Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года)

Г. А. Османова, 2013

В книге даны рекомендации по формированию основных навыков интонационной выразительности у детей, начиная с возраста 3–4 лет. При этом осуществляются: организация фонационного дыхания; развитие мимики; выразительности движений; способностей понимать и выражать эмоции; формирование физиологических механизмов интонации (развитие силы и расширение диапазона голоса); развитие темпоритмической организации высказывания; формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов оформления высказывания (повествовательного, вопросительного и восклицательного). Материал расположен по видам работы и соотнесен с лексическими темами, используемы ми для развития речи дошкольников на занятиях в старшей (речевой) группе детского сада. «Сказки с настроением о роботе Робике», которые даны в приложении, авторы предлагают использовать для закрепления у детей навыков восприятия и понимания интонации. Содержание каждой сказки направлено на развитие у детей понимания эмоций и их выражения с помощью мимики и интонации. Материал книги соответствует Федеральным государственным требованиям (ФГТ), согласно которым образовательная область «Коммуникация» интегрируется с образовательными областями – «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» и «Музыка». Книга адресована логопедам и воспитателям детских учреждений, а также родителям, заинтересованным в том, чтобы их дети овладели выразительной речью и улучшили навыки общения. Оптовая торговля:

Оглавление

  • Введение

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Нарушения речи у детей дошкольного возраста широко распространены, а пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания как специалистов, так и родителей. Наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей с патологией отмечается недостаток интонационных средств оформления речи. Чаще всего просодические нарушения встречаются у дошкольников со стертой дизартрией, проявляются в структуре дефекта у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и общим недоразвитием речи II и III уровней.

При логопедическом обследовании ребенка обычно выявляются следующие нарушения интонационной выразительности речи:

недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (голос либо чрезмерно громкий, либо чрезмерно тихий, «иссякающий», характерен узкий высотный диапазон голоса);

нарушения тембра (глухой, хриплый или резкий, напряженный, дрожащий);

недостаточная координированность движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры;

нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных типов оформления высказывания);

трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;

нарушения темпа (ускоренный, замедленный) и ритма (скандированный, растянутый) речи.

Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с речевой патологией и обусловлены различными факторами: незрелостью клеток дыхательного центра, недостаточной иннервацией органов дыхательного аппарата, нарушением проходимости носовой полости вследствие полипов, хронических ринитов и т.п. У детей отмечается ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта.

В условиях логопедической группы детского сада преодоление нарушений речевого дыхания, артикуляции и голоса происходит обычно в рамках работы по формированию общих речевых навыков у детей. Развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченным коррекционной деятельностью логопеда. Однако широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи должное внимание. В данном пособии предлагаются разнообразные приемы, упражнения и задания, позволяющие оптимизировать процесс логопедической работы в этом направлении.

По данным современной лингвистики, интонационную систему речи образуют взаимосвязанные компоненты: мелодика, интенсивность, тембр, темп и паузация. В процессе речевой коммуникации интонация является важным средством формирования высказывания, уточняет его семантику, осуществляет передачу эмоциональных и экспрессивных значений. При составлении рекомендаций мы учитывали, что интонационная выразительность речи основывается не только на нормальном функционировании универсальных физиологических основ производства речи, но и на эмоциональном переживании. Поэтому в логопедической работе желательно сочетать коррекционные мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, силы голоса, расширение его высотного диапазона, на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, с развитием эмоциональной отзывчивости и способности ребенка передавать с помощью интонации определенные чувства, настроения.

Для достижения максимальной эффективности коррекционной работы на занятиях по развитию интонационной выразительности речи необходимо:

сформировать физиологические механизмы овладения интонацией (нормализовать деятельность дыхательного и голосового аппарата, скоординировать работу речевых мышц и т.д.);

обеспечить использование детьми всего комплекса интонационных средств оформления высказываний в различных ситуациях общения в процессе коммуникации.

КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ

Книга адресована широкому кругу читателей: логопедам и воспитателям детских образовательных учреждений, желающим совершенствовать методы работы по развитию общих речевых навыков у детей, а также родителям, заинтересованным в том, чтобы их малыши овладели выразительной речью и улучшили навыки общения.

В пособии представлены рекомендации по формированию основных навыков, обеспечивающих интонационную выразительность речи у детей, начиная с возраста 3–4 лет. Основными направлениями работы являются:

развитие фонационного (речевого) дыхания;

координация дыхания, голосообразования и артикуляции;

развитие мимики и выразительности движений;

развитие способностей понимать и выражать различные эмоции;

развитие силы голоса, расширение высотного диапазона голоса;

совершенствование темпо-ритмической организации высказывания;

формирование восприятия и воспроизведения по образцу основных интонационных типов оформления высказывания (повествовательного, вопросительного и восклицательного).

Материал в книге располагается по видам работы и соотносится с лексическими темами, используемыми для развития речи дошкольников на занятиях в средней (речевой) группе детского сада. Игры и задания, включенные в пособие, целесообразно использовать при проведении индивидульных и подгрупповых занятий с детьми. При организации занятий следует учитывать, что эффективность работы по развитию интонационной выразительности речи дошкольников обеспечивается прежде всего ее комплексностью, т.е. осуществляется формирование всех компонентов интонационной системы: мелодической организации высказывания, интенсивности, тембра, темпа, паузации. Игры и задания, приведенные в книге, варьируются и постепенно усложняются в соответствии с возрастающими в ходе обучения произносительными возможностями детей и особенностями онтогенеза речи.

Для развития восприятия и понимания взаимосвязи эмоций и основного тона высказывания в играх применяются специальные обозначения — пиктограммы, символизирующие наиболее яркие по проявлениям эмоциональные состояния: радость, страх, гнев, печаль, удивление.

В ходе игр дошкольники «проживают» различные эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, происходит расширение круга понимаемых эмоций.

Игры и упражнения, представленные в книге, способствуют не только формированию интонационно выразительной речи, но и развитию слухоречевой памяти, внимания, расширению активного словаря, развитию познавательных процессов, раскрытию творческих способностей детей.

Авторы
Литература

Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — 276 с.

Вансовская Л.И. Практикум по технике речи (Фонационный тренинг). — Спб.: Изд-во СпбГУ. — 1997. — 104 с.

Вахтина Н.Ю. Интонационная система в речи русских детей 2-4 лет // Онтолингвистика: современное состояние и перспективы развития. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. — С. 22-26.

Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999. — 464 с.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. — СПб: Изд-во «Союз», 2001. — 191 с.

Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. — СПб.: Изд-во «Союз», 2006. — 151 с.

Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов. — СПб.: Изд-во «Союз», 2001. — 287 с.

Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. — 175 с.

Тема «Игрушки»

1. Развитие мелкой моторики и чувства ритма.

2. Развитие выразительности движений.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (3-4 года) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я