Дух Лицея. Как сделать так, чтобы ученики навсегда полюбили родную школу

Тимур Надыршин

В одном и том же классе сидят будущий поэт и издатель, дипломат и военный, государственный деятель и декабрист. Всех их объединяет глубокая преданность родной школе, искренняя любовь друг к другу и к Отечеству. Речь идет о Царскосельском лицее. Как этой школе удалось создать такую уникальную культуру, которая заставляет восхищаться ею уже два столетия? Об этом и многих других вопросах пойдет речь в этой книге. Издание предназначено для родителей и работников в сфере образования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дух Лицея. Как сделать так, чтобы ученики навсегда полюбили родную школу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Организация учебной жизни

Да откроются двери школы…

Этап рождения школы — это начало создания учебного заведения. История превратится в легенду, герои со временем станут архетипичны. Останутся архивные документы, которые мало кто будет смотреть и читать. Но есть определенные принципы, на которых основана любая школа и которые не стоит упускать из виду, чтобы внутренняя ее организация и жизнь обрели целостность. История основания Лицея рассказывает о том, как внешние культурные обстоятельства определяют фундамент и судьбу школы.

В конце XVIII — начале XIX века российское образование стремилось создать «нового человека». Во многом воспитательный идеал формировался под влиянием греческой философии: образ безупречного гражданина империи был очень близок по своему содержанию к гражданину греческого полиса3.

После смерти деспотичного Павла I дворянство империи связывало свои надежды с Александром I. Но при дворе были люди, которые, проявляя своеволие, действовали вразрез с намерениями юного императора. Молодой царь ясно усвоил, насколько важно иметь в резерве надежных людей, преданных Отечеству и императору и получивших качественное образование. Для решения этой задачи и был основан Царскосельский лицей4. Предполагалось, что среди студентов нового учебного заведения будут младшие братья царя — Николай и Михаил, однако эти планы не осуществились, и Лицей открыл свои двери для представителей знатного, но не очень богатого дворянства, в числе которых оказался сын отставного майора юный Александр Пушкин.

Наверное, причины успеха Лицея следует искать в том, что инициатором его создания стал один из самых великих государственных умов в истории России — Михаил Сперанский. В 1808 году он подает записку Александру I, где кратко формулирует принципы будущего учебного заведения. И надо сказать, что Михаил Михайлович очень гордился своим проектом: «Училище сие образовано и устав его написан мною, хотя и присвоили себе работу сию другие; но без самолюбия скажу, что оно соединяет в себе несравненно более видов, нежели все наши университеты»5.

«Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной»6, — говорится в Постановлении о Лицее.

Несмотря на то, что Лицей использовал риторику Античности, на самом деле он создавал свою собственную культуру. В этом небольшом флигеле Екатерининского дворца зарождались идеи подлинного русского патриотизма.

Чиновник системы образования, не проникшийся духом Лицея, позвал на открытие школы других чиновников, выше его по рангу. Этот жест ничего не решал в развитии школьной идентичности. По этой причине дети остались равнодушны к приезду царя и министра просвещения.

Истинным моментом инициации для учащихся стала речь профессора А. П. Куницына, которая была произнесена в день торжественного открытия Императорского Царскосельского лицея 19 октября 1811 года7. Речь так понравилась императору Александру I, что он тотчас прислал Куницыну Владимирский крест8.

Эпизод торжественного открытия нового учебного заведения обессмертил Пушкин в следующих словах:

«Вы помните: когда возник лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей».

Имя школы

Говорить о названии важно, потому что с помощью него школа говорит миру о себе, даже еще не открыв перед учеником свои двери. Необычное название способно дать школе нужный отблеск и стать ее визитной карточкой.

В начале XIX века в кругу высшего дворянства были значимы идеалы Античности. Благодаря своему названию Царскосельский лицей символически становился преемником славных традиций древней эпохи.

Точно так же, как Ликей стоял на окраине Афин, Царское Село располагалось в пригороде Санкт-Петербурга. В Древней Греции юношей учил сам основатель «гимнасия», величайший философ древности Аристотель9. Будущий декабрист Иван Пущин пишет, что название «…поражало публику в России — не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в Афинских садах, где греческие философы научно беседовали со своими учениками»10. Необычное имя не сразу вошло в обиход. Долгое время еще употреблялось оно в женском роде: «Лицея»11. Так получилось, что название одной школы дало имя целому классу учебных заведений. Появился лицей в Одессе, который стал называться Ришельевским. Был Лицей князя Безбородко в Нежине, в котором учился Николай Васильевич Гоголь.

Название — одна из немногих вещей, которая определяет лицо школы. Отсутствие названия — это настоящая боль для организатора школьной культуры. Мне кажется глубоко порочной практика давать школам вместо имен номера. Присваивать такому эмоциональному пространству номер — это убивать те силы, которые помогут развить привязанность к родному учебному заведению. Бывает так, что учащиеся сами наделяют свое учебное заведение эпитетом, играя с номером или цифрой. Я знаю, что ученики одной из школ, имеющей двадцатый номер, называют ее «двадцатый централ», «двадцатка». Часто цифра становится именем школы. Например, московский Лицей «Вторая школа». Но в таком мегаполисе, как Москва, второй номер выделяется среди тысяч набивших оскомину других номеров.

Иногда организаторы школы присваивают ей имя выдающейся личности. Очевидно, что образ Нахимова ассоциируется с морским училищем, а Ломоносова — с научным учебным заведением. Герой, в честь которого называют объект, должен соотноситься с эпохой и внутренней экологией учебного заведения. Искусственно имя не приживется. Я бывал в школах, ученики и работники которой не знают, в честь кого названо их учебное заведение. Имя героя должно быть выстрадано судьбой, мечтой и достижениями учеников.

Профиль школы

Профиль школы определяет дух ее мероприятий. Профиль определяет имена героев, на которые должна равняться школа и с чьей жизнью должны соотносить школу ее обитатели. Создавая новое или реорганизовывая старое учебное заведение, ее культурный строитель не должен копировать прежние, изжившие себя формы и форматы. Он должен учитывать дух времени, его особенности и идеалы.

Абсолютно непродуктивно перепрыгивание с одного профиля на другой. Но изредка такой шаг может стать основой созидательного изменения корпоративной культуры в соответствии с текущими запросами учебного заведения. Примером такой смены профиля является уже упомянутое учебное заведение в городе Нежине. Основанное как гимназия, впоследствии из-за возникших интриг и беспорядков оно было реорганизовано в Физико-математический лицей. На такой решительный шаг можно пойти, если в школе все плохо и реанимировать ее старые формы практически невозможно12.

Царскосельский лицей также имел свой профиль: он готовил государственных чиновников высочайшего класса.

Чтобы школа была больше самой себя, она должна стать немножечко вузом. Что подразумевается под этим? Это значит, что школа должна быть связана с вузом, в ней по возможности должна вестись исследовательская деятельность, в ней должны работать вузовские преподаватели, студенты, аспиранты и т. д. В этом отношении показателен пример детдома в селе Клейменово, директором которого был ученик великого Макаренко, Семен Калабалин, увековеченный в «Педагогической поэме» под фамилией Карабанов. Студенты из Москвы взяли шефство над этим детдомом. Они приезжали, гостили здесь, устраивали для детей дни рождения, проводили развлекательные и развивающие мероприятия. Но главное, что у ребят появились друзья из интеллектуальной среды13.

Чтобы школа приобрела свой уникальный оттенок, также хорошо наладить взаимодействие с сильным игроком: предприятием, крупной, пользующейся уважением организацией — и позаимствовать у своего партнера те черты, которые школе интересны и выгодны.

Способ этот требует долгой и кропотливой работы. Можно организовать профиль школы таким образом, что выпускники ее будут специалистами в одной области: медицине, сельском хозяйстве, юриспруденции, робототехнике и т. д. Вы намеренно будете собирать вокруг себя сильных учителей одного профиля, которые будут определять дух интеллектуальной жизни школы. Вы будете приглашать в гости самых выдающихся специалистов в этом деле. А затем с изрядной настойчивостью будете привлекать вузы или предприятия соответствующей специализации для сотрудничества. Ваша школа будет организовывать тематические мероприятия, имеющие отношение к профилю. Таким образом учебное заведение превратится в зону сильнейшей концентрации контекста.

В перспективе большая доля ваших выпускников будет находиться в одной профессиональной нише и определять ее климат. Это настроение неизменно будет связываться с родным учебным заведением. Как это нередко бывает, часто культура, сформировавшаяся внутри учебного заведения, направляет детей на поиск одного профиля обучения. После окончания школы нередко все одноклассники устремляются в один вуз, едут вместе в один город. К. С. Веселовский вспоминает про своего лицейского товарища Головнина: «В Лицее особенными друзьями из числа товарищей одного с ним курса были П. И. Саломон, барон А. П. Николаи, Мих. Хр. Рейтерн, и по его, конечно, мысли, они при выпуске из заведения дали друг другу слово — если который из них успеет прежде других возвыситься в службе, то подаст руку остальным и поможет им подняться наверх. Головнин вполне сдержал данное им тогда слово»14.

Между тем важно, чтобы специализация сочеталась с прогрессом, когда выпускник школы продвигает по карьерной лестнице своих действительно достойных одноклассников. Важно также останавливаться на такой нише, которая будет востребована обществом и государством. Лицей же, как я упоминал выше, был учебным заведением, который готовил чиновников. Как верно подмечает В. А. Лопатников, «„вольнодумная“ часть лицеистов двинулась в ниспровергатели существующего строя, другая, пожалуй, более представительная, — в ряды его устроителей»15. Свято верю, что выпускники вашей школы не войдут в первую когорту.

Культурная общность

Важный контур устойчивости школьной культуры — это культурная общность ее обитателей. В Царскосельском лицее «абитуриенты» должны были пройти отбор. У них проверяли знания, а также требовалось, «чтобы они имели несомненные удостоверения об отличной их нравственности и были совершенно здоровы»16. В одесский Ришельевский лицей, напротив, принимали большое количество учащихся, и их отбор был не особенно качественный. Кроме того, структура этого учебного заведения была довольно громоздкой: оно состояло из Лицея, начального училища и двух дополнительных училищ17. Несколько позже Царскосельский лицей тоже пойдет по пути усложнения структуры, что негативно скажется на культурной общности.

Школы с небольшим количеством учеников имеют преимущество перед крупными учебными заведениями. Ученицы школы-интерната для девочек Badminton School в городе Бристоле постоянно говорят о том, как замечательно, когда классы маленькие и все в школе хорошо друг друга знают. Персонал и учителя чрезвычайно открыты и заботливы по отношению к каждой девочке. Отношения между воспитанницами, а также между ними и учителями невероятно близкие, поэтому каждая девочка получает достаточно внимания на уроках и после них. Это учебное заведение окончили актриса Розамунд Пайк и Индира Ганди — первая женщина, ставшая премьер-министром Индии.

Культурное единство закладывается в том случае, если школа не превращается в гостиницу, где одни дети приезжают, а другие уезжают. Для формирования единства нужно, чтобы ученики были вместе, в одном культурном пространстве, существовали в одном режиме, участвовали в одних мероприятиях. В этом случае у них будет общая судьба, скрепленная коллективной памятью. Непродуктивное расширение школы также способно нанести сильный вред устойчивости школьной культуры. Разрушение традиций и уклада воспринимается болезненно. Это особенно очевидно, когда в среду учащихся массово попадают представители других школ (так происходит, например, при объединении).

В 1830-е годы Лицей перестал быть закрытым учебным заведением. Увеличилось количество детей. Школьников стало более сотни, исчезли личные комнаты лицеистов. Начали практиковаться телесные наказания18. Поэт Александр Николаевич Яхонтов, представитель IX выпуска, пишет о том периоде, когда контингент учащихся в Лицее был вдвое увеличен: «О всех этих переменах скорбели и старшие, и мы, вновь поступившие товарищи-гимназисты. В нашу среду вторгнулась целая масса новичков своекоштных, с которыми мы сошлись не сразу, потому что они, поступив прямо из своих семейств, принесли с собою самыя разнохарактерныя понятия и привычки»19.

Режим и дисциплина

Любое учебное заведение функционирует по собственным законам. У всех есть свой режим, свои правила, свое понимание того, что хорошо и что плохо. В одной школе форма — это святое, а в другой — большое внимание уделяется трудовому воспитанию.

Школьные правила обычно основываются на относительно простых наборах действий20. Создаваемый шаблон поведения используется для регулирования школьной жизни и формирования культурной преемственности.

В Постановлении о Лицее большая доля регламентаций посвящена режиму дня21. Подробное его описание приводит Пущин: «Прогулка три раза в день, во всякую погоду. Вечером в зале — мячик и беготня. Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитвы читали мы вслух по очереди.

От 7 до 9 часов — класс.

В 9 — чай; прогулка — до 10.

От 10 до 12 — класс.

От 12 до часу — прогулка.

В час — обед.

От 2 до 3 — или чистописанье, или рисованье.

От 3 до 5 — класс.

В 5 часов — чай; до 6 — прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс.

По средам и субботам — танцеванье или фехтованье.

Каждую субботу — баня.

В половине 9 часа — звонок к ужину.

После ужина до 10 часов — рекреация. В 10 — вечерняя молитва — сон»22.

Как видим, программа была насыщенной. Распорядок дня, отраженный в Уставе, составлен так, чтобы уроки чередовались с отдыхом23.

Представленный режим менялся. В учредительном документе о создании школы есть важный комментарий: «Здесь означение часов сделано только примерно. Располагать их по удобности и временам года зависит от усмотрения конференции, с утверждения министра, держась того главного правила, чтоб воспитанники никогда не были праздны»24. По сути, требование об отсутствии праздности — это важный элемент формирования культурной устойчивости школы. Если школа не в состоянии занять ребенка, то ученик займет себя самостоятельно. И время, которое он себе уделит, вряд ли будет наполнено философскими размышлениями или светской беседой. Даже досуг учащихся должен быть продуман и направлен на личностный рост.

Как правило, наибольшую преданность учебному заведению выказывают те учащиеся, которые проводят в школе большое количество времени. Поэтому, если школа занимает своих детей только уроками и мало что предлагает сверх этого, из такого взаимодействия сильная культура учебного заведения не вырастет.

В секциях, олимпиадных группах, школьных вокально-инструментальных ансамблях, других всевозможных кружках учащиеся должны проводить остаток дня. Хорошо, если будут созданы условия для того, чтобы дети делали в школе и домашнее задание. И домой или в пансион они вернутся только чтобы лечь спать, а с утра снова отправиться в школу. Как ни странно, лишь в этом случае вырастет подлинная преданность родному учебному заведению и влюбленность в него.

Большое внимание в школе следует уделять гуманитарной составляющей. До сих пор вспоминается, как моя учительница географии сказала, что «урок риторики — это как бриллиантовая заплата на системе образования». Однако сегодня я с ней не согласен. Необычные гуманитарные предметы — музыка, театр, риторика, языки и т. д. — являются отдушиной для детей и могут быть источником приятных воспоминаний и творческого развития. Нравственным наукам, таким как этика, религия, логика и политика, в школе придается мало значения, а между тем они могут быть фундаментом духовного развития детей. Модест Корф, вспоминая о лицейском образовании, заметил: «Мы мало учились в классе, но больше в чтении и беседах при непрестанном трении умов»25. Несмотря на насыщенность учебного процесса, воспитанники не сильно жаловались на трудности. Скорее всего, образовательный процесс шел волнами: напряженная пора экзаменов сменялась временем отдыха. «К счастью, уроков у нас не много, а времени — довольно; и так я со всем успеваю разделываться»26, — пишет в письме другу Яков Грот. Этого выпускника 1832 года ждет блестящая судьба ученого. Он станет вице-президентом Академии наук и соберет большое количество свидетельств и воспоминаний о Лицее, куда впоследствии поступит на службу профессором словесности. Для будущих поколений он окажется путеводной звездой в мир Царскосельского лицея, хранителем его преданий. Когда Яков Грот завершил свой земной путь, император Александр III написал на докладе министра народного просвещения о кончине Я. Грота: «Меня эта смерть весьма огорчила. Я знал Якова Карловича более 25 лет и привык любить и уважать эту достойную личность».

Побывать дома лицеистам первого выпуска было разрешено лишь один раз: на рождественских каникулах в 1817 году. Такая система была направлена на то, чтобы лишить родителей возможности баловать детей, исключить внешнее влияние на становление лицеистов27.

Подобное ограждение от внешнего мира, переполненного соблазнами, должно быть в школе и сейчас.

Второй из выдающихся директоров Лицея Егор Антонович Энгельгардт решительно воспротивился предложению императора посылать мальчиков дежурить при дворе во время его летнего пребывания в Царском Селе. Александр I был уверен, что это приучит молодых людей к обществу, даст им необходимый светский лоск. Энгельгардт же счел это предложение весьма непедагогичным. Возражая, он доказывал, что кроме причинения многих неудобств придворная служба будет отвлекать воспитанников от занятий, отрицательно скажется на образовании28.

В Ришельевской гимназии, где дети обучались с 4 лет, тоже был довольно строгий режим: школьники могли посещать родных только раз в месяц, был установлен ранний подъем, нельзя было пить чай, кофе, есть сласти и т. д.29

Дисциплина и режим в системе образования направлены не на превращение школьного учебного заведения в казарму, они призваны избавлять от праздности. Как правило, занятый и увлеченный ученик не беспокоит одноклассников, учителей и директора своими «подвигами», нарушающими школьный покой.

Ранний старт

Многие педагоги и родители сами искусственно ограничивают детей, считая, что какие-то сферы для них пока закрыты в силу возраста. Но у детей нет границ, поэтому приобщение к взрослой жизни должно происходить уже в школе. Другими словами, школьники должны играть во «взрослые игры». Если школьник видит себя на литературном поприще, то, возможно, он уже сейчас способен рассуждать на уровне авторов взрослых журналов. Пушкин писал в Лицее комедию в пяти действиях «Философ», Илличевский — работу про Эйлера30. Лицеисты всегда были в курсе событий в мире, регулярно знакомились с поступавшей в библиотеку периодикой31. Юный Лёнька Пантелеев в «Республике ШКИД» отправляет свои литературные опыты в редакцию и, несмотря на отказ, зарабатывает себе авторитет самой этой попыткой.

В серии романов Орсона Скотта Карда, посвященной Эндеру Виггину, подростки из окружения главного героя вместе с ним распоряжаются судьбами мира. В трудовой коммуне имени Ф. Э. Дзержинского ребята в мастерских изготавливали фотоаппараты «ФЭД» (аббревиатура по вполне понятной причине образована из первых букв имени, отчества и фамилии первого шефа ВЧК).

Внутренняя культура школы должна быть направлена на то, чтобы открыть границы для учеников и показать, что мир лежит у их ног. Ребенок за короткое время способен повзрослеть и решать по-настоящему большие задачи. В огромном количестве произведений подростковой литературы, многие из которых основаны на реальных событиях, рассказывается о том, как школьники во взрослом мире преуспевают больше опытных взрослых. Ровесники наших мальчишек в каких-нибудь африканских или индейских племенах уже охотятся и содержат семью, так зачем нашим детям в то время, когда лучше всего работает их голова, ограничивать пространство для роста?

После того как самые первые ученики Царскосельского лицея были объединены в один класс, стало ясно, что, хотя все они выдержали вступительные испытания, уровень подготовки их серьезно разнился. К чести преподавателей, они не поддались искушению устроить «образовательную гонку», и занятия проводились таким образом, чтобы никто из лицеистов не отставал в учебе. Существовал даже запрет на объяснение нового материала до того момента, пока все ученики твердо не усвоят изученное32.

Смерть школьной организации

Как правило, разрушение культуры происходит из-за того, что педагоги учебного заведения не следуют установленным ими же правилам. В этом контексте очень интересна история о том, как происходило падение Лицея им. Безбородко. Его выпускник И. А. Сребницкий так оценивал состояние дел в своем учебном заведении: «Случайность мотивов преобразования Гимназии, беспорядки и неустройство во внутренней жизни заведения, наконец, может быть, несоответствие последнего культурным запросам общества — все это привело к кризису, который выразился в том, что в 1839 г. не оказалось поступающих на первый курс Лицея…» В результате попечитель Лицея принял решение сменить профиль этого заведения с физико-математического на юридический33. В 1863 году был закрыт лицейский пансион, и студенты вынуждены были искать квартиры в городе. Затем была отменена форменная одежда воспитанников, и вне стен Лицея они были подчинены общей полиции. Все это вело к разобщению учащихся, снижению их статуса34. Когда же директор отменил в Лицее вступительные экзамены, желающих поступать вообще не осталось35.

Нарушения организации, дисциплины, системы установленного приема могут нанести учебному заведению непоправимый вред. Вместе с тем ценности школы, занятость учащихся, адекватный отбор школьников, разумная организация досуга, мудро выбранный профиль способны обеспечить устойчивость культуры учебного заведения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дух Лицея. Как сделать так, чтобы ученики навсегда полюбили родную школу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Игнатьев Д. Ю. Царскосельский лицей: парадигма новой калокагатии // Общество. Среда. Развитие. 2017. №4 (45). С. 63.

4

Лопатников В. А. Пьедестал. Время и служение канцлера Горчакова. М.: Молодая гвардия, 2003. C. 24.

5

Цит. по: Кобеко Д. Ф. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811—1843. СПб., 1911. С. 7.

6

Разумовский А. К. Постановление о Лицее. СПб.: Медицинская типография, 1810. 55 c.

7

Куницын А. П. Наставление воспитанникам // Вече. 2009. Вып. 20. С. 42—45.

8

Аронов А. А., Слепов В. Я. Царскосельский лицей: к 200-летию первого выпуска (1817—2017) // Мир образования — образование в мире. 2017. №1 (65). C. 3.

9

Руденская С. Д. Царскосельский — Александровский лицей. 1811—1917. СПб.: Лениздат, 1999. C. 24.

10

Павлова С. В. Императорский лицей. СПб.: П-2, 2010. C. 1.

11

Кобеко Д. Ф. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811—1843. С. 21.

12

Егоров А. Д. Лицеи России. Опыт исторической хронологии. Кн. 2: Лицей князя Безбородко. Иваново: Ивановский инженерно-строительный институт, 1994. C. 46.

13

Об этом рассказывается в документальном фильме «Учитель с „Железным“ крестом», вышедшем в 2011 году.

14

Веселовский К. С. Записки и воспоминания о моем лицейском товарище, бывшем министре народного просвещения Александре Васильевиче Головнине: Препринт. СПб., 2016. C. 5—6.

15

Лопатников В. А. Пьедестал. Время и служение канцлера Горчакова. C. 33.

16

Разумовский А. К. Постановление о Лицее.

17

Егоров А. Д. Лицеи России. Опыт исторической хронологии. Кн. 1: Ришельевский лицей. Иваново: Ивановский инженерно-строительный институт, 1993. C. 70.

18

Руденская С. Д. Царскосельский — Александровский лицей. 1811—1917. C. 187.

19

Яхонтов А. Н. Воспоминания царскосельского лицеиста. 1832—1838 // Русская старина. 1888. №10. C. 104.

20

Burnett J.H. Culture of the School: a Construct for Research and Explanation in Education // Anthropology & Education Quartery. 1970. №1. C. 5.

21

Разумовский А. К. Постановление о Лицее.

22

Пущин И. И. Записки о Пушкине. Письма. C. 91—92.

23

Руденская С. Д. Царскосельский — Александровский лицей. 1811—1917. C. 40.

24

Разумовский А. К. Постановление о Лицее.

25

Павлова С. В. Императорский лицей. C. 9.

26

Гротъ К. Я. Пушкинский лицей (1811—1817): Бумаги I-го курса, собранныя академиком Я. К. Гротомъ. СПб., 1911. C. 41.

27

Разживин Ю. А. Царскосельский лицей — колыбель российских дипломатов // Высшее образование для XIX века: проблемы воспитания: сб. тр. науч. конф. / под ред. И. М. Ильинского, Ч. К. Ламажаа; Московский гуманитарный университет. М., 2017. C. 382—383.

28

Руденская С. Д. Царскосельский — Александровский лицей. 1811—1917. C. 65.

29

Егоров А. Д. Лицеи России. Опыт исторической хронологии. Кн. 1: Ришельевский лицей. C. 30—31.

30

Гротъ К. Я. Пушкинский лицей (1811—1817): Бумаги I-го курса, собранныя академиком Я. К. Гротомъ. C. 60.

31

Там же. C. 13.

32

Еникеева С. Р., Садреева Г. Р. Преподавание наук естественно-математического цикла в Царскосельском лицее // Математическое образование в школе и вузе. Теория и практика: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Н. В. Тимербаевой. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2015. С. 329.

33

Егоров А. Д. Лицеи России. Опыт исторической хронологии. Кн. 2: Лицей князя Безбородко. C. 55.

34

Там же. C. 90.

35

Там же. C. 101—102.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я