Театральные сказки. Беседы с детьми о том, как создаются спектакли и шоу

Т. А. Шорыгина, 2021

В книге в простой и доступной форме рассказывается о театре – его истории, видах, о том, как выглядит здание театра внутри, какие профессии востребованы. Дети узнают, как нужно вести себя в театре, почему не во всех спектаклях актеры разговаривают, что «прячется» за кулисами. В книге собраны авторские стихи, сказки, загадки, сценарии праздников, предложены задания для детей. Издание адресовано воспитателям, гувернерам, учителям начальных классов. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

Из серии: Сказки-подсказки (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Театральные сказки. Беседы с детьми о том, как создаются спектакли и шоу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I. История театра

Дорогие ребята! Знаете ли вы, что такое театр? (На ответ детям дается время.) А были ли вы когда-нибудь в театре? (Ответы детей.) Послушайте мой рассказ об истории театра.

Театр по-гречески означает зрелище или место для зрелищ. Он соединяет различные виды искусств, о которых вы, конечно, знаете. Давайте их вспомним. Прежде всего это литература, в театре часто звучит музыка, а еще актеры на сцене порой танцуют — это искусство называется хореографией, и поют — это вокал. Наконец, в театре есть декорации, которые создают художники — это изобразительное искусство.

Давайте еще раз вместе повторим, какие виды искусств есть в театре. Правильно! Это: литература, музыка, хореография (танцы), вокал (пение), изобразительное искусство.

Когда же появился театр? Очень-очень давно, в глубокой древности из охотничьих, сельскохозяйственных и других празднеств. Но все-таки обряды и танцы — еще не театр. Театр начинается там, где есть зрители!

Первый театр появился в древней Греции. Он родился из мистерий[1], посвященных богам-покровителям земледелия, в первую очередь богу Дионису. Годом рождения мирового театра считается 534 год до новой эры[2].

Тогда афинский поэт Феспид во время праздника использовал хоры и одного актера-чтеца или, как говорят, декламатора. Декламатора греки называли «комментатором». Он мог вступать в диалог с хором, изображать по ходу действия различных персонажей греческих мифов, напоминавших сказки о богах и людях.

Позже Эсхил добавил к хору еще одного декламатора-актера, а Софокл третьего. Они уже взаимодействовали не только с хором, но и между собой.

В те далекие времена существовали пьесы только двух видов — трагедии и комедии. Писались они на мифологические и исторические сюжеты. Все роли в театрах тогда играли только мужчины. Самыми знаменитыми драматургами[3] того времени были Эсхил, Софокл и Еврипид. Их называют отцами греческой трагедии. Аристофан прославился своими комедиями. Между авторами пьес устраивались соревнования. До нас дошли многие произведения древнегреческих авторов.

Позднее появился народный театр, в нем выступали бродячие актеры — комедианты, развлекавшие простой народ на улицах и площадях своими шутками.

Но с течением времени Римская империя пала, и античный театр был забыт. А христианская религия осуждала театр. Но свято место пусто не бывает. Люди во все времена хотели развлечений. И опять появились бродячие актеры, которые были одновременно и танцорами, и певцами, и рассказчиками, и дрессировщиками животных, и гимнастами, и фокусниками. Они выступали на площадях во время праздничных дней, на ярмарках.

Со временем христианская церковь смягчила свое отношение к театру и уже в IX в. священники сами изображали евангельские сюжеты на Пасху и Рождество. Пьесы, посвященные житиям святых, назывались мираклями. Представления давались перед входом в церковь — на паперти. Зрителями этих сценок были горожане.

Друзья! Давайте поговорим, о том, как возник театр в России. В нашей стране, как и во многих других, возникновение театра связано с играми, хороводами, обрядами. Но это, строго говоря, сложно назвать театром в современном понимании этого слова. Это скорее зрелища. Примерно в XI в. на Руси появляются скоморохи — люди, веселящие почтенную публику на площадях и ярмарках. Главным героем таких представлений обычно выступал активный, умный мужичок — Петрушка, подсмеивавшийся над простофилей-барином. Зрителям очень нравились шутки, смешные сценки, акробатические[4] номера, выступления с дрессированными животными.

Но церковь и царь осуждали подобное искусство, считая его недостойным благочестивого гражданина, и в 1648 г. царь Алексей Михайлович Романов издал указ о запрете «плясок, скоморошьих представлений, колядок, качелей, игр в карты и шахматы». Но история говорит о том, что запрет соблюдался плохо и позже был отменен.

В то время актеры не имели постоянного здания театра. Артисты показывали свои веселые представления в дни ярмарок на городских площадях, в деревянных сараях и балаганах. Бродячих актеров также называли скоморохами или комедиантами.

Самый первый театр в России появился в XVIII в., в 1750 г., в г. Ярославле, и создал его знаменитый актер Федор Волков. Театр существует и сейчас. В нем идут интересные спектакли, да и само здание очень красивое. Если будете в Ярославле — обязательно сходите в первый в России театр! А Федора Волкова, актера-основателя, мы с уважением называем «отцом русского театра».

Ответьте на вопросы

Что такое театр?

Где появились первые театры?

Как называют людей, которые смотрят театральные представления?

Кого называют «отцом русского театра»?

В каком российском городе появился первый театр?

* * *

А какая дальнейшая история театра в России? В XVIII в. появились первые школьные театры. Каждая пьеса, поставленная в таком театре, была близка к библейским сюжетам. Эти театры помогали детям лучше осваивать Евангелие и Библию.

В середине XVIII в. популярным становится кукольный народный театр, названный театром Петрушки. Петрушка — это кукла, которую надевают на руку. У него большой нос и широкий смеющийся рот. Одет Петрушка в красную рубаху и колпак с кисточкой и колокольчиками. Куклу держал в руке актер, находящийся за ширмой.

Петрушка

Я веселая игрушка.

Я — Петрушка, я — Петрушка.

Я игрушка, но актер!

И умен я и хитер.

Я простой народ люблю

И его развеселю!

Играми и шутками

Или прибаутками.

Вокруг выступающих собирался народ. Люди хохотали, хлопали, а в благодарность за веселое представление бросали в специальный сундучок монеты.

Петрушка смеялся над глупым и ленивым барином, над жадным и вороватым продавцом.

Однажды в большом селе проходила яркая, пестрая ярмарка. Из всех ближних деревень и сел привезли на ярмарку крестьяне свои товары — овощи, фрукты, мешки с мукой, пригнали на продажу коровок, лошадок и другой скот.

Бродячие актеры узнали про ярмарку и отправились туда.

Заняли небольшой сарай, повесили ситцевую занавеску на дверь. Зачем занавеску — спросите вы? А как же! За ней прятались два актера, третий садился рядом и играл задорную мелодию. Один актер надевал на руку забавную куклу — Петрушку.

Когда Петрушка плачет, бубенчики на его колпачке позванивают. Увидели Петрушку крестьяне и их дети, услышали веселую музыку, что на балалайке парень наяривал, и пошли на представление.

Петрушка сначала пел, плясал, потом стал народ смешить. Про глупого барина им рассказал с шутками, да прибаутками.

Кстати, этот барин жил недалеко в своем богатом доме, был он не только глупый, но и ленивый. Крестьян работать с утра до вечера заставлял, а сам ничего не делал. Вот этот глупый барин тоже пошел на ярмарку, захотелось и ему развлечения.

А Петрушка завел свой рассказ.

Глупый барин

В прежние времена жил-был барин. Как-то раз по осени собрался он на охоту. Скачет по полям сжатым, по лесам золотым, по лугам заливным.

Вдруг видит на берегу реки бабы в нарядных сарафанах, вышитых рубахах хороводы водят, песни поют, овсяными пирогами друг друга потчуют.

Как вы думаете, какой праздник отмечают крестьяне?

«Что такое? — думает барин. — Почему пляшут да поют, а не работают?»

Подъехал он поближе и спрашивает недовольно:

— Что у вас за праздник такой? Почему веселитесь?

— А как же, батюшка-барин, — отвечает та девушка, что побойчее, — праздник у нас сегодня — Осенины. Красавицу Осень встречаем, за добрый урожай благодарим: медом и пирогами угощаем.

— Не слыхал я что-то о таком празднике, — нахмурился барин.

— Что ты, что ты, батюшка-барин, он к нам от дедов и прадедов пришел. Обычай у нас такой — быть благодарными за все хорошее, что нам Осень-Златовласка подарила, чем угостила! Вот и ты, батюшка-барин пирожка съешь! — сказала девушка и протянула барину пирог.

Барин пирог съел, а потом и говорит сердито:

— Не нравится мне ваш обычай, вам бы только петь и плясать, а работать на барина некогда: то Осенины, то Масленица, то на тройках катание. Так и знайте, я вам запрещаю осень встречать. Она и сама к нам дорогу найдет! Не велика барыня! А коли не послушаетесь меня, я прикажу вас наказать!

Пришпорил барин коня и ускакал, только его и видели.

Что тут делать?

Постояли люди, поговорили меж собой да разошлись по домам, не стали Осень встречать.

А Осень-краса, золотая коса, за кустом орешника стояла и все-все слышала.

Обиделась Осень на людей и прошла мимо их села.

Между тем день за днем идет, а осень так и не вступила в свои права: листья на деревьях не опадают, перелетные птицы в стаи не собираются, звери в лесу к суровой зиме не готовятся: а куда спешить, на дворе-то тепло, солнечно.

Может, зимы и вовсе не будет?

Что же может случиться, если сразу после лета наступит зима?

Забеспокоилась в лесу старая мудрая сова. Собрала она зверей и птиц на совет, да и говорит им:

— Вот уже октябрь на исходе, скоро холода нагрянут, снегом, инеем землю заметут. Пора тебе, Мишка-медведь, место для спячки подыскивать. Да и вам, барсуки, ежи, нужно норы листьями утеплять, запасы делать. А тебе, Косой, шубку пушистую белую надевать. А вам, птицы перелетные, давно пора в теплые страны лететь. Коли не подготовитесь к зиме, то и погибнете все от морозов! Да и вам, клены, березки, осины да липы, пора листья сбрасывать, не то замерзнете зимой.

— Но ведь Осени все нет и нет. Не хочет она в наш край приходить, землю дождиком поливать, желтые листья обрывать! — отвечают сове звери, птицы и деревья.

— Обиделась на глупого барина Осень-краса, золотая коса. Глупый барин-то запретил ее встречать, величать, за урожай благодарить. Вот и обходит она наш край стороной, — объяснила сова.

— Что же нам делать? — переполошились лесные жители.

— А давайте людей соберем да Осень звать пойдем. Глядишь, Осень-то и смилостивится, придет в наши края!

А люди в это время тоже на совет собрались и решили барина глупого не слушать и обычаи, установленные отцами и дедами, не менять.

Снова собрались жители всех деревень — и стар и млад, птицы да звери с ними заодно решили быть, и устроили они все вместе Осенины. Стали на берегу реки песни петь, хороводы водить — осень славить да в гости ее звать.

Услышала их Осень, пришла в их края. Все пошло своим чередом — деревья листья сбросили, птицы перелетные на юг улетели, звери корм запасли, шубки поменяли, норы утеплили, а медведь, еж и барсук спать легли.

Народу понравился рассказ Петрушки, развеселились крестьяне, узнали своего барина и стали над ним смеяться. А барину стыдно стало, он быстро с ярмарки и ушел.

Ответьте на вопросы

Какой праздник справляли люди у реки?

Почему барин был недоволен?

Почему обиделась Осень?

Почему после лета должна наступить осень?

Что решили животные и люди?

Чем закончилась сказка?

Почему барин в сказке назван глупым?

Вот такая сказка!

Кстати, такие веселые неунывающие герои были у многих народов. В Италии — Пульчинелла, в Англии — Панч, в Турции — Карагез, в России (вы помните) — Петрушка.

* * *

В конце XVIII в. появились крепостные театры. Что это такое? Богатый барин, чтобы веселее проводить время, принимать у себя знатных гостей, строил специальное здание со сценой для актеров и зрительным залом. Играли в театре чаще всего крепостные крестьяне. Их обучали с детства, выбирая наиболее красивых способных ребятишек. Учили правильно двигаться, четко и грамотно говорить, петь, танцевать, кланяться публике.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Сказки-подсказки (Сфера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Театральные сказки. Беседы с детьми о том, как создаются спектакли и шоу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Мистерия — система религиозных обрядов у античных авторов.

2

До новой (нашей) эры — период до 1-го года (иначе, до Рождества Христова)

3

Драматург — писатель, пишущий драматические произведения.

4

Акробатика — гимнастическое цирковое искусство.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я