Танцующий на граблях

Сергей Владимирович Беликов

Вы когда-нибудь хотели вернуться в прошлое и исправить ошибки, которые совершили? Или иметь старшего брата, который уже наступил на множество граблей и может поделиться опытом? Лично я – да. Но увы, мне приходилось все постигать на своем опыте. Зато теперь я могу им поделиться! Эта книга – история 40 лет моей жизни и уроков, которые из нее вынес. Вы спросите: «А кто ты такой, чтобы читать твою автобиографию»? Да в общем-то – никто. Но в этом и смысл! Слышали о систематической ошибке выжившего? Когда пытаются учиться на успешных примерах, но при этом игнорируют информацию о провалах, которая намного ценнее. С этой точки зрения полезнее почитать об опыте парня из соседнего двора, чем очередную биографию миллионера. И у меня есть что рассказать. Как накосячить так, чтобы тебя выгнали из твоего же стартапа, но потом стать успешным фрилансером. Как испортить множество отношений, но со временем все-таки начать что-то понимать про женщин. Или нет. Как из болезненного ребенка превратиться во взрослого ипохондрика, но преодолеть панические атаки. Если заинтересовались, то приглашаю вас в увлекательное путешествие по жизни ребенка 80-х. И возможно, каких-то граблей на которые наступил я, вы сможете избежать.

Оглавление

Откуда берутся отличники

Глава между школой и институтом — отличное место чтобы написать о моем отношении к учебе. Как вы, наверное, уже поняли, я не фанат прилежной учебы и хороших оценок. Несмотря на то, что всю жизнь учился хорошо.

Есть три основных цели обучения в учебных заведениях. Первая — это социализация, умение адаптироваться в коллективе и играть во все эти иерархические игры, а также налаживание связей. Можно, конечно, играть в «я в эти игры не играю», но понимать (и прочувствовать на себе) как все это устроено, полезно в любом случае. Во времена Ленина жить в обществе и быть свободным от него было сложно, но в 21 веке это вполне возможно. Но даже в этом случае нужно понимать основные принципы социальной жизни. И это не то, что можно изучить по книгам.

Вторая цель — это поиск того, чем хотелось бы заниматься, возможность попробовать себя в разных сферах. Это можно и нужно делать и за пределами школы, разумеется, но иногда интерес к какой-то сфере может проявиться в школе. Например, благодаря талантливому преподавателю.

Третья — прокачать мозг. Развивать логическое мышление, образное мышление, память, умение грамотно излагать мысли, умение учиться и разбираться в чем-то. Понятно, что сама по себе математика или физика в жизни пригодится единицам, но умение мыслить, которое они развивают, будет полезно в любом случае. Именно так я воспринимал в институте непрофильные предметы (а непрофильным считал всё, что не связано с программированием).

К хорошим оценкам относится разве что только третий пункт. Оптимальная стратегия обучения — это учиться достаточно хорошо, чтобы не вылететь и получить базовые знания. Впрочем, опыт Билла Гейтса и Стива Джобса показывает, что иногда бросить институт — это правильное решение. Но нужно всегда делать поправку на систематическую ошибку выжившего. Далеко не все бросившие ВУЗ стали миллионерами. Добиться этих минимальных проходных баллов можно разными способами: выучить, попросить помощи у того, кому предмет дается хорошо и так далее. Анекдоты про отличников, которые выросли и работают на троечников вполне жизненны. И во многом потому, что отличники начинали работать на троечников еще в школе, а троечники занимались более полезными для реальной жизни вещами.

Так откуда же берутся отличники? Основная причина, на мой взгляд, это перфекционизм и страх ошибок. Часто он навязан ожиданиями родителей, но осознать и исправиться — это уже задача самого человека. Потакание этому страху (зубрежка и тщательное выполнение всех заданий), как и любому другому страху, только усиливает его. Я это отлично знаю по себе. Я очень боялся выглядеть дураком перед всем классом, но еще больше я боялся того, что если я не справлюсь, то это будет подтверждение моей «дефективности», которую я ощущал с детства. Мне повезло, что у меня от природы были таланты во многих областях и учеба давалась мне относительно легко. Но все равно, времени на нее я потратил непозволительно много. Думаю, что намного полезнее для меня в те годы было бы убедиться, что тройка — это не конец света и не прямая дорога к работе дворником всю жизнь.

Еще одна опасность ориентации на оценки — это конформизм. То есть вера в то, что следование правилам системы будет вознаграждено по заслугам. В реальной жизни, разумеется, это далеко не всегда так. В СССР это более-менее работало, в период перестройки — уже не очень, а сейчас работает совсем плохо. Хотя нельзя сказать, что это совсем уж нерабочая жизненная стратегия. Все зависит от того, насколько повезет с системой. Но я считаю, что в современном обществе конформизм, скорее, вреден.

Особенно же разрушителен синдром отличника в сфере отношений, где он превращается в синдром славного парня (есть хорошая книга на эту тему — «Хватит быть славным парнем»). Желание все делать правильно, быть хорошим и заслужить одобрение, чаще всего имеет обратный эффект. И это одна из причин, почему «ботаники» чаще всего непопулярны. Почему так происходит? Одна из причин в том, что люди воспринимают желание быть хорошим, правильным и хорошо учиться как неискренность. Как же это так, он не хочет прогулять уроки, посмотреть мультики или погулять?! Наверное, он что-то скрывает или просто хочет выпендриться и быть лучше других. Только вот чаще всего на самом деле за этим скрывается вовсе не выпендреж и злые козни, а огромный страх показать свою неидеальность, не справиться, облажаться… И такого человека можно только пожалеть.

Другая проблема — что «славные парни» многие вещи делают не из-за хорошего отношения, а из желания получить что-то взамен. Хотя бы похвалу и одобрение, которые при отсутствии любви к себе нужны как воздух. Но люди, к сожалению, воспринимают это как манипуляцию. Раз уж мы говорим об учебе, то классический пример — это отличник, помогающий девочке с учебой, надеясь, что она обратит на него внимание. Естественно, девочками это воспринимается как слабость и явно не прибавляет очков ботаникам. Да, я тоже таким был. Учась в институте, я написал несколько лаб просто за возможность посидеть рядом с симпатичными девушками, но не сильно рассчитывал на что-то большее. Не получив желаемого, многие «славные парни» обижаются и уходят в пассивную агрессию, еще больше ухудшая ситуацию. В моем же случае эта агрессия чаще всего была направлена на себя. То есть вместо «праведного негодования» и требования «справедливости» я думал «ну а чего ты ожидал?».

Но при этом отличники все-таки получают одобрение от родителей и учителей и подсаживаются на него. И это ведет ко множеству проблем в жизни — перефекционизму, страху быть собой, неумению проявлять агрессию, подавлению чувств, сложности идти на риск и так далее. Проблема тут в том, что хвалят как бы не его самого, а тот фасад или маску, которую он выстроил и это еще сильнее ее укрепляет. Разумеется, полезно хвалить за успехи, но делать это нужно осторожно, подчеркивая, что и в случае неудачи он будет принят. Хотя с моими шоколадками за тройки это вроде было, видимо, чего-то мне не хватило. Я все равно вырос типичным славным парнем.

В общем, быть хорошим и правильным мальчиком — не работает. Это не ведет к любви и получению желаемого, как бы ни убеждали в этом бабушки. Да, такой ребенок становится удобным, но из-за этого не происходит отделения от родителей, которое как раз и должно происходить в подростковом возрасте. Также он учится подавлять свои желания и никому не создавать проблем, боится рисковать, боится проявлять агрессию и становится просто тряпкой. И в будущем ему потребуется много усилий чтобы стать нормальным человеком (знаю по своему опыту). Будь я родителем, я бы намного больше беспокоился если бы мой ребенок был отличником, чем если бы он дрался в школе и прогуливал уроки.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я