На тысячелетней спирали виртуальных встреч на земле наших предков встретились лыжники древних петроглифов Карелии, викинги и ушкуйники, крестоносцы и язычники, православные пешеходы на деревянных мостовых древнего Новгорода, мореплаватели и строители двух русских столиц — Рюрика и Петра Великого. В военное лихолетье на ледовой Дороге жизни Ладожского озера суждено было оказаться шоферу полуторки и маленькой девочке, которые рассказали автору историю своей жизни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Виртуальные встречи. Ладога» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
7. Две столицы, выбор Рюрика и Петра
Иногда наши современники обвиняют Петра I в том, что он ошибочно построил город на болотах, в месте, непригодном для жизни. Испокон веков человек ставил свое жилище на высоком берегу реки, где ему не страшны весенние паводки, и с обзором на реку, чтобы издали замечать суда гостей-купцов или неприятеля. Да и сам крутой берег реки был надежной преградой для захватчиков.
Ранее территория современного Петербурга представляла собой болото на одну пятую часть, кроме самой реки Невы и ее многочисленных притоков. Местность была малонаселенной, но все-таки здесь проживало до 30—40 русских и православных карелов, ингерманландские финны-лютеране, стояли шведские хутора, мызы и деревни, где были продолжительные морозные зимы и ветреное лето с бесконечным дождем. Кроме осенних паводков, каждые десять или двадцать лет случались наводнения. Погода осложнялась противными ветрами с Ладожского озера. Неспроста название реки Невы в переводе с финского означает «грязь». Однако зимние морозы, сковывающие льдом воду болот и рек, позволяли перемещаться по этой сырой земле. Выбор русского царя места для строительства новой столицы на пути из Финского залива в Ладожское озеро до сих пор вызывает недоумение, но люди селились здесь всегда.
Если в мае 1703 г. только была заложена деревянно-земляная крепость в день апостолов Петра и Павла, то в 1710—1711 гг. в городе уже насчитывалось почти 800 дворов.
Русскому царю было известно, где проходил великий водный торговый путь по землям славян и его значение для Российского государства. Он планировал построить торговый флот, чтобы русские купцы могли сами торговать за границей. Уже в ноябре 1704 г. был заложен Адмиралтейский дом. Петр I последовательно воплощал мечту о морской торговле, и новый город превращался в город-порт, город-верфь. На Заячьем острове были построены первые портовые сооружения. Первым в 1703 г. в город прибыл торговый голландский флот, и сам царь Петр как лоцман провел его между мелей к пристани. Купцы доставили из Голландии вино и соль. Петр же старался привлечь иностранных купцов в свою новую столицу, а не в Архангельск, снижая торговые пошлины. Если в 1718 г. Петербург посетили 52 торговых судна, то в 1725 г. их было уже 450. Для защиты петербургского порта и верфи от шведов Петр велел рубить крепость в Финском заливе рядом с островом Котлин. После окончания Северной войны 7 октября 1723 г. Петр заложил Кронштадт — город-крепость.
Петр I основал новую столицу государства именно там, где начинал править призванный на княжение знаменитый викинг. Согласно летописи и хронографам, Рюрик (817—879) «прославился ранее как морской разбойник за свои разорительные вторжения в государства Северо-Западной Европы». При рождении он получил замечательное имя, которое в переводе с древнескандинавского означает «владеющий славой». Рюрик сумел не только оправдать данное ему имя, но и прославиться как отважный воин и стратег, обладающий талантом к дипломатии.
К этому времени Рюрик был на службе у лотарингского короля Лотаря II (835—869). На его счету были военные победы 845 г. во главе отряда в походе на Северную Францию, в 850 г. на Англию и нескольких набегов под его предводительством на Западную Европу. Король Лотарь II поддержал его морской поход на Данию. Этот воинственный варяг был призван посланцами славян, финно-угров и других народностей «княжить и владеть нами». Вместе с двумя братьями Рюрик принял приглашение. Правление Рюрика началось в Ладоге — небольшом городе на реке Волхов.
По материнской линии он принадлежал к древней княжеской династии Великого Новгорода. Самая ранняя дата летописного свидетельства о самом Великом Новгороде относится к 859 г. Город возник в центре огромной речной системы, что позволило Новгороду в дальнейшем превратиться в богатейший из городов Европы. Летописец Нестор засвидетельствовал, что новгородцы по Неве ходили в Варяжское море, а там и до Рима. В Средние века в Константинополе существовала даже торговая лавка новгородцев на русской улице. В Новгороде находился немецкий торговый дом и торговая фактория Готланда, а на балтийском острове Готланд стоял гостиный двор новгородцев. Новгородцы имели современный морской флот: например, в 1311 г. по Неве корабли оказались в Балтийском море, продвинулись вдоль побережья на север, затем по рекам прошли по шведской территории. Славяне вернулись в Новгород с хорошей добычей.
С географической точки зрения выгоду расположения места истока Волхова из озера Ильмень нельзя недооценивать. Рюрик обосновался в Старой Ладоге, которая раскинулась на берегах реки Волхов и ее притока — небольшой речки Ладожки.
После рождения сына Игоря в 877 г. Рюрик подарил жене богатую Старую Ладогу со всеми прилегающими землями. Здесь Рюрик построил порт, и город превратился в военно-административный центр. Спустя два года Рюрик скончался.
На ладожские земли часто покушалась воинственная Швеция. Современные исследования свидетельствуют, что в VII—X вв. Старая Ладога превратилась в морской порт Северо-Западной Руси, куда могли проходить суда с большой осадкой. Но выше порогов на Волхове таким судам пройти было уже невозможно. Тем не менее в Старой Ладоге строились морские суда.
Старая Ладога, деревянная крепость, сменилась в XII в. каменными постройками. Оборонительные стены каменной крепости достигали семи метров в толщину и до двенадцати в высоту. В городе началось строительство храма в 1114—1116 гг. во имя великомученика Георгия Победоносца. Когда шведы осадили крепость в 1172 г., они не смогли ее взять и при отступлении к Ладожскому озеру были разбиты войском князя Святослава Ростиславича. Всего же в Старой Ладоге в это время было построено восемь каменных храмов, что тоже говорит о большом значении города. Одна из версий гласит, что строительство Георгиевской церкви связано с изгнанием шведов, другая — что перед знаменитой и решительной битвой в 1240 г. на реке Неве в ней молился молодой князь Александр, впоследствии названный Невским.
Когда в 1610 г. шведы захватили Старую Ладогу, город был полностью разорен, и жителей в нем почти не осталось. По знаменитому Столбовскому миру в 1617 г. шведы вернули Старую Ладогу России, тем не менее новая русско-шведская граница проходила вблизи этой древней столицы Руси.
Норманны на территории восточных славян появились в VII веке. Там, где речка Ладожка впадает в Волхов, возник город Альдейгюборг (Ладога), упоминаемый в скандинавских сагах. Археологические исследования указывают на то, что именно здесь проходили торговые караваны. Ладожские земли сохранили скандинавские памятники древности — фризские кувшины, датируемые примерно VIII веком н. э. Эти керамические тонкостенные кувшины были украшены оловянной, реже золотой фольгой. Подобные кувшины встречались при раскопках в крупных торговых центрах раннего Средневековья и были изготовлены где-то на территории Западной Европы. Подобные кувшины были найдены на территории Швеции, Норвегии, по руслу реки Рейн.
В кургане урочища Плакун близ Ладоги на правом берегу Волхова были найдены серебряные и стеклянные бусы, медные цепочки, послужившие свидетельством, что город был важным пунктом транзитной торговли. О пребывании норманнов в Старой Ладоге в 1034 г. упоминают и скандинавские саги. Многочисленные славянские племена были связаны между собой водными путями сообщения задолго до появления здесь Рюрика. Разнообразие водных дорог определялось и учитывалось техническими характеристиками суден.
Из Варяжского моря по реке Неве купеческие караваны попадали в озеро Нево (Ладога). По реке Волхов — в озеро Ильмень, далее по реке Ловати к верховьям Днепра можно было добраться волоком. Здесь следует отметить, что для речного судоходства годились драккары викингов — боевые морские корабли с мощным килем, весельные, которые впоследствии стали парусными. «Драконьи корабли» можно было перетащить волоком. Торговые же корабли кнорры были шире, имели большую осадку и меньшую скорость, поэтому были малопригодны для речного мелководья, а вмещали они от 30 до 40 человек. Для речного плавания требовались сравнительно легкие, удобные для переоснащения суда, такими были славянские однодеревки и ладьи. Само название «однодеревки» говорило о том, лодки были выдолблены из одного ствола дерева. Узкие и легкие, они вмещали до 25 человек.
По реке Свирь, впадающей в Ладожское озеро, скандинавы направлялись к Онежскому озеру, а далее путь лежал к Белому морю. Даже название реки в переводе с финского языка свидетельствует, что река судоходная — «глубокая». Для викингов это был путь в северную богатую Биармию. Этот Ладожско-Ильменский район не только обеспечивал связи с местными племенами, платящими дань Новгороду (чудь, мери, веси, кривичи), но и торговые, международные, военные, посольские связи со странами Востока. По реке Волге можно было добраться до Каспийского моря и далее до Багдада. Новгородские ушкуйники добирались до Волжской Булгарии, Хазарского каганата и Арабского халифата.
Рюрик неспроста выбрал для себя стратегически важное место этого водного пути. Этот путь знакомил северных язычников с религиями Востока и Византийской империи. Христианство не только стало для них узнаваемым после посещения Константинополя, но оно само неизбежно продвигалось на север к славянским народам.
Византийская империя с момента основания Константином Великим 11 мая 330 г. просуществовала до 29 мая 1453 г., когда Константинополь захватил османский султан Мехмед II. Империя просуществовала 1123 года и 18 дней. Она стала жертвой Четвертого крестового похода, обнищала, ослабла. Византия была глубоко религиозным государством, где не существовало неграмотности, по крайней мере в среднем и высшем слоях общества, императоры славились своей ученостью. В соборе Софии священники продолжали вести богослужение до той минуты, пока не были убиты прямо у алтаря.
Именно в Византии в 989 г. состоялось бракосочетание русского князя и византийской принцессы, после которого началось массовое обращение в христианство русских городов и деревень. Русская православная церковь с самого начала была подчинена Константинопольскому патриархату.
В Европе в 1237 г. появился Ливонский орден, и с этого времени начались его походы на Русь. С Ливонским орденом сражался князь Александр в 1240 г. и разгромил немецких, шведских и датских рыцарей Тевтонского и Ливонского орденов на Неве. Спустя два года он одержал победу над рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере — это сражение известно как Ледовое побоище.
Мирного и желанного объединения православной и католической церкви не произошло даже путем бракосочетания русского царя и Софьи Палеолог с благословения римского папы.
Вслед за появлением шведов, датчан и немцев на территориях, ранее освоенных славянами, возникли их притязания на города, основанные русскими князьями, как, например, Юрьев в 1030 г. на реке Омовже. Город несколько раз переходил под управление разных европейских государств и менял название на протяжении нескольких столетий: Юрьев, Дерпт, Тарту. В 1157—1300 гг. начались крестовые походы против язычников-финнов, в 1634 г. Финляндия полностью вошла в состав Шведского королевства. Крестовые походы — это серия религиозных военных походов из Западной Европы, за 1095—1270 гг. были предприняты восемь походов. Целью северных крестовых походов было усиление влияния католической церкви на Прибалтику и земли, граничащие с Германией, чьи жители оставались язычниками. В 1222 г. шведы появились в устье реки Ижоры и намеревались отправиться на Ладогу крестовым походом.
Тевтонский орден существовал с 1237 по 1561 г., Ливонский с 1435 по 1561 г. Походы на Русь продолжались с 1240 по 1242 г., и Ливонскому ордену удалось даже захватить земли Пскова и Новгорода. Яблоком раздора православной и католической церкви оставались земли финнов. Если православные мирно соседствовали с финнами и другими народами, то католики агрессивно подчиняли себе местное население.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Виртуальные встречи. Ладога» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других