Развитие предпринимательства: проблемы, тенденции и перспективы. Сборник научных трудов

Коллектив авторов, 2014

Представлены научные труды преподавателей, студентов, бакалавров и магистрантов, посвященные актуальным проблемам предпринимательства и современным тенденциям его развития. Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также руководящих работников соответствующего профиля.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развитие предпринимательства: проблемы, тенденции и перспективы. Сборник научных трудов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аджахметова Ю. Г.

Научный руководитель: к.э.н., доцент Тенищев А. В.

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

В современных условиях хозяйствования повышается роль стратегического планирования социально-экономического развития региона, основной целью которого становится выбор и реализация стратегических приоритетов развития регионального комплекса на базе современных научных подходов и технологий. Проблема стратегического планирования социально-экономического развития региона является сложной, многогранной и требует привлечения значительных интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов. Поэтому одной из самых важных задач исследовательской деятельности становится поиск подходов и направлений стратегического планирования, которые учитывают специфические особенности региональных социально-экономических систем [5].

Рассмотрим представленные в научной литературе теоретические положения, раскрывающие особенности стратегического планирования регионального развития.

Следует отметить, что в большинстве работ основное внимание сосредоточено на содержательной характеристике стратегии как базового элемента системы планирования. Так, И. Г. Ершова и О. В. Калимов полагают, что «стратегия развития региона — это выраженное документальное представление о перспективных направлениях, приоритетах, целях и задачах развития регионального образования, а также система мер и ресурсов, используемых органами регионального управления для достижения этих целей» [1]. На наш взгляд, в предложенной ими трактовке, во-первых, отсутствует связь стратегии с миссией региона, позволяющей при обосновании направлений и целей его развития балансировать интересы территории и страны. Во-вторых, необоснованно выведен федеральный уровень и представляющие его субъекты из числа участников, реализующих стратегию регионального развития. В-третьих, заметно ограниченной оказывается ресурсная база регионального развития, поскольку изначально к ней отнесены только те компоненты, которые «используются органами регионального управления». На самом деле она намного шире, поскольку если стратегия учитывает интересы населения территории (домохозяйств, предпринимателей), то принадлежащие им ресурсы (трудовые, финансовые и др.) также используются для достижения поставленных стратегических целей.

В качестве основных объектов хозяйственного регулирования выступают регионы областного уровня (край, республика, автономная область, область), они являются субъектами федерации и обладают определенными полномочиями в экономической, финансовой, правовой сфере, которыми не располагают звенья более низкого уровня иерархии — города, районы, сельские населенные пункты. Таким образом, именно регионам областного уровня все признаки социально-экономической системы [4].

Субъектом стратегического планирования являются региональные властные структуры (при участии внешних экспертных групп), а объектом — все сферы и отрасли жизнедеятельности региона, протекающие в его рамках экономические и социальные процессы.

Цели социально-экономического развития региона можно охарактеризовать с помощью целевых установок (ориентиров), целевых показателей и целевых нормативов.

В зависимости от характера взаимосвязей между различными элементами воспроизводственного процесса можно выделить несколько групп пропорций [2].

Очевидно, что пропорции регионального воспроизводства находятся в непосредственной зависимости от экономической стратегии и, особенно от долгосрочной стратегии развития региона и страны в целом. При этом долговременная стратегия социально-экономического развития получает свое формализованное оформление в концепции развития региона.

Главное назначение концепции — определение стратегических ориентиров и целей развития региона, основных направлений и механизмов их реализации.

Задачами концепции являются:

• анализ и оценка обоснованности целей и приоритетов социально-экономического развития регионов;

• анализ и оценка соответствия задач развития, которые определяются в концепции, роли региона в федеральной системе разделения труда;

• оценка выбранных направлений региональной социально-экономической политики, сформулированной в концепции;

• оценка и уточнение ресурсов и источников их покрытия, необходимых для реализации целей социально-экономического развития региона.

Главным условием успешной реализации концепции регионального развития является применение комплексного подхода к этому процессу. Это обусловлено тем, что в современных условиях региональные субъекты федерации обладают большей самостоятельностью.

Следует отметить, что задачи регионального реформирования должны быть адекватны государственным интересам, по крайней мере, им не противоречить.

Стратегия регионального развития позволяет обеспечить единство решений. Именно стратегия социально-экономического развития региона является одним из важнейших документов, подтверждающих наличие стратегического управления или его отдельных элементов.

Таким образом, стратегическое планирование социально-экономического развития региона необходимо выполнять с учетом его следующих важнейших особенностей:

1) регион рассматривается как сложная система, методологией исследования которой является системный анализ;

2) регион-социальнаясистема;

3) регион-динамическаясистема;

4) регион является адаптивной саморегулирующей системой, при этом управление обеспечивается через внутриорганизационные процессы саморегулирования и основано на изменении законов и методов внутреннего управления;

5) существует конфликт между целями стратегического планирования и краткосрочными решениями, условием нормального развития в системе является поддержание экономического равновесия, т. е. баланса ресурсов в системе.

Формирование и функционирование системы стратегического планирования социально-экономического развития региона — сложный процесс, осуществление которого требует реализации определенных принципов, главными из которых предлагается считать принципы целенаправленности, социальности, комплексности, системности, адаптивности, эффективности, профессионализма [3].

Литература

1. Ершова И. Г. Стратегическое планирование как этап формирования программы социально-экономического развития региона/ И. Г.Ершова, О. В.Калимов// Актуальные проблемы управления 2001: материалы международной науч. — практич. Конференции ГУУ. Вып. 6. М., 2001.

2. Кусакина О. Н., Яковенко B.C. Концептуальные подходы к исследованию предпринимательской среды региона, — Европейский журнал социальных наук. — 2012, № 9.

3. Шнипер Р. И. Региональные предплановые исследования: экономический аспект/ Р. И. Шнипер. Новосибирск: Наука,1978.

4. Яковенко B.C., Агарков А. В. Проблемы повышения эффективности предпринимательско деятельности в торговле с использованием современных информационных технологий. — Экономика и предпринимательство, 2013 № 12–4.

5. Яковенко B.C., Банникова Н. В., Малявко К. В. Управление развитием малого и среднего предпринимательства на основе информатизации бизнес-процессов: монография. — Ставрополь: АГРУС, 2010.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развитие предпринимательства: проблемы, тенденции и перспективы. Сборник научных трудов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я