Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (постатейный; издание второе, переработанное и дополненное)

С. Л. Антонова, 2021

Второе издание комментария подготовлено с учетом последних изменений законодательства, в том числе внесенных Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. № 483-ФЗ. В книге подробно рассмотрены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обращения с отходами, общие требования к обращению с отходами, нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами, экономическое регулирование в области обращения с отходами, регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, государственный надзор в области обращения с отходами. Приведены положения нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, в частности городов Москвы и Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Содержит анализ судебной практики. Предназначено для правоприменителей – лиц, участвующих в деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов производства и потребления. Второе издание, переработанное и дополненное

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (постатейный; издание второе, переработанное и дополненное) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Преамбула

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Комментируемый Закон содержит преамбулу. Как предусмотрено в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, направленных письмом Аппарата Государственной Думы от 18 ноября 2003 г. № вн2-18/490[16], преамбула (введение) — это самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.

В преамбуле комментируемого Закона определен предмет регулирования комментируемого Закона, т. е. определены общественные отношения, урегулированные нормами данного Закона, которые в силу этого являются правовыми отношениями. В качестве элементов предмета регулирования комментируемого Закона данная норма называет определение правовых основ обращения с отходами производства и потребления.

Преамбула комментируемого Закона также определяет цели указанного правового регулирования — это, во-первых, предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду (до внесения Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ[17] изменения говорилось об окружающей природной среде), и, во-вторых, вовлечение отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Комментируемый Закон явился первым актом федерального законодателя, посвященным исключительно правовому регулированию в области обращения с отходами производства и потребления. До принятия данного Закона вопросы такого регулирования охватывались сферой действия Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды»[18] (утратил силу), в том числе содержавшего самостоятельную статью 54 «Охрана окружающей природной среды от производственных и бытовых отходов».

Правовое регулирование в области обращения с отходами производства и потребления осуществлялось также отдельными из документов, изданных на основании данного Закона РСФСР, в том числе Постановлениями Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов»[19] (названный Порядок признан утратившим силу в части разработки и утверждения лимитов на размещение отходов Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»[20]) и от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»[21] (признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»[22]).

В развитие названных Закона РСФСР и постановлений Правительства РФ, а также ряда других нормативных правовых актов Минприроды России 15 июля 1994 г. были утверждены Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации[23]. Названные Правила согласно их п. 1.1 распространялись на предприятия, объединения, организации, учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физических лиц, а также на иностранных юридических и физических лиц (природопользователей), осуществляющих любые виды деятельности на территории России, в результате которых образуются, используются, обезвреживаются, складируются и захораниваются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов. Там же указывалось, что специализированные предприятия, осуществляющие производственную деятельность с целью размещения отходов, также являются природопользователями и на них распространяются требования Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», названных Правил, а также решений исполнительных органов власти субъектов РФ.

Названные Правила не признаны утратившими силу или недействительными, но с учетом нормы ч. 2 ст. 4 Конституции РФ (Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России) представляется очевидным, что они не могут применяться в части противоречащей комментируемому Закону, как и любому иному акту федерального законодателя.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (постатейный; издание второе, переработанное и дополненное) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

16

СПС.

17

СЗ РФ, 2009, № 1, ст. 17.

18

Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, № 10, ст. 457.

19

САПП РФ, 1992, № 6, ст. 330.

20

СЗ РФ, 2000, № 26, ст. 2772.

21

САПП РФ, 1992, № 10, ст. 726.

22

pravo.gov.ru, 2017, 9 марта.

23

СПС.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я