Корпоративный веб-сайт на 100%. Требуйте от сайта большего!

Сергей Сухов, 2009

Системное, компактное и хорошо структурированное руковод ство по всем аспектам функционирования корпоративных сайтов. Книга обобщает богатый практический опыт ее авторов (более 700 успешных проектов в сфере веб-разработок и сотни печатных и электронных публикаций). На страницах книги вы найдете множество рекомендаций, примеров, методик и контрольных списков, которые позволят сделать ваш веб-сайт мощным бизнес-инструментом. Книга адресована директорам по маркетингу и другим специалистам, в чьи обязанности входит управление корпоративными веб-сайтами. В качестве важного дополнения к настояшему изданию рекомендуем сайт www.webdevelopment.ru, на котором вы можете оставить свои комментарии, ознакомиться с дополнительными материалами, задать вопросы, пообщаться с авторами.

Оглавление

9. Удобство использования

Юзабилити (англ. usability — дословно «удобство пользования», «применимость») — это понятие, обозначающее общую степень удобства использования любого предмета, в частности удобство использования веб-сайта. Часто термином «юзабилити» называют набор методов улучшения интерфейса сайта в процессе его разработки.

Наиболее близким к понятию «юзабилити» бизнес-термином является, вероятно, понятие «клиентоориентированность». Именно оно максимально передает ключевую идею этой концепции — проектирование веб-сайта с точки зрения Клиентов и строго под решаемые ими задачи.

В идеале, даже неопытному интернет-пользователю при работе с сайтом должно быть «все понятно» и удобно. Помните фразу: «Счастье — это когда тебя понимают»? Она, в том числе, и про восприятие Клиентами вашего сайта. Сделайте своих Клиентов чуть-чуть счастливее.

Если вы находите сайт раздражающим, какие действия вы предпринимаете?

Рейтинг ответов посетителей:

76,7 % — не буду больше заходить на этот сайт

74,2 % — отпишусь от рассылки компании

71,3 % — буду относиться к компании с предубеждением

71,0 % — не буду заказывать продукцию на этом сайте

54,9 % — расскажу о неудачном сайте знакомым

По данным компании HostWay

Оценку удобства использования веб-сайта принято проводить в трех основных направлениях:

Эффективность — параметр, учитывающий количество и качество задач, которые пользователи могут решить с помощью веб-сайта

Продуктивность — параметр, определяющийся скоростью решения пользователями своих задач и количеством совершаемых ими при этом ошибок

Удовлетворенность — параметр, отражающий общий уровень комфорта пользователей при работе с веб-сайтом.

Провести оценку удобства использования сайта вы можете с помощью экспертов по юзабилити или организовав пользовательское тестирование.

Пользовательское тестирование

Пользовательское (или юзабилити) тестирование — это, согласно определению Wikipedia, метод оценки удобства использования продукта, основанный на привлечении пользователей в качестве тестирующих.

Пользовательское тестирование позволяет выявить и устранить ошибки, допущенные при проектировании интерфейса сайта. Эти ошибки могут оказаться очень разными — от некорректных названий разделов в навигационном меню (типичный пример: создание раздела «Информация») до чрезмерно сложных и запутанных сценариев оформления покупки в интернет-магазине.

Каждый потраченный на юзабилити доллар возвращает от 10 до 100 долларов прибыли или сэкономленных средств

Скажем, вы можете обнаружить, что пользователи пытаются кликать в элементы, не предназначенные для этого. Например, в имиджевую фотографию с изображением веселых утконосов, размещенную на первой странице вашего корпоративного сайта.

Это может объясняться множеством причин: непонятностью остального интерфейса, иллюзией «кликабельности» или любовью вашей аудитории к утконосам.

Целью юзабилити-тестирования является выработка рекомендаций по совершенствованию удобства использования интерфейса сайта

В любом случае эту особенность поведения пользователей нельзя игнорировать, а лучше всего продуктивно использовать (например, сделать от фотографии ссылку в раздел «Продукты и услуги» — надеемся, там можно купить утконоса).

Одним из часто упускаемых моментов при проведении тестирования является анализ используемых на сайте приемов «защиты от дурака». Например, вы должны проверить, что в поля с датами и денежными единицами нельзя ввести отрицательные числа. Или убедиться, что невозможно указать фамилию, состоящую из одних цифр.

При проведении пользовательского тестирования:

Все работы должны проводиться на основе тестовых заданий, выдаваемых участникам тестирования и соответствующих типовым сценариям поведения пользователей (например, задание может звучать так: «Попробуйте купить товар в интернет-магазине» или «Отыщите на сайте контактную информацию и обратитесь в компанию с претензией»

♦ С пользователями обязательно должен работать модератор, направляющий их усилия, но не оказывающий помощи

Следует постоянно вести аудио — и видеозапись всего процесса тестирования

♦ Участники тестирования должны проговаривать все свои действия и рассуждения вслух, чтобы их проще было фиксировать и анализировать

♦ С помощью специальных устройств должна автоматически проводиться запись всех действий, совершаемых на экране (например, движений мыши), а также динамики движения взгляда пользователя по интерфейсу. Это позволяет обнаружить «узкие» и непонятные места в интерфейсе сайта (например, отследить, куда, на самом деле, кликает пользователь, пытаясь уйти с первой страницы сайта)

Всем приведенным выше требованиям соответствует только организованная процедура, проводимая, как правило, специалистами по юзабилити с использованием соответствующего оборудования.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я