Введение в системное мышление

Церен Церенов

Учебник знакомит с основными понятиями системного мышления, которые приняты в международных стандартах менеджмента и инженерии. С их помощью человек любой специализации или команда сможет составить системное описание своей деятельности, продукта или сервиса, а также системы клиента. Учебник помогает сделать первый шаг в системное мышление, которое связывает между собой предпринимательскую, инженерную и менеджерскую области интересов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в системное мышление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Роли и успешная система

Театральная метафора

Вторая глава посвящена понятиям «роль» и «успешная система». По итогам изучения18 данной главы вы поймете как использовать данные понятия в рабочих и личных проектах. А для этого будет необходимо дополнительно разобраться с тем, кто такой исполнитель роли, что такое предмет интереса, практика, должность. Также в данной главе обсудим понятия «физические и функциональные объекты».

Для того, чтобы понять что же такое «роль» обратимся к театру. Всем известна фраза «Вся жизнь — театр, а люди в нем актеры». Эта фраза тянет не только на философское признание, оно полезно и в системном мышлении.

Театральная метафора помогает объяснить разницу между действием и исполнителем действия, или между ролью и исполнителем роли. В театре различают исполнителя Владимира Высоцкого19 и роль, которую он играет. Это понимают даже малые дети. Но взрослые люди не осознают, что сами играют роли «менеджера» или «инженера». Это такие же роли как роль «Гамлета».

В театре один и тот же актер может играть разные роли, а на действия любого человека можно посмотреть с точки зрения понятия «роль». Можно сказать, что каждый человек играет роли в личной жизни или в рабочих проектах. Только не каждый задумывается об этом.

Мы осознанно обращаем вниманием на свои действия, только когда хотим улучшить свое поведение. Если нам не нужно ничего менять в своём мышлении или в рабочих практиках, то нет необходимости и в ролевом рассмотрении. Однако, если нам важно изменить принцип работы отдельного человека или целой команды, то лучший на сегодня вариант это сделать — использовать понятие «роль» и другие понятия, которые с ним связаны.

В театре действия по роли четко определены сценарием, а исполнители могут регулярно меняться. В жизни точно также: роль хирурга могут играть разные люди. Но любой хирург действует исходя из определенной медицинской практики, которую изучал в вузе. Понятие «роль» связано с понятием «практика»: как только мы переходим в ролевое рассмотрение, мы должны будем обсуждать и ролевые практики20.

Итак, роль21 — это какое-то устоявшееся в культуре название: хирург, футболист, водитель и т. п. Роль исполняет человек22, которого мы называем исполнителем роли. Действия человека по роли это ролевое поведение, которое совершается по определенным правилам или практикам. Люди в ролях с помощью практик создают рабочие продукты. Разберёмся с этим подробнее.

Роли и исполнители

Понятие «роль» помогает отделить человека от его действий (ролевое поведение). Человечество интересует ролевое поведение. Несмотря на то, что мы все разные, большинство наших действий похожи. Их можно описать, улучшить и главное, что этим действиям можно научить других. Например, действиям хирурга всех учат одинаково.

Обычный человек на предприятии редко использует театральную метафору. В основном, все смотрят на своих коллег как на исполнителей, то есть знают их по имени и фамилии. Но системный человек, кроме этого, понимает и роли, которые исполняет каждый член команды. Это важный системный навык, которой должен стать у вас привычкой. Прочитайте диалог, который приведен на картинке23.

В проекте вы должны видеть и проектные роли, и имена исполнителей. При этом часто одни и те же роли могут исполнять несколько человек, а один человек может исполнять несколько ролей. Хоть это бывает не часто, но один и тот же человек может в одном проекте играть одни роли, а в другом — другие. В каждой роли человек действует по определенной практике.

Человек может и не осознавать, что действует по практике, если осознанно её не изучал, как, например, хирург в вузе. Довольно много самоучек24. Но хороших самоучек мало, намного больше талантливых людей, которые смогли развить свои способности за счет осознанного обучения практикам и трансдисциплинам интеллект-стека.

«Роль» как модель мышления

Обычный человек действует интуитивно или исходя из опыта, а его ролевое поведение обусловлено той теорией, которая была ранее заложена в него25. Часто мы говорим, что человек действует согласно своим картинам мира.

Картина мира может быть сформирована научной теорией или бабушкиным предрассудком. Научные теории и дисциплины лучше описывают ролевое поведение, но ненаучные картины мира проще и потому более востребованы. Когда мы говорим про картину мира врача, то в первую очередь, имеем в виду медицинские практики, которые он узнал в вузе и далее развил в работе по специальности.

Осознанный способ изучения профессиональных ролей подразумевает постановку соответствующих практик. Можно сказать, что человек закладывает в голову дисциплину и осваивает навык владения технологиями. Например, водитель учит правила дорожного движения, и тренируется водить автомобиль. Правила — это теория (дисциплина), а автомобиль — это технология. После это можно сказать, что человек освоил роль водителя.

Аналогичным образом мы можем размышлять обо всех действиях, которые совершает человек не только по работе, но и в личной жизни. Например, существуют роли сына, воспитателя, ученика, мотиватора, мойщика посуды, уборщика комнаты, пассажира метро и т. п. Рассматриваем их так же, как и профессиональные роли.

Ролевое рассмотрение позволяет уделить особое или формальное внимание своему поведению. Например, обучаясь плаванию, мы понимаем, что нужно осваивать практику кроля, и тогда мы сможем профессионально исполнять роль пловца кролем26. В критических ситуациях воспитания детей не нужно следовать плохим автоматизмам и нервничать, а вспомнив про роль наставника, поискать хорошую практику, чтобы применить её в общении с ребенком. Когда приступаете к учебе, то неплохо бы понимать какие существуют практики ученика или что такое умение учиться. Понятие «роль» позволяет неосознанное действие перевести в осознанное, то есть привлечь внимание к формальным объектам внимания (практика, система, другие роли и т.п.). Обычно люди учатся неосознанно, они не могут назвать формальные методы обучения (практики), то есть как или с помощью каких практик они обучаются.

Подумайте, с помощью каких практик вы обучаетесь? И, например, почему в первом домашнем задании речь шла о систематическом чтении и контроле потребления информации, про практику Помодоро и инвестирование времени, про мышление письмом и мышление проговариванием. Вот таким образом перечислены основные практики роли ученика.

Однако, нам не всегда нужно быть осознанными и формально подходить к рассмотрению своих действий. Автоматизмы поведения экономят внимание и поэтому некоторые роли мы исполняем неосознанно. Например, когда мы чистим зубы или принимаем душ. Если мы не хотим изменить поведение или мир вокруг, то можно не заморачиваться ролевым рассмотрением. Но, если нужно поставить или изменить процесс чистки зубов, то следует осознано выделить роль чистильщика зубов и найти лучшую практику чистки полости рта. Дальше разбираемся и осваиваем технологии — зубную щетку, пасту, ополаскиватель, ирригатор. А потом доводим данное ролевое поведение до автоматизма.

Изменение своего поведения — это буквально изменение мышления, а для этого нам необходимо обратить внимание на свои действия. Понятие «роль» как модель мышления даёт возможность это сделать, а мыслительное мастерство помогает найти и быстро поставить необходимую прикладную практику.

Важно понимать, что за каждой проектной ролью стоит практика и рабочий продукт. Называя человека по роли, мы одновременно определяем целый класс соответствующих практик, с помощью которых роль создаёт рабочие продукты. Например, для роли пловца, мы сразу определим возможный класс практик — кроль, брасс, баттерфляй, а, говоря про предпринимателя, будем иметь в виду другие практики — Business Model Canvas, Lean Startup, Lean Canvas и другие. Вы уже понимаете, что у каждой роли есть большое количество практик: свои у хирурга, операционного менеджера, финансиста, инженера, архитектора, воспитателя и т. п.

В древние века человек просто делал своё дело, не особо задумываясь о формализации своих действий. И мы знаем, что тогда были созданы уникальные исторические объекты. Но сложность современного мира абсолютно другая, и практически каждый может создавать успешные системы.

Без ролевого рассмотрения невозможно справиться со сложностью текущего этапа развития человечества. Современный человек будет всегда востребованным, если будет постоянно учиться и вовремя переучиваться. Системное мышление это способ формализовать свои действия и поведение многочисленных заинтересованных людей. Понятие «роль» — главное понятие для такой формализации.

Проектные роли

Понятие «роль» чаще используется в профессиональной деятельности, чем в личной жизни27. В работе речь идет преимущественно о проектной деятельности, поэтому используют понятие проектная роль. Проектная роль — это роль, которую исполняет человек в каком-то проекте28. Или её исполняет человек, который как-то влияет или связан с системой, которая создаётся в проекте. Можно сказать, что проектные роли чем-то озабочены. Они имеют определенный предмет интереса к системе.

В системном мышлении выделяют внешние и внутренние проектные роли.

Внутренними проектными ролями называют роли, которые исполняют члены проектной команды и все соисполнители. Например, поставщики, сотрудники на аутсорсинге и т. п. Внутренние проектные роли задумывают, создают и поддерживают эксплуатацию системы, то есть ремонтируют и обслуживают, а также утилизируют её. По отношению к системе автомобиль внутренние проектные роли — это менеджер завода, инженер-проектировщик, рабочий на конвейере, специалист станции техобслуживания, маркетологи, ремонтники, проектировщики, тестировщики, поставщики комплектующих, ликвидаторы и т. п. Все они являются сотрудниками большой команды, которая работает с системой автомобиль на всех стадиях жизненного цикла от замысливания автомобиля до его ликвидации.

Внешними проектными ролями считаются роли, которые взаимодействуют с готовой системой. Это означает, что роли влияют на систему или система влияет на данные проектные роли. Например, по отношению к системе автомобиль внешние проектные роли — это водитель, пассажир, пешеход, эколог и многие другие. Можно также выделить следующие внешние проектные роли: клиент, конкурент, налоговик, хакер, вор и т. п. При этом клиентов системы нужно делить на несколько подролей, которые специфичны для каждой системы и/или сферы деятельности. Например, клиентом29 может быть плательщик, оператор, распаковщик и т. п.

Человек в проектной роли принимает соответствующие решения и отвечает за них. Или, как говорят, ставит свою «шкуру на кон». Последствиями этих решений становятся изменения в проектной деятельности, то есть то, каким образом проектная роль меняет мир30.

Действия человека, которые не приводят к изменениям в физическом мире, не считаются действиями проектной роли. Нельзя сказать, что человек играет роль инженера по требованию, если он только записывает пожелания клиентов31, но сам не провёл работу с этими требованиями и не поставил подпись под списком требований. А если человек полноценно исполняет практику32, в результате которой появляется рабочий продукт список требований, то тогда можно говорить, что он играет роль инженера по требованию. Появление утвержденного проектной ролью рабочего продукта меняет физический мир33.

Проектная роль и предмет интереса

Разберем подробнее понятия «предмет интереса» и «ролевой интерес» (предпочтение). Важно запомнить, что если мы говорим о проектной роли, то автоматически подразумеваем, что у этой роли есть определенный предмет интереса к системе.

Предмет интереса — это какая-то важная характеристика системы. Например, система автомобиль может характеризоваться стоимостью, скоростью, цветом, дизайном и много чем ещё34. Покупателя интересует стоимость автомобиля, и поэтому можно сказать, что его предмет интереса — стоимость.

Множество разных ролей могут иметь один и тот же предмет интереса. Однако, ролевой интерес у всех этих ролей может быть разным. Поэтому вводится ещё одно понятия — предпочтение. Оно указывает на то, что хочет конкретная роль в предмете интересов. Стоимость интересует не только покупателя, но и продавца, но предпочтения или ролевые интересы у них разные. Предмет интереса один и тот же, но покупатель предпочитает цену пониже, а продавец — повыше. Предпочтения ролей разные, а предмет интереса одинаковый.

Выделяя проектную роль, вы одновременно подразумеваете, что есть определенные предметы интересов. Названия проектных ролей в культуре привязаны к предметам интересов к системе. Предмет интереса менеджера к системе «предприятие» — это сроки, финансы и бюджет и т. п. То есть менеджера интересует не всё предприятие, а лишь его определенные характеристики. А другие роли интересуют другие характеристики системы35.

Знание предметов интересов как знание названий проектных ролей — это трудовой или деятельностный кругозор. У большинства людей хороший кругозор в области медицины. У некоторых он намного лучше, чем кругозор в области предпринимательства, инженерии и менеджмента. Вы знаете множество подролей врача, и знаете их предметы интересов. Например, вы можете отличить терапевта от педиатра, знаете что интересует отоларинголога и стоматолога. Однако, вряд ли вы сможете назвать даже по 3 подроли у ролей предпринимателя, инженера и менеджера. Поэтому после изучения системного мышления необходимо обязательно изучить системный менеджмент, системное предпринимательство и системную инженерию36.

Курсы ШСМ как раз нацелены на формирование трудового кругозора в бизнесе. Успешный деятель должен разбираться в ролях и интересах проектной деятельности намного лучше, чем в медицине.

Успешная система

В современном системном мышлении через проектные роли, предметы интереса и ролевые интересы вводится понятие «успешная система».

Система считается успешной, если в ней учтены ролевые интересы всех внешних и внутренних проектных ролей. Команда проекта самостоятельно выявляет все заинтересованные проектные роли, и старается определить все возможные предметы интересов. Далее учитывают предпочтения выявленных ролей в соответствующих предметах интересов. А потом команда решает ролевые интересы каких проектных ролей будут удовлетворены при создании системы.

Учитывается максимальное число ролей и их предметы интересов, а удовлетворяются ролевые интересы только тех ролей, которые выбрала команда. Невозможно удовлетворить все ролевые интересы. Для этого не хватит времени и средств. Однако, учитывая всех и удовлетворяя только главные предметы интересов и соответствующие ролевые интересы, команда понимает какие издержки может понести.

Например, команда может учесть ролевой интерес покупателя к низкой цене, но не обязана удовлетворять это предпочтение. Хотя, установив определенную цену, команда может просчитаться и понести за это ответственность в виде недополученной прибыли.

Обратим внимание на то, что команда обязана не только выбирать какие предпочтения учитывать, но и стараться выявлять все возможные предметы интересов. Причем эти предметы интересов касаются не только и не столько финансов.

Заметьте, что в проектах преимущественно появляются такие предметы интересов как прибыль, сроки, качество. Это означает, что определенные проектные роли обозначают свои ролевые интересы37. С точки зрения системного мышления мы не можем назвать систему успешной, если будут удовлетворены только эти ролевые интересы. Поскольку, если система, например, может нанести вред здоровью человека, то компании не поздоровится в будущем.

Итак, сначала команда выявляет все возможные проектные роли и их предметы интересов. Потом рассматривает каждый ролевой интерес и решает что с ним делать: удовлетворять или нет? Это осознанное решение, за которое команда несет ответственность. Команда ставит свою «шкуру на кон», когда определяет список проектных ролей, чьи ролевые интересы будут прорабатываться в проекте и в итоге удовлетворяться в системе.

Какие-то ролевые интересы команда может решить не удовлетворять. Но если команды проработала все предметы интересов и предпочтения, то значит они учтены. Однако, возможно, не все из них будут удовлетворены. Учесть и удовлетворить — это разные вещи.

На схеме выше вы видите как системное мышление предлагает получать успешную систему. Обратите внимание, что за каждым словом из этой схемы стоит большая работа. В курсе мы будем обсуждать все эти понятия и действия, которые должны совершить проектные роли, чтобы получить успешную систему.

Исполнители роли: агент и его намерение, стратегия и планы

Разбираясь с ролями нельзя упустить из внимания исполнителя роли. Если роль исполняет человек, то его рассматривают как агента или актёра. Человек — это слишком объемное понятие38. Нам необходимо уделить внимание неудовлетворенностям и желаниям человека, которые обуславливают его действия. Агент — это человек, который намерен совершать действия, чтобы устранить неудовлетворенность.

Когда речь идет о человеке, то есть риск уйти в психологическую терминологию, которая менее формальна и не подходит для системного моделирования. Поэтому чтобы обсуждать человека-агента вводится понятие «намерение»39. Намерение позволяет обсуждать не роль, а её исполнителя. То есть «предпочтение» относится к роли, а «намерение» — к исполнителю роли.

В учебнике «Системное саморазвитие» вводилась схема связи психологии и системного мышления. Здесь мы немного её доработаем: ощущая неудовлетворенность, человек-агент намеревается встать в роль, чтобы посредством действия по практике устранить эту неудовлетворенность. Одновременно с этим, агент в роли с помощью данной практики участвует в создании какой-то системы.

Агент действует по роли и тем самым преследует ролевой интерес (предпочтение) к системе. Но также агент может намеренно переключаться между ролями, и, соответственно, мы можем видеть смену предпочтений. Например, мы ожидаем от человека, что он будет играть одну роль и преследовать соответствующие ролевые интересы, а он оказывается сменил роль и преследует другой ролевой интерес. И даже, возможно, к совсем другой системе. Для того, чтобы работать с намерениями агента необходимы отдельные практики40, и в первую очередь, системное лидерство. Об этом поговорим более подробно в следующих главах.

Понятие «намерение», в первую очередь, необходимо, чтобы выявлять конкретных людей, которые имеют какое-то отношение к вашей системе и проекту. По этим конкретным людям нужно выявлять проектные роли, или, наоборот, проектные роли нужно связать с конкретными людьми.

Часто бывает, что вокруг вас находится большое число людей, но вы не можете понять какие у них намерения, и соответственно не понимаете, являются ли они заинтересованными лицами41. Иногда, наоборот, вокруг вас никого нет или вы работаете маленькой командой, но где-то есть люди, которые хотят чего-то от вас или от вашего проекта. Выявив намерения этих людей, можно лучше понять, являются ли они заинтересованными лицами и какие именно роли по отношению к вашей системе они играют.

Таким образом, работая с проектными ролями, необходимо знать всех исполнителей и их намерения. Если намерения исполнителей никак не связаны с проектными ролями вашего проекта, значит вы неправильно выбрали исполнителей или вам будет необходимо изменить их намерение.

Как создаётся успешная система

На следующем слайде кратко представлен логический порядок создания успешной системы.

Первые стадии жизненного цикла любой системы связаны с замысливанием, моделированием или проектированием. На этих стадиях мы работаем с проектными ролями. Выявляются все внешние и внутренние проектные роли, а также их потребности (проблемы). Определяются предметы интересов, ролевые интересы, предпочтения. Далее важно связать проектные роли с конкретными исполнителями42. Исходя из списка проектных ролей и работы с их конкретными исполнителями определяется короткий список проектных ролей, над ролевыми интересами которых далее будет продолжаться работа. То есть ролевые интересы, которые будут удовлетворены в системе.

Работа с потребностями и требованиями определяет архитектуру системы, а по итогам создания системы нужно провести приёмку и проверку43. А работа с намерениями внутренних проектных ролей позволит лучше выстроить работу команды.

А вот далее не буду рассказывать остальные пункты на вышеприведенном слайде, потому что вы ещё не знаете всех понятий. Но они тут приведены, чтобы вы смогли хотя бы оценить то, что потребуется ещё изучить, в чем детально разобраться.

Здесь приведено краткое описание применения системного мышления к созданию успешной системы. Множество нюансов опущено. Но вы уже должны понимать, что системное рассмотрение позволяет формальным образом проложить путь от формирования бизнес-идеи до её воплощения в физическом мире в виде успешной системы.

Физические и функциональные объекты

От успешной системы вернемся обратно к ролям и разберёмся, чем роль отличается от проектной роли.

Проектную роль всегда исполняет человек. Однако понятие «роль» можно использовать не только по отношению к человеку. Ведь роль — это функциональный объект, а её исполнитель — это какой-то физический объект. Этим объектом может быть как человек, так и неодушевленный предмет.

Давайте рассмотрим пример с такси. В такси роль водителя может исполнять человек, а может робот с искусственным интеллектом. В первом случае мы будем говорить про проектную роль, чтобы подчеркнуть участие человека. Но если мы говорим, что «в такси есть роль водитель», то допускаем, что исполнителем данной роли может быть как человек, так и неодушевленный объект.

Вы должны хорошо понять разделение на:

физический объект: это человек, ИИ или какой другой неодушевленный предмет. Обратите внимание, что когда мы говорим про физический объект, то обозначаем, что есть нечто существующее в физическом мире. Мы ничего не знаем о том, какую роль может выполнять этот физический объект44. Главное, что мы знаем, когда называем его физическим объектом, что он имеет 4D-измерение (трехмерное пространство и время).

функциональный объект: это и есть роль. В вышеуказанном примере — роль водителя. Когда мы говорим про функциональный объект, тогда обращаем внимание на то, что есть не просто физический объект, а роль. То есть не просто человек, а водитель с определенным мастерством. В данном рассмотрении нам важно поведение этого функционального объекта, а не то, какой физический объект будет играть эту роль45;

ролевое или функциональное поведение. Мы говорим, что функциональный объект имеет определенное ролевое или функциональное поведение. Например, у роли водителя это поведение называется управлением автомобилем.

Физический объект (или исполнитель) — человек, ИИ или другой неодушевленный предмет.

Функциональный объект (или роль) — водитель.

Ролевое поведение (или функциональное) — управление автомобилем.

У неодушевленного предмета интереса нет, но функциональный объект тоже играет роль. Интерес — только у проектной роли!

Такое разделение на физический объект, функциональный объект (роль) и ролевое поведение является важным принципом системного мышления.

Например, сначала мы понимаем, что нам нужна функция забивания гвоздей. Функция — это поведение. Она функция привязывается к роли «забиватель гвоздей», а уже потом на эту роль назначается исполнитель. Нам не обязательно брать это будет молоток46. Нужную роль «забивателя гвоздей» может сыграть микроскоп или камень.

Так же инженеры проектируют системы. Сначала они понимают какие функции нужны, исходя из этой функции-поведения называют систему, то есть дают ей функциональное название или роль. А уже потом определяют модули или физические объекты, которые лучше всего подходят на эти функциональные роли.

Ролевой подход одинаков для человека и для «железной» системы, если мы рассматриваем их в качестве исполнителей определенных ролей. При этом поведение человека называют ролевым поведением, а поведение «железной» системы — функцией системы. Хотя можно говорить про ролевое поведение автомобиля, это не будет ошибкой.

Однако есть и более глубокие отличия. Например, чтобы человек встал в нужную роль его необходимо каким-то образом уговорить, а уговаривать микроскоп исполнить роль молотка не нужно47. Поэтому в системах с людьми на первый план выходит практика лидерства, суть которой состоит в том, чтобы человек в нужное время встал в роль и исполнил её хорошо, эффективно и с удовольствием. Лидер умеет поставить человека в роль. Существует даже практика системного лидерства — это помощь другому человеку встать в определенную роль. Постановка «железных» систем в роль происходит обычными инженерными практиками и на основании физических теорий.

Ещё одно отличие состоит в том, что у «железной» системы нет ролевого интереса, он есть только у проектной роли. Для создания успешной системы сначала выявляются заинтересованные проектные роли, а потом их ролевые интересы. Поведение человека обуславливается понятием «намерение», а у роли есть «предпочтение». С этими понятиями подробнее можно ознакомиться в учебнике «Системное мышление».

«Роль» и «Практика»

Когда мы рассматриваем проектные роли, то обязательно связываем их с практиками. В понятие «практика» в системном мышлении вкладывается не тот смысл, который мы используем в обычной речи48. Нам нужно данное понятие, чтобы говорить о формальном описании действий проектных ролей. Проектные роли действуют по практикам, у каждой роли есть множество практик, с помощью которых создаются рабочие продукты.

Существуют практики хирурга, стоматолога, предпринимателя, инженера, маркетолога и т. п. Люди изучают прикладные практики, чтобы эффективнее создавать рабочие продукты. Обязательно выпишите список практик, которыми вы пользуетесь осознанно, а далее допишите рабочие продукты, которые вы получаете с их помощью.

Роль, практики, должность, успешная система и интеллект

Наряду с понятием роль используются такие понятия как должность, звание и квалификация. Они помогают лучшим образом описывать человеческую деятельность.

Квалификация и звание — это характеристики исполнителя роли. Квалификация показывает уровень мастерства человека в исполнении какой-то роли. Данную оценку даёт какая-то организация, сообщество или государство. Звание присваивается компетентными органами, и отражает положение человека в определенной иерархии, установленной этими органами. Например, в науке, в армии, в компьютерных играх и т. п. В ШСМ тоже есть своя квалификация и 8 квалификационных уровней.

Должность определяет возможность и обязанность играть определенные роли, а также задаёт полномочия по распоряжению ресурсами (деньги, время исполнителей). Например, в должностных инструкциях записаны обязанности, которые можно понять как обязательства играть одни роли и возможность играть другие роли. Также в кадровых и должностных документах определяется какими финансовыми, материальными и людскими ресурсами может распоряжаться человек на определенной должности. На должность человека назначают, и он подписывает соответствующие документы насчёт своих прав и обязанностей. Например, назначают на должность руководителя предприятия.

Обыватель будет говорить, что после назначения на должность человек обязан соблюдать должностные инструкции, а с точки зрения системного мышления можно говорить, что на должности человек имеет возможность и обязанность играть соответствующие роли и распоряжаться определенными ресурсами. Руководитель предприятия — это должность, которая обязывает человека, как минимум, играть роли менеджера и лидера. Он отвечает за ресурсы предприятия. И у него есть возможность сыграть любую роль на своём предприятии. А кто ему может запретить?49

Приведем ещё одну схему, которую предлагается изучить самостоятельно. Читая учебника, попробуйте разобраться, почему важно получать фундаментальное образование или развивать интеллект (включая кругозор), а также как с помощью системного мышления можно объяснить профессиональный и должностной рост.

Подробнее эту схему разбирают на тренингах с участием преподавателя.

Таким образом, на сотрудника предприятия можно посмотреть с нескольких точек зрения:

• функциональное рассмотрение — роль, действия по роли, практики;

• организационное рассмотрение — должность, подчинение и руководство, распоряжение ресурсами, организация и выполнение работ.

Человек-агент на должности50 с определенными ресурсами (финансовые, технологические и т.п.) — это минимальное оргзвено. Оргзвеньями также являются подразделения: отделы, департаменты, предприятия холдинга.

Когда проектируют организации, в них выделяют организационные места: должности и позиции в штатном расписании (в органиграммах), вакансии и т. п. Таким образом можно увидеть структуру подчиненности одних организационных мест другим. Когда на организационное место становится человек-агент, то появляется оргзвено. Организация — это организованная группа людей, которые понимают свои полномочия, подчиненность, роли, ответственность за ресурсы.

Выводы главы 2

Подведем итог главы 2. Можно сказать, что с помощью понятия «роль» человечество лучше описывает физический мир, и моделирует деятельность людей. «Роль» связана с действием, а человек-агент — это исполнитель роли. Далее можно отдельно говорить о мастерстве и квалификации исполнителя, а также отдельно обсуждать и улучшать ролевые действия необходимые в команде.

Можно сказать, что «роль» — это модель мышления, которая помогает изучать и улучшать поведение человека-агента. Благодаря понятиям «роль», «предмет интереса» и «ролевые интересы» (предпочтения) определяется успешная система.

Человечество накапливает знания о действиях независимо от того, кто исполняет эту роль сейчас. И эти знания, вместе с технологиями, мы называем практиками. С помощью практик роли создают рабочие продукты.

Во второй главе изложены основные положения главы 3 учебника Анатолия Левенчука «Системное мышление». Для более полного рассмотрения понятия «роль» рекомендуем прочитать данную главу.

Основные понятия: исполнитель=человек-агент=агент, роль=ролевой объект=функциональный объект, проектные роли; практика, рабочий продукт; успешная система; предмет интереса=важная характеристика системы, ролевой интерес=предпочтение, намерение; физический объект=исполнитель, функциональный объект=роль, ролевое поведение=функциональное поведение; должность, квалификация, звание; организация, организационные места=должности, оргзвено.

Вопросы для повторения, обсуждения и мышления письмом

1. В чем смысл «театральной метафоры» и почему все-таки в театре не так, как в жизни?

2. В чем разница ролевого рассмотрения в рабочих и личных проектах? Приведите пример своих рабочих ролей и ролей, которые вы исполняете вне работы.

3. Подумайте, с помощью каких практик вы обучаетесь? Приведите пример данных практик.

4. Вспомните ситуацию из своей жизни по аналогии с приведенным в главе примером с чисткой зубов. Почему для изменения мышления нам необходимо сначала обратить внимание на проблему?

5. В чем разница между ролью и проектной ролью?

6. Чем отличаются внешние и внутренние проектные роли? Назовите по 3 внешних и внутренних роли в своем рабочем или личном проекте.

7. В каких случаях человек, который не работает на вашем предприятии, может исполнять внешнюю и внутреннюю проектную роль?

8. Назовите 5 подролей врача. Назовите по 2 подроли предпринимателя, инженера и менеджера.

9. Как в системном мышлении определяется «успешная система»? В чем разница между учетом и удовлетворением ролевых интересов?

10. Как понятие роль связано с понятиями практика и рабочие продукты?

11. Объясните разницу между понятиями: физический объект, функциональный объект, функция и ролевое поведение.

12. Как связаны роли и должность? Что означает должностной и профессиональный рост?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в системное мышление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

18

Изучение главы подразумеваете чтение с заметками, выполнение домашнего задания и написание публичного поста.

19

Роль Гамлета может исполнять Иван Иванович, игра которого просто меркнет перед талантом В. Высоцкого. Однако, оба исполнителя всё же играют роль Гамлета, хотя у них разные квалификации. Поэтому мы будем отдельно говорить о ролях и об исполнителях. Роль одна и та же, а исполнители могут быть разными.

20

А также рабочие продукты, системы и т. д. Системное мышление вводит определенные понятия и показывает их связь между собой.

21

Понятие «роль» имеет синонимы — ролевой объект или функциональный объект.

22

Далее вы поймете, что понятие роль можно применять и к неодушевлённым объектам: самолет, стол, смартфон и т. п. Исполнителем роли, кроме человека, может быть искусственный интеллект или любой неодушевлённый предмет (хоть камень).

23

Он взят из учебника «Системное мышление».

24

Большинство действий в жизни человек совершает без понимания понятия «практика». Например, многие ведут личный финансовый учет или плавают, но специально этому не учились. Однако, в профессиональной деятельности без осознанного изучения современных практик невозможно стать профессионалом. А без интеллекта невозможно ориентироваться в многочисленных прикладных практиках и осваивать их быстрее остальных.

25

Человек может неосознанно впитывать теорию из взаимодействия с другими людьми. Часто человек учится неосознанно, впитывая информацию из окружающей среды или повторяя за кем-то, кого считает авторитетом.

26

Обратите внимание: в тексте специально рядом используются понятия «роль», «практика» и «ролевое поведение». Вам нужно натренировать свой мозг различать эти понятия, как вы различаете другие классы понятий. Например, вы не путаете мебель и цвета. Можете отдельно обсуждать стулья, столы и шкафы, а отдельно их цвета, размеры и т. п. Такая машинка типов создаётся у человека в течение жизни, но только обучаясь, можно значительно ускорить этот процесс. Важен и «налет часов», и качественное обучение (которое сокращает требуемое время). Подробнее про машинку типов читайте в учебнике «Системное мышление».

27

Тем не менее, все рассуждения применимы для личных проектов.

28

Если исполнитель — неодушевленный предмет, то мы не будем использовать понятие «проектная роль», а будем говорить просто «роль».

29

Для любой системы можно выделить клиента, поэтому чтобы точнее описать действия клиента необходимо конкретнее определять роль. Не останавливаться на общем для всех систем упоминании слова «клиент». За «клиентом» стоит большое число конкретных ролей, которые необходимо иметь ввиду при работе с системой.

30

Подробнее об этом в разделе «Роли аналитиков и инженеров. Должности» учебника «Системное мышление».

31

То есть сделал только часть действий по практике инженера по требованию. Часто бывает, что люди выполняют только подготовительные действия, а реальные решения потом принимает их начальник. Тогда начальник и будет инженером по требованию, а вы лишь аналитик-секретарь, который записывает пожелания.

32

В данном случае практику инженерии требований.

33

По крайней мере, архитектор системы получит вводные данные для своей работы. Поменяется представление архитектора о деятельности.

34

В международном стандарте ISO 42010 даётся примерный список предметов интереса: функциональность, достижимость, использование, назначение системы, системные возможности, системные свойства, известные ограничения, структура, поведение, результативность/производительность, использование ресурсов, надёжность, защита, целостность и безопасность информации, сложность, способность эволюционировать, открытость, параллельность в выполнении, автономность, стоимость, план-график, качество обслуживания, гибкость в использовании, гибкость в разработке, возможность модификации, модульность, управление, межпроцессные коммуникации, взаимные блокировки, изменения состояния, интеграция подсистем, доступность данных, приватность, соответствие законодательству, обоснования, организационные цели и стратегии, пользовательский опыт, сопровождаемость, приемлемость по цене и простота вывода из эксплуатации и уничтожения. Как вы понимаете, этот список не полный, у разных систем могут быть и другие характеристики (предметы интересов).

35

Управляющего жизненным циклом интересуют методы и практики, которые используются на предприятии. Например, эту роль будет интересовать какая IT-программа используется в проектном бюро автозавода: она позволяет рисовать модели в 2D или в 3D?

36

Это кругозорные трансдисциплины, которые будут полезны любым специалистам, которые хотят иметь сильный интеллект.

37

Они предпочитают, чтобы прибыль была больше, сроки меньше, а качество выше.

38

Например, говоря про человека, можно ещё рассматривать организм и устройство человека. Но мы не будем этого делать, поэтому понятие «агента» позволяет сузить объемное понятие «человек».

39

Не путайте: намерение относится к человеку-агенту или к исполнителю, а предпочтение — к роли. Поэтому правильно говорить: «человек намеревается совершить действие» и «человек в роли имеет ролевой интерес» или «роль имеет ролевой интерес». Неправильно с точки зрения системного мышления говорить: «роль имеет намерение», а «человек преследует ролевой интерес».

40

По сути, речь идет об изготовлении системы, которая должна исполнить определенную роль. Но эта система состоит не из железа, пластика и других материалов, а «из плоти и крови». Если неодушевленная система создаётся исключительно инженерными методами, то для биологической системы этого недостаточно. Если нужно работать на уровне частей организма, то придется привлечь медиков, если на уровне генов — то нейробиологов, а если на уровне всего организма — то тренеров (например, обучающих плаванию), преподавателей (обучающих профессиональным практикам) и системных лидеров (помогающим вставать в правильные роли).

41

Человек может играть какую-то другую роль в процессе обсуждения. Ту, что не относится к вашему проекту. У актера-человека в этот момент реализуется намерение играть не ту роль, которую вы от него ожидаете, а совсем другую. Тогда в этот момент у вас нет заинтересованной роли, и вернее, нет актера в данной роли. И вот тут вам понадобится системное лидерство, если вы хотите поменять намерение человека-актера.

42

Иногда знаем проектные роли, но не знаем исполнителей. А иногда знаем конкретных людей, но не знаем их роли.

43

В процессе проверки смотрим на удовлетворение требований, а в процессе приемки — на удовлетворение потребностей.

44

Есть просто камень. Это типичный физический объект. Его функция совсем не понятна. А если кто-то хочет что-то сделать, то ему нужна определенная функция. Например, ему нужно забить гвоздь или придавать бумаги, лежащие на столе, чтобы они не разлетались. Вот тогда мы будем говорить не о камне, а о функциональных объектах — молотке и пресс-папье. То, что это камень уже будет не столь важно.

45

Совмещение физического объекта с функциональным будет необходимо при создании системы, но мы должны уметь отдельно выделять своим вниманием две эти сущности. И уметь отдельно про них говорить.

46

В культуре вместо «забиватель гвоздей» говорят «молоток». По факту термин «молоток» стал культурно-обусловленным, то есть оно такое же широкоупотребимое как термин «водитель». В культуре за функциональными объектами постоянно закрепляются какие-то термины. Не нужно говорить управляющий автомобилем, можно просто сказать — водитель. Точно также не нужно говорить «забиватель гвоздей», можно просто сказать — молоток. То есть молоток — это функциональный объект, а физический объект — это камень, микроскоп или молоток. Но тут молоток подразумевают в качестве конкретного инструмента как физического объекта.

47

Вернее, все «уговоры» прописаны в формальных инженерных практиках. И если расчеты сделаны верно, то железной системе невозможно увернуться от исполнения предписанной роли.

48

Например, когда говорят про противопоставление теории и практики.

49

Некоторые руководители пользуются такой возможностью, и замыкают решение всех вопросов на себе. Таким образом, они сами играют все роли, а сотрудники только готовят документы, но не принимают решений по своей профессиональной роли, не ставят «шкуру на кон». Это все равно, что хирург, который делает операцию пойдет к главврачу с просьбой утвердить место, где надо сделать надрез.

50

И соответственно имеющий право и/или обязанность исполнять определенные роли.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я