В ожидании Спасителя. Ветхозаветная история для детей

София Алексеевна Рукова

Книга «В ожидании Спасителя. Ветхозаветная история для детей», известная по изданию 1996 года как «Ветхозаветная история для детей», была написана по благословению и под непосредственным руководством протоиерея Александра Меня в 1982 году. Многолетний опыт автора ведения занятий в воскресных школах показал, что книга и сегодня найдет своего читателя. Издание исправлено и дополнено в 2000 году. Рекомендуется в качестве книги для чтения в воскресных школах и для факультативных занятий.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В ожидании Спасителя. Ветхозаветная история для детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

В ожидании Спасителя

Авраам

Бог открывается Аврааму

По голой безводной равнине шел человек. Позади него шагали ослы, нагруженные тюками с имуществом и мехами с водой; верхом на ослах, среди узлов и мехов, сидели дети. Рядом шли женщины, слуги и воины. Человек этот был АВРАМ, потомок НОЯ.

Куда и зачем он шел? Во имя какой цели покинул цветущий богатый город Харран, дом своего отца, своих соплеменников? Несколько лет назад он переселился в Харран вместе с отцом и братом из Ура Халдейского, где родился и вырос. Отец повел их тогда в землю Ханаанскую — по слухам обильную и плодоносную, с полноводными реками и мягким климатом.

«Но, дойдя до Харрана, остановились там» (Быт. 11:31)

Аврам не спрашивал — почему. Может быть, отец решил, что Харран не уступает по богатству земле Ханаанской, а может некий внутренний голос повелел ему остаться в этом городе, чтобы закончить в нем свое земное существование… Аврам не спрашивал: отец решал — сыновья доверяли его решению. Так поступал Аврам, так поступали и его братья. Еще в Уре умер один из братьев Аврама и оставил после себя малолетнего сына Лота. Аврам взял его себе в сыновья. Не только потому, что у него и его жены Сары не было детей, но и потому, что считал себя ответственным за жизнь племянника — иначе почему отец его, выходя из Ура Халдейского, прежде всего взял с собой Аврама с Сарой и Лота?

Когда пришло время, отец Аврама умер, оставив ему и его племяннику наследство, нажитое за долгую трудовую жизнь. В доме был достаток — немалое имущество, и скот, и рабы, и воины. И в семье, и в роду царили мир и дружелюбие. Так почему же все это оставил Аврам в свои, уже немолодые, годы и шагал теперь во главе своего отряда по безводной пустыне, подвергая женщин и детей опасности стать добычей разбойников, вынуждая их страдать от жажды, от палящего зноя дня и пронзительного холода ночи?

Так повелел ему Тот, Кто был Отцом ему и всем живущим на земле, — Единый Незримый Вездесущий БОГ.

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое» (Быт. 11: 1—2).

Откуда прозвучал этот Голос? С неба, высота которого была так непостижима? Или, быть может, совсем рядом? Или то был Голос, возникший где-то внутри, в глубине Аврамова сердца? Вряд ли Аврам мог бы ответить на эти вопросы. Да он и не задавал их себе: он знал, верил, что то был Голос Бога — Творца неба и земли — Он один мог ТАК повелевать. То был Голос, в котором Бог открылся ему, то было СЛОВО, в котором Бог явил Себя Авраму.

И Аврам поверил, доверился, Богу, как до того верил и доверял своему отцу. Не потому поверил, что пожелал обещанной награды, но потому, что воля Божия звучала для него как воля Отца, как высшая воля, которой он не мог не доверять. И он не стал медлить: «И пошел Аврам, как сказал ему Господь…

Переселение Аврама в землю Ханаанскую

И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую» (Быт. 12: 4—5). Имение — это одежда и утварь, ослы и повозки, шатры и орудия труда, а люди — это слуги и воины, потому что жизнь кочующего народа полна опасностей. Они пошли в землю Ханаанскую — туда, куда некогда отправился отец Аврама, да не дошел, и теперь Аврам, быть может, услышав зов, решил, что должен исполнить волю своего отца.

И Аврам вступил на землю Ханаанскую и когда дошел до места под названием Сихем, Господь вторично явился — воззвал — к нему, чтобы указать обещанную землю: «И прошел Аврам по земле сей до места Сихем, до дубравы Море… И явился Господь Авраму и сказал ему: потомству твоему отдам Я землю сию» (Быт. 12: 6—7). И в Сихеме, на том месте, где явился ему Господь, Аврам соорудил жертвенник Господу в благодарность за Его покровительство.

Никогда прежде такого не было — человек приносил жертвы не загадочной Луне, не деревьям и не каменным изваяниям — всему тому, что можно было видеть, ощущать, а незримому неведомому Богу, Бесконечному, Вездесущему, Единому. И назвали хананеи — жители Ханаанской земли — странного человека Аврама и его людей «ха-иври», что значит «пришельцы». А от «иври» произошло слово «еврей». Так Аврам стал родоначальником, или патриархом, как стали говорить позднее, нового народа — ЕВРЕЕВ — народа, который, по слову Божию, данному Авраму, должен был стать великим.

А пока Аврам вместе со своей женой Сарой и племянником Лотом и со всеми своими людьми продолжал идти дальше. И не оставлял его Господь ни в голоде, ни в холоде, ни в опасности. И стал Аврам «очень богат скотом, и серебром, и золотом… И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, потому что имущество их было велико» (Быт. 13: 2,5—6). Из-за тесноты на земле все чаще случался спор между пастухами Аврама и Лота, все чаще возникала угроза вражды. И тогда «сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и твоими, потому что мы родственники. Не вся ли земля перед тобою? Отделись же от меня: если ты налево, то я направо, а если ты направо, то я налево» (Быт. 13: 8—9).

И такого прежде не бывало, чтобы старший, глава рода, предлагал выбор младшему. Но Аврам, покинув Харран, оставил в нем не только отцовский дом, своих родственников и немалое имущество, но он оставил большее: доверив себя Богу, он оставил в Харране и свои сомнения, и прежние представления, и свою волю. И теперь, предложив племяннику выбор земли, он снова вверял себя воле Божией. Посмотрел Лот вокруг себя и увидел окрестность Иорданскую — землю, по которой протекала река Иордан, и была та земля цветущей словно сад Господень, словно земля Египетская, в которой Лот побывал с Аврамом в голодное время. И выбрал себе Лот эту землю и раскинул свои шатры вблизи богатого города Содома.

А Аврам, отделившись от Лота, стал жить на земле Ханаанской. И тогда в третий раз явился ему Господь в слове и сказал ему:

«Возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку, и к западу: ибо всю землю, которую ты видишь, тебе отдам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной: если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет» (Быт. 13: 14—16).

И поставил Аврам свои шатры у дубравы Мамре, в месте Хеврон, и соорудил там жертвенник Господу. А землю Ханаанскую стали называть землей Обетованной, то есть Обещанной, или завещанной Богом.

Завет и обетование

Однажды ночью Господь явился Авраму в видении:

— «Не бойся, Аврам, — сказал Он, — Я твой щит; награда твоя будет весьма велика» (Быт. 15: 1).

«Владыка Господи! Что ты дашь мне?» — изумленно спросил Аврам и пояснил: «Я остаюсь бездетным» (Быт. 15: 2), потому что зачем награда, если ее некому передать после своей смерти?

Но Господь вывел Аврама из шатра и ответил:

— У тебя будет сын, и он станет твоим наследником. «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их… столько будет у тебя потомков» (Быт. 15: 5,6).

И хоть стары были Аврам и Сара, чтобы родить сына, но «поверил Аврам Господу, и Он вменил ему это в праведность», потому что нет ничего выше в глазах Божиих, чем вера, доверие Ему. И сказал Он Авраму:

«Столько будет у тебя потомков…»

— «Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе эту землю во владение» (Быт. 15: 7).

Велика была награда — вечное владение богатой землей, — и спросил Аврам:

— «Владыка Господи! Почему мне узнать, что я буду владеть ею?»

— «Возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна» и рассеки их (Быт. 15: 9).

Не одно, а целых три животных предлагал Господь

Авраму взять для заключения договора. Словно Он был не Один, а как бы Трое. Но и тут Аврам не стал задавать вопросов, а послушно взял трех названных животных и «рассек их пополам и положил одну часть против другой». И весь день охранял Аврам их от палящего зноя, от хищных птиц и зверей. Но Господь не давал о Себе знать. И вот, когда день уже подходил к концу и усталость готова была свалить Аврама с ног, «когда зашло солнце и наступила тьма, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными» (Быт. 15: 17).

То в дыме и пламени огня прошел между частями животных Сам Господь в знак заключения с Аврамом союза — завета, и слово завета услышал Аврам:

— «Потомству твоему даю Я землю эту, от реки Египетской до великой реки Евфрата» (Быт. 15: 18).

Прошли годы, но помнил Аврам слова Господа и верил Ему. И однажды вновь явился ему Господь и сказал:

— «Я Бог Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен, и поставлю завет Мой между Мною и тобою… вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя Авраам1. Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей Сарра… Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя Исаак… Завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в это время на другой год» (Быт. 17: 1—21).

Это было Обетование — торжественное обещание, которое дал Бог Аврааму, о рождении у него Исаака, даровании ему сына и потомства. Обетование, в котором лишь одного требовал Господь от Авраама — находиться всегда и везде перед лицом Божиим и быть непорочным, то есть непрестанно сохранять в сердце свою веру в Его слово. И верил Ему Авраам, хотя и посмеивался над собой в глубине души: ему ли на старости лет стать отцом, а Сарре — матерью? И смех этот тайный был исполнен не только смущения, смирения и доверия, но и радости, веселья. Потому, быть может, и повелел Господь назвать еще не рожденного сына Исааком — словом, которое походило на еврейское, означавшее «он будет веселиться».

Три Странника

У дубравы Мамре, что в месте Хеврон, у входа в свой шатер сидел Авраам в час полуденного зноя. И вот поднял он глаза и взглянул на дорогу и увидел — «три мужа стоят против него» (Быт. 18: 2).

И как в тот далекий день, когда, услышав Голос, повелевавший ему выйти из Харрана, Авраам поверил, что то был голос Господа, так и теперь один взгляд на Трех Странников подсказал ему, что Сам Господь посетил его. «Увидев, он побежал навстречу им и поклонился до земли». И не зная, который из Трех — Господь (а может, этим Троим он приносил тогда в жертву рассеченных животных?.. Может, Господь — это все Трое? Ему все возможно!), заволновался Авраам, и, обращаясь то к Одному, то к Троим, сказал:

— «Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под этим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши» (Быт. 18: 2—5).

Знал Авраам, что первым законом гостеприимства в то время было омыть ноги гостю после долгого пути и пыльной дороги. И согласились Они — согласился Господь — и присели под деревом. И велел Авраам жене своей Сарре приготовить пресные хлебы из лучшей муки, а одному из отроков (слуг) — приготовить «теленка нежного и хорошего», которого сам выбрал из стада своего. Потому что пресные хлебы считались самой чистой пищей. И взял Авраам «масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели» (Быт. 18: 8).

И спросили странники Авраама — спросил Господь:

Где Сарра, жена твоя?»

«Здесь, в шатре», — ответил Авраам.

И сказал ему Господь:

— «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей» (Быт. 18: 10).

А Сарра стояла позади шатра и слышала все,

Три Странника у Авраама

потому что не возбранялось ей слышать разговор. И как прежде Авраам, она тоже неслышно рассмеялась в душе своей при этих словах, подумав: «Мне ли, когда я состарилась, иметь это утешение?» Но услышал Господь неслышный смех Сарры и повторил Аврааму:

— «Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и будет у Сарры сын» (Быт. 18: 14).

Насытившись и отдохнув, встали мужи и направились к городам Содому и Гоморре, что были не так далеко от Хеврона, а Авраам пошел проводить их. И вновь тронула Господа вера Авраама, и сказал Он:

— «Утаю ли Я от Авраама, раба Моего, что хочу делать! От Авраама произойдет народ великий и сильный, ибо Я избрал его, чтобы заповедал он сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт. 18: 17—19).

С молчаливым смирением слушал Авраам признание Божие о своем избранничестве: вот оно — начало спасения рода человеческого — ходить путем Господним, путем доверия к Богу, путем исполнения воли Божией, путем правды и милосердия. Авраам первый пошел этим путем и теперь всем потомкам своим должен показать этот путь. А Господь продолжал:

— Велик вопль Содомский и Гоморрский, жалобы на них со всех окрестностей, и грех содомлян и гоморрян тяжел; потому «сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет» (Быт. 18: 20—21).

И пошли мужи в Содом. А Авраам еще стоял перед лицом Господа. И дерзнул он вступить в беседу с Ним, потому что разве не повелел Он ему ходить в правде и милости? И сказал Авраам Господу:

— «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников? Не может быть, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым!.. Судия всей земли поступит ли неправосудно?»

И ответил Господь

— «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие».

Но не успокоился Авраам в сострадании своем к грешникам Содома и сказал:

— «Может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город?»

И снова уступил Господь:

— «Не истреблю, если найду там сорок пять».

Но Авраам продолжал:

— «Может быть, найдется там сорок?»

— «Не сделаю того и ради сорока», — согласился Господь.

И сказал Авраам

— «Да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать?»

— «Ничего не сделаю, если найдется там тридцать», — был ответ.

Снова сказал Авраам:

— «Может быть, найдется там двадцать?»

И снова Господь ответил ему:

— «Не истреблю ради двадцати».

И смиренно сказал Авраам:

— «Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять?»

И ответил Господь:

— «Не истреблю ради десяти» (Быт. 18: 23—32).

Не осмелился Авраам просить большего —

Бегство Лота из Содома

смирился, положился на волю Божию. И ушел Господь, а Авраам вернулся к себе.

Но лишь один праведник нашелся в Содоме — это был Лот, племянник Авраама. И помнил Господь разговор с Авраамом и смирение его и вывел Лота и его дочерей из Содома; «и пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба» и истребил города эти и окрестности их, и погибли все жители этих городов за грехи свои. Была с Лотом и его жена. Но, вопреки Божьему запрету, она по дороге оглянулась назад — посмотреть на наказание тех городов — и окаменела: превратилась в соляной столб.

Сын Авраама

Как сказал Господь, так и случилось: родила Сарра сына Аврааму, и назвал он сына своего Исааком.

В радостном смущении говорила Сарра сама с собой:

— «Кто ни услышит обо мне, рассмеется… Кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? Ибо в старости я родила сына» (Быт. 21: 6—7).

И вырос Исаак, любимое дитя Авраама и Сарры. А когда он достиг отроческого возраста, Бог, искушая Авраама — испытывая его доверие к Нему, сказал ему:

Авраам!

Вот я, — тотчас ответил Авраам и услышал:

— «Возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22: 2).

Ни единым словом не возразил Авраам Господу. За грешников Содома заступался, а за сына своего любимого не стал. Не потому ли, что верил — не истребит Господь того, кто предназначен исполнять волю Его, что погибнет лишь противящийся ей? Не потому ли, что превыше собственной была для Авраама воля Господня? Не потому ли, что так сильна была его любовь к Господу, что и сына любимого не пожалел Авраам для Него? И потому на следующий день «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека… И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе» на ту гору» (Быт. 22: 3—6).

Юный Исаак обратился к Аврааму:

Отец мой!

Вот я, сын мой, — откликнулся Авраам почти теми же словами, какими откликался Богу, потому что в сердце его Исаак уже принадлежал Господу. А тот спросил изумленно:

Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? И ответил Авраам:

— «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» (Быт. 22: 7—8).

Так ответил Авраам, словно хотел всю силу своей веры вложить в сына, словно знал, что услышит его Господь и поступит по Своему правосудию.

«И шли далее вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (Быт. 22: 8—10).

И все это — в тишине: ни стона не издал Исаак, ни словом не упрекнул отца, потому что поверил, как и отец, Богу, словно молчаливо согласившись стать жертвой Ему. И рука Авраама была тверда. Но вдруг

«Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал:

— Авраам! Авраам!

— Вот я», — в третий раз ответил Авраам — теперь посланнику Божию, и Ангел от лица Бога сказал:

— «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22: 12). Поднял глаза Авраам и увидел — стоит позади него овен, запутавшись среди кустов рогами. И понял он, что иную жертву усмотрел Себе Бог, и принес овна во всесожжение Богу.

И снова услышал Авраам голос Ангела Господня:

Авраам готовится приности в жертву Исаака

— «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты не пожалел сына твоего, единственного твоего для Меня», то Я благословляю тебя и умножу потомство твое, и будет оно «как звезды небесные и как песок на берегу моря», и благословятся в потомстве «твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

И возвратился Авраам с Исааком в свой дом» (Быт. 22: 16—19).

Сыны Израиля

Иаков. Благословение

Когда пришло время, Исаак женился на красавице Ревекке — внучке его дяди, брата Авраама.

А по прошествии времени у Исаака и Ревеки родились близнецы — сыновья Исав и Иаков, и из них двоих Исав считался старшим, потому что родился чуть раньше Иакова.

«Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах» (Быт. 25: 27).

Иными словами, стал Исав охотником, и большую часть времени он проводил вне дома, добывая дичь, а Иаков предпочитал проводить время дома, возле матери.

И «Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова» (Быт. 25: 28).

Однажды пришел Исав с охоты усталый и голодный, а Иаков сварил кушанье из чечевицы. И попросил Исав у Иакова:

— Дай мне поесть, потому что я устал.

И ответил Иаков:

— «Дам, но взамен ты «продай мне теперь же свое первородство» (Быт. 25: 31).

И согласился Исав — пренебрег своим правом первородного, старшего, и продал его взамен на чечевичную похлебку: то ли очень голоден был, то ли искушению поддался — может, испытывал его Бог, а он и не понял… С этого времени старшим братом стал считаться Иаков. Но отец их Исаак не знал о случившемся. И вот «когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему:

Сын мой! Вот, я состарился и не знаю дня смерти моей. Пойди в поле и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27: 1—4).

Согласился Исав: ведь отцовское благословение призывало милость Божию на того, кому оно давалось, и на весь его род. Но разговор этот услышала Ревекка, мать Исава и Иакова, пересказала она его Иакову и посоветовала ему:

«Пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, а ты принесешь (его) отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя перед смертью своей» (Быт. 27: 9—10).

И послушался Иаков своей матери и сделал все, как она сказала, и — обманул своего брата Исава, во второй раз перехитрил его. Приготовила Ревекка кушанье, надела на Иакова одежду Исава и козью шкурку и отправила его к отцу. Поверил старый ослепший Исаак, что перед ним Исав, и сказал:

«Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими…» (Быт. 27: 28—29).

Богатства земные и небесные призывал Исаак на Иакова; первенство среди народов земли и среди братьев своих и их потомков завещал ему и роду его. И только произнес Исаак свое благословение,

Исаак благословляет Иакова

как вернулся Исав с охоты, и — открылся обман. Но, хотя «и вострепетал Исаак весьма великим трепетом», а не разгневался — кто знает волю Божию? — и не изменил слова своего:

— «он и будет благословен», — сказал Исаак об Иакове, ни словом не осудив его.

Немало пройдет времени, прежде чем братья помирятся.

Лестница Иакова

По прошествии времени призвал Исаак Иакова и, благословив его, сказал:

«Пойди в Месопотамию, в дом отца твоей матери, и возьми себе жену оттуда. Бог же Всемогущий да благословит тебя, и да будет от тебя множество народов, и даст тебе благословение Авраама, отца моего, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю, которую Бог дал Аврааму» (Быт. 28: 1—4).

И пошел Иаков в Харран — в то место, которое некогда покинул Авраам по слову Божьему. И вот он «пришел на одно место и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней».

А наверху стоит Господь и говорит:

Я Господь, Бог Авраама и Бог Исаака, не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной. И благословятся в тебе и потомстве твоем все племена земные. Я — с тобою и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в эту землю и не оставлю тебя, пока не исполню того, что Я сказал тебе (Быт. 28: 11—15).

Пробудился Иаков от сна своего и сказал:

Сон Иакова

— Поистине, на этом месте присутствует Господь, а я и не знал! Как страшно место это! Здесь — дом Божий, здесь врата небесные.

И назвал это место Вефиль, что значит «дом Божий», потому что на этом месте явился ему Господь во сне и подтвердил завет, заключенный некогда с Авраамом; потому что увидел Иаков в лестнице символ будущего союза между небом и землей, между Богом и людьми, а в Ангелах, что спускались и поднимались по той лестнице, — будущих посланников Божиих. И поставил Иаков здесь памятник из камня.

Ночная борьба

Пришел Иаков в Харран и встретил там прекрасную Рахиль, дочь брата своей матери Ревеки. И полюбил Иаков Рахиль так сильно, что согласился семь долгих лет проработать пастухом у отца ее, не требуя платы за труд. Но обманул отец Рахили Иакова — в день свадьбы накинул он свадебное покрывало на старшую дочь свою — Лию, потому что не полагалось по обычаю того времени выдавать замуж младшую дочь прежде старшей.

И смирился Иаков — принял Лию. Кто знает, не был ли этот обман ему в расплату за его собственный — перед братом? И продолжал Иаков любить Рахиль и согласился ради нее проработать безвозмездно еще семь лет. И стала Рахиль его женой, как и Лия.

Прошло еще несколько лет, в течение которых Иаков продолжал жить в Харране. Родились у него сыновья и дочери. Трудом своим приобрел он немалое богатство. И настал день, когда «сказал Господь Иакову:

— возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою» (Быт. 31: 3).

И послушался Иаков — «посадил детей и жен своих на верблюдов, и взял с собою весь скот и все богатство свое, которое приобрел, чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую» (Быт. 31: 17—18).

Однажды ночью во время стоянки у самой границы земли Ханаанской «остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает Иакова, коснулся Некто бедра его и повредил сустав бедра у Иакова,.. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».

И спросил Боровшийся: как имя твое? Тот ответил: Иаков. Тогда сказал Некто в благословение:

«отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, что значит „борец с Богом“, потому что ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». (Быт 32: 24—28).

Услышав эти удивительные слова, Иаков спросил:

— Скажи мне имя Твое.

Но Тот ответил:

«На что ты спрашиваешь о имени Моем?» — и не назвал Себя.

Может быть, то был Ангел-хранитель страны, в которую вступал Иаков. А может, это был посланник Божий, в лице которого испытывал Бог Иакова: что всего дороже для него в жизни? Он не назвал Себя, но, видимо,

Иаков борется с Ангелом

близко был к Богу, если сказал, что Иаков победил Самого Бога — победил упорством, хитростью, любовью и верой, унаследованной от Авраама и Исаака. Всю ночь боролся Иаков с Невидимым и победил: то Господь испытывал его, как некогда испытывал Авраама. Потому что сильны должны быть души тех, кого Господь избирал для грядущего спасения человечества.

И сбылось благословение, данное Богом во сне Иакову: родилось у Иакова-Израиля двенадцать сыновей, и двенадцать племен израилевых произошло от них, и они распространились по всей земле.

Иосиф

Двенадцать сыновей было у Иакова-Израиля, и любимым среди них был Иосиф.

«Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его; и сделал ему разноцветную одежду» (Быт. 37: 3).

Даже нарядной одеждой выделял Иаков Иосифа, своего одиннадцатого, к тому времени, сына среди всех братьев его.

И случилось так, что видел Иосиф странные сновидения, в которых был он выше по своему положению не только перед старшими братьями, но даже и перед отцом с матерью.

«И побранил его отец его, и сказал ему: что это за сон, который ты видел? Неужели я, и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?» (Быт. 37: 10).

Невзлюбили старшие братья Иосифа, за то что он превозносился над ними, за то что предсказывал, что настанет время — и они поклонятся ему. Однажды сговорились они, схватили Иосифа и продали его в рабство в Египет.

Много довелось пережить Иосифу в Египте: после вольготной жизни в отчем доме познал он рабство и унижение, клевету и несправедливое осуждение на долгое заточение в темницу, без всякой его вины.

Братья продают Иосифа в рабство

Но Иосиф не роптал и не оправдывался: значит, попустил Бог пережить и это, и не дело человека восставать против воли Его.

Однако по прошествии двух лет приснился фараону, царю Египетскому, странный тревожный сон, «и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону» (Быт. 41: 8).

Тогда-то вспомнил один из приближенных фараона об Иосифе, который умел истолковывать сновидения.

«И послал фараон, и позвал Иосифа; и поспешно вывели его из темницы. Он остригся и переменил одежду свою, и пришел к фараону… И сказал Иосиф Фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону» (Быт. 41: 14,25).

И объяснил Иосиф, что через сновидение Бог предупредил фараона: после семи урожайных, изобильных лет придут семь лет голодных, когда ни поля, ни сады, ни скот не принесут плодов своих. И посоветовал Иосиф:

«Пусть повелит фараон… собирать в семь лет изобилия пятую часть всех произведений земли Египетской. И будет эта пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, чтобы земля не погибла от голода» (Быт. 41: 34,36).

Понравился этот совет фараону, и сказал он слугам своим:

— «найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? И сказал фараон Иосифу: вот, я поставлю тебя над всею землею Египетскою, и твоего слова держаться будет весь народ мой» (Быт. 41: 38—41).

И стал Иосиф первым человеком при фараоне, и все он делал хорошо.

Пришло время, и настал голод во всей земле, «а во всей земле Египетской был хлеб», благодаря мудрому управлению Иосифа. «И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле» (Быт. 41: 54,57).

Однажды пришли за хлебом и братья Иосифа, сыновья Иакова, потому что и в земле Ханаанской нечего было есть. Узнал Иосиф братьев, а они не узнали его. Услышал Иосиф, что жив отец его и что родился от матери его Рахили еще один, младший, брат его — двенадцатый сын Иакова, Вениамин, и весьма обрадовался. И хотя не сразу, но открылся он братьям своим и простил их, потому что понял: обратил Господь их зло в добро — чтобы сохранить жизнь народу Израилеву.

Иосиф открывается братьям

И спросил Иосиф дозволения у фараона и переселил отца своего Иакова и братьев своих в землю Египетскую, чтобы не знали они голода и недостатка в пастбищах для стад своих.

От двенадцати сыновей Иакова произошло двенадцать колен (племен) Израилевых.

В Египте благословил Иаков-Израиль сыновей своих и окончил дни жизни своей. Там же умер и Иосиф, сказав своим братьям:

— Бог посетит вас и выведет из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову, тогда перенесите кости мои в Землю Обетованную, где похоронены отцы наши Авраам, Исаак и Иаков.

Предания Египтян и Израильтян2

Боги Египтян

Сыны Израилевы, как стали называть потомков Иакова-Израиля, надолго поселились в Египте. Удивительный народ были эти Египтяне. В их храмах можно было встретить обыкновенных кошек и бесшумно ползающих змей, а на стенах увидеть изображения быка и шакала, крокодила и обезьяны или загадочной птицы. Животным посвящали храмы, им поклонялись и приносили жертвы, потому что они считались воплощениями различных богов.

А богов у Египтян было немало. Они поклонялись быку Апису — богу плодородия и шакалу Анубису — богу в царстве мертвых, кошке Баст — богине радости и веселья и птице ибису — богу мудрости Тоту.

Планеты и силы природы тоже были для них воплощениями богов, поэтому у них были бог Солнца Ра и бог Луны Хонсу, богиня неба Мут и богиня плодородия, воды и ветра Исида, бог земли Геб и злой бог пустыни и мрака Сет. Даже реке Нилу поклонялись Египтяне как богу урожая; и животные: крокодилы и лягушки, гиппопотамы и змеи, скорпионы и многие другие — тоже были воплощениями различных богов, добрых или злых. Особенно чтили Египтяне богов загробного мира — правителей в царстве умерших, где продолжали свою земную жизнь души людей после смерти, как рассказывали египетские предания.

Поэтому самыми почитаемыми после царя Египетского, фараона, были в Египте маги и чародеи — люди, которые с помощью особых заклинаний и обрядов, часто бессмысленных и очень сложных, общались со всеми этими богами, уговаривая одного бога увеличить урожай, другого — вылечить больного, третьего — избавить от врагов, четвертого — послать дождь в засуху, пятого — даровать счастливую жизнь душе умершего. У каждого египетского бога были свои служители, свои маги и чародеи.

Не только Египтяне — другие народы тоже почитали силы природы, видя в них проявления богов. Знание о том, что Творец един, было у них смутной догадкой или туманным воспоминанием о давно прошедших временах.

Но Израильтяне принесли с собой в Египет иные предания, иную веру. И хотя было их совсем немного, они сумели сохранить ее. Потомки Авраама, Исаака и Иакова чтили только ОДНОГО БОГА.

Бог сынов Израилевых

Сыны Израилевы не были ни философами, ни учеными и потому выражали свою веру простыми словами. То, что им открылось и что потом было написано в Библии, мог понять и мудрец, и ребенок. В этих древних сказаниях важен прежде всего их смысл. В течение веков люди сделали много открытий, касающихся природы и истории. В этом им помог разум, данный Богом. Но Библия не описывает эти открытия, а рисует картину начала мира — Вселенной и человека. И в этой картине важно увидеть главное:

что причина Вселенной — Бог-Творец;

что Он создал все по Своей воле, потому что Он — Любовь, которая ищет любимого;

что Он создал мир от простого к сложному;

что во главе творения Он поставил Человека.

Итак, вот о чем рассказывали предания Израильтян, позднее записанные в Библии.

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1).

Но были они иными, чем теперь. В древности под словами «небо и земля» понимали всю Вселенную, все творение, включая и мир невидимых духовных существ — ангелов. Земля же, на которой мы живем, была совсем иной — не похожей на планету: она была «безвидна и пуста», суша была смешана с водою, и мрак — первозданная бездна — окружал ту землю.

«И Дух Божий носился над водою…

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму — ночью» (Быт. 1: 2—5).

И сказал Бог: да будет свет!

И это было в первый день. А день у Бога — не то, что у человека: у Бога один день — как тысячи лет и тысячи лет — как миг один.

На второй день отделил Бог твердь от воды и назвал ее небом. Твердью небесной в древности называли атмосферу, которая окружала землю.

На третий день Бог выделил сушу из воды и назвал ее землею, а из вод образовал моря. И произрастила земля по слову Божию зелень — травы и разные деревья плодовитые.

Эти первые три «дня» как бы изображают «мировую сцену», на которой предстоит появиться светилам, живым существам и человеку. Последующие «дни» и говорят о их сотворении.

И сказал Бог в четвертый день

«Да будут светила на небе, чтобы освещать землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее — для управления ночью, и звезды» (Быт. 1: 14—16).

Светило большее было Солнце, а меньшее — Луна.

И повелевает Бог воде и земле в пятый день, чтобы они произвели живые существа. И сказал Бог:

«Да произведет вода душу живую, рыб больших и животных морских и да полетят над землею по тверди небесной птицы пернатые» (Быт. 1: 21).

В шестой «день» повелел Бог и земле произвести душу живую, и создал Бог зверей земных и скот. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию; вдунул в лицо его дыхание, и стал человек душою живою. А чтобы не был человек один и был у него помощник, сотворил Бог женщину — подругу тому человеку. Человека звали Адам, а женщину — Ева, и стали они называться мужем и женою. И дал им Бог власть «над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею» (Быт 1: 26—27; 2: 7).

Дни творения и день отдыха

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, и благословил день седьмой, и освятил его» как день отдыха (Быт. 2: 2,3).

Теперь все знают, что творение было процессом долгим и сложным, что Бог создал законы, по которым развивалась и совершенствовалась наша земля и вся удивительная природа. Но о том, как все это происходило, должна доискиваться наука, в которой есть немало теорий и противоречивых гипотез. Библия же написана для всех времен. Поэтому она не касается подробностей творения и возвещает лишь основную истину: природа вышла из рук Творца, единого, незримого и всемогущего.

Человек был создан как венец и царь творения, ибо он образ и подобие Творца, и поэтому он получил разум и свободную волю. Человек должен был властвовать над природой, добровольно следуя велениям Творца. Но люди злоупотребили своей свободой — они захотели жить по-своему, нарушили небесную волю. Отсюда начались их беды и страдания, которые кончатся только тогда, когда люди вернутся к Богу, будут жить в Нем и по Его воле. Это непослушание человека называют грехопадением. Предания сынов Израилевых так изображали его.

Грехопадение

Насадил Господь Бог рай — чудесный сад в земле Едемской, и произрастил в нем всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, а посреди рая — дерево жизни и дерево познания добра и зла (Быт. 2: 8,9).

Грехопадение Адама и Евы

И поселил Бог Адама и Еву в райском саду, чтобы возделывать его и хранить, и заповедал Адаму:

«От всякого дерева в саду ты будешь есть, от дерева познания добра и зла не ешь. А если вкусишь от него, то умрешь» (Быт. 2: 15—17).

И пока соблюдал Адам слово Божие, жили в Едемском саду люди и звери, птицы и рыбы морские в мире и дружбе. И никто не знал, что значит «умереть» — смерти не было тогда.

Но змей, самый хитрый из всех полевых зверей, подполз однажды к Еве и прошипел ей:

— Правда ли, что Бог не велит есть плоды с деревьев райских?

И ответила Ева:

— Плоды с деревьев мы можем есть, только плодов с дерева, которое растет посреди рая, не велел Бог есть и даже прикасаться к ним, иначе мы умрем.

И сказал хитрый змей:

— Нет, не умрете вы, но знает Бог, что от плодов тех откроются ваши глаза, и вы станете как боги, знающие добро и зло.

Послушалась Ева змея — очень приятны на вид были плоды и соблазнительны, ибо давали знание, а значит — власть, и сорвала она плоды с дерева познания добра и зла, сама ела и мужу дала (Быт. 3: 1—6).

Не знала — не ведала, что творила, что не напрасно Бог запретил есть те плоды: само нарушение запрета было злом, а от зла рождалось новое зло.

И увидел Бог, что человек нарушил Его волю, и сказал ему:

— За то, что ты послушал жену твою и ел плоды от дерева, к которому Я запретил тебе прикасаться, со скорбью будешь ты жить на земле, в поте лица твоего будешь есть хлеб, пока не умрешь.

Все ведал Бог и потому предсказывал Адаму скорбь, которая всегда следует за злом. И еще сказал Бог:

— Теперь Адам знает добро и зло и может взять плоды от дерева жизни и тогда будет жить вечно и станет богом.

Изгнание из рая

Знать добро и зло — значит уметь творить добро и зло, иметь власть над всем. А поскольку Бог не отнял у Адама его свободной воли, то не мог он допустить, чтобы Адам жил вечно, потому что тогда вечным стало бы и зло. И изгнал Бог Адама и Еву из Едема и поставил у входа в сад Едемский Херувима с мечом пламенным обращающимся, чтобы охранять путь к дереву жизни. И воинство небесное навсегда стало невидимым для человека. А непослушание Богу стали называть грехом.

Каин и Авель

И распространялось зло на земле все более, ибо непослушание человека вело к увеличению зла. И рассказывает Библия далее.

У Адама и Евы родились сыновья: старший Каин и младший Авель. Каин стал земледельцем, а Авель — пастырем овец, пастухом.

Однажды принесли они в дар Богу жертву: Каин — от плодов земных, а Авель — ягнят новорожденных. И принял Господь дар Авеля, а дар Каина не принял. Может, испытывал Он Каина — чистоту и бескорыстие его сердца; может, увидел, что дар его без любви. А может, нужна была большая жертва за грехопадение Адама и Евы, но только охватила Каина зависть и — убил он Авеля, брата своего. Наказал Бог Каина, сказав ему:

— Отныне будешь ты изгнанником и скитальцем на земле.

И стал Каин и потомки его скитальцами на земле.

А у Адама и Евы по прошествии времени родился третий сын — Сиф.

Жертвоприношения Каина и Авеля

Ной. Великий потоп

Шли годы, проходили столетия. От Каина и Сифа произошли сыны и дочери человеческие. И зло все более поглощало их: все чаще дела и помышления их были во зло — обман и убийство, зависть и коварство, скупость и гордыня царили среди людей, заражая даже зверей и птиц.

И сказал Господь:

— «Истреблю с лица земли людей, которых Я сотворил, и скот, и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6: 5—7).

Но потомок Сифа Ной был человеком праведным и непорочным: он всегда помнил о Боге — все делал перед лицом Его. И потому полюбил Бог Ноя и решил сохранить его. И сказал Бог Ною:

— «Земля наполнилась злодеяниями, и потому Я истреблю всякую тварь на земле. Ты же сделай себе ковчег из дерева и осмоли его смолою внутри и снаружи, и устрой в нем жилье.

Строительство ковчега

Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить все, что дышит и живет. Но с тобою Я заключу союз — поставлю Завет Мой: ты войдешь в ковчег, и с тобою сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих. Введи также в ковчег из всякого скота и из всех животных и из всех птиц по паре и возьми всякой пищи для себя и для них. И сделал Ной, как повелел ему Господь» (Быт. 6: 9, 13—22).

И когда все вошли в ковчег и затворили его, навел Господь на землю великий потоп: много дней и ночей лил дождь, и вода покрыла землю, и ковчег плавал по поверхности вод.

«И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, — и птицы, и скот, и звери, и все люди. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли. Остался только Ной и кто был с ним в ковчеге» (Быт. 7: 21,23).

Тогда остановил Бог воды, и они стали убывать с земли. И когда обсохла поверхность земли, повелел Бог Ною:

— Выйди ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих; выведи с собою всех животных, которые с тобою, и пусть разойдутся они по земле.

И исполнил Ной повеление Божие. А когда вышел на землю, устроил жертвенник Господу. И так чиста и благоуханна была его жертва, что сказал Господь:

Выход из ковчега

«не буду больше проклинать землю за человека… и не буду больше поражать всего живущего». И не будет более потопа на опустошение земли.

И сказал Бог Ною и сыновьям его:

— Я поставляю завет Мой с вами и всякою душою живою, которая с вами. И знамением завета — союза — Моего с вами будет радуга в облаке над землею (Быт. 8: 21; 9: 11,13).

И жил Ной после потопа много лет. Потомки сыновей его населили землю. И на всей земле был один язык и одно наречие.

Жертвоприношение Ноя Господу. Радуга

Вавилонская башня

Но все больше было людей, и все дальше они поселялись друг от друга. И сошлись однажды люди и сказали друг другу:

— Наделаем кирпичей и обожжем их огнем, и построим город и башню до небес и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по всей земле.

И стали они строить город и башню. Увидел Господь то, что строили сыны человеческие во имя свое, и неприятна была Ему гордыня их. И тогда смешал Он язык людей, чтобы один не понимал речи другого, и рассеял их по всей земле. И перестали люди строить город, недостроенной осталась и башня их. И дано было имя городу тому Вавилон, что значит «смешение».

Рассеялись люди по земле и разделились на племена и народы, и каждое племя, каждый народ говорил на своем языке. И забыли они единого Бога, стали поклоняться всему, что видели глаза их и слышали уши их: животным и

Вавилонская башня

растениям, светилам небесным и шуму ветра. И потому, что каждый народ, каждый язык, поклонялся своим богам, стали люди, забывшие единого Бога, называться язычниками.

Никто из людей не слышал Бога, не внимал словам Его, потому что люди замкнули сердца свои для Бога, пока не родился Аврам, потомок Ноя. Сердце его было открыто для слова Божия, и он стал избранником Божиим и родоначальником — праотцем — народа Израильского.

***

Вот о чем рассказывало предание Сынов Израилевых. Из уст в уста, от отца к сыну, передавали Израильтяне веру в единого Бога, создавшего море и землю, небеса и все живущее в них.

Моисей

Земля рабства

С Иаковом и его сыновьями переселился народ Авраама, народ Израилев, из земли Ханаанской в землю Египетскую. И еще во времена Иосифа дал им фараон, царь Египетский, для поселения пограничную область страны — землю Гесем. И пока жив был Иосиф, пока помнили последующие фараоны заслуги его, хорошо жилось сынам Израиля, как стали называть народ, который произошел от сынов Иакова. Но шли годы, «и умер Иосиф и все братья его и весь народ их, а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та» (Исх. 1: 6,7).

Но в богатстве и довольстве своем забыл народ Израилев о Боге и завете с Ним — перестал ходить перед лицом Его, как заповедал Авраам.

И вот, «воссел в Египте новый царь, который не знал Иосифа», и увидел он, что народ Израилев стал богатым и сильным, и устрашился, что в случае войны соединятся Израильтяне с врагом и выйдут из-под власти фараоновой, и легко им будет покинуть Египет, так как жили они на границе, и не станет работников, убавится пастухов в Египте.

И сказал царь Египетский народу своему:

— «Вот, народ сынов Израилевых стал многочислен и сильнее нас; перехитрим же его» (Исх. 1: 8—10).

И поставили над народом Израилевым «начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами». И целые города воздвиг народ Израилев для Египтян.

«Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал» и укреплялся, а потому усиливалось опасение Египтян, и еще более они «с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх. 1: 12—14).

И из земли, приютившей Израильтян во времена Иосифа и его братьев — земли приюта, Египет стал для сынов Израиля землей рабства.

И погибали Израильтяне на тяжких работах. Стон, ропот и жалобы все чаще слышались среди них, но не вспоминали они о Боге отцов своих Авраама, Исаака и Иакова.

Так проходили столетия, поколение уходило за поколением. Но Господь помнил о завете Своем с Авраамом, Исааком и Иаковом и терпеливо ждал, когда настанет момент и сыны Израилевы смогут услышать Его.

И вот повелел новый фараон народу своему убивать новорожденных израильских мальчиков, чтобы не было у них воинов, чтобы ослабить народ Израильский. Как могли, спасали женщины-израильтянки сыновей своих — укрывали, где было возможно. И случилось так, что один из новорожденных мальчиков попал к дочери фараоновой, а она сделала его своим сыном и дала ему имя Моисей3.

Младенец Моисей

Но кормилицей Моисея была израильтянка. Быть может, родная мать его. Иначе, как мог он знать, что он из сынов Израилевых, как мог помнить язык свой? А он знал и помнил. И пока рос Моисей в роскоши и довольстве дворцовой жизни, «стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу.

«И услышал Бог стенание их» (Исх. 2: 23—24).

Услышал — значит решил: настало время вмешаться в судьбу народа Израилева.

Моисей в пустыне

Случилось однажды: вышел Моисей за стены дворца — к братьям своим, сынам Израилевым, увидел тяжкие работы их и «увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его». Посмотрел Моисей по сторонам, и «видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке» (Исх. 2: 11—12). Но узнал фараон о случившемся и сильно разгневался. Тогда Моисей убежал от фараона в самую глубь Синайской пустыни, окруженной дикими и суровыми горами. Там встретился Моисей с еврейским племенем кочевников-скотоводов; они приняли его, и Моисей стал пастухом. Он пас стадо овец.

«Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень» — Дух Божий — «в пламени огня из середины тернового куста».

И увидел Моисей, «что терновый куст горит огнем, но не сгорает, и сказал:

— Пойду и посмотрю на это великое явление, отчего куст не сгорает.

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему из середины куста:

— Моисей! Моисей!» (Исх. 3: 1—4).

Как некогда к Аврааму, воззвал Господь к Моисею и услышал тот же ответ:

Вот я, Господи!

И как тогда, так и теперь этот ответ прозвучал готовностью исполнить волю Божию.

И сказал Бог:

— «Я — Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака

Горящий терновый куст

и Бог Иакова» (Исх. 3: 6).

Понял Моисей, что с ним говорит Бог его народа, некогда являвшийся Аврааму, Исааку и Иакову и давно забытый его народом.

И «Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь Моисею:

— «Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его; Я знаю скорби его; и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед», — в землю, где скот изобилует молоком, а плоды полны сока (Исх. 3: 7—8).

И сказал Господь

— «Я пошлю тебя к фараону, царю Египетскому; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.

И сказал Моисей Богу:

— Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут: как Ему имя? Что сказать мне им?»

Бог ответил

— «Так скажи сынам Израилевым: СУЩИЙ4 послал меня к вам. Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Бог отцов ваших явился мне и сказал: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом; и введу вас в ту землю, о которой Я клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие»

(Исх. 3: 10—14; 6: 6—8).

Долго отказывался Моисей от роли вождя Израилева народа, ссылаясь на слабость свою и косноязычие и на то, что не поверят ему Израильтяне. Да и как мог он решиться стать во главе Израильтян, если те даже не знали его, потому что часть жизни он прожил во дворце фараона, а часть в пустыне — вдали от своего народа?

Но дал ему Господь знамения — особые знаки благоволения Божия: силу творить чудеса — по слову Моисея жезл (посох) его мог обращаться в змея, вода — в кровь, и многое другое мог творить Моисей. И дал ему Бог в помощь брата его Аарона, которого он встретит при возвращении в Египет, и сказал:

— «Ты будешь говорить Аарону все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей» (Исх. 7: 2).

Взял Моисей жезл, данный ему Богом, в руку свою и, покинув пустыню, возвратился в Египет. Правил там уже другой фараон, который не знал Моисея.

Так напомнил о Себе Господь народу Израилеву.

Исход

«И пошел Моисей с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израилевых, и пересказал им Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею», и в знак истины этих слов явил им Моисей знамения, данные ему Господом, «и поверил народ» — вспомнил о Боге своем и поклонился Господу, посетившему его (Исх. 4: 28—31).

После этого Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему:

— «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне праздник в пустыне» (Исх. 5: 1).

Не поверил им фараон — еще более ожесточился против народа Израилева: «дал повеление приставникам над народом и надзирателям:

— Не давайте впредь народу соломы для делания кирпичей, как прежде, пусть они сами ходят и собирают себе солому, и не убавляйте числа кирпичей, какое положено на каждый день, чтобы не кричали они: пойдем, принесем жертву Богу нашему, совершим праздник Ему» (Исх. 5: 6—8, 19).

И стало народу жить хуже прежнего.

«И обратился Моисей к Господу и сказал:

— Господи! Для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей и для чего послал меня? Ибо с того времени, как я пришел к Фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом этим» (Исх. 5: 22—23).

Не ведал тогда Моисей замыслов Божиих: может, нарочно ожесточал Господь сердце фараоново, чтобы истощилось терпение народа Израилева и возродилось в нем стремление к свободе; чтобы в этом устремлении выковались доверие к Богу, терпение и смирение народа Божия перед Богом своим; чтобы мог в этом народе родиться Спаситель рода человеческого.

«И сказал Господь Моисею:

— Теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; он будет вынужден отпустить сынов Израилевых, он даже выгонит их из земли своей» (Исх. 6: 1).

Моисей у фараона

И повелел Господь Моисею отправиться к фараону и явить ему знамения Божии.

«Моисей и Аарон пришли к фараону и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой перед фараоном, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов Египетских и чародеев», и они сделали то же самое (Исх. 7: 10—11).

Еще более ожесточилось сердце фараоново против Израиля. Тогда по велению Божию, по слову Моисея «на другой день поднял Аарон жезл свой и ударил им по воде речной перед глазами фараона и перед глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла». И снова маги и чародеи Египетские сделали то же самое (Исх. 7: 20—22).

И еще восемь раз являл Моисей знамения Божии: то по слову его жабы заселяли всю землю фараонову и дворец его; то нападала бесчисленная мошкара на народ и на скот Египетский; то поражала скот Египетский моровая язва; то — болезнь великая настигала людей и скот; в следующий раз обрушился на землю Египетскую град великий, какого не бывало в этой стране со времени населения ее; а в другой раз — налетела саранча и «поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, так что не осталось никакой зелени, ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской». И всякий раз все более ожесточался фараон против Израильтян и не отпускал их, либо, отпустив, тут же приказывал возвратить, не желая лишиться рабов.

Наконец, по слову Моисея распространилась по земле Египтян густая тьма, и никто не видел друг друга. И тогда, после этой, девятой, казни (наказания Божия) сказал фараон Моисею, сказал с угрозой:

— «Пойди от меня; берегись, не являйся более перед лицом моим; в тот день, когда ты увидишь лицо мое, умрешь» (Исх. 10: 28).

И ответил Моисей, как повелел ему Господь

— «Как сказал ты, так и будет; я не увижу более лица твоего. Но так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, и все первородное от скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более, у всех же сынов Израилевых все будут живы — ни человек, ни скот не будут тронуты. И рабы твои сами придут ко мне и поклонятся мне, говоря: выйди ты и народ твой» (Исх. 10: 29; 11: 1—8).

Не поверил фараон и на этот раз словам Моисея — не отпустил народ Израилев. И тогда повелел Господь Моисею и Аарону, чтобы запаслись сыны Израилевы едой и одеждой и золотом, какое было у них, и были готовы тронуться в путь. И сказал Господь Моисею и Аарону, чтобы взяли сыны Израилевы агнца и в день, который укажет Господь, закололи его и кровью его пометили двери домов, где будут находиться Израильтяне. В ночь под этот день

«Я пройду по земле Египетской, — говорил Господь, — и поражу всякого первенца в земле Египетской от человека до скота». И если увижу Я знак крови агнца на домах, где вы находитесь, то пройду мимо и не погублю вас (Исх. 12: 12,13).

И настала полночь, в которую «Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. И сделался великий вопль по всей земле Египетской,

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги В ожидании Спасителя. Ветхозаветная история для детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Аврам (арамейское слово) — «отец арамейского народа»; Авраам — «отец великого народа» или «отец множества народов».

2

Эта глава была написана совместно с отцом Александром Менем (С.Р.)

3

Моисей (евр. Моше) означает «извлекатель». По преданию, Моисей был извлечен из реки, куда его в корзине опустила мать в надежде на спасение. А сам Моисей позднее «извлечет», спасет, народ Израильский от египетского рабства.

4

Имя Господне Иегова, или Ягве, означает ВЕЧНОСУЩИЙ. Аврааму, Исааку и Иакову Бог открылся как Всемогущий, а Моисею как вечно существующий — ТОТ, КТО был, есть и будет. И значит, завет Его с народом Израилевым вечен.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я