Дух Лицея. Как сделать так, чтобы ученики навсегда полюбили родную школу

Тимур Надыршин

В одном и том же классе сидят будущий поэт и издатель, дипломат и военный, государственный деятель и декабрист. Всех их объединяет глубокая преданность родной школе, искренняя любовь друг к другу и к Отечеству. Речь идет о Царскосельском лицее. Как этой школе удалось создать такую уникальную культуру, которая заставляет восхищаться ею уже два столетия? Об этом и многих других вопросах пойдет речь в этой книге. Издание предназначено для родителей и работников в сфере образования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дух Лицея. Как сделать так, чтобы ученики навсегда полюбили родную школу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Ценности школы

Введение

В одном из анонимных журналов, выпускаемых лицеистами в годы обучения, были такие слова: «Если ты поражен какою-нибудь прекрасною, высокою мыслью, если ты горишь любовью к Отечеству и желанием принести ему пользу, если душа твоя очарована, изумлена прелестями и ужасами природы, если сердце твое тронуто глубоко каким-нибудь великодушным поступком, — словом, если ты сильно чувствуешь и хочешь сообщить свое чувство другому — приходи в Лицей — здесь многие поймут тебя, многие наедине разделят их…»36 Наблюдательный юноша, воспитанный на высоких идеалах, видит фундамент своей школы, ее суть в ценностях, которые она несет миру. Перед директором, который управляет школой, стоит множество задач. Он должен думать об организации учебного процесса, об огромном количестве рутинных вещей материального характера. Заваленный бумагами руководитель не всегда найдет время остановиться и подумать о том главном, чему должна учить школа. А между тем ценности и идеалы учебного заведения всегда определяют результаты. Если ученик воспринимает школу как источник своих самых лучших качеств, то он, несомненно, будет искать в ней опору для жизни.

Если вы руководите школой или по крайней мере имеете к этому отношение, то мыслите ли вы о том, чтобы ваше учебное заведение стало маяком для окружающих? Без Лицея сложно представить себе атмосферу XIX века. Эту историю могли сотворить только подлинные титаны, люди, заряженные высокими идеалами. Почему Лицею удалось создать культуру, в которой появились герои? Отчетливо видно, какие идеи витали в воздухе и как школьники осуществляли свое предназначение. Основатели Лицея M. М. Сперанский, В. Ф. Малиновский стремились к созданию «новых людей», которые могли бы впоследствии преобразовать Россию37. Эта цель была в основе проекта создания Лицея. Во многом ее осуществлению благоприятствовала обстановка конца XVIII века, когда происходила переоценка многих старых ценностей. Век XVIII подготовил таких людей, и именно им предстояло заложить фундамент многих свершений следующего столетия.

Условия формирования системы ценностей

Каким же образом прививались те ценности, которые были положены в основу образования Лицея?

Во-первых, невозможно было представить, чтобы руководство нового учебного заведения халатно отнеслось к выбору учителей: «При приеме наставников и других чиновников наблюдается всемерная осторожность в рассуждении их нравственности, сверх прочих требуемых от них по должностям их достоинств, дабы они совокупно руководили юношество добрыми своими примерами жизни и наставлением»38.

Часто руководитель ошибается и берет в свою команду людей, не опираясь на их духовно-нравственные ценности, а исходя из каких-то других факторов. Но построение устойчивой системы возможно, только если на борту будут люди нравственные.

Конечно, разные личности попадали в стан учителей и преподавателей Лицея. Но сама культура созидания способствовала тому, чтобы оттуда уходили люди мелкие, недостойные. Относительно молодому составу педагогов было легче расположить к себе учеников и донести до них свои идеи.

Во-вторых, духовному развитию учащихся во многом способствовала возможность уединения. У лицеистов были свои комнаты, они могли совершать дальние прогулки. Как вспоминают отдельные выпускники, затворничество молодежи способствовало созерцательности39. Современные интернаты не всегда предоставляют такую возможность, между тем у ученика должно быть место, где он может побыть один.

В-третьих, лицеисты общались с лучшими и передовыми умами своего времени, что не могло не оказывать влияния на детей.

В-четвертых, особое внимание в Лицее уделялось нравственным наукам, таким как этика, религия, логика и политика. В современной школе, как уже выше упоминалось, эти предметы занимают незначительное место.

В-пятых, в Лицее реальным делам придавалось большее значение, чем словам. Хорошо это выражено в педагогических записках Егора Энгельгардта. В работе Д. Кобеко подробно говорится о воспитательных принципах директора: «В основании всякого воспитания, по его мнению, должна лежать любовь к воспитаннику, ее нужно выражать не словами, а делом. Только путем сердечного участия в радостях и огорчениях питомца можно завоевать его любовь, хотя бы и бессознательную. Доверие юношей завоевывается только поступками. И религия, т.е. вера в Бога, любовь к Нему, надежда и твердое упование на Него, может быть внушена детям не путем повторения правил и библейских изречений, которых дети понять не могут, а могут только заучить слухом и головой; сердцу же говорят не слова, а чувства, воплощенные в поступках»40.

Есть еще шестой компонент, о котором нужно рассказать подробнее. Он называется «псевдоморфоза». Вы знаете, что творцы эпохи Возрождения думали, что они воссоздают античную эпоху. На самом деле они создавали совершенно новую культуру. Точно так же в начале XIX века в России сформировался новый романтический тип человека, который сочетал в себе рыцарскую этику и античную эстетику. Именно эпоха Античности оказала влияние на Лицей, начиная с его названия. Идеал гражданина, воина, философа стоял перед глазами юных лицеистов и не отпускал их до конца дней.

Интересно аналогичный прием раскрыт в фильме американского режиссера Майкла Хоффмана «Императорский клуб». Ученики школы Святого Бенедикта готовы в будущем войти в большой мир его хозяевами. А пока они учатся здесь, и античную историю им преподает влюбленный в свое дело учитель Уильям Хандерт. Он говорит своим ученикам: «Великие амбиции без вклада в историю не имеют значения. Каков будет ваш вклад? Каким запомнит вас история? Аристотель, Цезарь, Август, Платон, Цицерон, Сократ… гиганты истории! Люди величайшего характера! Люди, чьи достижения намного опередили их жизни и дошли до наших времен. Их история — это наша история!» Учитель, понимая, что его ученики займут свое место в политике, находит идеалы американской демократической культуры в Античности и на протяжении всего периода обучения поддерживает эту ауру античного полиса.

На принципах какой «золотой эпохи» основано обучение в вашей школе?

Система ценностей, определявшая культуру Лицея с самого начала его существования, оказывала большое влияние и на другие выпуски. «Жизнь наша в старшем курсе оставила в нас неизгладимые следы: здесь вырабатывались наши наклонности и характеры, определялось направление, выяснялись идеалы и те принципы, которым следовать мы считали своим долгом, чтобы поддержать честь лицея… и опять-таки скажу: основанием всему хорошему в нас служили лицейские предания, — вспоминает выпускник Яхонтов. — …мы покидали тихое, безмятежное счастье, какого, конечно, не встречали более в жизни…»41

Невозможно перечислить все те морально-нравственные качества, которые воспитывал Лицей. Однако многие из них особенно выпуклы. О них писал Пушкин и другие выпускники, а также те, кто по долгу службы или по велению судьбы встречался с лицеистами.

Можно упомянуть лишь некоторые из тех добродетелей: патриотизм, братство, свобода, служение обществу, верность дружбе, целеустремленность. Мы расскажем о том, как условия Лицея формировали эти ценности.

Патриотизм

Идеей служения Отечеству, подлинным патриотизмом проникнуты тексты учащихся: «Все они [лицеисты] одинаково любят свое отечество и желают его пользы: увеличить его славу и быть достойным его сыном — есть искреннее желание всякого Лицеянина»42.

Дальше юноша продолжает: «…я считаю себя первым сыном России, первым подданным ее Государя; первым ее защитником, хранителем… От нас должны излиться на нее благодетельнейшие лучи просвещения; высокие чувствования, коими дышим, должны некогда одушевить всю Россию — да будет Лицей источником их; Государь мой! какая благородная цель!»43.

Как же воспитывался патриотизм в Лицее? Здесь работали преподаватели Н. Ф. Кошанский, Д.И. де Будри, И. К. Кайданов, Я. И. Карцов, которые находились под непосредственным влиянием Малиновского и своими смелыми высказываниями зажигали в воспитанниках чувство высокой гражданственности, любви к Отечеству44.

Содержание предметов, посвященных России, — географии, истории, литературы — сегодня чаще всего построено на изображении тотального превосходства позитивных моментов. Другой крайностью является выставление педагогом и родителями своей родной страны в самом неприглядном свете. В таких классах или семьях взрослые постоянно ругают Россию. Обе крайности не способствуют воспитанию патриотизма. Важно воспитать в ребенке стремление заботиться о своей родине, о ее процветании, сформировать в нем практическое мышление, направленное на решение проблем страны. И в этом вопросе стоит обратиться к опыту Царскосельского лицея. Лицеистам внушалось, что в области правления в России предстоит еще сделать очень многое для благосостояния народа, поэтому история преподносилась в неидеализированном виде45.

Директор Лицея Василий Федорович Малиновский возлагал на своих будущих воспитанников большие надежды. Он верил в Лицей, в его назначение — его питомцы должны были зажечься высокой идеей преобразования России.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданская идентичность лицеистов рождалась не из ура-патриотических речей учителей, а была тонко настроена приобщением молодых ребят к судьбам Отечества.

Свобода

Василий Федорович Малиновский создал в Лицее атмосферу свободомыслия, которую впоследствии назвали «лицейским духом»46. Эта атмосфера, в особенности в пушкинские годы, не предполагала какого-либо диктата.

Лицей был первым учебным заведением такого масштаба, где не применялись телесные наказания. По свидетельству выпускника А. Илличевского, достоинством лицейского быта являлось стремление наставников сохранить внутреннюю свободу воспитанников.

Сочинительство, любительский театр, смех и шутки с педагогами были привычными атрибутами повседневного быта воспитанников пушкинского выпуска.47 В анонимных журналах Лицей рассматривается как республика. Подобное отождествление говорит об идеалах лицеистов. Лицей становится республикой, любимый директор — императором, гувернеры — консулами48.

В конце царствования Александра I (с 1822 г.) лицейский режим значительно изменился: утрачена прежняя свобода, вводится более строгая дисциплина. В Лицее начал насаждаться быт полувоенного характера49. Это нанесло непоправимый ущерб духу учебного заведения.

Конфликту мира живой школьной жизни и иногда мелочной стандартизации посвящен во многом автобиографический роман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» американской писательницы Бел Кауфман. Вот как в книге демонстрируется взаимоотношение двух риторик: «„Хранить в деле под порядковым номером“ — значит бросить в корзинку. „Пусть это вдохновит вас на подвиг“ — значит, что Вы увязли по горло. „Личные взаимоотношения“ — драка ребят. „Вспомогательное укрепление дисциплины“ — вызов полиции. „Литература, соответствующая читательскому уровню ученика на основе экспериментальных исследований“ — все, что удается достать в нашей библиотеке. „Не склонный к умственному труду ученик“ — ученик с преступными наклонностями. А „До моего сведения дошло“ значит, что Вам грозят неприятности».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дух Лицея. Как сделать так, чтобы ученики навсегда полюбили родную школу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

36

Гротъ К. Я. Пушкинский лицей (1811—1817): Бумаги I-го курса, собранныя академиком Я. К. Гротомъ. C. 407.

37

Руденская С. Д. Царскосельский — Александровский лицей. 1811—1917. C. 25.

38

Разумовский А. К. Постановление о Лицее.

39

Соколова Е. С. «Мои лицейские досуги…»: государственная политика в сфере образования дворянства (на примере пушкинского выпуска Императорского Царскосельского лицея) // Историко-педагогические чтения. 2005. №9. C. 193.

40

Кобеко Д. Ф. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811—1843. С. 77.

41

Яхонтов А. Н. Воспоминания царскосельского лицеиста. 1832—1838. C. 120.

42

Там же. C. 120.

43

Гротъ К. Я. Пушкинский лицей (1811—1817): Бумаги I-го курса, собранныя академиком Я. К. Гротомъ. C. 403—404.

44

Руденская С. Д. Царскосельский — Александровский лицей. 1811—1917. C. 48—49.

45

Пущин И. И. Записки о Пушкине. Письма. C. 20.

46

Руденская С. Д. Царскосельский — Александровский Лицей. 1811—1917. C. 48.

47

Соколова Е. С. «Мои лицейские досуги…»: государственная политика в сфере образования дворянства (на примере пушкинского выпуска Императорского Царскосельского лицея). C. 192—193.

48

Гротъ К. Я. Пушкинский лицей (1811—1817): Бумаги I-го курса, собранныя академиком Я. К. Гротомъ. C. 392—394.

49

Там же. C. 16.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я