1. Книги
  2. Документальная литература
  3. Татьяна Викторовна Ананина

Виртуальные встречи. Ладога

Татьяна Викторовна Ананина
Обложка книги

На тысячелетней спирали виртуальных встреч на земле наших предков встретились лыжники древних петроглифов Карелии, викинги и ушкуйники, крестоносцы и язычники, православные пешеходы на деревянных мостовых древнего Новгорода, мореплаватели и строители двух русских столиц — Рюрика и Петра Великого. В военное лихолетье на ледовой Дороге жизни Ладожского озера суждено было оказаться шоферу полуторки и маленькой девочке, которые рассказали автору историю своей жизни.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Виртуальные встречи. Ладога» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

7. Две столицы, выбор Рюрика и Петра

Иногда наши современники обвиняют Петра I в том, что он ошибочно построил город на болотах, в месте, непригодном для жизни. Испокон веков человек ставил свое жилище на высоком берегу реки, где ему не страшны весенние паводки, и с обзором на реку, чтобы издали замечать суда гостей-купцов или неприятеля. Да и сам крутой берег реки был надежной преградой для захватчиков.

Ранее территория современного Петербурга представляла собой болото на одну пятую часть, кроме самой реки Невы и ее многочисленных притоков. Местность была малонаселенной, но все-таки здесь проживало до 30—40 русских и православных карелов, ингерманландские финны-лютеране, стояли шведские хутора, мызы и деревни, где были продолжительные морозные зимы и ветреное лето с бесконечным дождем. Кроме осенних паводков, каждые десять или двадцать лет случались наводнения. Погода осложнялась противными ветрами с Ладожского озера. Неспроста название реки Невы в переводе с финского означает «грязь». Однако зимние морозы, сковывающие льдом воду болот и рек, позволяли перемещаться по этой сырой земле. Выбор русского царя места для строительства новой столицы на пути из Финского залива в Ладожское озеро до сих пор вызывает недоумение, но люди селились здесь всегда.

Если в мае 1703 г. только была заложена деревянно-земляная крепость в день апостолов Петра и Павла, то в 1710—1711 гг. в городе уже насчитывалось почти 800 дворов.

Русскому царю было известно, где проходил великий водный торговый путь по землям славян и его значение для Российского государства. Он планировал построить торговый флот, чтобы русские купцы могли сами торговать за границей. Уже в ноябре 1704 г. был заложен Адмиралтейский дом. Петр I последовательно воплощал мечту о морской торговле, и новый город превращался в город-порт, город-верфь. На Заячьем острове были построены первые портовые сооружения. Первым в 1703 г. в город прибыл торговый голландский флот, и сам царь Петр как лоцман провел его между мелей к пристани. Купцы доставили из Голландии вино и соль. Петр же старался привлечь иностранных купцов в свою новую столицу, а не в Архангельск, снижая торговые пошлины. Если в 1718 г. Петербург посетили 52 торговых судна, то в 1725 г. их было уже 450. Для защиты петербургского порта и верфи от шведов Петр велел рубить крепость в Финском заливе рядом с островом Котлин. После окончания Северной войны 7 октября 1723 г. Петр заложил Кронштадт — город-крепость.

Петр I основал новую столицу государства именно там, где начинал править призванный на княжение знаменитый викинг. Согласно летописи и хронографам, Рюрик (817—879) «прославился ранее как морской разбойник за свои разорительные вторжения в государства Северо-Западной Европы». При рождении он получил замечательное имя, которое в переводе с древнескандинавского означает «владеющий славой». Рюрик сумел не только оправдать данное ему имя, но и прославиться как отважный воин и стратег, обладающий талантом к дипломатии.

К этому времени Рюрик был на службе у лотарингского короля Лотаря II (835—869). На его счету были военные победы 845 г. во главе отряда в походе на Северную Францию, в 850 г. на Англию и нескольких набегов под его предводительством на Западную Европу. Король Лотарь II поддержал его морской поход на Данию. Этот воинственный варяг был призван посланцами славян, финно-угров и других народностей «княжить и владеть нами». Вместе с двумя братьями Рюрик принял приглашение. Правление Рюрика началось в Ладоге — небольшом городе на реке Волхов.

По материнской линии он принадлежал к древней княжеской династии Великого Новгорода. Самая ранняя дата летописного свидетельства о самом Великом Новгороде относится к 859 г. Город возник в центре огромной речной системы, что позволило Новгороду в дальнейшем превратиться в богатейший из городов Европы. Летописец Нестор засвидетельствовал, что новгородцы по Неве ходили в Варяжское море, а там и до Рима. В Средние века в Константинополе существовала даже торговая лавка новгородцев на русской улице. В Новгороде находился немецкий торговый дом и торговая фактория Готланда, а на балтийском острове Готланд стоял гостиный двор новгородцев. Новгородцы имели современный морской флот: например, в 1311 г. по Неве корабли оказались в Балтийском море, продвинулись вдоль побережья на север, затем по рекам прошли по шведской территории. Славяне вернулись в Новгород с хорошей добычей.

С географической точки зрения выгоду расположения места истока Волхова из озера Ильмень нельзя недооценивать. Рюрик обосновался в Старой Ладоге, которая раскинулась на берегах реки Волхов и ее притока — небольшой речки Ладожки.

После рождения сына Игоря в 877 г. Рюрик подарил жене богатую Старую Ладогу со всеми прилегающими землями. Здесь Рюрик построил порт, и город превратился в военно-административный центр. Спустя два года Рюрик скончался.

На ладожские земли часто покушалась воинственная Швеция. Современные исследования свидетельствуют, что в VII—X вв. Старая Ладога превратилась в морской порт Северо-Западной Руси, куда могли проходить суда с большой осадкой. Но выше порогов на Волхове таким судам пройти было уже невозможно. Тем не менее в Старой Ладоге строились морские суда.

Старая Ладога, деревянная крепость, сменилась в XII в. каменными постройками. Оборонительные стены каменной крепости достигали семи метров в толщину и до двенадцати в высоту. В городе началось строительство храма в 1114—1116 гг. во имя великомученика Георгия Победоносца. Когда шведы осадили крепость в 1172 г., они не смогли ее взять и при отступлении к Ладожскому озеру были разбиты войском князя Святослава Ростиславича. Всего же в Старой Ладоге в это время было построено восемь каменных храмов, что тоже говорит о большом значении города. Одна из версий гласит, что строительство Георгиевской церкви связано с изгнанием шведов, другая — что перед знаменитой и решительной битвой в 1240 г. на реке Неве в ней молился молодой князь Александр, впоследствии названный Невским.

Когда в 1610 г. шведы захватили Старую Ладогу, город был полностью разорен, и жителей в нем почти не осталось. По знаменитому Столбовскому миру в 1617 г. шведы вернули Старую Ладогу России, тем не менее новая русско-шведская граница проходила вблизи этой древней столицы Руси.

Норманны на территории восточных славян появились в VII веке. Там, где речка Ладожка впадает в Волхов, возник город Альдейгюборг (Ладога), упоминаемый в скандинавских сагах. Археологические исследования указывают на то, что именно здесь проходили торговые караваны. Ладожские земли сохранили скандинавские памятники древности — фризские кувшины, датируемые примерно VIII веком н. э. Эти керамические тонкостенные кувшины были украшены оловянной, реже золотой фольгой. Подобные кувшины встречались при раскопках в крупных торговых центрах раннего Средневековья и были изготовлены где-то на территории Западной Европы. Подобные кувшины были найдены на территории Швеции, Норвегии, по руслу реки Рейн.

В кургане урочища Плакун близ Ладоги на правом берегу Волхова были найдены серебряные и стеклянные бусы, медные цепочки, послужившие свидетельством, что город был важным пунктом транзитной торговли. О пребывании норманнов в Старой Ладоге в 1034 г. упоминают и скандинавские саги. Многочисленные славянские племена были связаны между собой водными путями сообщения задолго до появления здесь Рюрика. Разнообразие водных дорог определялось и учитывалось техническими характеристиками суден.

Из Варяжского моря по реке Неве купеческие караваны попадали в озеро Нево (Ладога). По реке Волхов — в озеро Ильмень, далее по реке Ловати к верховьям Днепра можно было добраться волоком. Здесь следует отметить, что для речного судоходства годились драккары викингов — боевые морские корабли с мощным килем, весельные, которые впоследствии стали парусными. «Драконьи корабли» можно было перетащить волоком. Торговые же корабли кнорры были шире, имели большую осадку и меньшую скорость, поэтому были малопригодны для речного мелководья, а вмещали они от 30 до 40 человек. Для речного плавания требовались сравнительно легкие, удобные для переоснащения суда, такими были славянские однодеревки и ладьи. Само название «однодеревки» говорило о том, лодки были выдолблены из одного ствола дерева. Узкие и легкие, они вмещали до 25 человек.

По реке Свирь, впадающей в Ладожское озеро, скандинавы направлялись к Онежскому озеру, а далее путь лежал к Белому морю. Даже название реки в переводе с финского языка свидетельствует, что река судоходная — «глубокая». Для викингов это был путь в северную богатую Биармию. Этот Ладожско-Ильменский район не только обеспечивал связи с местными племенами, платящими дань Новгороду (чудь, мери, веси, кривичи), но и торговые, международные, военные, посольские связи со странами Востока. По реке Волге можно было добраться до Каспийского моря и далее до Багдада. Новгородские ушкуйники добирались до Волжской Булгарии, Хазарского каганата и Арабского халифата.

Рюрик неспроста выбрал для себя стратегически важное место этого водного пути. Этот путь знакомил северных язычников с религиями Востока и Византийской империи. Христианство не только стало для них узнаваемым после посещения Константинополя, но оно само неизбежно продвигалось на север к славянским народам.

Византийская империя с момента основания Константином Великим 11 мая 330 г. просуществовала до 29 мая 1453 г., когда Константинополь захватил османский султан Мехмед II. Империя просуществовала 1123 года и 18 дней. Она стала жертвой Четвертого крестового похода, обнищала, ослабла. Византия была глубоко религиозным государством, где не существовало неграмотности, по крайней мере в среднем и высшем слоях общества, императоры славились своей ученостью. В соборе Софии священники продолжали вести богослужение до той минуты, пока не были убиты прямо у алтаря.

Именно в Византии в 989 г. состоялось бракосочетание русского князя и византийской принцессы, после которого началось массовое обращение в христианство русских городов и деревень. Русская православная церковь с самого начала была подчинена Константинопольскому патриархату.

В Европе в 1237 г. появился Ливонский орден, и с этого времени начались его походы на Русь. С Ливонским орденом сражался князь Александр в 1240 г. и разгромил немецких, шведских и датских рыцарей Тевтонского и Ливонского орденов на Неве. Спустя два года он одержал победу над рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере — это сражение известно как Ледовое побоище.

Мирного и желанного объединения православной и католической церкви не произошло даже путем бракосочетания русского царя и Софьи Палеолог с благословения римского папы.

Вслед за появлением шведов, датчан и немцев на территориях, ранее освоенных славянами, возникли их притязания на города, основанные русскими князьями, как, например, Юрьев в 1030 г. на реке Омовже. Город несколько раз переходил под управление разных европейских государств и менял название на протяжении нескольких столетий: Юрьев, Дерпт, Тарту. В 1157—1300 гг. начались крестовые походы против язычников-финнов, в 1634 г. Финляндия полностью вошла в состав Шведского королевства. Крестовые походы — это серия религиозных военных походов из Западной Европы, за 1095—1270 гг. были предприняты восемь походов. Целью северных крестовых походов было усиление влияния католической церкви на Прибалтику и земли, граничащие с Германией, чьи жители оставались язычниками. В 1222 г. шведы появились в устье реки Ижоры и намеревались отправиться на Ладогу крестовым походом.

Тевтонский орден существовал с 1237 по 1561 г., Ливонский с 1435 по 1561 г. Походы на Русь продолжались с 1240 по 1242 г., и Ливонскому ордену удалось даже захватить земли Пскова и Новгорода. Яблоком раздора православной и католической церкви оставались земли финнов. Если православные мирно соседствовали с финнами и другими народами, то католики агрессивно подчиняли себе местное население.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я