Синдром Cамозванца. Как творить и делать дело без страха и сомнений

Коллектив авторов, 2021

Если вы уверены в том, что делаете, но не совсем уверены в себе – это для вас. Незримый враг каждого, кто выбирает путь эксперта и предпринимателя, – Синдром Самозванца. Это внутреннее обесценивание собственных достижений. Около 70 % взрослого населения России страдает от этого ежедневно. Ведущий российский эксперт по личному бренду Мария Азаренок собрала под одной обложкой два десятка профессионалов разных областей бизнеса, творчества, медиа. Все соавторы книги достигли в своем деле впечатляющих результатов. И каждый делится не только своей историей становления, но и личным успешным опытом по преодолению этого Синдрома. Читателя ждут более 60 рабочих инструментов для того, чтобы разрешить себе быть собой и перестать считать себя Самозванцем. Психология и маркетинг, публичность и бизнес-стратегии – все это личный бренд по модели Марии Азаренок и ее соавторов. Если вы эксперт и занимаетесь развитием своего дела, то эта книга – ваш шанс выйти на новый уровень, достигая целей, опираясь на мастерство – без страха и сомнений в себе. И да, люди, которых коснулся «Эффект Азаренок», по статистике, всегда повышают цены на свои услуги и, как итог, начинают зарабатывать в разы больше. Начните и вы! В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Бизнес-психология

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Синдром Cамозванца. Как творить и делать дело без страха и сомнений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Анна Демушкина. «Как надо» или «как хочу»?

Основатель Дизайн-бюро DAO decor.

@daodecor_design

Жить по образцу

Мои родители всегда хотели, чтобы я выросла «правильным гражданином». Ну, знаете: высшее образование, а лучше целых два, работа с 8 утра до 17 вечера каждый будний день и, возможно, карьерный рост, но… в рамках одной-единственной организации. Ведь главное — стабильность.

Куда же я, по их мнению, должна была трудоустроиться? В паспортный стол!

Столь заманчивой перспективы я не оценила и пошла другим путем. С самого детства мне нравилось заниматься творчеством. Я даже училась в художественной школе, но не окончила ее, потому что в то время в Красноярске никто не воспринимал рисование всерьез, тем более в качестве будущей профессии. Меня это предубеждение тоже коснулось на заре жизни.

Все изменилось, когда я в 21 год поехала учиться в Москву, получать второе по счету высшее экономическое образование. В столице обросла новыми знакомыми, интересными связями и попала в школу «Детали» — одно из лучших учебных заведений России, где изучают дизайн.

Входя в новую для себя профессию, я испытала настоящий стресс, хотя и занималась тем, что мне действительно интересно. Давало о себе знать отсутствие художественного училища или архитектурного вуза за плечами. В школу я пришла без всякой подготовки, движимая чистым энтузиазмом. Поэтому приходилось не просто много учиться и готовиться, а ходить на всевозможные курсы сверх программы, словом, полностью погружаться в тему, почти с нуля.

Меня долго преследовало ощущение, что я занимаюсь не своим делом. Но лучшим средством от Синдрома Самозванца и самой мощной мотивацией продолжать учебу в школе была фраза моего отца: «Возвращайся, не трать время на ерунду, иди работать в паспортный стол!» Слишком уж очевидной была разница: заниматься тем, что интересно, но требует усилий, и тем, что неинтересно вообще, но якобы необходимо.

Из всего этого я вынесла важные мысли. Во-первых, наше «хочу» всегда сильнее, чем «надо». А во-вторых, любая профессия — это труд. Учиться чему-то новому, безусловно, по определению тяжело. Но лучшей наградой для меня стали неповторимые эмоции, которые я испытала, когда появились первые клиенты.

Мне доводилось пережить подобное не раз. Помню, как счастлива была, когда в 14 лет открыла маленький фитнес-зал и в его двери вошли первые девчонки, мечтавшие сделать свою фигуру красивой. Позже у меня были и свой цветочный магазин, и производство обуви для бальных танцев, и ателье. Но архитектура и дизайн были для меня особой страстью!

Особенно любила постройки и помещения грандиозных размеров, меня завораживали здания заводов, сталинская архитектура. Моя бабушка работала в Красноярске в «Норильторге» — большом речном порту. Она заведовала огромным складом, величиной с целый ангар. Работники передвигались по нему с помощью электрокаров, потому что обойти территорию пешком было невозможно. Я часто приходила туда и наслаждалась масштабами пространства.

В общем, архитектура мне нравилась с детства. И когда я переехала в Москву, у меня наконец-то появилась возможность жить в домах и квартирах, архитектурой и дизайном которых я наслаждалась. На моем счету уже 13 квартир, которые я поменяла, пока жила в столице. Для кого-то переезд смерти подобен, но для меня — настоящий кайф: менять недвижимость, просто чтобы видеть разный пейзаж за окном.

Возвращаясь к разговору о профессии. Конечно, приступать к новому делу лучше постепенно, двигаться маленькими шагами. Но так получилось, что мой путь в дизайне интерьера сразу начался со сложных заказов. Я еще получала образование, а друзья уже рекомендовали меня потенциальным клиентам, те утверждали мои дизайнерские проекты и по полной загружали работой.

Первым моим заказом стал дорогой, статусный интерьер в очень престижном жилом комплексе, хотя у меня, по правде говоря, на тот момент еще не было достаточно опыта и знаний для выполнения такой работы. Поэтому я еще более внимательно слушала все то, что рассказывали преподаватели на лекциях, пыталась почерпнуть максимум идей и воплотить их в своем проекте.

Позже я поняла, что зря волновалась. Как выяснилось, клиенты обычно приглашают дизайнера вовсе не для того, чтобы он создавал нечто сверхоригинальное. Им нужен человек, который принимал бы решения вместо них, брал на себя всю ответственность за ремонт, сам налаживал контакты со строителями, договаривался о ценах, а где-то даже спорил с задумками хозяев.

Так или иначе, проект, над которым я работала, получился почти идеальным. Профессиональный фотограф сделал снимки моего творения, и я отправила их в разные журналы. Фотографии утвердили несколько изданий, и один из глянцевых журналов разместил мой дизайн на обложке номера. После чего заработало сарафанное радио. Гости клиентов восхищались квартирой, просили поделиться моими контактами, кто-то увидел снимки в журнале и захотел со мной работать.

Так после первого же проекта у меня появилось множество новых клиентов: в Москве, Красноярске, даже на Камчатке. Я постоянно была в разъездах, но тогда мне это нравилось. Я получала опыт и обрастала связями. Главное, работа над каждым интерьером напоминала знакомство с новым интересным человеком. Я поняла, насколько многогранна стезя дизайнера, и меня безумно вдохновляло это. Хочешь — обустраивай маленькие квартиры, хочешь — обставляй огромные дома!

Параллельно с работой я участвовала в профессиональных конкурсах — выкладывала свои эскизы на дизайнерских и архитектурных площадках, это приносило мне дополнительный пиар. Как результат, однажды мне позвонили с НТВ. Руководство телеканала изучило мое портфолио, и меня пригласили на собеседование в телепередачу «Квартирный вопрос».

И опять пришлось учиться новому: работать в кадре и при этом не просто создавать красивый интерьер, а продумывать историю его создания, которая бы удивила зрителя. Участие в «Квартирном вопросе» стало для меня настоящей проверкой на прочность. Выпуски программы с моим участием получали множество зрительских откликов, конечно, не только положительных. Например, после эфира, в котором я придумала дизайн с черными стенами, мне позвонила незнакомая женщина и сказала, что я ужасный дизайнер. Было неприятно, но благодаря поддержке подруги я пережила этот момент. Мы посмеялись: «Это известность пришла».

Мое «хочу» пересилило «надо», которое навязывали родители. Я все-таки стала профессиональным дизайнером. Хотя до сих пор со смехом произношу в семейном кругу фразу: «Ну, если что, всегда могу пойти работать в паспортный стол».

Сила доверия

Заказов становилось больше, я перестала справляться с таким объемом работы в одиночку, да и постоянные разъезды порядком утомили. Поэтому приняла решение нанять помощников в онлайн-команду. Сказано — сделано, но… команда была разбросана по разным городам и часовым поясам, мы с трудом находили время, чтобы координировать работу.

Мне понадобилось пять лет, чтобы открыть офис в офлайне. Денег на аренду и содержание помещений поначалу не хватало, пришлось приглашать в команду сотрудников на неполный рабочий день. Это напоминало авантюру, но в итоге сыграло нам на руку.

Хотя в самом начале своего бизнес-пути я все-таки допустила ошибку. Когда нанимала первых помощников — не слушала интуицию и сердце, руководствуясь принципом «Диплом есть, портфолио классное — надо брать!». И мне приходилось буквально уговаривать себя работать с этими людьми, потому что по-настоящему я не хотела брать их в свою команду, не доверяла им. Но мой внутренний Самозванец шептал: «Ну кто пойдет ко мне в бюро, оно же такое маленькое! Да и зарплата у меня в фирме совсем небольшая, так что бери что предлагают и радуйся этому». Поэтому я старалась не отсматривать слишком большое количество претендентов и не сильно придираться к ним. Было просто неудобно, неловко перед людьми.

Лишь спустя годы я вынесла для себя, что следует тщательно выбирать тех, с кем предстоит выстраивать свою систему. В бизнесе случается много ситуаций, когда на сотрудника или коллегу необходимо положиться.

Расскажу об одной из них. Однажды я поехала на закрытую выставку текстиля выбрать для своих клиентов что-нибудь интересное и необычное. Масштабы мероприятия меня просто поразили! Приехали известные производители и представители лучших брендов со всего мира, которые занимаются текстилем более 300 лет. И я, изучив все представленные фирмы и их образцы, увидела эту нишу не как дизайнер, покупающий готовый продукт, который соответствует дизайнерской задумке, а с новой точки зрения. Я осознала значимость ткани, ее роль в дизайне, важность структуры, рисунка, материала, после чего задалась целью создать свою коллекцию тканей.

Вы спросите, почему спустя только лет работы в сфере дизайна меня заинтересовало создание текстиля. Начну издалека: ремонт — это два года жизни с клиентом, от начала проектирования и до того момента, когда в интерьер вносят последний штрих. Финальную точку в проекте ставят текстильные декораторы, которые навешивают шторы, укладывают покрывала и подушки.

В какой-то момент мне стало ясно: никто не завершит процесс ремонта лучше, чем я сама! То есть мне хотелось контролировать работу на всех ее стадиях, в том числе отвечать и за текстиль в помещении. Соответственно, потребовались специалисты в этой сфере, и только такие, которым я могла бы стопроцентно доверять.

Такие люди были найдены. С тех пор я стала самостоятельно закрывать свои проекты, а параллельно работать на весь отечественный текстильный рынок и развивать собственную коллекцию тканей испанского производства.

Поэтому и нужно искать того, кто будет не просто выполнять рабочие обязанности «от сих до сих», а станет близок именно в духовном и идейном плане. Нужно чувствовать, что сотрудник тебе подходит, независимо от того, сколько лет он в этой сфере проработал. Намного важнее, если у человека горят глаза и он готов развиваться самостоятельно, без строгого контроля.

Сейчас у меня удаленно работают три визуализатора. Их невозможно контролировать постоянно. Вариант только один: дать людям свободу и признать, что они сами могут грамотно структурировать свое время. Мне неважно, когда конкретно они будут работать — в течение дня или глубокой ночью. Главное, чтобы мы вовремя сдавали проекты.

Когда вы научитесь верить людям, вы увидите, как много они могут сделать для вас. Я своих сотрудников очень ценю и уважаю. Мы одержимы одной идеей и движемся в одном направлении, что важно в командной работе.

Вот почему советую: выбирайте себе в команду тех, кто с вами на одной волне, тех, кому сможете доверять. Руководствуйтесь принципом «хочу принять на работу» (потому что вижу, что у человека горят глаза), а не «надо принять на работу» (потому что у соискателя отличное резюме). Вот увидите, это окупится!

Начало и середина

Параллельно с профессиональной реализацией я успевала заниматься личной жизнью. Обе беременности я работала до последнего дня, а сразу после родов выходила обратно на стройку. Сидеть три года в декрете просто не могла физически.

Дети — это принципиально новый опыт. Только после их рождения я стала понимать, как мало у нас времени и как важно использовать его эффективно. Хотелось быть хорошей мамой, оставаясь высококлассным руководителем! Поэтому я полностью изменила всю внутреннюю систему своего проекта, в том числе — взаимодействие с сотрудниками. Работа стала более структурированной. Но в какой-то момент случился мой личный кризис.

Я стала сравнивать себя с популярными блогерами, у которых по пять детей, а они успевают и безупречно накраситься, и фоточку модную в «Инсту» залить… Где я — и где эти сверхпопулярные персоны? Мой внутренний Самозванец принялся говорить мне: «Тебе надо догнать и перегнать их!» Но все, чего я хотела, — отдохнуть от сумасшедшей гонки…

От выгорания меня спасла коуч, она сказала мне: «Аня, не сравнивай свое начало с чужой серединой». После этих слов я разрешила себе быть собой. Устала — значит устала. Если хочу жить и работать в своем собственном темпе, то это мое право. И не надо пытаться быть идеальной!

К моменту рождения детей я уже была признанным профессионалом и что-то менять в своем ритме жизни и работы не собиралась, но два карапуза внесли коррективы в мои планы. Я стала брать в работу меньше проектов, но они вышли на новый качественный уровень. Например, пришло понимание, что, расставляя мебель, я не просто двигаю предметы по периметру комнаты, а делаю жизнь своих клиентов комфортнее. И это — целая философия, которую мне удалось внедрить в свою работу.

Вот почему не надо сравнивать себя с другими, а тем более переживать из-за этого. Но если сейчас вы находитесь именно в такой ситуации, то попробуйте вот что. Возьмите тетрадку, нарисуйте в ней красивый чемодан и напишите на нем все свои проблемы и переживания в виде списка. Главное, чтобы в него все поместилось, так что чемодан, наверное, получится большим.

Теперь посмотрите на рисунок внимательно. Неужели вам нравится постоянно таскать этот внушительный багаж с собой? Скорее всего, нет. Так что смело выкидывайте его вместе со всеми своими сомнениями и проблемами. Порвите эту бумажку, сомните и бросьте в мусорное ведро.

Очень простое упражнение. Но когда я впервые его выполнила — стала более уверенной в себе и своих силах. Это действительно работает, проверьте сами!

Кто здесь главный?

Моя работа — это в первую очередь взаимодействие с людьми. Я уже рассказала о том, насколько важно уметь правильно подобрать сотрудников. Но с ними всегда можно выстроить продуктивные отношения по принципу «руководитель — подчиненный». А вот с клиентами это сделать намного сложнее. Ведь не я их выбираю, а они — меня. В этом взаимодействии нужно, с одной стороны, красиво упаковать и продать себя и свою идею, а с другой — быть с этими людьми наравне. То есть не стараться «угодить во всем» только потому, что они платят, а спокойно высказывать собственное мнение и профессиональную точку зрения.

Мои клиенты зачастую бывали и старше меня, и выше по статусу: руководители крупных компаний, владельцы предприятий. Поначалу я была для них просто девчонкой-блондинкой, которая ничего не знает о жизни. Поэтому выстраивать и отстаивать свою позицию приходилось с трудом.

А так как работала я чаще всего над дизайном жилого помещения, то на встречу, как правило, приходили двое — муж с женой. Я фактически оказывалась в меньшинстве, потому и выиграть переговоры бывало сложно. Тогда я стала брать с собой взрослого мужчину, который отвечает в моей команде за технадзор, а значит, знает все процессы стройки и в любой момент может четко дать любую техническую информацию. В психологическом плане это очень помогало мне.

Но при этом я понимала, что нужно бороться со своим образом «девочки-блондинки» и утверждаться в обществе клиентов как специалист. В тот период у меня был коуч и психологическая группа, которую я посещала. Там мы создавали безопасное пространство и все вместе учились осознанно отстаивать свои границы, выявлять собственные провалы и понимать, как их преодолеть.

Групповая работа помогла мне сделать то, чего я хочу, — научиться выстраивать здоровые отношения с клиентами и стать более уверенной в себе, вместо того чтобы пойти на поводу у очередного «надо» — подстраиваться под каждого клиента.

Знаю, что в России групповые психологические занятия не столь популярны, но уверена: лучше способа выявить собственные проблемы и перебороть их просто не найти. На терапии я вместе с разными людьми проживала их истории, многому училась и начала видеть некоторые процессы по-иному. В том числе заметила в себе Синдром Самозванца. И в какой-то момент осознала, что я, «девочка-блондинка», внутренне напрягаюсь, когда даю поручения на стройке десяти большим дядям. Мол, а кто я вообще такая, чтобы ими командовать? Стала видеть зажимы в теле и поведении… И только пройдя все этапы, научилась разговаривать с подчиненными так, как этого требует служебная субординация.

Главная моя ошибка в начале пути — мне хотелось, чтобы все проекты получались идеальными с первого раза. Но после групповых занятий я поняла, что любой процесс, в том числе неудачный, — это опыт. И не надо бояться экспериментировать в процессе работы. Например, сделать пять выкрасов, а не один. Или попросить строителей нарисовать три варианта молдинга на стене, чтобы точно знать, какой из них подходит.

Расскажу еще об одном своем «загоне». Работа моей студии происходит таким образом: я создаю идеи, мои сотрудники их реализуют, строители воплощают в материальном плане, а клиенты за это платят. И мне казалось, что если уж я главная в этой цепочке, то мне должны подчиняться все и во всем. Поэтому раньше пыталась быть на одном уровне с теми, кто непосредственно воплощал мои замыслы: если они с чем-то не соглашались — реагировала на это достаточно жестко, спорила, до последнего пыталась отстоять свое мнение.

Позже поняла, что строитель имеет право на свое мнение и часто тоже может предложить хорошую идею. Другое дело, что при работе часто возникают «косяки» и я, как руководитель проекта, обязана их замечать и информировать клиента. И тогда, конечно, конфликтов не избежать.

Однажды мы с хозяином пришли в квартиру, чтобы проверить, как уложена плитка. Не успели осмотреться, как я заметила, что строитель странно стоит — явно закрывает телом какой-то свой ляп. Говорю ему: «Давайте включим свет». И он сразу заволновался: «У нас света нет, лампочки не вкрутили». Думал, наверное, что если я девушка-дизайнер, то меня легко вокруг пальца обвести.

Сейчас я уже ни с кем не спорю, а просто пишу замечания в Журнал авторского надзора. Ну и, как вы помните, приняла на работу помощника, отвечающего за технадзор. И если контролировать все самой не представляется возможным, то он отлично помогает мне.

Фокус внимания

И в школе, и в институте мне всегда было сложно починяться какому-то жесткому графику, ходить строем, делать одно и то же изо дня в день. До определенного возраста я думала, что это плохое качество и с ним надо бороться, развивая силу воли. Сказали «надо» — значит надо.

Мне казалось, что я и в профессии не получаю каких-то больших результатов, потому что бываю непоследовательна. Нужно жить по расписанию и никак иначе! Но позже поняла, что следовать четким правилам просто невозможно.

Будучи беременной, я купила для ребенка кроватку на колесиках, чтобы можно было ее перекатывать из одной комнаты в другую. Но, как только мы собрали кроватку, оказалось, что она на два сантиметра шире дверного проема. Вот вам смешной маленький пример того, что реальную жизнь невозможно втиснуть ни в какие строгие рамки.

Как-то раз привезли мне на стройку камень (трехметровые слэбы). А поднять его на нужный этаж невозможно, потому что лифт в этом доме очень маленький. Что делать? Расстроиться и опустить руки? Нет — принять ситуацию, пораскинуть мозгами и поднять эти слэбы на следующий день строительным краном через окно. Да, нарушить график, сдвинуться во времени, но не сдаться.

На сопротивление обстоятельствам всегда уходит уйма энергии. Думаю, многие страдают подобным — желают удержать мир вокруг себя и контролировать абсолютно все. Дескать, так надо. А я сейчас пытаюсь просто быть в потоке и решать задачи по ходу, так, как я хочу, то есть находить нестандартные решения для любых неожиданностей, которые все равно будут возникать (поэтому всегда закладываю их в рабочие прогнозы).

Очень помогает смена фокуса внимания. Это суперинструмент. То есть, когда случилось что-то плохое, концентрируюсь только на положительном. И вам предлагаю попробовать то же самое.

Дайте себе право на ошибку! Вы можете промахнуться, и обязательно промахнетесь хотя бы раз. Это нормально. Просто шагайте вперед, невзирая на свои зажимы и страхи. И всегда помните: дорогу осилит идущий.

Напишите в директ моего «Инстаграм» кодовое слово «Планировка мечты» и получите скидку на мои услуги 50 %. Перейдите по QR-коду и получите в подарок чек-лист «Что можно согласовать в перепланировке».

Если QR-код не сработал, перейдите по ссылке: https://sindromsamozvantsa.ru/demushkina

Техники преодоления синдрома самозванца от Марии Азаренок

Берем силу в прошлом и опыте

Твердые факты

Выпишите все факты, которые подтверждают ваш профессионализм и статус. Пишите их в формате цифр, имен, названий. Выбирайте только то, что не вызывает вопросов и сомнений и с чем невозможно поспорить: ваши образование, дипломы, количество лет в профессии, количество клиентов, их фактические измеримые результаты. Создайте картотеку всех твердых фактов про себя.

Коллекция благодарностей

Когда нам говорят слова благодарности (наши клиенты, партнеры, сотрудники), очень часто мы радуемся в моменте (а иногда даже и порадоваться в суете не успеваем — просто воспринимаем как должное) и потом забываем… Кто-то что-то когда-то сказал или написал — и через месяц, полгода, год ты уже не помнишь, кто конкретно и что. А ведь именно эти слова, эти эмоции являются очень мощной поддержкой вашего внутреннего мастера. Заведите привычку коллекционировать ЛЮБУЮ форму благодарности вам — сториз, упоминание, личное сообщение. Я для этих целей использую закрытые телеграм-каналы, куда я и мои ассистенты скидываем все, что прилетает из разных источников. Когда становится грустно и возникает ощущение неопределенности, можно открыть любой такой канал — и пять минут чтения или прослушивания сразу нейтрализуют моего Самозванца.

Легенда

Соберите в одном месте три — пять историй, которые вас сформировали. В чем отличие обычной истории от легенды? Легенда относится к разделу трансформационных событий, которые оказали сильное влияние на ваше формирование как личности, предпринимателя, творца, человека — бренда, профессионала. Чем она характеризуется? Наличием эмоционального перепада в точке бифуркации (точке перехода из одного состояния в другое) и выводами, которые вы сделали из этой ситуации. Например: переезд, любовь (счастливая и не очень), прием на работу (взяли или не взяли), первая продажа (или ее отсутствие). Что важно? Через эту ситуацию вы выросли и стали сильнее!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Синдром Cамозванца. Как творить и делать дело без страха и сомнений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я