1. Книги
  2. Документальная литература
  3. Татьяна Викторовна Ананина

Виртуальные встречи. Ладога

Татьяна Викторовна Ананина
Обложка книги

На тысячелетней спирали виртуальных встреч на земле наших предков встретились лыжники древних петроглифов Карелии, викинги и ушкуйники, крестоносцы и язычники, православные пешеходы на деревянных мостовых древнего Новгорода, мореплаватели и строители двух русских столиц — Рюрика и Петра Великого. В военное лихолетье на ледовой Дороге жизни Ладожского озера суждено было оказаться шоферу полуторки и маленькой девочке, которые рассказали автору историю своей жизни.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Виртуальные встречи. Ладога» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

8. Флот Петра Великого

Детские забавы Петра, поощряемые его матерью царицей Натальей Кирилловной, скорее служили для укрепления его здоровья. В 1683—1685 гг. для него «из приятелей и добровольцев организуются два полка» в соседних селах — Семеновском и Преображенском. Детские игры со временем заставили царевича обратиться к теоретическим наукам: арифметике, астрономии и артиллерии. Но пока его активность была сосредоточена на детско-юношеских военных играх, забавах с пиротехникой и токарном искусстве. Возможно, именно такая практика помогала усмирить его природную вспыльчивость.

Пребывание в европейских странах серьезно повлияло на молодого Петра. Он осознал ценность специальных знаний в интересующих его направлениях: военном и морском деле, навигации, артиллерии, медицине и прочих. Петр стал отправлять соотечественников на учебу в Европу и учреждать в России новые учебные заведения. Среди молодых современников Петра оказался будущий историк В. Н. Татищев, который не только принимал участие в Полтавской битве под руководством Петра, но, изучив несколько иностранных языков, работал в европейских библиотеках в поисках документов по истории России.

Помимо знаний в области современного военного искусства, требовались инженерные науки. В 1701 г. в январе в Москве была открыта Школа математических и навигацких наук. Ее называли школой Пушкарского приказа, а по сути это была школа инженерного образования. Насколько оказались неподготовленными для обучения наукам русские студенты, настолько разнообразными были учебные программы: от арифметики и геометрии до иностранных языков и практических занятий по военному, морскому и инженерному делу.

Школа существовала до 1753 г., и контроль за обучением оставался с 1706 г. за Приказом Морского флота, с 1712 г. — за Адмиралтейской канцелярией. Часть учащихся отправили в Петербург, где занятия продолжились в артиллерийской и инженерной школах.

Деятельность Петра чаще всего рассматривается как насилие над соотечественниками — навязывание иноземных костюмов и стрижка бород. Однако критики упускают очевидный системный подход к преобразованию государства. Петр I учился сам и заставлял учиться других для пользы страны. Для массового распространения знаний наладил в Голландии печатание книг по самым разным отраслям науки и ремесел.

В апреле 1711 г. неподалеку от Гостиного, еще деревянного, двора появилась типография. Издание книг богословского содержания в стране существовало, но гражданское книгопечатание практически отсутствовало. Понимая, что страна может оказаться на периферии прогресса, Петр поручил вновь открытой типографии заняться печатанием «земных и морских карт», чертежей, математических книг и трудов по военному делу. Петр лично составлял указы и инструкции, рисовал эскизы новых флага и орденов.

Мечта Петра Великого о собственном флоте и его выходе за пределы Балтийского моря приняла четкие очертания. В 1716 г. царская идея воплотилась в масштабном строительстве маломерного флота, и было построено 141 судно: яхты, верейки и буера, также появилась Невская флотилия. Фактически был создан первый русский яхт-клуб для приобщения к мореплаванию жителей города, не имеющих к нему никакого отношения. Членами Невской флотилии стала знать, ближайший круг общения царя. Участие в клубе определялось конкретными обязанностями: суда, переданные им безвозмездно, имели статус наследственных, они тщательно осматривались трижды в год: в мае, июле и октябре, а обнаруженные неполадки владелец обязан был устранить за свой счет. Нерадивый владелец этого водного транспорта мог получить штраф, «чтобы в дальнейшем лучше смотрел за имуществом». Таким образом, содержание маломерного флота было ответственным и затратным удовольствием.

От участников флотилии требовалось принимать участие в официальных мероприятиях, пропуская не более двух раз в месяц во время навигации по уважительной причине. Обучение в полевых условиях в зависимости от времени года и погодных условий продолжались от двух до четырех часов.

В апреле 1718 г. Петр учредил «для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства… потомственный Невский флот», известный как Невская флотилия. Под руководством неутомимого царя 12 апреля 1718 г. были разработаны и утверждены адмиральской коллегией устав и флаг флотилии. Устав регламентировал обязанности владельцев судов и инструкции по использованию, ремонту, хранению судов и вооружения.

Была создана Партикулярная верфь для Невского флота, где строились гребные лодки и парусные яхты, буера. В 1721 г. на территории верфи была построена Пантелеймоновская церковь в честь морских побед при Гангуте (1714 г.) и Гренгаме (1720 г.). Обе победы были одержаны в день св. Пантелеймона 27 июля.

В таблицах, приложенных к уставу, находились изображения флагов яхт и буеров, указания по визуальным и звуковым сигналам для управления флотилией в походе. Это был первый в мире парусный клуб с собственным флагом. Принудительное зачисление в новое объединение сопровождалось подарками и инструкциями, собственноручно написанными царем: наиболее знатные персоны получили от царя яхту, буер с парусами, 10—12-весельную барку и двухвесельную лодку в подарок, менее знатные — буер и маленькую лодку, персоны попроще — только маленькие лодки.

Смотры флотилии проходили на Неве по воскресным дням, и начало смотра знаменовалось выстрелом пушки Петропавловской крепости. На судах поднимали флаги, и они отправлялись по Неве к Троицкой площади.

В октябре 1721 г. сам царь швартовался к причалу Троицкой пристани на бригантине после заключения Ништадского мирного договора. Затем в деревянной церкви Святой Троицы состоялся молебен, затем обедня с генералами и духовенством по поводу мирного договора со Швецией. А пока смотры и участие в главных мероприятиях нового города оставались важными для привлечения и обучения молодежи морскому делу, и ослушание грозило наказанием.

Первым на смотрах следовал по статусу стольник Иван Потемкин — «невский адмирал», и за его красно-белым флагом на корме выстраивалась вся флотилия. Штурвалом шлюпки, где могли находиться императрица с дочерью, иногда управлял сам Петр в матросском костюме.

Флотилия по Неве шла к Финскому заливу по направлению к острову Котлин. Толпы восторженных зрителей наблюдали на берегах красочное движение флотилии. Показательные гонки и пушечная стрельба, музыка оркестров на палубах — все было на потеху людям. Сигналом к завершению праздника служил спуск адмиральского флага. Невская флотилия иногда отправлялась в дальние походы к Екатерингофу, Петергофу, Кроншлоту и в Ревель. Суда выстраивались в три эскадры, выполняя различные маневры: ставили и убирали паруса, отдавали якоря, строились в боевую линию.

После смерти Петра I Невский флот прекратил свое существование. В 1765 г. императрица Екатерина II выразила недовольство состоянием русского флота после очередного смотра: «У нас в излишестве кораблей и людей, но у нас нет ни флота, ни моряков». И далее впечатление о самом смотре: «…адмиралу хотелось, чтоб они выровнялись в линию, но ни один корабль не мог этого исполнить, хотя погода была превосходная», «стреляли бомбами и ядрами, которые не попадали в цель».

«Сам адмирал был чрезвычайно огорчен таким ничтожеством и признался, что все выставленное на смотр было из рук вон плохо. Надобно сознаться, что корабли походили на флот, выходящий каждый год из Голландии для ловли сельдей, а не на военный».

Историк С. М. Соловьев писал о стратегии русского императора: «До сих пор мы видели Петра преимущественно на западных границах его государства, видели, как он добивался моря и на его берегах построил новую столицу. Здесь была главная опасность, здесь была великая цель, достижение которой было завещано великому человеку предками». Строительством новой столицы, становлением флота и его победами в европейской части России новая империя обязана прежде всего усилиям Петра I. Историк видел в деятельности Петра цель оставаться посредником в торговле Европы с Азией: «Чтоб утвердиться на берегах Балтийского моря, Петр рыл канал для соединения его с Каспийским морем. Страны Востока от Китая до Турции одинаково обращали на себя внимание Петра».

Если Карл XII оставался последним из шведских королей, оспаривавших первенство на Балтике и на славянские земли по водному пути через Ладогу, то Петр стремился определить достойное представительство России в Северном Средиземноморье, значение которого сопоставимо с важностью присутствия Северной Европы в южном Средиземном море.

Совершенно справедливо мнение С. М. Соловьева: «Восточный период русской истории кончился — морской, западный период начался. Впервые славяне после обычного отступления своего пред германским племенем на восток, к степям, повернули на запад и заставили немцев отдать себе часть берегов северного Средиземного моря, которое стало — было — Немецким озером». По итогам двадцатилетней Северной войны Швеция утратила первенство на северо-востоке. До этого времени русская «…держава была новая, не участвовавшая прежде в общей европейской жизни, приносившая европейской истории целый новый мир отношений, держава громаднейшая, которой границы простирались до Восточного океана и сходились с границами Срединной империи, держава, принадлежащая к восточной церкви, естественная представительница племен славянских, естественная защитница народов греческого исповедания. Давно история не видала явления, более обильного последствиями».

В течение десяти лет (1711—1721 гг.) Петр I вел две войны, и после прекращения турецкой «царь-преобразователь» пожелал закончить европейскую «выгодным миром». Надежды на датских, польских и саксонских союзников не оправдались. Как определил роль этих друзей России, указывая на одного из них, С. М. Соловьев: «…избегая решительного шага и выискивая случая приобресть что-нибудь без больших усилий с своей стороны».

Осенью 1712 г. в Карлсбаде после отдыха на водах внимание русского царя привлекли иные европейские проблемы. Продолжалась война Англии, Австрии и Голландии с Францией «за наследство испанского престола». Петр I опасался последующего сближения Англии и Франции, которые на этот раз могли вмешаться в ход Северной войны. Голландия предложила свое посредничество в прекращении войны. Петр рассуждал в письме к адмиралу Апраксину от 30 октября 1712 г.: «…в будущую кампанию как возможно сильные действа с помощью божией показать и идти не для разорения, но чтобы овладеть, хотя оная (Финляндия) нам не нужна вовсе удерживать, но двух ради причин главнейших: первое, было бы что при мире уступить, о котором шведы уже явно говорить починают; другое, что сия провинция есть матка Швеции, как сам ведаешь: не только что мясо и прочее, но и дрова оттоль, и ежели бог допустит летом до Абова, то шведская шея мягче гнуться станет».

26 апреля русский флот, состоявший из 95 галер, 60 карбусов и 50 больших лодок с 16 000 войска, вышел из Петербурга к берегам Финляндии. Сам Петр I как контр-адмирал шел в авангарде. Русские беспрепятственно заняли главный город Финляндии Або, опустевший и сгоревший после пребывания в нем шведов. Только в октябре состоялась битва с войсками под руководством генерала Армфельда, и в результате победы почти вся Финляндия отошла империи.

В феврале 1713 г. Англия выразила свое намерение о прекращении Северной войны. Ее пугал Петр I, который «вскоре может выставить свой флот ко вреду не только соседям, но и отдаленным государствам» и «если царь будет иметь свои гавани, то русские купцы станут торговать на своих кораблях со всеми странами, тогда как прежде ни во Францию, ни в Испанию, ни в Италию не ездили, а вся торговля была в руках англичан и голландцев; кроме того, усилится русская торговля с Данией и Любеком».

Первыми принялись склонять царя к заключению мира Англия и Голландия в июле 1714 г., через месяц к посредникам присоединилась Франция. Только Петр был убежден, что лучшим средством для заключения мира станет высадка на шведский берег.

В июле же Петр овладел островом Аладин, чем «навел ужас на Швецию», так как тот находился в 15 милях от Стокгольма. Осенью за четыре недели постоянных бурь потонуло 16 галер, погибло около 300 человек. Также флот нес потери от нехватки провизии.

При заключении мира в Ништадте шведы пытались отстоять за собой Выборг: «Этот город — ключ Финляндии, говорили они, если он останется за Россиею, то вся Финляндия всегда будет в воле царского величества. Мы готовы дать всякое ручательство в безопасности России со стороны Выборга, обяжемся не держать более 400 человек гарнизона, выхлопочем гарантии других держав, но города уступить не можем».

Все военные победы царя-реформатора были пронизаны стремлением к свободной торговле и развитию государства и, по словам историка С. М. Соловьева: «…чтоб русским молодым купеческим детям путешествовать по славным своею торговлею государствам и городам, и если б кто пожелал сына своего посадить в чужих краях в контору на несколько лет для обучения теории и практике, то не только этого не запрещать, но почитать за похвальное и полезное отечеству дело».

Подсчитано, что при жизни первого императора России в городе, им основанном, было построено 23 линейных корабля, 2 бомбардирских корабля, 4 фрегата, 8 трамов и почти 200 галер. Это весомый вклад петровской эпохи в строительство русского флота — почти 900 военных кораблей.

Только спустя сорок лет после смерти Петра Великого, в 1765 г., историк С. М. Соловьев сокрушался: «Что касается внешней торговли, то мы имеем от описываемого времени печальное известие русского посланника в Константинополе Обрезкова, который доносил императрице (Екатерине II), что „вольное кораблеплавание по Черному морю не может привести русскую торговлю в желаемое состояние по причине чрезвычайного невежества и неразумия русских купцов“».

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я