать ваши роли.

Как были выбраны практики саморазвития

Почему в курсе собраны именно такие практики саморазвития? На этот вопрос есть несколько объяснений.

Мы учитывали опыт Школы системного менеджмента, который показал, что многие взрослые люди не могут быстро учиться сложным трансдисциплинам15. И главная проблема не в интеллектуальных способностях, а в том, что взрослые люди не привыкли или разучились учиться длительное время. Им сложно удерживать внимание на протяжении месяцев или они не могут получать сравнительно быстрые результаты от обучения. Поэтому некоторые не заканчивают обучение, хотя понимают его важность для себя и для кардинального изменения своей жизни.

Проблема оказалась фундаментальной, поскольку ни в школе, ни в вузе не говорят про роль ученика. Вернее, там заставляют или стимулируют учиться, но формально не объясняют, что же такое умение учиться и что входит в практики ученика. Поэтому мы начали сами собирать данные практики, исходя из своего опыта, логики и лучших мировых практик. Начинали с простого — умения читать, писать и говорить о сложном. Отсюда появились практики систематического медленного чтения, мышление письмом и мышление проговариванием.

Далее мы посмотрели на основные активности человека: потребление информации, размышление (познание), действие и отдых. Мы поняли, что для каждой активности важно выделить практики, которые будут помогать человеку в этих активностях. Мы можем собрать наши практики саморазвития в такие группы:

— Потребление информации: систематическое медленное чтение, формирование окружения;

— Размышление (познание): мышление письмом, мышление проговариванием, стратегирование, планирование;

— Действия16: инвестирование и учет времени;

— Отдых: организация досуга.

Конечно, это не полный список практик на каждую активность, но мы постарались собрать хотя бы по одной в каждой группе активности. Вероятно, что курс будет пополняться новыми практиками саморазвития.

Второй аргумент: выбор практик саморазвития связан со стадиями обучения. Для любого обучения можно выделить следующие стадии: Пропитка, Анализ и планирование, Изучение теории, Практическое применение, Обучение (других), Просвещение. На каждой стадии задействуются определенные практики саморазвития в большей или меньшей степени:

— Пропитка себя: формирование окружения, систематическое медленное чтение, стратегирование;

— Изучение теории: мышление письмом, систематическое медленное чтение, инвестирование и учет времени;

— Анализ и планирование: планирование, стратегирование, мышление письмом;

— Практическое применение: инвестирование и учет времени, организация досуга;

— Обучение (других): мышление проговариванием, мышление письмом;

— Просвещение: мышление проговариванием, стратегирование.

Собственно, практики саморазвития подбирались для того, чтобы покрыть все выделенные стадии обучения. Но на стадиях «Обучение (других)» и «Просвещение», кроме практик саморазвития в отдельных курсах большее значение имеют практики преподавания и продвижения (просвещение, маркетинг, продажи).

Еще один аргумент за то, почему было важно собрать все эти практики вместе — экономия времени на их освоение. Можно осваивать каждую практику саморазвития по отдельности — в интернете много таких курсов. Но если изучать и сразу же применять все эти практики саморазвития вместе, на это понадобится на порядок меньше времени, чем если бы вы изучали их друг за другом. Например, одна и та же минута систематического медленного чтения с написанием заметок может быть учтена еще и в практике мышления письмом. Точно так же, стратегируя, вы так или иначе занимаетесь мышлением письмом. И в целом, все предлагаемые нами практики саморазвития связаны между собой, в том числе технологиями (экзокортексом).

Современный ученик не учится самостоятельно, он учится вместе со своим экзокортексом или вторым мозгом (second brain). Можно сказать, что он развивает свою нейронную сетку и параллельно создает (в процессе обучения) свой второй мозг. Поэтому мы выбирали практики, которые можно связать между собой в один экзокортекс и поставить его на службу ученику, и далее на службу деятелю17, который меняет мир за счет успешных систем. То есть в процессе курса вы создаете второй мозг, которым будете пользоваться в рабочих и личных проектах, в том числе в процессе обучения.

Мы привели несколько аргументов, которые помогли нам выбрать список практик саморазвития для того, чтобы побудить вас воспринять эти практики всерьез18. Так вы можете начать инвестировать время в освоение, при этом параллельно создавая или развивая свой экзокортекс (второй мозг). Поэтому при прохождении курса уделите особое внимание изучению теории и настройке своего личного рабочего пространства по всем практикам саморазвития. С экзокортексом применять практики саморазвития легко и просто.

В каком порядке осваивать практики саморазвития?

Необходимо сразу сказать, что нет универсального маршрута по освоению всех практик саморазвития, потому что у каждого человека разный текущий уровень владения ими. Практически каждый человек так или иначе владеет всеми предложенными практиками саморазвития, просто не всегда это осознаёт. И все могут повысить свое мастерство саморазвития (уровень владения ими). Но каждому придется выработать свою образовательную траекторию.

Данный курс направлен на то, чтобы помочь всем учащимся разработать план обучения практикам саморазвития и начать его реализовывать в течение 10—12 недель. Для того чтобы оценить свой прогресс по итогам изучения данного курса рекомендуется перед стартом заполнить «Чек-лист для оценки мастерства саморазвития» в рабочем пространстве coda, а потом заполните его по итогам обучения.

Если вы проходите данный курс с преподавателем, то он обратит ваше внимание на различные подводные камни в каждой практике, поскольку невозможно описать всё в рамках курса. При должном количестве инвестированного времени (обычно, не менее 120 часов)19, даже после самостоятельного прохождения курса, вы сможете планировать и непрерывно повышать мастерство владения каждой практикой.

Как устроен курс?

Данный курс сформирован так, что все следующие разделы описывают конкретные практики саморазвития. Каждый раздел устроен одинаково и содержит три (невидимые) части, в которых раскрываются следующие темы:

— Зачем или какие проблемы (неудовлетворенности) можно решить данной практикой.

— Что это за практика (понятия и принципы теории) и что обычно делает мастер практики (какие рабочие продукты он создает).

— Как освоить данную практику, пройдя несколько этапов и стать в ней мастером.

Вы можете изучать каждый раздел по порядку, но при этом рекомендуется по мере необходимости заглядывать в другие разделы, чтобы подробнее узнать или вспомнить какое-то понятие или принцип. Может получиться так, что вы будете читать сразу несколько разделов, и в этом нет ничего плохого. Тем более, что некоторые места придется изучить несколько раз. Применять все практики необходимо стараться одновременно. Можно начать применять пару практик, потом добавить следующую и так далее.

Используйте курс как справочник. Находите непонятное понятие по поиску, изучайте его и возвращайтесь назад. Если что-то покажется вам неясным, то выдвиньте гипотезу и двигайтесь вперед. Позже вы проверите ее и, при необходимости, исправите. Главное не останавливайтесь, лучше все время двигаться вперед и, при необходимости, возвращаться к уже изученному материалу с новым пониманием (вероятно, вы сможете найти ответы на свои затруднения далее по тексту).

Помогать в движении вперед и держать вас в рамках курса будут домашние задания, которые рекомендуется выполнять понедельно. На каждое домашнее задание выделяется примерно одна неделя, при этом мы советуем инвестировать в него 1—2 часа каждый день (!). Обычно одной недели достаточно, чтобы изучить раздел (несколько разделов) и получить уровень «Объяснение» во владении каждой практикой.

Перед стартом каждой недели составляйте план на неделю20, который вы сможете дополнять по мере изучения разделов. По итогам проработки каждой практики у вас в плане появятся работы по данной практике на все следующие недели. Например, вы можете сделать одинаковую запись на все недели: «Прочитать раздел курса до среды с помощью систематического медленного чтения и составить заметки».

В дополнение к стандартным заданиям каждому нужно будет запланировать дополнительные работы, исходя из своего текущего уровня мастерства. Возможно, кому-то будет необходима дополнительная мотивация, повторное прочтение раздела или персональная консультация преподавателя. Переживать о том, что вам нужно запланировать, не стоит, поскольку конкретные работы на неделю вы будете формулировать в процессе изучения каждого раздела.

Если вы уже хорошо владеете определенными практиками или чувствуете достаточный уровень мастерства, можете переходить к следующим разделам курса. Однако обязательно составляйте личный план по всем практикам, даже по которым вы являетесь мастером. Например, вы всегда можете запланировать работу по просвещению или помощи сокурсникам21 по хорошо освоенным практикам, что, в числе прочего, позволит вам оттачивать свое мастерство.

Моделирование: Мой экзокортекс (второй мозг)

Запишите названия технологий, которые вы используете. Кратко опишите их. Достаточно вспомнить 5 названий. Продолжите заполнять и далее ведите эту таблицу по мере прохождения курса в рабочем пространстве coda22.

Стадии обучения и уровни мастерства

Для того, чтобы перейти в следующем подразделе к этапам постановки мастерства, сначала необходимо объяснить понятия «стадии обучения» и «уровни мастерства».

Стадии обучения — это определенный отрезок времени, в котором выполняются работы для постановки мастерства (развития мастерства). Работы осуществляются по конкретным методам (практикам)23. В свою очередь, уровень мастерства — это степень владения изучаемой практикой. Например, можно выделить стадию «Пропитка», без которой невозможно вкладывать инвестиционное время в освоение нового. А уровень владения «Умение» означает способность применять конкретную практику и даже делать это систематично, хотя будет невысокое качество рабочих продуктов или медленная скорость работы.

Существуют разные теории о том, как описывается уровень мастерства и какие выделяются стадии обучения. Мы будем опираться на следующий вариант, который включает 4 уровня мастерства — «Объяснение», «Умение», «Навык» и «Мастерство», а также 6 стадий обучения — Пропитка, Анализ и планирование, Изучение теории, Практическое применение, Обучение (других), Просвещение.

Опишем как развивается прогресс во владении любой практикой в таблице «Связь уровней мастерства и стадий обучения». В ней мы выделим 4 этапа постановки мастерства, которые будут совпадать по названию с 4 уровнями мастерства. Каждый этап у конкретного человека будет занимать разное время, поэтому мы не будем приводить точные временные периоды. Но каждый студент должен отслеживать этапность в личном понедельном плане по курсу.

В таблице ниже показана приоритетность работ по каждой стадии на всех этапах постановки мастерства. Выделенная приоритетность позволит вам лучше управлять своим вниманием (осознанное обучение) на разных этапах. Данная таблица будет использоваться для описания этапов постановки мастерства, а также для формирования личного плана обучения по каждой практике.

* где 1 — максимально высокая важность стадии на соответствующем этапе развития мастерства, а 5 — минимальная.

В таблице условно показан необходимый уровень внимания по каждой стадии на конкретном этапе постановки мастерства. Например, на первом этапе «Объяснение» требуется уделить повышенное внимание пропитке и изучению теории, но можно совсем не обращать внимание на обучение других и просвещение. С другой стороны, роль этих последних стадий возрастает по мере роста мастерства. И просвещение, и обучение других становятся важными, когда вы превращаетесь в мастера, потому что только так у вас получится бесконечно повышать уровень своего мастерства.

Сколько необходимо времени для мастерства саморазвития

Приведем примерное время для достижения каждого уровня мастерства или прохождения каждого этапа.

Для уровня «Объяснение» требуется инвестировать десятки часов в зависимости от осваиваемых практик. Основное время на этом этапе инвестируется:

— в объяснение себе важности данной практики, что помогает пройти путь от неосознанной некомпетентности до осознанной некомпетентности;

— в ознакомление с теорией, том числе для чего она нужна и что позволит делать.

На этом этапе будет необходимо ответить на вопрос зачем вам инвестировать время24 и ознакомиться со всеми понятиями и принципами теории, уметь их объяснять и не путаться в связи этих понятий между собой25. Например, для осознания важности плавания кролем может хватить 10 часов, а для системного мышления рекомендуется не менее 100 часов.

Для практик саморазвития обычно в среднем требуется неделя и 10—15 часов на каждую из них, чтобы пройти первый этап и получить уровень мастерства «Объяснение». Но для практики систематического медленного чтения может понадобится меньше времени, а, например, для стратегирования — больше.

Для уровня «Умение» потребуются уже сотни часов, в рамках которых теория совмещается с практической деятельностью. Появляется осознанная компетентность, которая указывает не только на ваше хорошее знакомство с теорией, но и осознанное её применение на практике.

Умение показывает, что вы можете ритмично работать по практике и систематично выпускать рабочие продукты26 с использованием данной практики.

Начиная с этого уровня количество инвестированных часов будет сильно зависеть от вашего текущего опыта, причем не только по конкретной практике саморазвития, но и в целом от вашего рабочего опыта. Вполне возможно, что вы уже инвестировали достаточное время в соответствующие практики саморазвития, и данный курс позволит вам обобщить ваш опыт и вы за несколько десятков часов сможете получить уровень «Умение».

Для уровня «Навык» будет необходимо инвестировать тысячи часов, в основном в отработку (шлифовку) полученного на предыдущем этапе умения. Необходимо довести свои действия до автоматизма, до неосознанной компетентности. Здесь вы осознаёте, что получаете удовольствие и радость от исполнения данной практики (пребываете в потоке).

Для того, чтобы наработать навык по практикам саморазвития вам будет необходимо систематично и ежедневно оттачивать свое мастерство. Можно говорить об уровне «Навык» по прошествии нескольких лет. Но вы уже ранее вложили определенное количество времени в каждую из практик, а поскольку вы будете применять все практики саморазвития одновременно27, то вам может понадобиться намного меньше времени. Напоминаем, что это одна из причин почему данные практики саморазвития собраны и преподаются вместе.

Для уровня «Мастерство» требуется уже десяток тысяч часов, которые перерастают в бесконечное развитие. Основное время инвестируется в обучение других, что позволяет лучше понимать практику и улучшать свое мастерство. Вершиной мастерства является признание со стороны коллег и сообщества. Деятель является мастером в практике, и при этом имеет общественное признание и заслуги в популяризации этой практики. И у этой деятельности на благо цивилизации (техноэволюции) нет пределов, поэтому важно становиться общественным деятелем и не застревать в мастерах28.

Обратите внимание, что к настоящему моменту вы инвестировали29 определенное время и уже имеете какой-то уровень мастерства по разным рабочим и личным практикам, включая спорт или хобби. Даже если вы только учитесь в средней школе, вы уже обладаете каким-то уровнем мастерства по практикам саморазвития. Но, скорее всего, ваше обучение было интуитивным, а не полностью осознанным30. Часто люди учатся разным практикам, используя такие методы, как «бери и делай», «смотри на кого-то и делай как он», «практика и только практика без лишней теории» и т. п. Эти методы интуитивного обучения отличаются от предлагаемого в курсе осознанного обучения. Разница в том, что мы говорим об обязательном наведении внимания на понятия, принципы, рабочие продукты и роли, которые есть в каждой практике. Поэтому, даже если вы многое знаете про практики саморазвития, мы всё же рекомендуем осознанно пройти первый этап по каждой практике, инвестировав до 10 часов. Это позволит обратить внимание на понятия и принципы теории, которые вы будете использовать для быстрого прогресса в своем мастерстве саморазвития.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практики саморазвития. Умение быстро учиться новому и сложному предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

15

Трансдисциплины — это дисциплины о дисциплинах, наиболее общие мыслительные шаблоны о более конкретных теориях, используемых для каких-то более конкретных предметных областей. За счет таких трансдисциплин как семантика, математика, физика, онтология, логика, рациональность, этика, эстетика, риторика методология и другие (в ШСМ выделяем всего 16) развивается интеллект. Основная программа ШСМ построена на изучении 16 трансдисциплин интеллект-стека.

16

Действия совершаются с использованием прикладных практик, и на каждое действие будет своя практика (например, кроль или бухгалтерский учет, канбан или вождение), поэтому тут мы взяли только те практики, которые могут обеспечивать или помогать реализовывать эти прикладные практики действия.

17

После прохождения всей нашей основной программы.

18

Если вы не воспринимаете что-то всерьез, то вы не будете выполнять все рекомендации, не будете выделять достаточных вычислительных мощностей, не сможете удерживать внимание на длительном временном периоде (без чего невозможно получить хорошие результаты от сложного обучения).

19

Необходимо использовать экзокортекс для того, чтобы учитывать инвестированное время. Время необходимо учитывать так же, как и деньги. Время тоже любит счет.

20

Задание первой недели будет в конце данного раздела

21

Например, выделите время на то, чтобы отвечать на вопросы в клубе ШСМ.

22

Ссылка в домашнем задании, для доступа к которому необходима платная подписка «Бесконечное развитие».

23

Например, мне нужно совершить работу — проплыть 1 км. Я эту работу выполняю методом плавания кролем.

24

Какую неудовлетворенность вы сможете устранить и почему именно это мастерство вам в этом поможет. Это ваша гипотеза, которую вы выдвигаете на этом этапе и будете проверять на следующих.

25

Для этого рекомендуется активно пользоваться практикой мышление проговариванием.

26

У каждой практики есть свои рабочие продукты, с которыми вы ознакомитесь в процессе изучения. Например, в практике стратегирование один из рабочих продуктов — стратегия.

27

Например, одна и та же минута систематического медленного чтения с написанием заметок может быть учтена также и в практике мышления письмом. Точно так же, стратегируя, вы так или иначе занимаетесь мышлением письмом.

28

Решать свои личные проблемы необходимо, но жизнь более интересна, если умеешь хорошо решать проблемы других и учить их решать их собственные проблемы.

29

Возможно, не всегда осознанно.

30

Осознанным мы называем обучение, когда человек изучает теорию, обращает внимание на понятия и принципы, пробует создавать рабочие продукты по методике.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я