В одном и том же классе сидят будущий поэт и издатель, дипломат и военный, государственный деятель и декабрист. Всех их объединяет глубокая преданность родной школе, искренняя любовь друг к другу и к Отечеству. Речь идет о Царскосельском лицее. Как этой школе удалось создать такую уникальную культуру, которая заставляет восхищаться ею уже два столетия? Об этом и многих других вопросах пойдет речь в этой книге. Издание предназначено для родителей и работников в сфере образования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дух Лицея. Как сделать так, чтобы ученики навсегда полюбили родную школу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Редактор Наталья Астанина
Корректор Людмила Попова
Иллюстрaтор Марина Шатуленко
Дизaйн обложки Мария Ведищева
© Тимур Надыршин, 2022
ISBN 978-5-0056-0257-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
За деревянными партами, расположенными амфитеатром в одном классе, сидят будущий поэт и книгоиздатель, дипломат и военный, государственный деятель и декабрист. Всех этих людей меньше чем через десять лет жизнь раскидает по просторам Европы и Российской империи. Кто-то из них сделает головокружительную карьеру, а кто-то завершит свою жизнь в остроге. Многих из них жизнь поставит по разные стороны баррикад. Несмотря ни на что, всех их объединяет глубокая, искренняя любовь к родной школе, друг к другу и Отечеству. Этому коллективу предстоит изменить судьбу нашей страны. Это история Царскосельского лицея.
Мое личное знакомство с этим учебным заведением произошло, когда мне впервые удалось попасть в Санкт-Петербург. Тогда я смог высвободить день, чтобы посвятить его экскурсии по городу. Решив осуществить свою давнюю мечту, первым делом я поехал не в центр Санкт-Петербурга. Местом моего «паломничества» стал город Пушкин. Со школьных лет мой большой интерес вызывал Императорский Царскосельский лицей, в честь самого выдающегося выпускника которого назван этот город. Все остальные петербургские дворцы и памятные места не так привлекали меня, как это уступающее им в роскоши сооружение, увековеченное в российской истории благодаря великому поэту и его товарищам.
Я всегда пытался понять: почему именно этой школе удалось выпустить столько людей, прославивших Россию? Что делает то или иное учебное заведение выдающимся? Но ключевой вопрос, который занимает меня больше остальных: как Лицей смог взрастить в своих воспитанниках искреннюю любовь к месту своего обучения? Я увидел наконец Лицей изнутри, навсегда запечатлев в своей памяти обстановку внутри этого удивительного учебного заведения, побродил по паркам вокруг Екатерининского дворца, воспетым академиком Дмитрием Лихачевым. Но ответа на свой главный вопрос я не находил.
Уже позже, читая книги и статьи о Лицее, осмысляя свой опыт учебы и работы в школе, а также посетив большое количество школ в ходе научно-исследовательских работ, я постепенно начал приходить к пониманию того, что привязанность к учебному заведению не могла вырасти из какого-то одного обстоятельства. Это комплекс составляющих, мозаика разных элементов, благодаря которым формируется то, что заставляет каждого человека возвращаться к стенам родной школы и искать в своем детстве и отрочестве вдохновение и смысл жизни.
Мои исследования в этнографии, начатые в 2012 году, были посвящены проблеме введения курса основ религиозных культур в школах России. Общаясь с учителями, директорами школ, посещая уроки нового курса, я в очередной раз убедился в том, что школа, наряду с семьей, — это место, которое определяет облик человеческой культуры. Почему? Да потому, что школа встраивает культуру через каждодневные порции, уложенные в уроки, предметы. С первого класса мы через школу осознаем, как устроено общество, как правильно читать, писать, говорить, общаться, работать, думать и жить.
Задача образования — создание Человека и передача культуры. Царскосельский лицей в этом отношении стоит на голову выше многих других школ. Именно в недрах этой культуры формировался Герой, который смог лучше всех услышать звучание языка и донести его до нас. На его сказках мы растем, его стихи разучиваем в начальной школе, с его прозой мы встречаемся в средних классах, в 9-м классе читаем прекрасные строки «Евгения Онегина». Его гениальность не оставляет нас и каждого из нас заставляет ощущать себя частью общего культурного пространства.
Однако все школы разные. Одни вписывают свое имя золотыми буквами в историю, в эти учебные заведения выпускники поколениями будут определять своих детей. К другим школам дорога будет забыта.
Критика школьного образования содержится в огромном количестве публикаций. «Государственный контроль», «стандартизация умов», «неспособность готовить к реальной жизни» — вот основные обвинения, направленные в сторону российской школы.
Эти едкие замечания — вызов для системы образования не только нашей страны. Во всем мире организаторы образования пытаются решать подобные проблемы. Эти вызовы актуализируют эмоциональную составляющую в жизни современных школьных сообществ и, таким образом, возвращают к разговору о школьной культуре.
Что же такое школьная культура? В контексте этой книги мы говорим о том, что культура — это скрытый поток норм, ценностей, верований, традиций и ритуалов. Этот поток создается, когда люди работают вместе, решают проблемы, противостоят вызовам. Культура определяет, как люди думают, что чувствуют и чем руководствуются в своих действиях.
В каждой школе есть своя, ни на что не похожая реальность, которую можно описать простой фразой: «Культура — это то, как здесь принято»1. Культуру не всегда просто осмыслить. Есть гениальное выражение, которое знаменитая исследовательница Маргарет Мид применила к антропологии: «Если бы рыба была антропологом, в последнюю очередь она бы обнаружила воду». Мы попробуем, как антропологи, увидеть и рассмотреть «воду».
Культура — это некая паутина, которая объединяет все элементы школы в единое целое и делает ее особенной и не похожей на другие. Именно школьные лидеры — директора, а также учителя и часто родители призваны выявлять, формировать и поддерживать сильные, позитивные, ориентированные на детей культуры. Без этой поддержки любые образовательные проекты обречены на неудачу, а обучение учащихся станет малопродуктивным2.
Внутренние, на первый взгляд незаметные элементы определяют, чем эта школа отличается от остальных подобных ей организаций.
На сегодняшний день школьная культура — это малоизученная область. Учителей и ученых-педагогов в большей степени беспокоят вопросы эффективного обучения, директора могут интересовать вопросы менеджмента и материального оснащения школы, чиновников образования — соответствие обучения различным требованиям. Но даже если у нас будет школа с самым лучшим материальным оснащением, выдающимися учителями, умными детьми, передовыми методами обучения, не факт, что результат окажется позитивным. Нужна еще некая магия, и эта магия и есть школьная культура. Здесь целесообразно привести суждение крупнейшего американского коуча по развитию школьной культуры Энтони Мухаммада, который утверждает, что характерной особенностью учебных заведений с «токсичной» школьной культурой является то, что в них любые образовательные реформы находят свое кладбище. То есть даже самые передовые педагогические идеи никогда не смогут реализоваться в должной мере в тех учебных заведениях, в которых слабая школьная культура.
Можно также обозначить другой важный тезис: осознание факта существования школьной культуры способно уберечь государственные механизмы от неосмысленной стандартизации.
Вместе с тем самые яркие педагогические утопии России: Царскосельский лицей, трудовые колонии Антона Макаренко — возвращают нас к разговору о школьной культуре. Однако эта категория сложнее поддается педагогическому описанию, так как чаще всего представляет собой набор жизненных историй и сложных человеческих взаимоотношений.
Сегодня мы часто убеждаемся в том, что любая полезная вещь, доведенная до абсурда, может стать разрушительной. В эпоху неуемной унификации внутренняя культура школы способна раствориться и никогда более не породить Пушкиных и Горчаковых.
Как ни странно, но мало кто задумывается о том, чьи интересы должна защищать школа. В моем видении клиентами общеобразовательного учреждения являются несколько субъектов: государство, родители и сами ученики. В зависимости от культуры страны, географии и десятков других факторов школы по-разному ставят акценты в этом вопросе. В контексте нашей страны ситуация выглядит чаще всего следующим образом: если государство и родители могут оказывать влияние на школу и выставлять требования к ней, то ученикам, в силу отсутствия у них соответствующего опыта, практически не предоставляют права обозначать свое отношение к учебному заведению. Но согласитесь: учащиеся проводят в школе 11 лет, а между тем их интересы, настроение, самоощущение и комфорт очень часто никак не учитываются.
Цель этой книги — рассказать о том, как развивать «школьную идентичность». Другими словами, что нужно делать, чтобы ежедневные «обитатели» школы полюбили ее и соотносили с ней свою жизнь.
Книга предназначена для тех, кто взял на себя смелость стать архитектором школьной культуры. Таковым может выступать не только директор школы. Это может быть заместитель директора по воспитательной работе или учитель, чье видение способно расширить границы культуры учебного заведения. Это может быть верный своей школе выпускник, ратующий за ее традиции и верящий в нее. Это может быть чиновник системы образования, который хочет уравнять учебные заведения только в хорошем. Это может быть ученик, который полон идей, как помочь родной школе, но не всегда знающий, с чего начать. Это может быть родитель, который просто желает, чтобы его ребенок чувствовал больше вдохновения, каждый день открывая двери своего учебного заведения.
По сути, эта книга — попытка создать первое в России руководство по построению корпоративной культуры школ. Существующие труды, посвященные этой тематике, могут быть универсальны, но их рекомендации касаются в первую очередь предприятий, фирм, где работают взрослые люди. Между тем школа — эта та среда, которая отличается от большинства предприятий, так как определяющую роль здесь играет настроение детей.
Книга отнюдь не представляет собой законченное и всеобъемлющее исследование. Скорее всего, читая отдельные страницы, вы скажете: «Для нашей школы этот совет совсем не подходит» или «Это совсем не про нашу школу». Некоторые могут заметить, что насыщенность школьной жизни зависит от уровня финансирования, и поэтому в одних школах эта пресловутая школьная идентичность развита гораздо сильнее, чем в других. Безусловно, финансирование — это важный элемент, но если мы внимательно приглядимся к тому, что является главным и значимым для учеников, то обнаружим, что материальные преимущества — это далеко не основной фактор. Наоборот, денежные вливания в школу часто начинались именно после построения уникальной школьной культуры.
Но есть вещи универсальные. И в этой книге намечены основные направления, необходимые для развития вашего учебного заведения. По теме каждой главы можно сформулировать вопросы для проверки, своего рода чек-лист, который может быть применен для работы.
Что нужно изменить в организации и внутренней регламентации, чтобы развивалась школьная идентичность? Каким образом трудности в жизни школы помогают развивать школьную идентичность? На эти и многие другие вопросы я стараюсь ответить на страницах этой книги. Во всех главах речь будет идти о Царскосельском лицее как о школе, которая больше всего повлияла на жизнь нашего Отечества и которая сформировала очень сильную культуру привязанности выпускников к родному учебному заведению. Также в книге будут примеры и других школ, чей позитивный или негативный опыт может быть использован в развитии культуры.
Мировая и русская литература подарила миру множество вымышленных школ с уникальной культурой, которые полюбились читателям. Можно вспомнить остров Рок из Земноморья Урсулы Ле Гуин, Боевую школу из книги «Игра Эндера» Орсона Скотта Карда. Наверное, самым известным учебным заведением, изображенным на страницах книг, является Хогвартс из романов о Гарри Поттере английской писательницы Джоан Роулинг. Успеху ее книг, как мне кажется, способствовала в том числе и продуманность внутренней повседневной жизни волшебной школы, своего рода этнография мира ведьм и колдунов.
Кинематограф также часто пытался осмыслить роль внутренней культуры школы. Вспомним Институт Ксавьера из комиксов «Люди Икс», Школу святого Бенедикта из «Императорского клуба», физико-математическую школу из фильма «Расписание на послезавтра» советского режиссера Игоря Добролюбова. Можно упомянуть ряд других кинематографических хрестоматийных примеров, где создание или попытка изменения норм школьной культуры лежит в основе сюжета фильма: «Общество мертвых поэтов», «Улыбка Моны Лизы», «Человек эпохи Возрождения», «Хористы», «Вот я какой», «Звездочки на Земле».
Интересные школы с развитой внутренней культурой существуют за рубежом. Наверное, самым известным из них является кузница премьер-министров — английский Итон-колледж.
Принципы, описанные в этой книге, применимы к любым организациям, работающим с детьми: бывшим дворцам пионеров, ставшим сегодня домами детского творчества, учреждениям дополнительного образования, всевозможным детским центрам и лагерям, которые в условиях рыночной экономики вынуждены сражаться за сердца детей, их родителей и свою аутентичность. Эти принципы могут быть полезны и для работников детских домов.
В современном мире архитектору школьной культуры труднее, чем раньше. На учебное заведение влияют тысячи больших и малых факторов внешней среды, которые невозможно отделить от внутреннего климата учебного заведения. С этим можно смириться, а можно, засучив рукава, строить в школе собственную культуру. Но нужно иметь в виду: если смириться и ничего не делать, то вызовы культуры обязательно настигнут в самый неподходящий момент.
Если судить поверхностно, то мотивации формировать привязанность к родной школе нет. Это невероятно трудно, на это нет времени, нет никаких показателей, которые бы свидетельствовали об эффективности такой работы. И, конечно, бытовой индивидуализм, который сегодня заходит в пространство школы, также часто вступает в противоречие с такой абстрактной для многих категорией, как школьная культура. Но вместе с тем это одна из самых интересных и творческих задач. Школа с сильной, развитой, созидательной культурой будет способствовать эффективности обучения. Ваших учителей будут навещать выпускники. Территорию школы ученики будут считать своей, а здание — родным. Далеко смотрящий организатор может даже создать целевые фонды или какие-нибудь другие некоммерческие организации с участием выпускников, помогающих школе. Любовь к школе будет передаваться по наследству, и родители будут отдавать детей в ту же школу, куда ходили они, так как привязанность к учебному заведению — это чувство иррациональное. Вместе с привязанностью вырастет и эффективность, так как все, кто находится на орбите учебного заведения — дети, педагоги, родители, — будут вкладываться в школу чуть больше, чем в соседнем учебном заведении.
Однако для педагога самая большая радость — это чувство единения, сопровождающее питомцев родной школы. Редкие минуты проявления такого единения сложно чем-либо заменить, и именно в такие моменты педагог считает, что ради этой школы стоит жить.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дух Лицея. Как сделать так, чтобы ученики навсегда полюбили родную школу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других