Дети могут все!

Олег Раин

Книга детского писателя Олега Раина «Дети могут все» продолжает начатую ранее серию «Все дети – Гении». В ней автор также рассуждает о проблемах воспитания детей, о промахах и находках современной педагогики, о несправедливо забытых новациях, на множественных примерах доказывая, что человеческий талант – вовсе не физическая аномалия и не роковое отклонение, а счастливая и замечательная норма. Книга адресована родителям, педагогам и всем неравнодушным читателям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дети могут все! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2 Искусство спрашивать и общаться

«Тысячелетиями люди рождались великанами, но общество превращало их в карликов».

Павел Дуров

Кто знаком с удивительной биографией Марка Туллия Цицерона, разумеется, знает, как за дружбу с этим философом и оратором боролись самые различные кланы. Выходец из незнатной семьи, благодаря своему уму и ораторскому таланту, Цицерон сумел сделать головокружительную карьеру. Заседая в сенате, блистал в роли адвоката, позднее был назначен претором, а затем и консулом. Весьма показательно, что история сохранила об этом человеке куда больше славных страниц, нежели о многих всесильных политиках того времени. Логика, красота слога и искусство убеждения во все века представляли собой реальную силу, что прекрасно понимали и в античную эпоху.

Чем нередко достают нас малыши? Да тем, что спрашивают и спрашивают без конца. О важных вещах и не важных, о глупом и умном, о сотнях третьестепенных мелочей. Разумеется, мы устаем — и потому отделываемся ничего не значащими объяснениями, затыкаем им рот сладостями, игрушками, телевизором, гаджетами. На какое-то время ребенок умолкает, и мы с облегчением переводим дух, не понимая того, что только что совершили серьезнейшую ошибку. Поскольку спрашивающий ребенок — это нормально и это здорово. Хуже если он не задает вопросов вовсе, не интересуется — не формулирует своего непонимания. Поскольку

привычка спрашивать закономерным образом перетекает в навыки обучения.

Если хотите, это одна из фундаментальных педагогических аксиом, и, игнорируя ее, целенаправленно отучая ребенка от «глупых вопросов», мы, в сущности, запускаем зловещий процесс демотивации.

Если ребенок не спрашивает, значит, он не получает ответа, не включает внутренний конвейер познания, не делает необходимых шажочков вперед, не ставит перед собой — а, следовательно, и не добивается — никаких целей.

Отучаясь от «назойливого любопытства» в ранние годы, ту же индифферентность ваше повзрослевшее чадо, скорее всего, будет демонстрировать и в зрелом и в самом преклонном возрасте. И не ищите биологических причин возникновения старческой деменции, ее фундамент закладываем мы сами — уже в первые годы становления юной личности. Если место пытливого и вопрошающего интеллекта занимается терпеливым поглощением информационного бульончика, о развитии мозга с раскрытием внутренних талантов можно прочно забыть.

Важно понимать и то, что, спрашивая, люди обращаются не только к своим собеседникам. Вопрос задается оппоненту, мирозданию и, конечно же, самим себе. При этом ответ может последовать из всех источников разом. И это уже не просто биты информации, которые мы легко могли бы получить с помощью гаджетов, это реальный шажочек, совершаемый человеком на его обширном пути к сотням и тысячам истин. Не делая этого шажочка и сохраняя «умудренное молчание», человек, в сущности, топчется на одном месте, а значит, катастрофически отстает — от времени, от тех, кто умеет спрашивать и слышать ответы.

Спрашивать, когда знаешь, означает поступать вежливо. Спрашивать, когда не знаешь, абсолютно необходимо!

Можно вспомнить и другую мудрую мысль: «Если ты освоишь одно дело — тебе откроются восемь других». Так и здесь: получив ответ на один вопрос, ты сможешь задать еще большее количество вопросов и «с вершины покоренной горы разглядеть множество иных вершин, не видимых до восхождения». Подобных цветастых аналогий, рожденных в разное время философами, писателями и политиками, — огромное множество, и все они хором подтверждают неоценимую роль вопросов в жизни детей.

Таким образом, наша первостепенная задача — набраться терпения и быть готовым отвечать, рассказывать и объяснять. При этом не менее важно и то, что в процессе словесного «пинг-понга» из ваших вопросов и ответов будет выстраиваться еще одно немаловажное искусство, а именно — искусство общения.

Сколько лет, у нас изучают родную речь?.. Правильно, все годы обучения в школе. И что же мы имеем на выходе? Согласно многочисленным опросам преподавателей вузов — имеем потрясающую неграмотность, помноженную на косноязычие, на полное неумение адекватно формулировать мысли, описывать образы, фантазировать и абстрактно рассуждать. Но если так обстоит дело с родной речью, о каких иностранных языках мы с вами мечтаем? Любой полиглот вам подтвердит: фундаментом, базой и плодородной почвой для взращивания иноязычных побегов является наш главный язык — родной и знакомый с детства. Но если с детства мы будем лишать ребенка права голоса, не позволяя ему задавать вопросы или высказывать собственное мнение, то никакого языкового фундамента нам заложить не удастся.

Стоит упомянуть и развитие человеческой памяти — с привязкой аудиообразов к тону, к модуляции и эмоциональным составляющим любой речи. Да, да! — без тренировки оперативной и долговременной памяти человек также не в состоянии легко и грамотно создавать фразы и связные рассказы. Вот почему ни в коем случае нельзя убирать из школьных программ сочинение. Помимо творческого момента здесь самым прямым образом задействованы память, логика, эмоциональный анализ сюжетных нюансов. Было бы еще полезнее помимо письменных сочинений проводить и устные, что, кстати, и делают наиболее прозорливые из педагогов-литераторов. На своих уроках, отталкиваясь от прочитанных текстов, они разыгрывают порой целые театральные представления, позволяя учащимся импровизировать и сочинять, предлагая иное философское и этическое толкование хрестоматийных произведений.

Будем называть вещи своими именами: человек, не умеющий связно говорить, — тот же инвалид. Если он взрослый, его следует лечить (хотя, бывает, и поздно), а вот обучать грамотной и красивой речи наших детей — можно и нужно. И происходить это должно в самые ранние годы — прежде всего в начальных классах. Позже подобные тренинги уже малорезультативны, хотя мне рассказывали про успешные эксперименты, проходившие в восьмых и даже в десятых классах. По счастью, зеркальные нейроны в этом возрасте еще достаточно гибки и активны, а задействованная техника, позволяющая записывать и снимать все в реальном времени, дает возможность учащимся наяву оценивать свою речь, свой образ, сравнивая с одноклассниками, с профессиональными актерами и чтецами.

Нередко, услышав впервые собственный голос в записи, человек приходит в ужас. Любопытное отторжение, не правда ли? И не очень-то это объясняется тем, что в жизни собственный голос мы воспринимаем несколько иначе — внутричерепным слухом — через костные и мягкие ткани, через евстахиевы проходы, соединяющие горло и внутреннее ухо. Дело не только в том, что собственный голос нам не привычен, наиболее частая причина отторжения заключается в том, что реальная речь (поданная с записи) не просто нас удивляет, а во многом пугает и разочаровывает. Модуляции не развиты, эмоционального интонирования — ноль, слушать нас, если честно, не очень-то приятно. Со временем привыкнуть можно, а вот получать удовольствие — едва ли.

Но это только эстетика звучания. Не менее важным является смысловое наполнение речи, и здесь практика юных лет играет еще более неоценимую роль.

В самом деле, можем ли мы внятно и логично описывать самые простейшие предметы, чувства, ситуации? Обучают ли этому в школах? Увы, все пущено на самотек, и тому, как разговаривают наши дети, внимания практически не уделяется. Я уже не поминаю майевтику Сократа — искусство спора, которое мы и в вузах-то всерьез не рассматриваем. Взгляните на сегодняшние телешоу, они как в зеркале отражают стереотипы нашего речевого поведения. Люди с учеными степенями, именитые историки и политологи, не стесняясь телекамер, багровеют от криков, путают падежи и окончания, надсажают связки, не слушают друг друга, порой — едва не дерутся. По сути мы наблюдаем психологию примитивного противопоставления на уровне «дурак — сам дурак». Парадоксальная интервенция, которую грамотные психологи используют для достижения необходимых результатов, в нашем случае вызывает одно лишь стойкое отторжение. Получается некая вывернутая наизнанку реверсивная психология, и феномен, при котором внушение какой-либо мысли, воспитание и склонение к определённому действию вызывает прямо противоположную реакцию, срабатывает именно так, как срабатывать не должно. И потому, рассуждая о преподавании родной речи, нужно понимать, что именно школы обладают всеми возможностями, чтобы через грамотную речь дети могли бы приобщаться разом к письму, к чтению и более глубинному пониманию всех без исключения школьных предметов, поскольку

без адекватного языкового контакта между учащимися и педагогами невозможно никакое преподавание.

Расчет на молчаливое усвоение знаний — есть печальное заблуждение современной школы! Речевой аппарат — важнейшая составляющая сознания, всего нашего интеллекта, и потому ребенок, промолчавший все шесть уроков, с полным основанием можно сказать, посетил их напрасно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дети могут все! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я