В сборнике представлены научные сообщения участников Всероссийской научной конференции «Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований», посвященной 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина (25–26 сентября 2015 г.). Их тематика перекликается с ключевыми темами творческого наследия В. Н. Дружинина: психология одаренности, способности в образовании, методология психологического эксперимента, экзистенциальная психология, психология социального и эмоционального интеллекта, когнитивные механизмы интеллекта. Материалы конференции публикуются в авторской редакции. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология способностей. Современное состояние и перспективы исследований. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина, ИП РАН, 25-26 сентября 2015 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Система профессионально важных качеств и индивидуальный стиль деятельности
С. С. Бубнова
Институт психологии РАН (Москва)
ss.bubnova@gmail.com
Под профессионально важным качеством (ПВК) понимается индивидуальное качество субъекта деятельности, влияющее на эффективность деятельности и успешность ее выполнения. К профессионально важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК.
К основным положениям, на которых основывается исследование системы ПВК, относятся следующие: 1) основные ПВК, входящие в структуру индивидуальности, выступают не рядоположно, а образуют сложные динамические образования; 2) для каждого субъекта деятельности характер таковых структур будет сугубо индивидуальным; 3) характер интегральных подструктур ПВК определяется требованиями деятельности; 4) отдельные качества и их сочетания являются стойкими образованиями, оказывающими влияние, а в ряде случаев и определяющими характер деятельности человека и его индивидуальные способы.
Разберем подробнее взаимосвязь индивидуального стиля деятельности и системы ПВК.
Конкретную деятельность можно выполнять тем или другим способом в зависимости от структуры ПВК. Для одного и того же человека можно предложить несколько различных способов выполнения деятельности, более или менее адекватных его психологическим особенностям. Однако, среди них существует способ, который для данного индивида является оптимальным, т. е. таким, в котором реализуются ярко выраженные психологические особенности человека, являющиеся профессионально важными, и который приводит к максимальным результатам деятельности (индивидуальный стиль деятельности).
Поскольку всех индивидов, выполняющих конкретную деятельность, можно разделить на несколько типов, различающихся структурой ПВК, и, кроме того, так как для каждого из них существует оптимальный способ выполнения деятельности, то возникает задача классификации индивидуальных способов деятельности в зависимости от структуры ПВК.
Исходя из изложенного, представляется целесообразным выделить следующие этапы исследования эффективности деятельности на основе учета структуры ПВК: 1) психологический анализ деятельности; 2) изучение структуры ПВК человека-оператора и выделение групп операторов, различающихся структурой ПВК; 3) анализ и оценка индивидуальных способов деятельности для каждой группы операторов; 4) выявление для каждой группы оптимального стиля деятельности, т. е. такого, в котором наиболее полно используются индивидуальные особенности, являющиеся профессионально важными, и который приводит к максимальной эффективности; 5) оценка качества деятельности по степени соответствия индивидуального стиля деятельности оптимальному для данной структуры ПВК.
В результате психологического анализа деятельности были выявлены такие ПВК как концентрация, распределение и объем внимания и зрительная оперативная память, которые коррелировали с параметрами результатов деятельности. Далее была изучена структура ПВК методом корреляционного анализа, в результате которого выяснилось, что все свойства внимания коррелируют между собой, тогда как зрительная оперативная память не коррелирует ни с одним из них и составляет тем самым отдельную подструктуру. Аналогичные данные были получены методом главных компонент: в первую компоненту вошли все свойства внимания, во вторую — зрительная память.
В результате анализа было выделено четыре группы операторов, различающихся структурой ПВК: 1) операторы с высоким уровнем развития обеих подструктур — внимания и памяти; 2) операторы с высоким уровнем развития подструктуры внимания и низким — подструктуры памяти; 3) операторы с низким уровнем развития подструктуры внимания и высоким — зрительной памяти; 4) операторы с низким уровнем развития обеих подструктур ПВК.
Затем был проведен анализ индивидуального стиля деятельности в каждой группе операторов. Оказалось, что для первой группы операторов оптимальными являются четыре различных способа деятельности: зрительный, межканального разграничения I, межканального разграничения II, комбинированный. Для второй группы операторов оптимальным оказался способ межканального разграничения I, когда большая часть информации запоминалась зрительно, меньшая — вербально. Для третьей группы оптимальным стал способ межканального разграничения II, когда большая часть информации запоминалась визуально, меньшая зрительно. И, наконец, для четвертой группы операторов оптимальным оказался комбинированный способ, объединяющий черты способов межканального разграничения I и II. При этом эффективность деятельности операторов четвертой группы с низким уровнем развития ПВК оказалась такой же высокой, как и во второй и третьей группе, т. е. невысокий уровень развития ПВК компенсировался в адекватном способе выполнения деятельности.
В заключение можно сделать следующие выводы: 1) установлено влияние структуры ПВК на индивидуальные способы деятельности; 2) установлена зависимость числа способов, обеспечивающих высокую эффективность, от уровня развития подструктур ПВК: чем выше уровень развития подструктур ПВК, тем больше число способов приводит к высокой эффективности деятельности; 3) экспериментально доказана возможность компенсации низко развитых ПВК в процессе деятельности, и также показано, что механизм компенсации состоит в использовании способа деятельности, опирающегося на высоко развитые качества в процессе ее исполнения.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология способностей. Современное состояние и перспективы исследований. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 60-летию со дня рождения В. Н. Дружинина, ИП РАН, 25-26 сентября 2015 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других