Психология способностей. Современное состояние и перспективы исследований. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина, ИП РАН, 25-26 сентября 2015 г.

Коллектив авторов, 2015

В сборнике представлены научные сообщения участников Всероссийской научной конференции «Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований», посвященной 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина (25–26 сентября 2015 г.). Их тематика перекликается с ключевыми темами творческого наследия В. Н. Дружинина: психология одаренности, способности в образовании, методология психологического эксперимента, экзистенциальная психология, психология социального и эмоционального интеллекта, когнитивные механизмы интеллекта. Материалы конференции публикуются в авторской редакции. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология способностей. Современное состояние и перспективы исследований. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина, ИП РАН, 25-26 сентября 2015 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Интеграция психологического знания и критерии ее завершенности

В. Д. Балин

Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)

viktorbalin@yandex.ru

Обширный материал психологии требует своей интеграции. Необходимо создать инструментарий интеграции, описать атрибуты: факт, теория, инвариант, категория, закон и др., «просчитать» отношения между ними. Важнейшие атрибуты — категории, методологические принципы, законы. Исходными являются категории, представляющие сжато всю психологию. Из них выводятся законы. Критерий допустимости включения закона в арсенал науки — методологический принцип. Если закон соответствует какому-либо принципу, то он включаем в арсенал законов. Всё сказанное входит в методологию науки. На важность методологии для психологии в свое время указывал В. Н. Дружинин (Дружинин, 2001).

Методологические принципы: общефилософские, общенаучные, общепсихологические, частные. Исходный атрибут и продукт его преобразования должны подчиняться методологическому принципу.

Рассмотрим переход «категория — закон» на примере законов психогенеза. Критерий достаточности интеграции — методологический принцип инвариантности, соотносящийся с законами сохранения в физике. Совокупность категорий такова. I. Общенаучные. Пространство-время, Материя-энергия, Информация. II. Протопсихологические (порождающие, переходный модуль): Действие, Мотив, Образ. III. Метапсихологические (связывают психологию со смежными дисциплинами). Сочетание протопсихологических. IV. Макропсихологические. Их совокупность совпадает с объемом психологической науки: Образ, Действие, Мотив, Отношение, Переживание. V. Базисные. Это: а) формы психического отражения; б) психические явления; в) сознание; г) личность; д) деятельность; е) психическое развитие. VI. Частные общепсихологические. Категории, в совокупности составляющие базисные.

Законы психогенеза. Получены на основе изучения с системных позиций теорий, описанных разными авторами. Любое психическое явление подчиняется законам становления и существования целого, действующими и в неживой природе (Балин, 2001, 2012). Выделяют законы статики и динамики. Законы Статики описывают элементы, структуру и функцию психического. Сложное психическое явление (целое) многослойно, каждый слой подобен сфере, вложенной в сферу с бо́льшим радиусом. Есть три основных компонента психического. Эндопсихика — ядро психики. Хранит врожденные поведенческие программы и приобретенные навыки, привычки и т. п. (фон). Экзопсихика — внешний слой психики. Управляет взаимодействием со средой. Синтезирует образ предметов среды («фигуру»). Мезопсихика — средний слой психики. Совмещает возможности организма с требованиями среды. Здесь происходит наложение «фигуры», сформированной экзопсихикой, с эмоциональным фоном, создаваемым эндопсихикой. Законы Динамики описывают эволюцию психического целого. Сформировавшись, такое целое приобретает устойчивый характер, «защищает» себя от распада (самосохранение). Описаны законы становления, сохранения и распада целого. Есть три основных способа самосохранения. 1. Трансформация — взаимодействие (взаимозамена) элементов в границах одного слоя. 2. Компенсация — замена «выпавшего» элемента нижнего слоя элементом верхнего. 3. Регрессия — замена элемента верхнего слоя элементом нижнего.

Применим сформулированное выше правило: сущность и допустимость включения закона в арсенал науки проверяются методологическими принципами. Законы — законы психогенеза, а методологический принцип — принцип инвариантности. Используемые понятия таковы. Метрический инвариант — инвариант группы движений и отражений — теряется инвариантность свойств фигуры, связанных с понятием ориентации на плоскости. Инвариант подобия — координаты фигуры умножаются на некоторый постоянный коэффициент. Аффинный — сохраняется то, что остается после сжатия — растяжения фигуры. Проективный — инвариант поворота плоскости проекции фигуры. Топологический инвариант — инвариант сворачивания плоскости проекции фигуры на полусферу с неровными сторонами. Сохраняются базовые характеристики фигуры (связность, компактность, размерность и др.).

Законы трансформации: Трансформация — аффинный инвариант. Элементы целого меняются местами, можно их рассматривать как поворот плоскости на 180°, что является аффинным преобразованием. Законы компенсации: инвариант подобия. Элемент перемещается в психическом целом на верхний его уровень. Можно считать, что он приобретает коэффициент гомотетии. Законы регрессии — проективный инвариант (элемент перемещается из нижнего слоя психического целого, оставаясь при этом эволюционно более древним, что можно рассматриваться как сохранение при повороте плоскости проекции, а это проективное преобразование.) При перемещениях внутри одного слоя (трансформация) прослеживается стремление системы к равновесию; с функцией элементу передаётся и энергия от другого элемента, которая трансформируется в необходимую форму (принцип сохранения и превращения энергии).

Возникает предположение, что психологические законы констатируют сохранение каких-либо величин и отношений между ними, а процесс психогенеза — поиск нервной системой неких инвариантных, устойчивых отношений между элементами (ощущение — совокупность элементарных раздражений, где сохраняется принцип инвариантности, восприятие — такая же совокупность ощущений, состояние — совокупность физиологических реакций, а темперамент — инвариантное сочетание свойств нервной системы). Вполне возможно, что здесь мы имеем дело со следствиями первой теоремы Э. Нетер.

Как видно, законы сохранения психического целого подчиняются фундаментальным законам сохранения, из чего следует, что это может служить основанием для их включения в арсенал законов психологии. Сказанное, в свою очередь, говорит о достаточности проведенной процедуры интеграции.

Балин В. Д. Психическое отражение. Элементы теоретической психологии. СПб.: СПбГУ,2001.

Балин В. Д. Введение в теоретическую психологию. СПб.: СПбГУ,2012.

Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб., 2001.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология способностей. Современное состояние и перспективы исследований. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина, ИП РАН, 25-26 сентября 2015 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я