В книге в простой и доступной форме рассказывается о театре – его истории, видах, о том, как выглядит здание театра внутри, какие профессии востребованы. Дети узнают, как нужно вести себя в театре, почему не во всех спектаклях актеры разговаривают, что «прячется» за кулисами. В книге собраны авторские стихи, сказки, загадки, сценарии праздников, предложены задания для детей. Издание адресовано воспитателям, гувернерам, учителям начальных классов. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Театральные сказки. Беседы с детьми о том, как создаются спектакли и шоу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава I. История театра
Дорогие ребята! Знаете ли вы, что такое театр? (На ответ детям дается время.) А были ли вы когда-нибудь в театре? (Ответы детей.) Послушайте мой рассказ об истории театра.
Театр по-гречески означает зрелище или место для зрелищ. Он соединяет различные виды искусств, о которых вы, конечно, знаете. Давайте их вспомним. Прежде всего это литература, в театре часто звучит музыка, а еще актеры на сцене порой танцуют — это искусство называется хореографией, и поют — это вокал. Наконец, в театре есть декорации, которые создают художники — это изобразительное искусство.
Давайте еще раз вместе повторим, какие виды искусств есть в театре. Правильно! Это: литература, музыка, хореография (танцы), вокал (пение), изобразительное искусство.
Когда же появился театр? Очень-очень давно, в глубокой древности из охотничьих, сельскохозяйственных и других празднеств. Но все-таки обряды и танцы — еще не театр. Театр начинается там, где есть зрители!
Первый театр появился в древней Греции. Он родился из мистерий[1], посвященных богам-покровителям земледелия, в первую очередь богу Дионису. Годом рождения мирового театра считается 534 год до новой эры[2].
Тогда афинский поэт Феспид во время праздника использовал хоры и одного актера-чтеца или, как говорят, декламатора. Декламатора греки называли «комментатором». Он мог вступать в диалог с хором, изображать по ходу действия различных персонажей греческих мифов, напоминавших сказки о богах и людях.
Позже Эсхил добавил к хору еще одного декламатора-актера, а Софокл третьего. Они уже взаимодействовали не только с хором, но и между собой.
В те далекие времена существовали пьесы только двух видов — трагедии и комедии. Писались они на мифологические и исторические сюжеты. Все роли в театрах тогда играли только мужчины. Самыми знаменитыми драматургами[3] того времени были Эсхил, Софокл и Еврипид. Их называют отцами греческой трагедии. Аристофан прославился своими комедиями. Между авторами пьес устраивались соревнования. До нас дошли многие произведения древнегреческих авторов.
Позднее появился народный театр, в нем выступали бродячие актеры — комедианты, развлекавшие простой народ на улицах и площадях своими шутками.
Но с течением времени Римская империя пала, и античный театр был забыт. А христианская религия осуждала театр. Но свято место пусто не бывает. Люди во все времена хотели развлечений. И опять появились бродячие актеры, которые были одновременно и танцорами, и певцами, и рассказчиками, и дрессировщиками животных, и гимнастами, и фокусниками. Они выступали на площадях во время праздничных дней, на ярмарках.
Со временем христианская церковь смягчила свое отношение к театру и уже в IX в. священники сами изображали евангельские сюжеты на Пасху и Рождество. Пьесы, посвященные житиям святых, назывались мираклями. Представления давались перед входом в церковь — на паперти. Зрителями этих сценок были горожане.
Друзья! Давайте поговорим, о том, как возник театр в России. В нашей стране, как и во многих других, возникновение театра связано с играми, хороводами, обрядами. Но это, строго говоря, сложно назвать театром в современном понимании этого слова. Это скорее зрелища. Примерно в XI в. на Руси появляются скоморохи — люди, веселящие почтенную публику на площадях и ярмарках. Главным героем таких представлений обычно выступал активный, умный мужичок — Петрушка, подсмеивавшийся над простофилей-барином. Зрителям очень нравились шутки, смешные сценки, акробатические[4] номера, выступления с дрессированными животными.
Но церковь и царь осуждали подобное искусство, считая его недостойным благочестивого гражданина, и в 1648 г. царь Алексей Михайлович Романов издал указ о запрете «плясок, скоморошьих представлений, колядок, качелей, игр в карты и шахматы». Но история говорит о том, что запрет соблюдался плохо и позже был отменен.
В то время актеры не имели постоянного здания театра. Артисты показывали свои веселые представления в дни ярмарок на городских площадях, в деревянных сараях и балаганах. Бродячих актеров также называли скоморохами или комедиантами.
Самый первый театр в России появился в XVIII в., в 1750 г., в г. Ярославле, и создал его знаменитый актер Федор Волков. Театр существует и сейчас. В нем идут интересные спектакли, да и само здание очень красивое. Если будете в Ярославле — обязательно сходите в первый в России театр! А Федора Волкова, актера-основателя, мы с уважением называем «отцом русского театра».
• Что такое театр?
• Где появились первые театры?
• Как называют людей, которые смотрят театральные представления?
• Кого называют «отцом русского театра»?
• В каком российском городе появился первый театр?
А какая дальнейшая история театра в России? В XVIII в. появились первые школьные театры. Каждая пьеса, поставленная в таком театре, была близка к библейским сюжетам. Эти театры помогали детям лучше осваивать Евангелие и Библию.
В середине XVIII в. популярным становится кукольный народный театр, названный театром Петрушки. Петрушка — это кукла, которую надевают на руку. У него большой нос и широкий смеющийся рот. Одет Петрушка в красную рубаху и колпак с кисточкой и колокольчиками. Куклу держал в руке актер, находящийся за ширмой.
Я веселая игрушка.
Я — Петрушка, я — Петрушка.
Я игрушка, но актер!
И умен я и хитер.
Я простой народ люблю
И его развеселю!
Играми и шутками
Или прибаутками.
Вокруг выступающих собирался народ. Люди хохотали, хлопали, а в благодарность за веселое представление бросали в специальный сундучок монеты.
Петрушка смеялся над глупым и ленивым барином, над жадным и вороватым продавцом.
Однажды в большом селе проходила яркая, пестрая ярмарка. Из всех ближних деревень и сел привезли на ярмарку крестьяне свои товары — овощи, фрукты, мешки с мукой, пригнали на продажу коровок, лошадок и другой скот.
Бродячие актеры узнали про ярмарку и отправились туда.
Заняли небольшой сарай, повесили ситцевую занавеску на дверь. Зачем занавеску — спросите вы? А как же! За ней прятались два актера, третий садился рядом и играл задорную мелодию. Один актер надевал на руку забавную куклу — Петрушку.
Когда Петрушка плачет, бубенчики на его колпачке позванивают. Увидели Петрушку крестьяне и их дети, услышали веселую музыку, что на балалайке парень наяривал, и пошли на представление.
Петрушка сначала пел, плясал, потом стал народ смешить. Про глупого барина им рассказал с шутками, да прибаутками.
Кстати, этот барин жил недалеко в своем богатом доме, был он не только глупый, но и ленивый. Крестьян работать с утра до вечера заставлял, а сам ничего не делал. Вот этот глупый барин тоже пошел на ярмарку, захотелось и ему развлечения.
А Петрушка завел свой рассказ.
Глупый барин
В прежние времена жил-был барин. Как-то раз по осени собрался он на охоту. Скачет по полям сжатым, по лесам золотым, по лугам заливным.
Вдруг видит на берегу реки бабы в нарядных сарафанах, вышитых рубахах хороводы водят, песни поют, овсяными пирогами друг друга потчуют.
• Как вы думаете, какой праздник отмечают крестьяне?
«Что такое? — думает барин. — Почему пляшут да поют, а не работают?»
Подъехал он поближе и спрашивает недовольно:
— Что у вас за праздник такой? Почему веселитесь?
— А как же, батюшка-барин, — отвечает та девушка, что побойчее, — праздник у нас сегодня — Осенины. Красавицу Осень встречаем, за добрый урожай благодарим: медом и пирогами угощаем.
— Не слыхал я что-то о таком празднике, — нахмурился барин.
— Что ты, что ты, батюшка-барин, он к нам от дедов и прадедов пришел. Обычай у нас такой — быть благодарными за все хорошее, что нам Осень-Златовласка подарила, чем угостила! Вот и ты, батюшка-барин пирожка съешь! — сказала девушка и протянула барину пирог.
Барин пирог съел, а потом и говорит сердито:
— Не нравится мне ваш обычай, вам бы только петь и плясать, а работать на барина некогда: то Осенины, то Масленица, то на тройках катание. Так и знайте, я вам запрещаю осень встречать. Она и сама к нам дорогу найдет! Не велика барыня! А коли не послушаетесь меня, я прикажу вас наказать!
Пришпорил барин коня и ускакал, только его и видели.
Что тут делать?
Постояли люди, поговорили меж собой да разошлись по домам, не стали Осень встречать.
А Осень-краса, золотая коса, за кустом орешника стояла и все-все слышала.
Обиделась Осень на людей и прошла мимо их села.
Между тем день за днем идет, а осень так и не вступила в свои права: листья на деревьях не опадают, перелетные птицы в стаи не собираются, звери в лесу к суровой зиме не готовятся: а куда спешить, на дворе-то тепло, солнечно.
Может, зимы и вовсе не будет?
Что же может случиться, если сразу после лета наступит зима?
Забеспокоилась в лесу старая мудрая сова. Собрала она зверей и птиц на совет, да и говорит им:
— Вот уже октябрь на исходе, скоро холода нагрянут, снегом, инеем землю заметут. Пора тебе, Мишка-медведь, место для спячки подыскивать. Да и вам, барсуки, ежи, нужно норы листьями утеплять, запасы делать. А тебе, Косой, шубку пушистую белую надевать. А вам, птицы перелетные, давно пора в теплые страны лететь. Коли не подготовитесь к зиме, то и погибнете все от морозов! Да и вам, клены, березки, осины да липы, пора листья сбрасывать, не то замерзнете зимой.
— Но ведь Осени все нет и нет. Не хочет она в наш край приходить, землю дождиком поливать, желтые листья обрывать! — отвечают сове звери, птицы и деревья.
— Обиделась на глупого барина Осень-краса, золотая коса. Глупый барин-то запретил ее встречать, величать, за урожай благодарить. Вот и обходит она наш край стороной, — объяснила сова.
— Что же нам делать? — переполошились лесные жители.
— А давайте людей соберем да Осень звать пойдем. Глядишь, Осень-то и смилостивится, придет в наши края!
А люди в это время тоже на совет собрались и решили барина глупого не слушать и обычаи, установленные отцами и дедами, не менять.
Снова собрались жители всех деревень — и стар и млад, птицы да звери с ними заодно решили быть, и устроили они все вместе Осенины. Стали на берегу реки песни петь, хороводы водить — осень славить да в гости ее звать.
Услышала их Осень, пришла в их края. Все пошло своим чередом — деревья листья сбросили, птицы перелетные на юг улетели, звери корм запасли, шубки поменяли, норы утеплили, а медведь, еж и барсук спать легли.
Народу понравился рассказ Петрушки, развеселились крестьяне, узнали своего барина и стали над ним смеяться. А барину стыдно стало, он быстро с ярмарки и ушел.
• Какой праздник справляли люди у реки?
• Почему барин был недоволен?
• Почему обиделась Осень?
• Почему после лета должна наступить осень?
• Что решили животные и люди?
• Чем закончилась сказка?
• Почему барин в сказке назван глупым?
Вот такая сказка!
Кстати, такие веселые неунывающие герои были у многих народов. В Италии — Пульчинелла, в Англии — Панч, в Турции — Карагез, в России (вы помните) — Петрушка.
В конце XVIII в. появились крепостные театры. Что это такое? Богатый барин, чтобы веселее проводить время, принимать у себя знатных гостей, строил специальное здание со сценой для актеров и зрительным залом. Играли в театре чаще всего крепостные крестьяне. Их обучали с детства, выбирая наиболее красивых способных ребятишек. Учили правильно двигаться, четко и грамотно говорить, петь, танцевать, кланяться публике.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Театральные сказки. Беседы с детьми о том, как создаются спектакли и шоу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других