Адвокат Артем Каховский вместе со священником Эчмиадзинского монастыря (Армения) отправляется на опасные поиски пропавшего Копья Судьбы. Их задача – найти его раньше, чем это сделают члены средневекового жестокого общества Тайного суда. Где хранится подлинное Святое Копье, кто с его помощью жаждет очистить землю для золотого миллиарда? Какие тайны и реликвии хранят древние храмы, чем закончится сражение добра и зла в этот раз? Остросюжетный детектив известного адвоката и писателя, лауреата Национальной премии в области адвокатуры 2021 года в номинации «Золотое перо» Рубена Маркарьяна придется по вкусу не только любителям исторической литературы и мистики, но и ценителям экшена. «Копье судьбы» – третья книга автора о приключениях Артема Каховского.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Копье судьбы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. Эчмиадзин
Утро среди зашторенной темноты разбудило Артема голосами уборщиц. Женщины что-то обсуждали, стараясь перекричать шум пылесоса и периодически стуча щетками о плинтус смежного номера.
Поскроллил ленту новостей смартфона, сосредоточивая фокус сонных глаз, подождал минут пять. Звуки уборки за стеной постепенно стихли, удалившись в номер напротив. Спать расхотелось. Артем нехотя, поднялся с уютной постели, подошел к окну, распахнул шторы. Северный проспект сиял огнями еще невыключенных фонарей, пыльно рассеивая свет сквозь традиционный утренний туман.
«Я так Арарат и не увижу, — подумал Артем, озабоченно вглядываясь в молочную густоту. — Что Берлин, что Лондон, что столица Урарту, одинаково ничего не видно».
Аромат завтрака на 11-м этаже призывно защекотал ноздри, когда Артем вошел в помпезный видовой ресторан. Вида из-за тумана как раз и не было, но остальное порадовало: свежая выпечка, сладости и фрукты органично расположились в глубине зала, выполненного в английском стиле дубового уюта и бронзово-канделяберной состоятельности.
Услужливая официантка в черных брюках и белой рубашке предложила попробовать шакшуку, традиционную яичницу, создаваемую по особому рецепту из яиц, помидоров, зелени, чеснока и томатной пасты в оливковом масле. Чтобы не обижать хозяев, Артем согласился на 15-минутное ожидание этого утреннего шедевра, коротая его за чашкой кофе по-армянски. Кофе по-армянски ничем не отличался от кофе по-турецки или кофе по-восточному, о чем Артем и сообщил официантке.
Та сморщила носик, надула губки и ответила с обидой в голосе, что если бы не армяне, то Европа о кофе могла узнать разве что из книг. Потому что именно они в XVII веке открыли первые кофейни — начиная с Лондона, где некий Паскаль Арутюн основал кофейный дом, а затем армяне продолжили традицию и открыли сеть кофеен в Париже, Вене, Берлине и Венеции.
— Ну, сорт кофе все-таки называется «арабика», — шутливо возразил Артем. — В Армении же кофе не растет, разве нет?
— Мы варим колумбийский кофе, где его выращивают с конца XIX века в провинции Армения-Малисалес-Перейра. Так что ответ на вопрос: выращивается ли кофе в Армении, сами понимаете, неоднозначный. Скорее да, чем нет.
Девушка улыбнулась и победоносно ретировалась.
«Трудно не стать фанатом своей Родины, если она во всем первая», — подумал Артем, через минуту макая душистый лаваш в радостную палитру красок шакшуки.
С сытым лицом Артем сел в белый «Лексус», поданный прямо к отелю. Гоар лично решила доставить его в университет. Сегодня она была в строгом деловом костюме с синим отливом, приятно гармонировавшем с каштановыми волосами. По дороге рассказывала о Ереване как будущем центре мирового образования, обосновывая это тем, что на современном мировом рынке, истерзанном кризисами пандемии коронавируса и вооруженными конфликтами, главным товаром будет образование, а армяне в товарах и рынках разбираются исторически.
Пока петляли по улицам Еревана, выглянуло солнце. На подъезде к университету постояли в толкотне дорогих машин на узкой улочке.
— Это наши студенты, — с гордостью сообщила Гоар, кивнув в сторону белых «БМВ» девочек и черных «Мерседесов» мальчиков.
— Понял, — уважительно ответил Артем, оценив правоту Гоар насчет будущего образовательного центра мира.
На лекцию европейского адвоката собралось человек 60 студентов-юристов разных курсов. Артем любил делиться знаниями и опытом с молодыми людьми, не испорченными практикой. Ощущение машины времени, когда ты сегодня являешься творцом будущего. Рассказывая об особенностях допроса свидетелей, Артем буквально купался в бликах, отраженных от лиц этих красивых юношей и девушек, щедро поливаемых лучами солнца сквозь большие окна современной аудитории.
— Завидую вам, друзья, будущие коллеги, — завершил Артем свой полуторачасовой спич под благодарные аплодисменты. — У вас все впереди. Хотя и у меня еще не кончилось.
Потом была короткая экскурсия по учебному заведению, как показалось Артему, сплошь состоящему из воздуха и видов на горы.
— Я и не думал, что у вас столько пейзажей. Куда ни глянь — пейзаж, — пошутил Артем, когда они с Гоар отъезжали от университета, снова топчась в пробке дорогих студенческих машин.
— Предлагаю сразу в Эчмиадзин, нас ждут после обеда. Мы можем пообедать там, а можем где-то по дороге. Вы сильно голодны? — спросила Гоар.
— Сыт впечатлениями, но традиция принимать пищу по часам подсказывает, что мы можем пообедать на месте. Это лучше, чем опоздать.
По дороге уже в светлое время суток Артем узнал, где коньячный завод «Ной», где «Арарат» и где «американское посольство размером с военную базу». Окрестности вокруг Еревана выглядели не так привлекательно, как освещенные огнями вечером: слегка обветшалые дома советской эпохи с традиционно развешанным бельем на балконах; полуразрушенные постройки непонятного назначения с проржавевшими металлическими скелетами автомобилей; скромные лавчонки и автосервисы с подвешенным рекламным колесом — все это диссонировало с только что увиденным современным университетом и престижными авто студентов.
— Нет тут ничего удивительного, к этому все привыкли, — объяснила Гоар. — Если почитать историю Армении, то вряд ли найдется подобная страна, сохранившаяся с дохристианских времен до наших дней, которую с завидным постоянством рвали на части соседи. С таким соседом, как сильная Россия, Армения, надо отдать должную справедливость этому факту, обрела на какое-то время покой и развитие. Царская Россия спасла армян от резни, а в советский период, как бы кто ни спорил, появились академия наук, институт высшей математики, вычислительный центр академии — и, главное, столько лет без войны с соседями. А как Союза не стало, так снова началось…
Гоар вздохнула.
Через двадцать минут въехали через шлагбаум Эчмиадзинского монастыря, где в этой древней столице — Вагаршапате обосновалась резиденция Верховного патриарха и Католикоса всех армян, со времен основания в 301 году Григором Просветителем с перерывом в небольшую тысячу лет. Уже выйдя из машины, Артем в воздухе почувствовал запах истории, вечности — и привычные для него мурашки побежали по спине.
— А мы, кстати, по какому поводу встречаемся и с кем? Так и не обсудили? — спросил Артем, когда Гоар повела его в сторону абсолютно современных архитектурных сооружений из туфа серого оттенка, не похожих на древность.
— Сейчас узнаем, — ответила та и приветливо помахала рукой идущему в их сторону священнику, одетому в традиционную рясу. Подошедший представился дьяконом Ованесом Асатряном. Это был среднего роста сорокалетний мужчина, с черно-седой коротко стриженой головой и начинающейся бородой. Современные узкие очки придавали худощавому лицу вид молодого ученого, а спортивная куртка Nike поверх рясы на удивление гармонировала с современными постройками.
— Как вас правильно называть? — не постеснялся Артем спросить, оценив вполне демократичную внешность священника и примерное равенство в возрасте. — Отец Ованес… Или как?
— Можно и отец Ованес, но это, правда, очень по-русски. Если удобно вам… Но какой я вам отец? У нас принято называть по священному званию и имени. Можете называть дьякон Ованес.
— Дьякон Ованес, — повторил Артем, чтобы запомнить.
— Мы с вами находимся на территории Эчмиадзинского монастыря, — как будто начал экскурсию дьякон Ованес — и тут же ее закончил: — Вы пока можете пообедать, если хотите, или могу провести в музей, пока есть время до встречи с владыкой.
— Владыка — это Верховный патриарх? — осторожно поинтересовался Артем. — Католикос всех армян?
— Нет, владыка — это настоятель Эчмиадзинского монастыря, епископ Мушег. Если я бы сказал о Католикосе, я бы так и сказал. Или просто Святейший, — ответил дьякон Ованес.
Артем посмотрел на Гоар. Та пожала плечами, демонстрируя равнодушие насчет обеда.
— В храм лучше входить голодным, разве нет? — поделился знаниями Артем.
— В храм можно входить всегда, когда есть возможность. Сытость желудка не утоляет духовную жажду, — спокойно ответил дьякон Ованес.
Артем подумал, что со святыми отцами стоит быть осторожным в выражениях. Эти люди с высшим гуманитарным образованием не испорчены практикой мирского судопроизводства, постоянно совершенствуют знания о справедливости и мироустройстве, только на ином уровне, нежели он, адвокат, тем более — практикующий в спорах о греховном разводе родителей и дележе детей.
— Да, я всегда готов, отец… ээ… дьякон Ованес. С моей профессией трудно не испытывать духовную жажду, — попытался сгладить высказанную глупость Артем.
Дьякон Ованес улыбнулся понимающе и пригласил жестом следовать за ним.
— Старая постройка слева — это ресторан. Здесь прихожане могут отмечать торжества после крещения или венчания, — показал рукой дьякон Ованес на невысокое строение в традиционном крестьянском стиле с соломенной крышей, вытянутое наподобие конюшни, с открытой верандой, пустыми столиками, покрытыми осенней влажностью, и скучающим между ними кассовым аппаратом.
— По выходным тут многолюдно — да и внутри гораздо… Ну, потом посмотрите, — сообщил дьякон Ованес. — А здесь вот, на открытом алтаре…
Он указал на монументальное архитектурное сооружение с аркой, то, что Артем расценил как слишком современное оформление входной группы в монастырь.
— Здесь проводится вынос Святого Копия раз в год для верующих — и здесь же осуществляется раз в семь лет мироварение. В присутствии всех верующих и прибывших со всего мира глав армянских епархий. Армяне одним миром мазаны, так говорят? Собственно, это священнодействие во всех христианских церквях существует. Армянская церковь — апостольская, то есть основана апостолами Фадеем и Варфоломеем, другие церкви, которые не были основаны апостолами, являются основанными апостольскими церквями. А обряд миропомазания восходит как раз к апостольским временам. В первоначальной церкви каждый новокрещеный получал благословение дара Святого Духа через возложение рук апостола или епископа церкви. Так как христианство распространялось на большое количество людей, с ростом их числа стали физически невозможны личные встречи каждого новокрещеного с епископом, и потому рукоположение было заменено миропомазанием. Во всех церквях миро варится по особым правилам, только вот у нас здесь в святом Эчмиадзине хранится Святое Копье, то, которым римский легионер Лонгин пронзил тело Христа, и это Святое Копье используется для мироварения, его опускают в сосуд, когда 40 дней Святейший освещает миро.
— Миро, всегда хотел узнать, оно из чего? — заинтересованно спросил Артем.
Дьякон Ованес охотно объяснил:
— Освящение святого миро — исключительная компетенция Католикоса. Его изготавливают в количестве, достаточном для нужд всех приходов, а в состав входит кипяченное масло с примесью бальзама и эссенции, извлеченной из сорока видов растений, и душистого клея. Важно еще то, что в него добавляют около литра святого миро, оставленного от прежде заготовленного, чтобы каждый раз в новое миро входила доля от того, что было изготовлено впервые и, по преданию, освящено Христом Спасителем, а затем привезено в Армению апостолами.
— Ясно, — сказал Артем. — Глубокий смысл. Как-то так, если я правильно понимаю, работает гомеопатия, где от действующего вещества ничего и нет, кроме веры.
Дьякон Ованес слегка скривил губы в улыбке.
— А я могу взглянуть на Святое Копье? — спросил Артем.
— Конечно, — ответил дьякон Ованес, улыбнувшись шире. — В декабре, если приедете, сможете. Это же раз в год происходит. Третьего декабря. Ну, также в музее можете видеть, хоть сейчас. Мы как раз туда идем.
«Как это? Или раз в год, или по билетику в музее хоть сейчас?!» — удивился Артем мысленно.
Они шли вдоль старой монастырской стены, опоясывающей главный храм Эчмиадзина. Священная древность, казалось, была растворена в воздухе, заполняя легкие с каждым вздохом.
— Справа — это храм «Сошествия Единородного» начала IV века нашей эры, — коротко сказал дьякон Ованес. — Сейчас он закрыт на реставрацию. Видите, при помощи благодетелей мы его укрепляем, реставрируем внутри, обновляем хранилища, чтобы ближайшие лет двести храм был доступен и безопасен. Все-таки две тысячи лет стоит, сами понимаете. Поначалу он был деревянный, но уже в пятом веке его сделали из камня. Но главное, Григор Просветитель указал при основании, где он увидел сошествие Христа, и дал указание, в каком месте строить храм. Ему было видение, и храм построили на месте древнего капища, еще языческого, но…
Дьякон Ованес запнулся. Артем хотел расспросить о Григоре Просветителе, о котором практически ничего не знал, но, взглянув на священника, обнаружил, что тот смотрит в сторону храма, будто тоже узрел видение.
Объектом его внимания стал не храм, а статный седовласый священник, стоящий в окружении трех человек, явно строителей. Выше их на полголовы, левой рукой он что-то, очевидно, одновременно вербально и невербально объяснял, а правой рукой призывно махал дьякону Ованесу.
— Это владыка Мушег. Мы встречаемся с ним чуть позже, но он вот… уже зовет…
Все трое пока еще экскурсантов двинулись к храму.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Копье судьбы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других