Введение в системное мышление

Церен Церенов

Учебник знакомит с основными понятиями системного мышления, которые приняты в международных стандартах менеджмента и инженерии. С их помощью человек любой специализации или команда сможет составить системное описание своей деятельности, продукта или сервиса, а также системы клиента. Учебник помогает сделать первый шаг в системное мышление, которое связывает между собой предпринимательскую, инженерную и менеджерскую области интересов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в системное мышление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Что такое системное мышление и зачем оно современному человеку?

Не системный подход!

В этой главе вы узнаете что такое системное мышление и как оно помогает при работе со сложностью. Вы разберетесь с классическим и современным понятием «система», а также поймете как развивается интеллект.

Большинство людей оперирует «бытовым» пониманием терминов «система» и «системное мышление». Люди подразумевает под «системностью» личную организованность, старательность, желание всё предусмотреть, учесть всевозможные детали и вообще всё, что может оказаться важным.

«Системность» часто путают с «систематичностью» — и систематически плохое или неправильное мышление приводит к плачевным результатам. Несмотря на то, что многие словари определяют системность и систематичность как синонимы, мы будем разделять эти понятия. Систематичность, регулярность, дисциплинированность означают, что человек постоянно, по расписанию что-то делает, а системность — что человек умеет своим вниманием «разрезать» мир на разные системы, и умеет работать с этими системами и с разными интересами людей.

Системность определяет «что делать», а систематичность указывает, что делать это нужно регулярно, постоянно. Одно не заменяет другого. Необходимо быть и системным, и систематичным.

Общеизвестно, что в мире всё со всем связано, но системность — это не только забота о том, чтобы не упустить ни одной детали. Необходимо выделять важное из общего фона и, наоборот, вписывать что-то важное в общий контекст. Системное мышление направляет внимание специалиста или команды при реализации проекта. Объекты внимания обозначаются определенными понятиями. С помощью этих понятий мы, своим вниманием, выделяем как важное, так и контексты. Поэтому системное мышление знакомит нас с этими понятиями и навыком находить их в рабочих проектах.

Нам также недостаточно аналитической деятельности. Интеллектуалы часто говорят о необходимости проведения анализа. И это правильно. Но нельзя забывать, что аналитическая деятельность всего лишь часть, нужен ещё и синтез. Анализ — это разложение на части, а синтез — это соединение вместе. Системное мышление использует функциональный анализ, то есть разделение системы на функциональные части, и модульный синтез — сборку системы из конструктивных частей.

С учетом вышеизложенного вам необходимо подготовиться к тому, что многие ваши текущие представления будут вступать в противоречие с методологией системного мышления, но при этом по итогу обучения ваши картины мира будут систематизированы.

Системное мышление — это часть мыслительного мастерства

Каждый человек имеет жизненное мастерство. Давайте поймём где место системного мышления в жизненном мастерстве человека. Мы будем делить жизненное мастерство и соответствующие знания на три части:

1. Мастерство саморазвития или собранности7. Его также называют мастерством владения собой, способностью собрать себя в кучку, довести дело до конца, умением управлять своим вниманием;

2. Мыслительное мастерство или интеллект. Это способность быстро разбираться в новых ситуациях и находить способ решения сложных задач. Системное мышление является частью мыслительного мастерства;

3. Прикладное мастерство. Это непосредственное решение задачи с целью получить какой-то видимый результат — рабочий продукт.

В частности, систематичность — это важное свойство мастерства собранности или саморазвития, а системность — важное свойство интеллекта или мыслительного мастерства.

С помощью прикладного мастерства непосредственно решается задача. Возьмём, к примеру, прикладное мастерство бухгалтера. Бухгалтер создаёт рабочий продукт — бухгалтерский баланс, и за это получает оплату. Работодатель платит именно за прикладное мастерство. Системное мышление не заменяет прикладное мастерство, но помогает быстрее учиться, а также выбирать необходимые прикладные практики для выхода из новых ситуаций и решения сложных задач.

За каждым из трех видов мастерства стоят определенные знания (теории). Самые понятные обывателю — это дисциплины прикладного мастерства. Например, за прикладным мастерством бухгалтера стоит дисциплина бухгалтерского учета. Большинство людей хорошо понимают важность прикладного мастерства. Вы сами можете привести примеры прикладных дисциплин, которыми зарабатываете себе на жизнь.

Однако, прежде чем применить конкретное знание к новой ситуации или к сложной задаче, должен сработать интеллект (или мыслительное мастерство). Функция интеллекта состоит в том, чтобы сначала неясную и непонятную проблему перевести в хорошо сформулированную задачу, а потом найти способ решения этой задачи. Пока не решить, а только найти или подобрать прикладные профессиональные знания, которые подойдут для решения. Само решение задачи — прерогатива прикладного мастерства.

Чтобы развивать интеллект необходимо видеть за прикладными знаниями следующий слой — трансдисциплины. Именно с помощью трансдисциплин развивается интеллект.

Почему так? Начальный интеллект дается от рождения, но далее он прогрессирует за счет опыта решения новых задач. Выход из новых ситуаций и решение сложных задач человек обычно ищет методом проб и ошибок. Но дополнительно к этому можно изучить трансдисциплины, чтобы ошибок становилось меньше, а результаты были лучше. В курсе «Образование для образованных» представлен список из всех 17 трансдисциплин8, которые развивают интеллект. И системное мышление лишь одна из них.

У каждого человека так или иначе развиты все способности мыслительного мастерства, а данные трансдисциплины усиливают эти способности. В данном курсе речь пойдет о системном мышлении.

Как стать всегда востребованным высококлассным специалистом

Каков путь развития высококлассного специалиста? Например, IT-разработчика, product manager, директора по развитию или системного инженера.

Траектория развития востребованного человека в бизнесе примерно одинаковая. Основа — это хорошее образование. Ведь пока человек грызет гранит сложной науки у него развивается интеллект9. Поэтому с большой вероятностью речь идёт о технической специализации и/или о фундаментальном образовании в сфере естественных наук. А потом его ждёт тернистый путь по карьерным ступенькам, в рамках которого обучение проходит на практике, в том числе от опытных наставников или в рамках крутых проектов. Время от времени происходит прокачка навыков на краткосрочных прикладных курсах.

Однако, все чаще в мире появляются исключения. Начальное и среднее образование ничем не заменить, разве что его начали давать в частных садиках и школах. А вот высшее образование теряет былой престиж, и часто молодые люди предпочитают получать знания прямо в проектной деятельности. Многие вспомнят примеры состоявшихся предпринимателей, которые в прошлом веке бросали учебу в Гарварде ради своего стартапа.

Но вряд ли путь Гейтса, Цукерберга или Бренсона возможно повторить. Невозможно подсчитать количество людей, которые бросили учебу в вузе ради работы, но у них ничего не вышло. Тем не менее, нельзя не заметить такой тренд: многие крутые IT-специалисты не имеют высшего образования. И основываясь на этом примере, можно сделать хорошее предположение.

В таком поведении есть резон, и причина этого в том, что фундаментальное образование во всем мире не соответствует веяниям времени. IT сравнительно новая сфера, а фундаментальное образование, на котором должны строиться прикладные IT-компетенции, никак не поменялось. Если говорить о России, то это мех-мат, ВМиК или физ-тех.

Отсюда можно сделать сильное заявление о том, что STEM10 как стандарт высококлассного фундаментального образования устарел. Именно по этой причине многие (уже не только в IT) обоснованно считают: чтобы стать специалистом лучше сразу инвестировать время в практику, а не тратить его на старую прошивку интеллекта в вузе.

Однако, жизнь всё же сложно обмануть. Жизненное мастерство состоит из интеллекта и из прикладного мастерства (специализации). Нужно и то, и другое. Узкая специализация, даже в предпринимательстве или в программировании, имеет высокие риски. Узкопрофильный специалист обычно становится заложником своего опыта11. А мир быстро меняется и поэтому прикладные знания быстро устаревают. Только интеллект позволяет быстро замечать изменения и справляться с новыми проблемами. В том числе переучиваться и бесконечно развиваться, чтобы всегда оставаться востребованным.

Таким образом, без фундаментального образования, которое призвано усиливать интеллект, обойтись нельзя. Поэтому ШСМ предлагает новый стандарт из 17 трансдисциплин.

Обучение на всю жизнь должно включать программы по усилению интеллекта. Невозможно учиться только прикладным практикам или soft skills. Людям в возрасте 30—35 лет рекомендуется провести апгрейд своей фундаментальной прошивки, чтобы ускорить работу мозга12. И чтобы справляться с современными проблемами и сложными проектами. Но это должны быть не устаревшие вузовские программы, а современные sota-трансдисциплины.

И ещё одна поправка к программе обучения. Такой апгрейд интеллекта должен происходить одновременно с реализацией рабочих проектов. Фундаментальное образование можно получать одновременно с обучением прикладной специализации, реализуя рабочие проекты. Данная методика применяется в ШСМ, поэтому домашние задания вам будет необходимо выполнять на примерах ваших рабочих проектов, а при необходимости осваивать необходимые прикладные практики.

Интеллект-стек ШСМ-2021

Школа системного менеджмента нацелена на комплексное развитие интеллекта. Поэтому мы формируем список трансдисциплин, которые помогают современному человеку быстрее справляться со сложными задачами. Среди всех трансдисциплин мыслительного мастерства важное место занимает системное мышление. В новой редакции книги «Образование для образованных — 2021» Анатолий Левенчук привел список из 17 трансдисциплин, которые создают интеллект современного человека.

Вот этот интеллект-стек трансдисциплин: Труд (инженерия, менеджмент, предпринимательство), Системное мышление, Экономика, Методология, Риторика, Этика, Эстетика, Исследования, Объяснения, Логика, Алгоритмика, Онтология, Теория понятий, Теория информации, Семантика, Собранность, Понятизация.

В книге не только приведён список интеллект-стека. Мы понимаем как должно измениться содержание всех данных трансдисциплин. С прошлого века много что изменилось. Например, системное мышление 20 века абсолютно не похоже на системное мышление 2.0. Вы это хорошо поймете из нашего курса.

Что такое «системное мышление»?

Прежде чем читать далее рекомендуем на время остановиться и написать, как вы понимаете системное мышление. Вам будет потом интересно сверить ваши мысли и наше объяснение понятия «системного мышления».

Когда мы будем говорить про системное мышление, то будем иметь в виду один из двух вариантов:

1. Во-первых, это трансдисциплина, которая помогает работать с многочисленными интересами. Тут уместно заметить, что название «Системное мышление» аналогично таким названиям трансдисциплин как «Математика» или «Физика». По каждой трансдисциплине есть учебник. Например, Анатолий Левенчук написал учебник «Системное мышление», а вы читаете учебник «Введение в системное мышление».

2. Во-вторых, когда говорят про системное мышление, то часто имеют в виду поведение интеллекта, которое решает какую-то сложную задачу. Но это поведение основано на принципах, которые положены в основу трансдисциплины системного мышления. Точно также мы можем говорить, что математическое мышление — это поведение интеллекта, который оперирует математическими понятиями и принципами.

В системном мышлении нет ничего сверхъестественного, мистического, эзотерического и т. п. Мы не будем разбираться в структуре «мышления», и обсуждать различные психологические аспекты. Мы считаем, что любое мышление ставится за счет изучения определенных понятий и теорий, которые применяются в реальной жизни. Эти понятия вы и будете изучать, а также применять в своих рабочих и личных проектах.

Системное мышление и трудовой кругозор

Разберёмся подробнее с тем, что такое трансдисциплина.

Всё знание человечества мы можем классифицировать по разным принципам. Например, вы хорошо знаете, что существуют естественные науки и гуманитарные науки. Это один принцип деления теорий.

Но есть и другие. Вот другой принцип деления теорий — отношение трансдисциплины и дисциплины. Одна теория может быть дисциплиной, а другая по отношению к ней — трансдисциплиной.

Трансдисциплины задают общие понятия и принципы, которые используются в соответствующих дисциплинах. Например, математика — это трансдисциплина для физики, химии, биологии и для многих других дисциплин, в которых используется математический язык.

Системное мышление является трансдисциплиной для дисциплин — предпринимательство, инженерия и менеджмент. Понятия системного мышления помогают быстрее разбираться с предпринимательскими теориями, дисциплинами инженерии и менеджмента.

Отношение трансдисциплины и дисциплины объясняет необходимость интеллект-стека. Зная трансдисциплины, можно быстрее и качественнее разбираться с любыми прикладными дисциплинами. До 21 века складывалась такое разделение: первую часть жизни человек преимущественно получает фундаментальные знания, а в остальное время уделяет внимание прикладному мастерству. Но в 21 веке мы не можем рассчитывать на одну профессию. Тем более, кардинально изменились фундаментальные науки. Поэтому современному человеку придется одновременно обновлять прошивку интеллекта и развивать прикладное мастерство. Возможно, что фундаментальные знания придется обновлять несколько раз за жизнь, через каждые 5—10 лет.

Модель/теория/дисциплина как описание реальности

Прикладных дисциплин или разных взглядов на мир достаточно много. Например, на систему автомобиль может смотреть инженер, водитель, пассажир, эколог, налоговик и множество других заинтересованных в автомобиле лиц.

Каждый человек имеет свою картину мира, то есть разные роли видят физический мир по-своему. У всех ролей свои описания реальности. Понятно, что множество описаний могут не совпадать между собой, а разные люди хотят преобразовать мир по-своему. И это нормально.

Более того, чем больше интересов к системе, тем она сложнее. В современном мире приходится учитывать множество интересов. Сложность мира или систем как раз в том, что необходимо уметь работать с многочисленными интересами.

Каждое заинтересованное лицо руководствуется своими картинами мира, теориями, моделями и дисциплинами. Все эти теории не только определяют взгляд человека на мир, но и помогают описать соответствующий интерес в виде документов. Например, к системе предприятие есть интерес — «налоги». Существуют теории бухгалтерского и налогового учета, которые создают соответствующие описания данного интереса.

Поскольку интересов к любой системе много, то необходимо уметь работать с этими интересами и теориями. Системное мышление является сейчас востребованным методом работы. Как трансдисциплина системное мышление может работать с разными теориями, дисциплинами и моделями, которые стоят за каждым интересом.

Язык системного мышления — трансдисциплинарный

В любой трансдисциплине или дисциплине существует свой набор понятий. В трансдисциплине системное мышление есть свой понятийный минимум. Собственно наш курс — это старт к изучению данного понятийного минимума. Расширенный список понятий системного мышления изложен в разделе «Основные понятия системного подхода» онлайн-курса «Системное мышление».

Постановка системного мышления сродни изучению иностранного языка. Вам нужно будет освоить множество понятий, и уметь применять их в рабочих и личных проектах. Вам нужно будет практиковаться (личные и рабочие проекты) и потратить время, сходное с тем, что вы потратили на изучение иностранного языка.

Поэтому необходимо систематично выделять время на изучение курса и на выполнение домашнего задания, используя практику «мышление письмом»13. Для изучения иностранного языка необходимо от нескольких месяцев до нескольких лет регулярных занятий, а часто нужен и преподаватель. При изучении системного мышления всё это также потребуется.

Что значит «применить системное мышление»?

Применение системного мышления означает, что вы в своей деятельности умело оперируете понятиями трансдисциплины системного мышления.

Владение понятийным минимумом означает не просто знание каждого понятия, но и способность связывать их между собой. На курсе вы изучаете понятия системного мышления, связывая их не только между собой, но и с понятиями предпринимательства, инженерии и менеджмента.

Исходя из этого слайда вы можете понять, что если человек говорит, что будет применять системный подход, то это означает, что он будет в своей деятельности использовать понятийный минимум системного мышления. Если человек не владеет данными понятиями, то он может быть логичным, систематичным, профессиональным и т.п., но только не системным.

Профессионал с большим послужным списком также необязательно владеет системным мышлением. Хотя он может решать любые по сложности задачи в своей предметной области. Мы будем считать системным деятелем того, кто осознанно14 изучил и применяет понятия современной системной методологии в рабочих и личных проектах15.

Классическое определение «системы»

Итак, знание трансдисциплины начинается с изучения понятийного минимума. В его основе лежит понятие «система». С помощью «систем» деятель думает о мире предметов и вещей. Здесь можно привести аналогию с физикой, в которой вводится понятие «физическое тело», под которым подразумевается материальный объект, имеющий массу, форму, объём.

Далее в физике все рассуждения и законы привязываются к физическому телу, а когда физические законы применяются на практике, то «физическое тело» заменяется на соответствующий материальный объект: дорогу, стул, ракету или поршень двигателя. Такая же аналогия с понятием «система».

Каждый деятель работает со своими системами. У кого-то системой будет дом или компьютерная программа или обученный искусственный интеллект, у другого — готовый ко взрослой жизни ребенок, а у третьего — выращенное дерево или роща. Каждый человек осознанно или неосознанно создаёт системы. Системный деятель делает это осознанно.

В конкретных проектах «системы» выделяются из физического мира вниманием человека или команды. Системное мышление — это способность выделять системы, описывать их и создавать, а также совершать с ними определенные действия.

Человек не может рассматривать весь мир целиком, ему не хватит вычислительной мощности мозга. Вниманием человек выделяет важное из реальности, но и при этом старается не потерять связь этого важного с миром в целом, то есть не теряет контекста. Понятие «система» позволяет управлять вниманием, а потому говорят, что системное мышление — это способность управлять вниманием.

Выделяются следующие три важных классических свойства «системы»: целостность, эмерджентность и вложенность.

Свойство «целостности» подразумевает, что система имеет границу, и связь частей системы между собой намного сильнее, чем с другими объектами физической реальности. Данное свойство помогает выделять системы своим вниманием. В простых объектах типа стол или автомобиль проблем с границами не возникает, но когда мы рассматриваем сложные системы, то границы находить непросто. Непросто понять, что такое система безопасности на водах или система выдачи пропуска или система отопления. Подробнее о сложных системах поговорим позже.

Второе важное свойство системы — эмерджентность. В английском языке «emerge» означает появление. То есть эмерджентность означает, что у системы появилось новое свойство (функция), которой не было у каждой из её отдельных частей. Например, мотор, шасси и салон вместе собираются в систему автомобиль, у которого появляется функция — движение с пассажиром. Ни у одной из частей автомобиля нет такой функции. Она появилась, когда все подсистемы собрались воедино. Любая система обладает свойством эмерджентности, а если у нее нет функции это не система.

Третье свойство классических систем — это вложенность. Вложенность можно представить как матрешку: одна система входит в другую, которая для неё будет надсистемой. Свойство вложенности означает, что любая система сама является надсистемой для каких-то подсистем, а также сама входит в какую-то большую надсистему. Если мы говорим, что у нас есть система, то у неё автоматически есть подсистемы и надсистема.

Все три вышеперечисленных свойства классической системы помогают выделять нужные объекты из физического мира, удерживать внимание на самой системе и при необходимости рассматривать её устройство (подсистемы), а также не терять связь системы с физическим миром (надсистема).

Рассмотрим пример — систему «часы». Во-первых, всегда можно представить данную систему в физическом мире. Часы обладают свойством целостности, у них есть граница. Часы имеют эмерджентное свойство, то есть у них есть функция — показывать время. Данная функция появляется только когда все части часов собраны вместе. Но ни у каких частей часов нет такого свойства. Вложенность проявляется в том, что каждый элемент часов является частью всей системы. При этом, сам циферблат тоже имеет подсистемы.

Современное понимание «системы»

В классическом системном подходе системы рассматривали как материальные объекты. Это объекты, которые никак не связаны с интересами людей. Эти связи появились в так называемом системном подходе 2.0.

В первой версии системного подхода, который сформировал Л. фон Берталанфи, системы рассматривались как идеальные объекты. Вот мы только что рассматривали классическую систему — часы. Объективное рассмотрение систем подразумевало, что системы — это объекты, и они обсуждались независимо от субъектов. Поэтому в системном подходе 1.0 можно обсуждать просто часы, стол или автомобиль, и находить в этих системах разные свойства — целостность, эмерджентность, вложенность.

Современный системный подход не отвергает классические свойства системы. Это всё необходимые условия. В современной трактовке понятие «система» обзаводится новыми дополнительными свойствами, которые вытекают из субъективного взгляда на систему.

Классический подход больше абстрактный и рассматривает идеальные объекты, а современный подход — прагматичный и рассматривает объекты, которые кому-то зачем-то нужны или которые как-то влияют на определенных людей.

Системное мышление 2.0 не применяется, когда нужно просто без реального проекта поговорить о столе, часах, автомобиле. Это идеальные объекты ментального пространства, часто в разговоре за ними не представляются конкретные физические объекты нужные конкретным людям в определенных проектах.

Системное мышление начинает появляться, когда мы говорим о системах «стол офисный», «часы наручные», «автомобиль легковой», то есть в этом случае хотя бы можно говорить об интересах и заинтересованных ролях, которые что-то хотят от этих систем. Исходя из этого определяется система, её границы и то, как она будет использоваться.

Совокупность всех интересов проектных ролей определяет какой будет система, её функцию, из чего будет состоять система и т. п. Например, автоконцерн создаёт легковой автомобиль с учётом возможных интересов потенциальных клиентов в ролях водителя, пассажира, пользователя, собственника, пешеходов, контролирующих органов, защитников окружающей среды и т. п.

Каждый учтенный интерес определяет то каким должен быть автомобиль. Если не было бы экологического интереса, то не нужно было бы ставить подсистему очистки выхлопных газов, которая соответствует стандарту Евро-6. А поставив такую подсистему в автомобиль, производитель поменял устройство системы.

Всё что установлено в легковом автомобиле является ответом на какой-то интерес проектной роли, который автопроизводитель решил учесть. Система «легковой автомобиль» будет успешной, если будут учтены (удовлетворены) интересы всех заинтересованных лиц (проектных ролей).

Взгляд «наружу» против взгляда «внутрь» системы

В системном подходе 2.0 заинтересованными признаются все проектные роли, которые как-то влияют на систему, или людей в определенных ролях, кого система может затронуть. От этого взаимодействия системы и проектных ролей зависит её граница, функция и устройство. Поэтому обсуждение системы начинается не с внутреннего устройства, а с понимания окружения системы. То есть в какую надсистему входит система, кому она нужна и что этим заинтересованным сторонам необходимо, какие у них проблемы и какие требования они выдвигают к системе. Отсюда возникает важный системный принцип: всегда начинать смотреть вовне системы, а только потом вовнутрь.

Система — часть другой системы (Надсистемы) и зависит от проектных ролей и их интересов.

Сначала смотрим, где используется система, а исходя из этого определяем её части! Взгляд «наружу», а потом взгляд внутрь системы.

Например, в классическом рассмотрении системы «часы» человек начал бы разбираться со свойствами системы, и обратил внимание внутрь системы, то есть начал обсуждать из чего она состоит. В современном рассмотрении необходимо начинать со взгляда вовне системы, то есть смотреть частью какой надсистемы являются часы, кому они нужны и как используются.

После такого рассмотрения понимаешь, что речь идет о наручных часах или о часах с кукушкой или о часах в башне. При этом устройство всех эти часов будет разным. А не составив список и поняв интересы заинтересованных субъектов невозможно говорить об устройстве системы.

Таким образом, в системном подходе 2.0 системы не просто обладают свойствами целостности, эмерджетности и вложенности, но их важное свойство состоит в том, что системы зависят от заинтересованных лиц (проектных ролей). От удовлетворения интересов проектных ролей зависит успешность системы, поэтому рассмотрение начинается с окружения: сначала смотрим вовне, а только потом внутрь системы.

Выводы главы 1

Итак, из первой главы вы узнали следующее.

Обычные задачи решаются с помощью прикладного мастерства, но когда сложность проблем и задач зашкаливает, то тогда подключается интеллект или мыслительное мастерство.

Современные тренды свидетельствуют, что человек всё чаще сталкивается с новыми проблемами и сложными задачами, а при их решении требуется учитывать множество разных интересов. Поэтому к интеллекту, который демонстрирует системное мышление, можно сформулировать следующие требования:

• увязывать между собой разные картины мира;

• универсальность к решению сложных новых задач из разных сфер деятельности;

• постоянное повышение скорости и качества решения новых задач.

Человечеству необходима верхнеуровневая теория, которая сможет увязывать между собой разные картины мира. Такой фундаментальной теорией является трансдисциплина «системное мышление», а интеллект, в который загружена эта трансдисциплина, выдаёт функцию системного мышления. Благодаря такому поведению интеллекта системным людям удается непротиворечивым образом связывать между собой разные интересы заинтересованных лиц.

В данной главе лишь кратко изложены основные положения главы 1 учебника Анатолия Левенчука «Системное мышление». Для более полного рассмотрения вопроса «Что такое системное мышление?» рекомендую прочитать соответствующую главу учебника.

Напоминаю, что в процессе изучения учебника требуется формировать личные заметки и списки вопросов. На основе заметок необходимо написать и опубликовать пост, а сложные вопросы вы можете задать в чате поддержке курса16 или используйте другие форматы обучения (study group, тренинг с преподавателем).

Основные понятия: системное мышление, система, понятия системного мышления; классические свойства системы: целостность, эмерджентность, вложенность; интеллект-стек, трудовой кругозор; модель=теория=дисциплина, трансдисциплина; систематичность, собранность, системность; жизненное мастерство, мастерство собранности, мыслительное мастерство=интеллект, прикладное мастерство.

Вопросы для повторения, обсуждения и мышления письмом17

1. Напишите пару строк о том, как бы вы объяснили своим знакомым о разнице понятий систематичность и системность. При необходимости прочитайте посты в блоге ШСМ.

2. Попробуйте вспомнить несколько случаев, когда вы проводили анализ чего-то: что следовало за вашей аналитической деятельностью, что было результатом анализа, кто и где далее его использовал?

3. Напишите пару строк о том, в чем разница между собранностью, интеллектом и прикладным мастерством.

4. Почему возникает множественность описаний мира (модели)? Можно ли говорить, что есть правильные или неправильные модели, если считать, что они составлены по лучшим известным на сегодняшний день теориям?

5. Что такое «системное мышление»? Вспомните что вы подразумевали под системным мышлением до прочтения данной главы.

6. Объясните понятие «трансдисциплина». Почему системное мышление является трансдисциплиной? Приведите пример других трансдисциплин.

7. Какие из входящих в интеллект-стек трансдисциплин вы осознанно изучали и сколько прошло после этого времени?

8. Как осознанно развивать интеллект и достаточно ли просто участвовать в крутых проектах, изучая только прикладные практики?

9. Как бы вы ответили на вопрос: «Что значит применить системный подход?».

10. Заменяет ли системное мышление прикладное мышление? Сверьтесь с ответом, который дан в соответствующем разделе онлайн-курса «Системное мышление».

11. Расскажите о трех свойствах системы, о которых идет речь в классическом системном подходе.

12. В чем разница понятия «система» с точки зрения классического системного подхода и его современной версии.

13. Обладает ли система с точки зрения системного подхода 2.0 классическими свойствами?

14. Объясните почему системное мышление требует сначала смотреть вовне системы, а потом уже разбираться с её устройством.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в системное мышление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

7

Схема жизненного мастерства взята из курса «Системное саморазвитие». В курсе «Образование для образованных» Анатолий Левенчук включил мастерство собранности в мыслительное мастерство, дисциплины собранности в интеллект-стек. Как вы поймете далее, могут существовать разные модели одной и той же части физического мира. Пока для нас важнее не включать мастерство собранности в мыслительное мастерство. При этом все дальнейшие рассуждения не сильно этому мешают.

8

Tрудовой кругозор (предпринимательство, инженерия, менеджмент), системное мышление, экономика, методология, риторика, этика, эстетика, исследования, объяснения, логика, алгоритмика, онтология, теория понятий, теория информации, семантика, собранность, понятизация.

9

Человек постоянно попадает в новые ситуации и сталкивается со сложными задачами, и ему приходится находить выход. Именно так и усиливается интеллект.

10

https://ru.wikipedia.org/wiki/STEM

11

Причем от опыта, который наработан «пОтом и кровью», сложно отказаться. А это часто необходимо делать, потому что прикладные методы устаревают, профессии исчезают. И необходимо вовремя переучиваться.

12

И вероятно, что лет через 10 снова это придется делать, если хотите сохранить свою профессиональную востребованность.

13

Желательно ежедневно на протяжении 12 недель. Подробнее о практике «мышление письмом» читайте в блоге ШСМ.

14

То есть внимание приковано к понятийному минимуму, а также к нахождению этих понятий в рабочих проектах.

15

При этом нет 100% гарантии, что все эти проекты будут успешными. Однако, при прочих равных вероятность успеха с системным мышлением повышается.

16

Вопросы можно задавать в чате поддержки данного курса https://t.me/+hAFmKh2JHqljMmRi или преподавателю при групповом обучении.

17

Отметьте вопросы, на которые знаете ответы, а лучше напишите пару предложений со своими ответами на каждый вопрос.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я