Играем с падежами. Игры для старших дошкольников с ОНР.

Т. С. Телепень, 2019

В пособии представлены игры на формирование у старших дошкольников с общим недоразвитием речи умения употреблять падежные формы существительных. Содержание игр предполагает реализацию задач образовательной области «Речевое развитие». Они разнообразны по содержанию и систематизированы по падежам. Предназначено для учителей-дефектологов, логопедов, воспитателей и родителей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

  • От автора
  • Игры на образование существительных в именительном падеже
Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Играем с падежами. Игры для старших дошкольников с ОНР. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Игры на образование существительных в именительном падеже

«Один — много»

Задачи:

— формировать умение образовывать существительные в именительном падеже множественного числа;

— закреплять словарь по теме «Игрушки».

Оборудование: картинки с изображением игрушек [18], изображением одного и нескольких предметов, игрушка Петрушка.

* * *

Петрушка предлагает детям поиграть. Детям раздают картинки с изображением нескольких предметов. Учитель-дефектолог показывает картинку, на которой нарисован один предмет.

Учитель-дефектолог. У кого такая же картинка, но с изображением нескольких предметов?

Дети поднимают картинки и называют изображенные на ней предметы.

Петрушка. Спасибо, ребята, за интересную игру.

Пример

Учитель-дефектолог. У меня красный шар. У кого есть такой же?

Ребенок. У меня красные шары.

«Что растет на полянке?»

Задача: формировать умение образовывать существительные в именительном падеже множественного числа.

Оборудование: картинки с изображением цветов [43; 44], сюжетная картина «Полянка».

* * *

Учитель-дефектолог предлагает детям отправиться в сказочное путешествие на полянку, на которой растут разные цветы. Вывешивает на доску сюжетную картину «Полянка» с изображением разных цветов (одна ромашки, один колокольчик, один василек и т. д.).

Учитель-дефектолог. Давайте посадим семена, чтобы на полянке выросли новые цветы.

Дети берут семена цветов (картинки с их изображением), называют их и помещают на картину «Полянка», образуют слова-названия цветов во множественном числе.

Пример

Учитель-дефектолог. Что ты посадил на полянке?

Ребенок. Я посадил ромашку, теперь на поляне растут ромашки.

«Коврик для Незнайки»

Задача: формировать умение образовывать существительные в именительном падеже множественного числа.

Оборудование: картинки с изображением нескольких предметов, коврик (прямоугольник, состоящий из квадратов) с изображением предметов в единственном числе, игрушка Незнайка.

* * *

Учитель-дефектолог. Ребята, поможем Незнайке сделать красивый коврик для его комнаты.

Учитель-дефектолог раздает детям картинки с изображением нескольких предметов. Показывает коврик, на котором предметы в единственном числе. Незнайка называет их и просит найти такие же, но в большем количестве, и назвать их.

Дети выполняют задание. По окончании игры Незнайка благодарит детей за помощь.

Пример

Незнайка. У меня цветок. У кого есть такой же, но в большем количестве?

Ребенок. У меня цветы.

И т. д.

«Собери мячи»

Задача: формировать умение образовывать существительные в именительном падеже множественного числа с разными окончаниями.

Оборудование: мячи, корзина, картинки с изображением предметов в единственном числе, игрушка Незнайка.

* * *

Учитель-дефектолог. Давайте поиграем с Незнайкой и определим, кто положит больше мячей в корзину.

Незнайка показывает детям картинку с изображением предмета в единственном числе и бросает ребенку мяч. Он ловит его и произносит слово-название предмета во множественном числе. Если задание выполнено правильно, ребенок бросает мяч в корзину, а если нет, пробует еще раз. По окончании игры Незнайка определяет, кто из детей собрал больше мячей.

«Найди маму»

Задача: формировать умение образовывать существительные в именительном падеже множественного числа.

Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей [9; 10; 11; 14; 15].

* * *

Учитель-дефектолог. Злой волшебник спрятал в своем лесу детенышей животных. Давайте поможем мамам найти своих малышей.

Дети подбирают к картинке с изображением животного картинки, на которых нарисованы их детеныши, и называют их.

Пример

Ребенок. У лисы — лисята.

По окончании учитель-дефектолог благодарит детей за помощь.

«Фрукты — ОВОЩИ»

Задачи:

— формировать умение образовывать существительные в именительном падеже множественного числа;

— закреплять словарь по темам «Овощи», «Фрукты».

Оборудование: картинки с изображением овощей [28], фруктов [42], пособия «Дерево», «Огород», игрушка кролик Роджер, корзинки.

* * *

Учитель-дефектолог. Ребята, давайте поможем кролику Роджеру собрать урожай.

Дети подходят к дереву (огороду), срывают яблоко (помидор) и кладут его в корзинку.

Пример

Учитель-дефектолог. Что ты положил в корзинку?

Ребенок. Я положил в корзинку одно яблоко, а на дереве растут яблоки.

Кролик Роджер. Ребята, спасибо вам за помощь.

«Поможем Незнайке украсить елку»

Задача: формировать умение образовывать существительные в именительном падеже множественного числа.

Оборудование: картинки (елка, елочные игрушки, подарки), игрушка Незнайка.

* * *

Учитель-дефектолог. Незнайка украсил елку к Новому году. Он так торопился, что все перепутал и развесил украшения неправильно. Рассмотрите елку и скажите, как Незнайке исправить ошибки.

Пример

Учитель-дефектолог. Что висит на елке?

Ребенок. На елке висят ботинки, шары, игрушки и т. д.

Учитель-дефектолог. Чего не должно быть на елке? Где хранят этот предмет?

Ребенок. Ботинки должны лежать в шкафу.

Незнайка. Ребята, спасибо вам. Приходите ко мне на новогодний праздник.

«Исправь ошибку»

Задача: формировать умение образовывать существительные в именительном падеже множественного числа.

Оборудование: картинки с изображением животных [9; 10; 11; 14; 15], игрушка Незнайка.

* * *

Учитель-дефектолог. Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он очень расстроен, потому что получил плохую оценку за сочинение. Незнайка просит помочь ему исправить ошибки.

Незнайка зачитывает сочинение, а дети находят ошибки и дают ответ в правильном варианте. Если ребенок ответил правильно, учитель-дефектолог поднимает соответствующую картинку.

Пример

Незнайка. Из берлоги вышел заяц.

Дети. Из берлоги вышел медведь.

Незнайка. Под его лапами хрустнули лужи.

Дети. Под его лапами хрустнули ветки.

Незнайка. Ребята, спасибо за помощь.

«Угощение для кукол»

Задача: развивать умение образовывать существительные в дательном и именительном падежах.

Оборудование: 2 куклы, посуда, продукты питания.

* * *

Учитель-дефектолог. Ребята, сегодня к нам в гости пришли две куклы: Маша и Таня. Давайте накроем на стол и расскажем, чем мы будем их угощать.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • От автора
  • Игры на образование существительных в именительном падеже
Из серии: Библиотека Логопеда (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Играем с падежами. Игры для старших дошкольников с ОНР. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я