Журналистка Юлия Симонова в отчаянии: она влюбилась в сотрудника, да ещё и женатого. А как же Андрей? Чтобы не заниматься самобичеванием, она с головой уходит в расследование жестокого убийства молодой женщины. В областной картинной галерее обнаружена пропажа полотна всемирно известного художника. Неожиданно события переплетаются необыкновенным образом.И при чем здесь теоретик космонавтики Константин Циолковский?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пропавшая пастораль предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Городской пейзаж с зелёными лягушками
К своим отнюдь не положительным качествам Юля относила неусидчивость. Поэтому собрания вызывали у нее если не отвращение, то состояние унылой безысходности. Столько времени тратить на болтовню и бесполезное сотрясание воздуха в стремительном двадцать первом веке — это преступление, считала она. Но не прийти на заседание она не могла: слишком много накопилось вопросов перед грядущими новогодними праздниками. Рыбин прав, коллектив оказал ей доверие, и она должна честно выполнять обязанности профорга телестудии.
Возглавлял профсоюзный комитет Управления связи предприятия «Нефтегазмет» Александр Владимирович Величко. Фамилия ему досталась, по-видимому, от высоких предков. Однако, внешность праотцов ему не передалась. Был Александр Владимирович щуплым сорокалетним мужичком, правда с добродушной улыбкой и неизменным желанием «войти в положение». Это он сам так про себя говорил. На любую просьбу сотрудников он, почесывая затылок, вдохновенно произносил:
— Я с удовольствием войду в ваше положение, но…
Далее следовала самая уважительная причина, которую только можно придумать. Зная эту привычку шефа, Юля сразу положила перед ним два заявления от сотрудников телевидения на путевки в санаторий и показала жестом — очень важно! Он улыбнулся и, безнадежно махнув рукой, поставил свою визу и убрал бумаги в папку. Потом громко откашлялся и начал речь, обращаясь сразу ко всем:
— Господа хорошие, остается два с половиной месяца до новогодних праздников, а у нас столько мероприятий! Поэтому, давайте распределим обязанности между членами профкома и — за дело. Времени для разговоров у нас уже нет!
«Начал активно», — с иронией подумала Юля.
— Наш комитет насчитывает всего шесть человек, — продолжил Величко, — давайте выбирать, кому какое мероприятие по плечу!
— Давайте! — усмехнулась Ксения Романовна Фролова из технического отдела, сидящая рядом с Юлей.
— Итак, пункт первый, — Александр Владимирович посмотрел в свою шпаргалку, — концерт художественной самодеятельности. Кто у нас его курирует?
— Ну, я. Кто же ещё? — пожала плечами объемная дама из бухгалтерии. — Как обычно.
— Замечательно! — председатель поставил галочку в своем списке. — Далее, закупка и фасовка новогодних подарков для детей сотрудников, — он медленно оглядел собравшихся.
— Я, — поднял руку долговязый мастер электромеханического цеха, — уже со складом договорились.
— Отлично! — Величко заулыбался и снова уткнулся в свой листок. — Выставка работ изобразительного искусства коллектива предприятия «Нефтегазмет», — продолжил он, переводя взгляд с одного члена комитета на другого.
Никто не выразил желание заняться всеобщим вовлечением работников нефтегазового комплекса в процесс рисования.
— Так выставкой в прошлом году занималась Козлова, — подала голос помощница председателя профкома.
— Она в декретном отпуске, — развел руки Величко и после недолгой паузы обратился к журналистке, — Юлия Сергеевна, вы у нас первый год в профкомитете. Может, попробуете себя в организации экспозиции?
— Я? — Симонова даже привстала. — Дело в том, что я этим никогда не занималась. В смысле организацией. Нарисовать я, конечно, могу, но нужно найти самодеятельных художников во всех подразделениях нашего управления. А как это сделать?
— Так вы рисуете? — искренне удивился председатель.
— Немного, — она смущенно улыбнулась, — училась когда-то в художественной школе.
— Да вас, моя милая, нам сам бог послал! — обрадовался тот и уверенно поставил «галочку» рядом с фамилией журналистки в списке ответственных за предновогодние мероприятия.
После собрания Ксения Романовна по-дружески обняла Юлю за плечи и ободряюще шепнула:
— Не дрейфь, я тебе передам все наработки Валентины Козловой, которая занималась выставкой в прошлом году. Там списки наших художников-самородков и жюри. Напишешь объявления и развесишь во всех подразделениях! Ничего страшного!
— Спасибо! — благодарно кивнула журналистка, накидывая куртку.
— И сама обязательно принеси свои работы, — улыбнулась коллега, — уверена, они у тебя — классные!
— Да, я давно не рисовала.
— Кажется, художники не говорят «рисовала». Они пишут! — засмеялась добродушная Ксения.
— Художники пишут, а я — рисую, — хмыкнула Юля, — кстати, у меня даже холста нет, — разочарованно добавила она.
— Холста? — собеседница покачала головой. — С этим я тебе, пожалуй, тоже помогу! Мы год назад купили квартиру, а на антресолях я нашла несколько подрамников с холстами. Остались от бывших хозяев. Не выбросила, подумала: вдруг пригодятся!
— Это было бы очень кстати, — обрадовалась Симонова.
— Заходи как-нибудь после работы, — она подала свою визитку, — передам из рук в руки. Твори на здоровье!
По дороге домой деятельная Юлия стала обдумывать: кто, кроме нее, из студийного коллектива может принять участие в выставке. Главный режиссер Никита Важнов как-то приносил свои рисунки гуашью. Парня обязательно надо привлечь, решила она, вспомнив его отличные работы. Стоп! От мысли о Викторе она даже вздрогнула. А не она ли восхищалась его живописью в июне, когда приходила к нему домой. Она тут же вспомнила, что у него на торцовой стене висели два морских пейзажа и одна пастораль. Там, кажется, был изображен мальчик-пастушок. И Виктор, со свойственной ему иронией, сказал, что он всего лишь копиист. Юлю обдало жаром, когда она задала сама себе волнующий вопрос:
— Мог ли ее друг и коллега написать копию картины Огюста Лепажа «Юная пастушка»?
И мысленно ответила:
— Мог.
Опять полил октябрьский дождь, а холодный ветер подхватил ее и понес, обдувая бока, развивая волосы и усугубляя и без того скверное настроение. Дома она выпила горячий чай с парочкой бутербродов и, накрывшись теплым пледом, устроилась на диване.
Юля проснулась от еле слышного поскрипывания полов. Она открыла глаза и в сумраке комнаты увидела склоненного над собой мужчину.
— Я тебя разбудил? — спросил Андрей шепотом.
— Да, — она сонно потянулась и тихо проговорила, — не дождалась тебя и задремала. А который час?
— Около десяти, — Осипов присел на край разложенного дивана.
— Ты, наверное, голодный, — она уже совсем проснулась и привстала на локтях, — пойдем на кухню, я тебя покормлю.
— Марту разбудим, — произнес он виновато.
— Она у мамы, — Юля откинула шерстяной плед и встала с постели.
— А почему мы тогда шепчемся? — хмыкнул он и, протянув руку, включил ночник.
Комната залилась уютным оранжевым светом.
Пока Андрей ел наскоро разогретый ужин, его любимая женщина сидела рядом в трикотажной пижаме и наблюдала за ним.
— Ты похудел, — промолвила она, поправив прядь его непослушных волос, спадавшую на лоб.
— Дело сложное, — по своей холостяцкой привычке он положил грязную тарелку в раковину и включил воду.
— Оставь, я потом помою, — махнула она рукой, — лучше расскажи, что случилось.
Андрей вернулся за стол и придвинул к себе бокал с чаем. Он сделал большой глоток и задумчиво посмотрел в окно.
— Мы сегодня уже собирались по домам, когда поступил вызов. Убита молодая женщина Камилла Гафурова, — майор уголовного розыска Осипов отхлебнул ещё глоток и, вздохнув, печально добавил, — осталась пятилетняя дочка.
— Что же будет с ребенком? Отец есть? — участливо спросила Юля.
— Муж Гафуровой ушел от них полгода назад. Так что девочка теперь сирота. И никаких родственников, представляешь?
— А где ее убили?
— В своей собственной квартире. Правда, там такая квартира, — он грустно усмехнулся и посмотрел на Юлию, — скорее, небольшая комната в коммуналке. Вечно пьяные соседи по общей кухне, грязь, вонь, беспорядок. Как можно жить в таких условиях, да ещё с ребенком? — добавил Осипов и покачал головой.
— А эта Камилла где-нибудь работала?
— В парикмахерской, недалеко от своего дома. Сотрудницы сказали, что она была человек добрый. Клиенты ее любили, хвалили за качественную работу.
— И что, никаких подозреваемых?
— Никто ничего не слышал. У нее был сегодня выходной, дочка в садике, немолодые соседи (муж и жена, нигде не работающие) по мусорникам шарили в округе. Вернулись, стали пить. Обнаружила тело воспитательница, которая привела девочку из детского садика домой.
— Ужасная история, — вздохнула Юля и тут же поинтересовалась, — какие-нибудь зацепки есть?
— Нет. Убийца завернул в тряпку что-то тяжелое и стукнул жертву по голове. Вполне возможно, что это мог быть обыкновенный кирпич. Учитывая, что рядом нет стройки, предполагаю, что преступник заранее где-то подобрал будущее орудие убийства, значит, сделал это не спонтанно, а преднамеренно. Никаких следов, — Осипов развел руки, — все продумал, гад.
— А из комнаты что-нибудь пропало?
— Соседи говорят, что всё на месте. Хотя, — он качнул головой, — им разве можно верить? Но, на первый взгляд, следов грабежа нет. На шее убитой осталась золотая цепочка, а на пальце — колечко.
— Вот как? — удивилась журналистка.
— Да, — мужчина откинулся на спинку стула, — обыкновенный воришка золотые вещицы взял бы.
— Андрюша, — Юля посмотрела на собеседника, — а где находится парикмахерская, в которой работала эта Гафурова?
— Ты что, собралась туда идти? — удивился он.
— Давай, я тебе помогу! У меня завтра вечерний эфир и никаких съемок, полдня буду дома!
— Но учти, это у черта на куличках! Дзержинский район, там сплошной бомжатник! Парикмахерская называется «Кокетка» на улице Октябрьская.
— Хорошо, — улыбнулась она.
В этом районе города журналистка Юлия Симонова никогда не была. Расположенный на окраине, он представлял собой застройку из старых кирпичных двухэтажек с потрескавшейся штукатуркой. На многих балконах беспокойно развевалось застиранное постельное белье, скрепленное почерневшими деревянными прищепками, торчали старые детские санки, ненужные ящики и коробки, а на одном — даже сломанный велосипед с кривыми ржавыми спицами. Между домами, в зеленых застоявшихся лужах, бойко прыгали мелкие бледно-зеленые лягушки, а из приоткрытых форточек раздавалась ненормативная лексика. Юлия быстро отыскала парикмахерскую, разместившуюся на первом этаже жилого дома.
— Здравствуйте! — громко сказала она сонной тетке, уныло смотревшей в окно.
Та молча кивнула, смерив взглядом необычную клиентку в красивом пальто с модной сумочкой.
— У вас по записи или…
— Или, — перебила вялая администратор, — чего будем делать?
— Укладку, — спокойно ответила Юля.
— Садитесь вон в то кресло, — она показала пальцем на место у окна, — мастер сейчас придет.
Через пару минут открылась дверь служебного входа, и вошли две женщины в синих халатах, на ходу что-то обсуждая. Одна была немолодая, полноватая коротышка с металлическими бигудинками на голове. Ее собеседнице было лет двадцать. Она была худенькая, с выступающей нижней челюстью и негустыми соломенными волосами, забранными в хвост толстой резинкой. Лишь только дамы появились в помещении, тут же запахло табаком.
«С перекура вернулись», — догадалась Юля.
— Леся, к тебе на укладку сели, — обратилась администраторша к молоденькой.
Та сразу подошла к своему креслу и, подняв у клиентки волосы с затылка, предложила:
— Пойдемте мыть голову, — и кивнула в сторону потрескавшейся раковины с коричнево-рыжими разводами от ржавчины.
Юля безропотно двинулась за мастером, успокаивая себя тем, что укладка — не стрижка, и студийный мастер Рэночка перед эфиром все исправит.
Пока мастер не включила фен, посетительница спросила:
— А у вас тут работает Камилла? Мне одна знакомая советовала у нее обслуживаться.
— Уже не работает, — произнесла коротышка с соседнего кресла, со скучающим видом рассматривая свои ногти.
— Уволилась? — Юля не собиралась отступать.
— Нет, — Леся сняла вафельное полотенце с головы клиентки и посмотрела на нее через зеркало, — ее убили. Она с Надей дружила, — добавила девушка, махнув рукой в сторону коллеги.
— Убили? — с удивлением переспросила Юля, переводя взгляд с одного парикмахера на другого.
— Девка хорошая была, но уж больно доверчивая, — проговорила Надя, снимая с головы бигуди, — только у нас тут её Милой называли. Камилла — слишком замысловато, — усмехнулась она.
— Говорят, у нее дочка маленькая? — журналистка решила расположить к себе парикмахеров. — Что же будет с ней?
— Яська пока у меня живет, — вздохнула коротышка, — я как узнала вчера, что Милку убили, побежала туда и взяла её дочку к себе. А сегодня утром позвонила в отдел опеки и спросила, как удочерить девчонку, но баба по телефону сказала, что государство и без меня позаботиться о ребёнке. А у меня площадь не позволяет, и мужа нет. Как будто, я в этом виновата! Мне тоже хочется жить по-человечески! — она опять вздохнула.
— Вот как? — покачала головой журналистка.
— Да, вот так! Короче, заберут Яську в детдом, — она устало махнула рукой, — зато по закону.
— Яська — это Ярослава? — успела спросить Юля перед тем, как у ее уха зашумел фен. Она увидела, что добросердечная Надя кивнула. Леся, подхватывая пряди волос, наматывала их на металлическую круглую расческу и сильно тянула вниз, одновременно направляя сопло фена на голову.
— Ой, — Юля потерла пальцами рядом с ухом, — горячо!
— Жгет? — удивилась мастер.
Журналистка поморщилась от этого «жгет». Эта девушка с Марса? Так издеваться над родным языком!
— Жжет, — строго сказала Симонова, но девица и ухом не повела, решив, что это в порядке вещей. Когда, наконец, фен утих, Леся потянулась к большому баллону с надписью «Прелесть».
— Нет, — испугалась Юля, — мне лаком не надо!
— Так без него укладка держаться не будет, — важно возразила парикмахер, взбалтывая ёмкость.
— И не надо, — пожала плечами клиентка.
— Дама не хочет, не делай, — махнула рукой Надежда.
— А у девочки нет отца? — вернулась к разговору Юля. — Жалко ребенка: проведет все детство на казенных харчах.
— Говорю же: законы у нас такие, — женщина повернулась к посетительнице на крутящемся кресле, — с мужем она разошлась. Он бросил Милку полгода назад, и родителей она лишилась. Поэтому и оказалась в этом гадюшнике. Райончик у нас криминальный.
— А, может, все-таки попробовать найти отца девочки? — Юля тоже повернулась к Надежде и посмотрела на нее в упор. — Я работаю на телевидении. Дайте мне его данные, я попробую отыскать.
— Думаю, его милиция раньше отыщет, — усмехнулась парикмахер.
— Ну что вам жалко?
— Да нет, — пожала Надя плечами, — Гафуров Илья Тимурович, — она закатила глаза, вспоминая, — с Милкой они были одногодки, значит, семьдесят восьмого года рождения.
— А вы не знаете, где она раньше жила?
— Где-то в центре. Рассказывала, что квартира у них была большая, но, — разговорчивая парикмахер усмехнулась, — Илье вдруг понадобились деньги. Говорили, он в какой-то переплет попал, вот и уговорил Милку продать квартиру родителей и купить комнатенку. Все обещал, что «развернется», разбогатеет, дом построит! На уши ей лапшу навешал! А эта дурочка всему верила! Вот и попала в коммуналку на окраину.
— Сколько с меня за укладку? — Юля достала кошелек и посмотрела вопросительно на Лесю.
— Триста пятьдесят, — ответила небрежно та, метнув хитрый взгляд на свою сотрудницу.
«Многовато для такой услуги в низкосортной парикмахерской», — подумала журналистка, протянув купюры мастеру.
— А как вы думаете, кто мог убить Милу? — она вновь обратилась с вопросом к коротышке.
— Да кто же это знает? — пожала та плечами. — Даже менты ничего не нашли.
— А может, ее бывший муж? Вдруг ему опять понадобились деньги.
— Илюшка? — женщина сунула в рот палец и стала сосредоточенно грызть ноготь. — Не знаю, — протяжно проговорила она, — но денег и драгоценностей у Милки не было, а эта зачуханная комнатка в коммуналке стоит копейки. Какой резон ему убивать? — в раздумье повторила она и добавила: — Но народ говорит, что его могут посадить… У нас как бывает: настоящего убийцу не найдут, найдут «крайнего»!
— Надежда, а вы не в курсе: он на неё руку поднимал, когда они жили вместе? — на всякий случай спросила Юля.
— В смысле бил? — усмехнулась коротышка.
— Да.
— Нет, никогда! — она замотала головой. — Он интеллигентный парень был. Они, кажись, даже не ругались.
— Так почему же развелись?
— Бабу он другую нашел, — задумчиво проговорила та.
Когда Юля вышла из маршрутного такси и направилась к студии, опять пошел дождь. Она раскрыла зонт и ускорила шаг.
— Девушка, вы куда так спешите? — раздался рядом знакомый голос.
Она оглянулась и увидела своего сотрудника — оператора Виктора Николаева.
— На работу, дяденька! — засмеялась она.
— Какой же я тебе дяденька? Ты забыла, что старше меня почти на два года! — заулыбался он.
— Николаев, а тебе объясняли в детстве, что неприлично говорить женщине о ее возрасте?
— «Я начал жизнь в трущобах городских, и добрых слов я не слыхал. Когда ласкали вы детей своих, я есть просил, я замерзал», — пропел он известную песню и сделал жалобный вид.
— Вот я сегодня видела настоящие городские трущобы, — уже серьезно произнесла журналистка.
— Где же тебя носили твои изящные ножки? — спросил мужчина, подлезая под Юлин зонт и положив свою руку ей на талию.
— В Дзержинском районе!
— Зачем?
Она вздохнула:
— Там молодую женщину убили.
— Опять двадцать пять! Она тебе кто: сестра, подруга или какая другая родственница?
— Никто, — Симонова вошла в услужливо распахнутую Виктором дверь на телестудию, — она просто несчастная женщина, у которой осталась пятилетняя дочка.
— А я подумал, что ты начнешь расследовать дело с подменой картины, — задумчиво сказал он.
— Это дело я не потяну, — вздохнула Юля.
— Почему? — Виктор театрально развел руки в разные стороны и с иронией добавил: — В мазках Лепажа ты разбираешься…
— К сожалению, у меня нет связей в Интерполе, — в тон ему ответила Симонова, — пусть органы выясняют это без меня!
— С тобой им было бы легче, — опять пошутил Николаев.
— Гораздо! — усмехнулась журналистка и тут же строго добавила: — А вот найти убийцу, сделавшего ребенка сиротой, это важно.
Оператор остановился и вполне серьезно спросил:
— Я опять в деле?
— Этим занимается убойный отдел, а я лишь помогаю Андрею, — она сложила зонт в коридоре, — но если ты со мной, буду рада!
— Ты же знаешь, — он улыбнулся, — я с тобой!
После эфира Николаев галантно выставил локоть, предлагая жестом Юлии опереться на него.
— На ступеньках скользко, — предупредил он.
— Погода сегодня хорошая, — втянув в себя ночной воздух, задумчиво проговорила журналистка, когда они вышли из здания телестудии, — Виктор, чувствуешь? Пахнет грибами.
— Это не грибами, а сыростью пахнет, — засмеялся коллега, — если хочешь прогуляться, пожалуйста!
— Хочу! — сразу согласилась она.
Аккуратно обходя неглубокие лужи на тротуаре, они шли по ночному городу, будто заговорщики. И не хотелось думать ни об Андрее, который скорее всего уже вернулся со службы, ни о жене Виктора, возможно, ожидающей мужа. Только ночь, неоновые вывески, желтый свет уличных фонарей, редкие машины и влюбленная парочка, идущая под руку. Как по мановению волшебной палочки исчезла, испарилась куда-то дневная суета. Таинственный сумрак будто черным сверкающим плащом накрыл город, который безропотно притих, повинуясь фантастическим чарам феи ночи.
— У нас с тобой завтра съемка, выезд в десять.
— Знаю, — журналистка устало улыбнулась, — а как ты думаешь, в картинной галерее, действительно, висит подделка?
— Не знаю.
— Но ты же сам пишешь копии, — напомнила она Николаеву.
— Давай лучше поговорим о деле в Дзержинских трущобах, — Виктор хмыкнул, — расскажи, что тебе известно про убийство этой женщины, — попросил он, — чтобы я был в курсе с самого начала.
Юля очень удивилась тому, что Виктор не стал комментировать возможную кражу «Юной пастушки». Но вида не показала. Она лишь разочарованно вздохнула и спокойно начала излагать факты, которые ей были известны, добавив в конце:
— Я узнаю у Андрея адрес, где жила Камилла, и пока он ищет её бывшего мужа, мы с тобой туда сходим и пораспрашиваем соседей.
— Да, — согласился он, — ты умеешь найти ключик к любому человеку. Что-нибудь, да нароем.
— Я постараюсь, а уже потом будем делать выводы.
— Кстати, эта дамочка давно проживала в коммуналке? — поинтересовался Николаев. — Думаю, надо и с этими соседями поговорить. Ну не все же там алкаши?
— Скорее всего, оперативники обошли все квартиры, но я согласна с тобой — народ у нас «уголовку» не любит, особенно в таком районе. Надо будет в выходные пройтись по подъезду.
— Юль, — мужчина остановился и нежно взял подругу за плечи, — какая ты сейчас красивая, — он трогательно поправил воротничок ее блузки, выглядывающий из куртки, и заметил, как профессионал, — свет от фонаря мягко падает слева. Получается такой таинственный образ.
Она не улыбнулась и не отшутилась, как это бывало раньше. Молодая женщина молча двинулась дальше.
— Обиделась? — смущенно спросил он.
— Нет, — Юля опустила голову, — устала сопротивляться. Знаю, что поступаю неправильно, а сделать ничего с собой не могу. Перед Андреем стыдно. Хочу, чтобы было как раньше, — она махнула рукой, — а не получается. Моя беда в том, что я не могу притворяться.
— Я тоже сначала пытался сохранить семью, — Николаев опять остановился, достал из кармана трубку и табак, — но понял, что всё бесполезно. Переживаю только за дочку.
Их взгляды вновь встретились, и Виктор порывисто обнял Юлю.
— Не могу без тебя, понимаешь? Жить, дышать, работать, ничего не могу! Раньше на телестудию шел, чтобы заниматься любимым делом, а теперь — только, чтобы тебя увидеть!
— Я тоже, — прошептала она и почувствовала прикосновение его губ на своем лице. Мужчина крепко прижал ее к себе, и она мгновенно ощутила, как от него приятно пахнет табаком, который смешался с запахом волос. Её руки безвольно упали вдоль тела. От невероятной слабости и непреодолимого волнения она лишь вздохнула и подумала, что уже не в силах противостоять охватившему её чувству.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пропавшая пастораль предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других