Приключения в стране Азарус. Сказка

Татьяна Танилина

Две маленькие девочки неожиданно очутились в волшебной стране. И теперь они смогут вернуться домой, если найдут что-то важное. Весёлые поиски вдруг становятся опасными. Злые силы угрожают стране Азарус. И девчонки вместе со всеми жителями защищают волшебную страну.

Оглавление

Глава 8. Зю́кма, Илигде́ и странный поэт

Когда они летели, мимо них пронёсся оранжевый автолёт, за которым, как на буксире, тянулась большая серая туча. Девочки успели заметить, что и причёска у водителя похожа на маленькую тучку.

— Это наш химиво́л Зю́кма, — сказал Бартоша. — Химиво́л — это значит химик-волшебник. Он изобрёл искусственные тучи. Зависнет с тучей над нужным местом и включает дождь. Сейчас, наверно, летит к заказчику: что-нибудь поливать.

Девчонки спросили: а как же он привязал тучу? Бартоша пояснил:

— У него есть кра́юш — это волшебный буксировочный трос. Вы его не заметили.

— А этот химик знает алфавит? — спросила Ляля Тю.

— Наверное, — сказал Бартоша. — Я свяжусь с ним.

И мальчик стал нажимать кнопки на приборной панели. Раздался сердитый голос:

— Никаких заказов я пока не принимаю! Я вчера выгнал помощника, и теперь сам должен всё делать! Это не помощник, а вредитель! Вчера полил не то поле, потому что неправильно записал имя клиента. Был большой скандал! А ведь сколько раз я ему говорил: «Уточняй имя клиента по буквам. Не всегда пишется, как слышится». Вот болван!

— Да заткнись ты, Зюкма! — воскликнул Бартоша. — Дай мне сказать!

— Я уже говорил, что заказы на полив пока не принимаю!

— Мне не нужно ничего поливать! Мне нужен алфавит!

— Этого вещества у меня нет! Я ещё не придумал для него химическую формулу! — сообщил химивол и отключил связь.

Бартоша проворчал:

— Зюкма совсем одурел со своими формулами!

— А куда мы летим? — спросила Ляля Тю.

— К моему другу Илигде́. Он живёт неподалёку.

Пока они летели, Бартоша кое-что рассказал про своего приятеля.

— Когда Илигде́ был маленький, то каждый день требовал подарок и ныл, пока не получал игрушку. Потом, когда ему исполнилось девять лет, родители подарили ему компьютер. Больше он подарков не требовал.

— Почему? — спросила Ляля Эн.

— Потому что увлёкся компьютерными играми. А с ними обычные игрушки не сравнятся. И хорошо, что ему подарили компьютер, иначе…

— Что иначе?

— Сама поймёшь.

Они приземлились возле двухэтажного дома. Девчонки вместе с Бартошей зашли в дом… и ахнули! Всюду были игрушки! На стеллажах, на полу в кучах высотой до потолка. «Да, хорошо, что родители подарили ему компьютер, — подумала Ляля Эн. — Иначе игрушки завалили бы весь дом, и для людей не осталось бы места».

В комнате на первом этаже, в углу возле окна, за компьютером сидел паренёк лет четырнадцати.

— Привет, Илигде! Мы к тебе по делу, — сказал ему Бартоша.

Даже не взглянув на гостей, Илигде буркнул:

— Не вовремя!

— Это важное дело, — настаивал Бартоша.

— Надолго?

— На пару минут.

— Хорошо.

Сделав знак подождать, Илигде, не сводя взгляда с экрана, забарабанил по клавишам. Бартоша тихо сказал девочкам:

— Он классный компьютерщик. Даже сам программы пишет. Но есть у него одна странность: когда он погружён в работу, то, в основном, говорит наречия.

— На речке? — удивилась Ляля Эн.

— Не на речке, а наречия. Это слова такие — наречия, — которые обозначают признак действия или другого признака.

— Призрак призрака? Обалдеть можно!

— Ты опять не поняла. Ну, ладно, объясню проще. Наречия — это слова, которые отвечают на вопросы: где, куда, откуда, зачем, как…

— Быстро! — выпалил Илигде, повернувшись к гостям.

— Нам нужен алфавит, — сказал Бартоша.

Илигде озабоченно потёр лоб и сказал:

— Таких сведений в моей базе данных нет.

— И ты забыл? — поразился Бартоша. И попросил: — Тогда поищи в Маготро́нте.

— Где? — хором спросили девчонки.

— Маготро́нт — это маготро́нные сети, которые объединяют всё информационное пространство, — пояснил Бартоша.

— Понятно. Вроде нашего Интернета, — сказала Ляля Тю.

Однако в Маготронт не было доступа. Илигде сказал, что сбой в компьютерных сетях произошёл рано утром.

— А твоих родителей вызвали на комбинат, потому что там авария? — спросил Бартоша.

Илигде кивнул и снова уставился на монитор.

Дети вышли из дома. Но Бартоша направился не к автолёту, а к человеку, идущему по дороге. Одежда на нём была какая-то старомодная. Длинная рубаха-косоворотка, серые брюки, обвитые до колен верёвочками. На голове — соломенная шляпа. А на ногах — нелепые туфли. Такие Ляля Эн видела в книжке. Мама рассказала, что эту обувь люди носили давным-давно, и называлась она… как-то похоже на слово «лапша».

Бартоша крикнул:

— Подожди, Йохомо́л!

Человек в соломенной шляпе ответил:

— У меня нет времени на разговоры! Я очень занят!

— А куда ты идёшь?

— Искать себя!

Девочки изумлённо переглянулись. Как это можно искать себя?

А странный человек (забыв, что у него нет времени на разговоры) стал жаловаться:

— У меня творческий кризис! Никакого вдохновения. Чувствую себя, как выжатый лимон. Не хочу небо коптить, пойду лучше странствовать, мерить версты.

— Почему ты пешком, а не на автолёте? — спросил Бартоша.

Йохомол саркастически ухмыльнулся:

— Где ты видел странствующих поэтов на автолёте?

— Я вообще не видел странствующих поэтов, — сказал Бартоша. И попросил: — Погоди минутку. Скажи нам алфавит. Ты ведь помнишь его?

— Конечно, я же сам его сочинил! Старый алфавит был неинтересный, поэтому я даже не учил его, а придумал новый — поэтический.

— Нам не нужен твой поэтический алфавит! Нам нужен старый, обыкновенный! — с досадой воскликнул Бартоша.

Странствующий поэт обиделся:

— Нечего устраивать бурю в стакане воды! Какая муха тебя укусила? И что вы все на меня кидаетесь? Зюкма опять свинью подложил: трезвонит повсюду, что я звёзд с неба не хватаю. Сплетник!

Ляля Эн представила, как Зюкма несётся по небу на автолёте и тащит за собой на краюше свинью, чтобы сбросить её на поэта, который прыгает на вершине холма, пытаясь достать с неба звёзды. Это было так смешно, что она хихикнула.

— Над чем ты смеёшься, девочка? — сердито спросил Йохомол.

— Ни над чем, — испуганно пробормотала Ляля Эн, прячась за подругу.

А Ляля Тю, чтобы умилостивить разозлившегося поэта, робко попросила:

— Почитайте нам свои стихи.

Йохомол расцвёл и, кажется, даже забыл про творческий кризис.

— Я прочту вам главу из моей лучшей поэмы! — воскликнул он и закатил глаза к небу.

Бартоша торопливо зашагал к автолёту. Девочки подумали: это же невежливо. Но когда Йохомол начал декламировать стихи, стало ясно, почему Бартоша убежал. Поэт, который до стихов говорил нормальным тоном, теперь так громко кричал и завывал, что стоять рядом с ним было невмоготу. И девчонки стали пятиться от него. А потом со всех ног бросились к автолёту. Он уже взлетел, а Йохомол продолжал декламировать стихи. Кажется, он не заметил, что дети убежали.

— Почему он так странно говорит? — спросила Ляля Эн.

Бартоша ответил:

— Йохомол обожает фразеологизмы. Это выражения такие, где слова по отдельности значат одно, а все вместе — совсем другое.

— А что такое вёрсты? — спросила Ляля Тю. — Он говорил, что будет их мерить.

— Верста́ — это расстояние с километр. А мерить вёрсты — это фразеологизм — значит, далеко ходить.

— А ваш химивол Зюкма ещё и свиней разводит?

— Нет. С чего ты взяла?

— Ну, этот же поэт говорил, что Зюкма подложил ему свинью.

— И это фразеологизм. Такое выражение нельзя понимать буквально. Подложить свинью — значит сделать кому-нибудь пакость.

— А вы заметили, какие у него смешные туфли? — спросила Ляля Эн.

— Это лапти, — уточнил Бартоша. — Когда-то в древности их люди носили. Из древесной коры нарезали полоски и плели такие лапти. Сейчас их уже не носят. Но Йохомол любит оригинальничать — носить старинную одежду и обувь. А вообще-то, лапти — уже устаревшее слово. Так же, как вёрсты.

— А разве слова стареют? — удивилась Ляля Эн.

— Конечно. Одни устаревают. И, наоборот, появляются новые — неологи́змы.

— Я знаю! — воскликнула Ляля Тю. — Мне мама рассказывала. Когда люди полетели в космос, появилось много таких новых слов: космонавт, космодром, луноход. Потом к ним привыкли, и они превратились в обычные слова.

— Этих слов я не знаю, — сказал Бартоша. — А вы слышали такой неологизм — космоза́мок?

— Нет! А что это?

Бартоша кивком показал на цепь гор вдалеке. На вершине одной из них был старинный замок, а к нему примыкал стоящий на горе огромный белый купол.

— Это и есть космоза́мок, — пояснил мальчик. И предложил: — Летим туда!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я