Осознанность. Или путь к переменам

Роман Александрович Лемещенко

На страницах рассматриваются эмоциональные состояния людей, переживания, анализируется тот социальный пузырь, в котором функционируют люди и где ищут некую иглу, для того чтобы проткнуть его и выбраться за его оболочку.Каждая глава данной книги отражает определенный уровень осознанности для того, чтобы читатель тоже мог следовать этим путем, постепенно преодолевая видимые и невидимые препятствия по дороге к самому себе и своему счастью.

Оглавление

Глава 6. Смысл или цель в жизни?

«Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить», Ингрид Бергман, шведская актриса, снимавшаяся в европейских и американских фильмах.

Год и девять месяцев. Оглядываясь назад, понимаешь, что нельзя потерять то, чего нет. Нельзя потерять иллюзию якобы хорошей жизни. Понимаешь, что нужно стирать стереотипы о жизни, заложенные внешними факторами и переданные нам по наследству. Необходимо совершать неординарные действия, не боясь, не стесняясь и не волнуясь за результат. Многие скажут: «А как же передача жизненного опыта тебе твоими предками?»

Так вот что я думаю про жизненный опыт. Изначально он формируется из опыта людей и того окружения, в котором ты растешь и начинаешь свой жизненный путь. Тебя учат и передают всё то, чему научились и достигли сами, учат сначала родители, бабушки, дедушки, затем все те учреждения, в которых тебе предписано находиться. Безусловно, этот опыт необходим для формирования личности, необходим на начальном этапе развития личности, но дело в том, что всё вокруг совершенствуется и развивается, и зачастую во всей той информации, которую в тебя впихивают, тебе необходимы лишь базовые вещи.

Да, программы обучения совершенствуются, устанавливаются новые правила, но, к сожалению, до сих пор в рамках стандартного образования обучают лишь тем вещам, которые нужны для того, чтобы человек зашел в определенный социальный круг и двигался по нему в течение всей жизни. Многие вещи являются уже устаревшими парадигмами, и, выбирая движение по ним, ты остаешься в тех реалиях, где существовали все те, которые тебе это передают.

Если посмотреть на тот жизненный опыт, который транслируется большинству из нас, то можно увидеть, что в нем, например, нет информации о том, как научиться продуманно рисковать, совершать неординарные действия, просчитывать определенные ситуации, применять финансовые инструменты во благо себе и т.д., а всё потому, что нас учат жить по правилам, которые диктуют и прописывают нам определенный, заданный жизненный путь. Я не говорю, что по правилам жить нельзя и не нужно, правила являются основополагающими в формировании общества и личности, но стоит задуматься о том, что эти правила были кем-то когда-то придуманы, необходимо задать себе вопрос «для чего?», спроектировать соблюдение тобой данных правил на всем своем жизненном отрезке и подумать, к чему они тебя приведут. Если тебя всё устраивает, по этим правилам можно жить, если нет, то необходимо становиться тем человеком, который видоизменяет или оптимизирует данные правила, внедряя их в социум и проецируя на благо себе.

Большинство из нас, перенимая жизненный опыт от своего окружения, продолжают жизнь в тех же пузырях, называя всё это красивыми словами «преемственность», «династия», и совершенно не пытаются переучиться и научиться чему-то новому.

И даже если вдруг начинают действовать неординарно, останавливаются на полпути или еще раньше. Многие настолько всё усложняют, придерживаясь правила «семь раз отмерь и один раз отрежь», что, когда они начинают мерить и на третьем замере в их мысли закрадывается сомнение, они перегорают и возвращаются в начальную точку, а далее просто бросают начатое. Многочисленные примеры успешных людей показывают нам, что в современном мире необходимо один раз мерить и далее незамедлительно отрезать, в противном случае при длительных замерах замеряемое отрежет кто-то другой.

Необходимым и очень важным в этом однократном замере является «качественное оборудование». В это словосочетание я вкладываю множество значений: в физическом смысле это может быть высокоточный инструмент, в интеллектуальном — высококвалифицированный специалист и т.д., то есть, если действие выполняется самостоятельно, то необходим профессионализм, если несамостоятельно, то при привлечении квалифицированного специалиста либо при задействовании некой карты-инструкции.

Так вот, бросив начатое, люди возвращаются в свои привычные или навязанные жизненные ограничения, а если человек привыкает жить в ограничениях, то со временем для него это становится нормой, и эту норму жизни он передает из поколения в поколение. Ограничения записываются в геном, и для большинства это становится благополучным, по их мнению, существованием. Люди терпят, переживают и сетуют, но успокаивают себя тем, что так живет большинство.

Люди сами себя загоняют в состояние ангедонии (от греческого ἀν — «не» и ἡδονή — «наслаждение»). При этом состоянии у людей угнетается мотивационная составляющая к любым действиям. В нем наступает также блокада умственного потенциала, человеку не хочется ничего, он совершает действия в рамках тех проекций, которые ему навязали и которые способны поддерживать его существование с минимальными потребностями. Утрачивается понимание, что удовольствие приходит с действиями и с достижением положительного результата, наступает потерянность и непонимание, в чем же заключается смысл его существования. Люди изо дня в день совершают одни и те же действия, не видят положительного результата этих действий, вздыхают, сетуют и всё равно, просыпаясь рано утром, залезают в свое «беличье колесо».

Когда же переживания масс доходят до определенной шкалы, внешние силы придумывают различные страшилки, обводя большинство некой круговой чертой и массово тиражируя, что выход за данную черту принесет множество неприятностей, а в данных ограничениях, говорится, да, тяжело, но скоро всё поменяется в лучшую сторону. И люди верят, не предпринимая ничего, лишь мечтают о скорой благополучной жизни. Внешние силы улавливают эти мечтательные колебания и предлагают «яблоко раздора» в виде различных кредитов и уловок, тем самым сажая людей на манипуляционный крючок, который дает возможность овладеть теми сакральными для большинства вещами, которые, по их мнению, являются атрибутами успешной и благополучной жизни. Люди с радостью соглашаются на всё это и таким образом загоняют себя на «беговую дистанцию», и этот бег происходит изо дня в день для выполнения одних и тех же функций. Они бегут по кругу, задыхаются, смотрят по сторонам и даже если и видят пути выхода с этой дистанции, но сойти с нее уже не могут, потому что они уже взяли на себя определенные обязательства и ограничения.

Понимаешь, что жизнь — это игра и тот, кто воспринимает ее как борьбу, не живет, а лишь существует. Правда, нужно определиться и понять, для чего или ради чего ты играешь в эту игру, определиться со смыслом жизни или хотя бы с конечной целью твоего существования. Смысл в жизни. Это самый интересный момент. Все его видят по-разному. Анализ высказываний о смысле жизни и о ее цели — дело неблагодарное, лучше привести конкретные высказывания конкретных людей.

Радислав Гандапас — один из самых титулованных бизнес-тренеров в России. Написал и выпустил множество книг и фильмов, посвященных вопросам ораторского искусства, психологии бизнеса и публичных выступлений.

Он говорит о смысле жизни так: «У жизни нет смысла, у нее есть цель. Почему у жизни нет смысла, потому что смысл — это neocortex, это человек придает смысл действию. То, что вы родились на свет, это не ваше решение, это решение других людей. Поэтому в рождении вашем был их смысл сосредоточен, но не ваш. Но цели, которые вы себе ставите в течение жизни, это абсолютно нормальные вещи, они ваши, они принадлежат вам. Смысл вашей жизни, ну, его найдут другие люди, на которых ваша жизнь скажется. А вы ставите себе цель, вы ставите ее сами, ее никто не навязывает извне. Вы либо ставите, либо не ставите, придаете ей масштаб, либо уменьшаете масштаб, вы ее корректируете в связи со сложившимися обстоятельствами или не корректируете, оставаясь в плену иллюзий. Это ваша галлюцинация — цель. Вы ее породили своим воображением. Вы создали ее из ничего, такую Галатею, влюбились в нее и теперь хотите ее страстно и делаете всё, чтобы ею овладеть, этой целью. Но нужно учитывать чудовищный парадокс целеполагания: когда человек достигает поставленной цели, он уже в шаге от нее, и ему кажется, что, когда он ее достигнет, у него будет счастье и кайф. Но парадокс в том, что человеческое существо не создано эволюцией для комфорта, для наслаждения достигнутыми результатами, человеческое существо создано для борьбы. Сытная еда нас убивает — голодание продлевает жизнь. Комфорт делает нас слабыми и выключает нам иммунную систему — экстрим и суровые условия закаляют нас, делают нас сильнее. Парадокс, правда. В наших целях мы всегда живем лучше, чем сегодня. Но когда мы живем лучше, это нас ослабляет. Когда люди достигают поставленной цели, вместо ожидавшейся эйфории и наслаждения они через некоторое время получают страшное разочарование успеха. Они думают, что после достижения цели у них всё будет хорошо в жизни, но, пока они достигали цели, они были более энергичны, более заряжены, жилось веселее. Поэтому достижение цели не наполнит вашу жизнь счастьем и удовольствием, а вот постановка следующей цели и путь к ней наполнят, несомненно».

А вот что говорит о цели в жизни Жак Фреско, американский производственный инженер, промышленный дизайнер и футуролог:

«Жизнь не имеет цели. Это сложно принять. Я знаю, что природа не имеет цели. Итак, они говорят: у нас глаза, чтобы видеть. Но это не делает смысла. Они все абсолютно нормальные люди, но их жестко развели. Однажды приходит ко мне один ученый в лабораторию и говорит, что нам даны глаза, чтобы видеть. Я спрашиваю у него: ты действительно в это веришь? Я отвожу его в гардеробную, закрываю за ним дверь и спрашиваю: видишь? И он мне в ответ: я ничего не вижу, включи свет. Итак, у тебя есть глаза, чтобы видеть. Они думают, что им даны уши, чтобы слышать. Уши некоторых животных могут поворачиваться и двигаться в сторону источника звука. Два фермера идут по дороге. И один из них говорит другому: „Ты слышал о тех братьях Райт, которые пытаются создать летающую машину?“ И тот смеется и сплевывает. Он говорит: „Если бы Бог хотел, чтобы человек летал, тогда бы он рождался с крыльями“. Так если бы Бог хотел, чтобы ты носил одежду, то ты бы родился в костюме. Если бы он хотел, чтобы ты жил в доме, то ты бы родился с домом. Такого рода чушь».

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я