1. книги
  2. Современная русская литература
  3. Ольга Александровна Сома

Быть тренером… Книга третья

Ольга Александровна Сома
Обложка книги

С каждым годом всё больше узнавая Сангера и Сэнсэя в новых ситуациях я понимала, что моя мечта стать тренером не такая уж и несбыточная.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Быть тренером… Книга третья» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

*** Быка за рога ***

Количество событий в клубе не зависело от времени года и школьных каникул. Уже с самого начала сентября на занятиях бушевали ураганы страстей.

Опять кто-то что-то сломал, после чего вся группа слушала лекцию о поведении в общественных местах и в частности в зале…

Кто-то принес уличного грязного котенка в зал и все дружно вместо начала занятия пытались его поймать… грязь летела во все стороны… а потом еще пол часа отмывали полы и маты…

Новички подрались… прямо в зале… во время тренировки… на глазах у тренера… Наблюдая за этим процессом понимаешь, что такое может случиться только в начале учебного года и только с новичками, все остальные знают последствия и «подставляться» не будут.

Смесь странных чувств испытываешь в такие моменты — и радость от устроенного представления, и одновременно сочувствие этим двум бедолагам которые еще не понимают что произошло на самом деле, и сочувствие тренеру, уставшим взглядом наблюдающему за процессом. Мы зрители, а в его обязанности входит «разруливание» этой ситуации… И он сегодня точно не успеет отдохнуть в перерыве между тренировками, вместо этого предстоит лекция и воспитательная работа… Опять.

Не знаю как справляются со всем люди, решившие начать свою тренерскую деятельность сразу после института, не имея опыта занятий и тесного общения с детьми. Не представляющими насколько много энергии и фантазии у этик карапузов!

Наблюдая за жизнью клуба уже с высоты своего возраста и новых знаний… ах да…

Совершенно выпустила из рассказа учебу в колледже. Наш режиссерский факультет предполагал такие очень важные для меня предметы как — возрастная психология и педагогика. И на лекциях я очень живо представляла о чем говорит преподаватель. Общения с ребятами разных возрастов у меня уже тогда было предостаточно.

На лекциях же вдруг осознала, что все дети определенного возраста ведут себя в рамках своих потребностей и очередного этапа развития их мозга и тела.

И в каждом возрасте свои потребности в определенном общении. И педагогика их конечно вычислила и приняла как инструмент для достижения своих целей.

Дети начальной школы в большинстве своём уже мало слушают что говорят им родители дома… зато тренер или учитель для них становится безусловным лидером.

Его они будут слушать, воспринимать и выполнять его требования практически без возражений. Это самый хороший возраст для тренеров спортивных школ. Именно в это время закладываются спортивные привычки, образ мысли, физиологические привычки (потребность в нагрузках и достижениях). И если тренер правильно заложит в ребенка программу, то будут потрясающие результаты. Но! При всей невероятной работоспособности и восприимчивости, нужно очень аккуратно выбирать слова, действия и принимать важные решения. Всё это… подчеркиваю — ВСЁ, не только правильное, но и неправильное… всё воспримет ваш маленький спортсмен. Переварит, впитает и будет идти с этим по жизни.

А как известно тренера тоже люди. И тоже могут ошибаться. И ошибаются. Иногда вспылят, иногда в чем-то сами заблуждаются, иногда новые не проверенные методики, или ребенок воспринял не так как предполагалось… и вот в голове и в привычках у маленького человека с большим потенциалом уже куча ненужного и неправильного, с чем он возможно будет бороться всю оставшуюся жизнь. А может и не будет.

Для себя я поняла, что занятие с малышами — минное поле. А ты на нем сапер. Очень осторожно, но одновременно поддерживая дисциплину.

Новые сложные упражнения, но преподнести их так чтобы дети сами захотели это повторить, а не испугаться. Силовые нагрузки — увлечь, найти подход… а не напугать.

Занятия с младшей школой во многом творческий процесс. Все умные формулы спортфакультета нуждаются в адаптации к конкретному возрасту и именно этим детям. Ведь кроме особенностей возраста у них еще такая разная среда окружения и общения. И свой характер!

Средняя школа — период осмысления себя в окружающем мире. Тренер уже не на первом месте. Сверстники — вот главный предмет изучения подростков.

Когда впервые на твои занятия приходят дети в этом возрасте, дисциплина должна быть на первом месте. Они не признают к себе детсадовского обращения. Ведь они уже взрослые! Поэтому вполне лояльно с их стороны воспринимается армейская дисциплина (конечно с поправкой на возраст и занятия). Они оценят если ты общаешься с ними как со взрослыми. И ты должен сам быть для них неоспоримым лидером. Примером во всём. Это трудно, но ты ведь сам решил быть тренером?.. Вот и терпи теперь.

Старшая школа. Ну… тут просто армейские команды не пройдут. Ибо в собственном сознании они уже не «тупое стадо», а сплошь личности. Природа матушка наделила 15-летних наглостью и цинизмом. Всё для развития и прогресса. Они уверены что умнее взрослых, жить будут лучше, соображать быстрее. Нам пока это всё непонятно, но… потенциал огромен и на этой энергии технический прогресс прёт вперед. Тут нужно стать «своим», а это еще сложнее. Многие тренера просто не заморачиваются и остаются собой, кто примет — тот примет. И в общем-то это правильно.

Но… если ты захватишь первенство в такой компании, дав им понять что ты такой же, мысли ваши во многом похожи, понимаешь что они чувствуют… и не дай бог вспомнишь и поделишься с ними каким был ты сам в их возрасте… интересные веселые истории над которыми вместе посмеетесь… Они признают тебя «вожаком стаи», и только тогда можно говорить о результатах.

Возрастные изменения удивительны. Не перестаю удивляться и радоваться прогрессу своих маленьких спортсменов. Во всем.

Возможно кто-то скажет, что нужно к тренировкам относиться как к обычному процессу работы — план, пошаговая инструкция, исполнение, результат. И если бы меня не учили быть тренером Сангер и Сэнсэй, если бы не жизнь в клубе, я бы может поверила что всё должно быть так просто и скучно.

Но у меня были эти приключения!

Я счастливый человек, с которым происходят удивительные вещи, которому выпала возможность научиться ЛЮБИТЬ свою профессию. А если любишь, нельзя относиться к этому холодно и расчетливо.

И в то время, после колледжа, я уже начинала понимать КАК нужно «брать быка за рога». Как сделать так, чтобы был нужный результат. Как справиться со стихией бегающей по залу. Как сделать так, чтобы тебя и любили и слушались.

Чтобы боялись и слушались — легко. Пройденный этап. Спортшкола фигурного катания. Очень большие потери, многие ушли из-за этого. Через двадцать лет я заходила туда в гости. Вновь увидеть своего тренера после долгого перерыва… очень волнительно.

И к моему удивлению он пересмотрел своё отношение к занятиям. Дети его уже не боялись как мы когда-то, он позволял им много того что было строго запрещено нам. И знаете что?.. результаты были ничуть не хуже. А может даже и лучше.

Я до сих пор помню как уже без сил в сотый раз едешь на разгон перед прыжком, набираешь скорость, выходишь на дугу, делаешь замах и летишь… и понимаешь что толчка недостаточно и с размаху снова падаешь на лёд… сотый раз… Помню как все ноги от ботинка до пояса были одним сплошным синяком. И эти синяки были стабильно весь год, они не проходили, не успевали. Чистыми ноги становились только в июле — один месяц в году когда размораживают каток. И вот на эти разбитые ноги тебе снова нужно падать… Больно, очень.

Но хуже всего было когда все уже научились выполнять этот прыжок а ты нет. Тогда после каждого падения тебе еще дополнительно прилетало от тренера чехлом для коньков… резиновым. Но это было с нами и давно. А сейчас…

Я удивленно наблюдала как наш тренер обнимает ребенка удачно сделавшего сложный прыжок. Нам такое и не снилось. Но вот сейчас это работает. В душе порадовалась и за него и за его ребят. Всё-таки он пришел к тому-же — необходимо любить своих учеников, безусловно, пусть даже иногда безответно. Но без этого нельзя. И он воспитал много известных спортсменов.

И конечно внес огромную базу знаний и навыков в мою подготовку. И ими я пользуюсь до сих пор пусть и в другом виде спорта. И часто вспоминаю его.

«Брать быка за рога» возможно кажется просто. Обуздать стихию детской энергии можно по-разному. Но пусть это будет всегда с любовью.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я