Азбука нравословия

Николай Филин

В творчестве поэта Николая Филина открыта новая страница. В необычных художественных формах посланий, адресованных молодому человеку, он акцентирует внимание на важнейших нравственных категориях. Глубокий смысл имеет и название сборника – Азбука нравословия, и порядок изложения: интересующую тему легко найти в алфавитном порядке. Можно говорить о ярком художественном явлении в поэтической культуре.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука нравословия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

В
Д

Г

Глаза

1

Кто сердцем чист, тот чист очами.

Кого оно заметит, враз

Туда уж мчит покорный глаз

Запечатлеть, хранить, как память.

2

Что сердцу мило, глаз не отвести.

Они огнем восторга и любви пылают,

Красноречивые признанья посылают,

Присуще сердцу тоже чудо — зацвести.

3

Глаза лучистые какие!

То значит: мысли хороши.

А через помыслы благие

Мы видим зеркало души.

4

Когда не смотрит сердце, и глаза не видят.

Оно увидит прежде, чем глаза.

Тогда, как в зеркале, в нем очевидно

То, что и во взоре утаить нельзя.

Зазывные глаза

Свет глаз зазывных до тебя

Дойдет ли, сердце голубя.

Хочу, чтоб чувственный алмаз

Вновь ожил, ежели бог даст.

Тогда бы жаждущим устам

Он дал целительный бальзам.

Былую память воскресив,

Затронул дремлющий мотив.

О, годы, годы, а для вас

Свиданье стало бы фиаско.

Любви не быть во власти вашей.

Ведь это мы лишь стали старше.

Она ж не ведает конца.

Вручит дар вечный-два кольца.

Мольбы и слезы, поцелуи

Нас новой жизнью очаруют.

Глупость

1

С ней банный лист едва сравнится.

Ее зацепка навсегда.

Как не пытайся — не отбиться.

И только смерть свободу даст.

2

И глупости, и мудрости природа не нова.

Она роднит с заразною болезнью.

А потому усвой себе, как дважды два:

Смотри на спутников своих поскрупулезней.

3

Он — что перекати-поле.

Куда ни дунет ветерок,

Туда и тянется умок

По прихоти и по неволе.

4

Услышишь, что он мелет без умолку —

Что скажешь: нет ни помыслов, ни толку.

Но сам считает: он — мудрец.

Еще одно «достоинство»: он — показной глупец.

5

— Что глупость?

— Нет труда представить:

Когда есть в черепе дыра,

Нет-нет оттуда, из нутра,

И вырвется порок плюгавый.

6

Глупец не знает, чего хочет.

А ежели чего достиг,

Себе ж доставит заморочек

И недовольным станет вмиг.

7

Глупцы не так уж безопасны.

Умок какой-то у них есть.

Он сочинить способный басни

И оскорбить любую честь.

Гнев

1

Гнев охватил — спеши тушить

Пожар в себе без промедленья,

Спасешь тем самым две души:

Свою и жертвы возмущенья.

2

Грозится в гневе молнией иной.

Да только это что за громобой?

Вернется разум — в памяти запишет:

Свой гнев — борьба с самим собой.

3

Когда увидел скрытным взором,

Поняв, что гнев объял тебя,

Молчи, молчи, пока себя

Спасительной молитвой скорой

Не утишил. И будет мир.

Ведь воздавая злом за зло,

Теряешь ты ориентир,

Пленив любовь тугим узлом.

По преподобному Иллариону15.

4

Разгневанный ни в чем отчета не дает.

В колодец даже прыгнуть может.

Но будь гнев, как у громовержца, — не поможет

Оттуда выбраться безумцу без забот.

5

Разгневанный — безумцу сводный брат.

Но одному суд совести знаком.

Глупцу не осознать, что виноват.

Гневливый же опомнится потом.

Гордость

1

Ей свойственно одно — презрение.

Да вот оценка не равна:

К себе — попытки лишена.

К другим — чрезмерна без зазрения.

2

Вот стать бы гордости разумной

И одинаковой для всех.

Тогда исчез бы мерзкий грех —

Гордыня, бич благоразумья.

3

Когда дух ложно возбужден,

Гордынею отравлен он.

Гордец не благодарен по природе.

Он без основы убежден —

Несправедливо обделен

Вниманьем всяческого рода.

Развей он это заблужденье —

И радуйся преображенью.

Туманом скоро зависть тает.

Умея трезво размышлять

И собственную суть понять,

Любой гордыню побеждает.

4

Они, торгуясь, меж собой

Договориться не умеют.

Раздор меж ними вековой.

Цена уступок их сильнее:

Дающей — кажется мала,

Берущей — велика чрезмерно.

Две гордости — найти баланс

Не могут со времен пещерных.

5

По сути гордость амфотерна16.

Она — бесформенный порок:

То в недостатке, то чрезмерна.

Но с эгоизмом — бок о бок.

Горе

1

Что свадьба, что поминки —

Для курицы — печаль.

Прольют ее кровинку.

И никому не жаль.

2

И в доле радостной знай меру.

И в горе веры не теряй.

Ведь и для скорби характерно —

Взаимной злобы нас лишает.

3

Помедли туда, где веселье.

Спеши, где нужда во весь рост.

Кто с горем других не артельный —

Не льет сострадательных слез.

4

Веселье и рыданье

Меняются в лице.

Ведь следом за страданьем

Жди радость на крыльце.

5

Ни от тюрьмы, ни от сумы не зарекайся.

Чему случиться — значит, суждено.

Коль нувориши обрекли нас на мытарство —

Еще не значит, избежать им божий суд дано.

6

Забот у горя не бывает.

Оно не скажет, что придет.

Оно одно лишь дело знает —

Кого бы выбрать на извод.

Возможна и такая роль

Актриса новостью с подругой поделилась:

— В спектакле «Горе от ума» буду играть

И в главной роли, как во сне приснилась!

— Наверно, горе я, посмею угадать.

Гостеприимство

1

С каким томительным желаньем

Услышать хочешь этот звук!

В дверь — стук… и оправдалось ожиданье…

Он… на пороге… милый друг.

2

Скучают гости — забавляй,

Попотчуй свежим анекдотом.

А не уходят — подавай

Его… да хоть раз в сотый.

3

Когда хозяин добр и весел —

И гость от радости поет.

А если мина — тусклый месяц —

Не добрым дом тот прослывет.

4

Приходишь в гости — помни свято:

Ты тратишь время не свое.

Кто не ведет себя свиньей —

Тот не бывает виноватый.

5

Уселись гости за столом.

Окинем их сторонним взглядом.

Гость, как солдат, все нипочем.

Указанному месту рад он.

А где ж хозяин? Пассажир он —

Чужой в кампании жуиров17.

И где придется, там и сядет —

Терпеть «гулливую блокаду».

Грех

1

Ты улыбаешься наивному желанью —

Так хочет великаном стать дитя — всмотрись:

Не болей ли и ты смешон в своем старанье.

Вот бы на сказку походила твоя жизнь.

2

О Боге вспоминают иногда

И то при звоне лишь колоколов.

Богатый молится, но думает всегда

Лишь о себе, а не о доле бедняков.

3

Мы думаем, что Бог нас сверху видит.

А мы душой с рожденья часть его.

Он видит изнутри и, очевидно,

Не ускользнет от взгляда ничего.

4

«Не вижу, и берут сомнения,» —

Уж так устроен грешный человек.

«Поверь — увидишь», — божье наставление.

Но мы не следуем ему вовек.

Вас ждут!

Не торопись за тенью гнаться.

Безумие — врата конца.

Удел земной цивилизации

За непочтение Творца.

О, человек самодовольный,

Упрямством ты своим как раз

Торопишь ведь непроизвольно

Кончины скорой день и час.

Уразумей ценз жизни ложный,

Про заповеди не забудь.

Иначе — суд, не обессудь —

Верховный, Страсбургский и Божий.

Природа греха

Грешат вот люди и грешат.

А от чего? Что за причина?

Все оттого, что не решат,

Что надо делать дурачинам

Иль как соблазна избежать.

А если знают, забывают:

Печальным будет результат.

Но раз и это не пугает,

То лень — унынию собрат,

И грех на лаврах почивает.

Д
В

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука нравословия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

15

Преподобный отец Иларион, в миру Родион Никитич Пономарев, один из великих Оптинских старцев, родился в сельце Ключи Воронежской губернии.

16

Амфотерность — характеристика двойственного поведения вещества.

17

Жуир (от фр. jouir — наслаждаться) (устар.) — весело и беззаботно живущий человек, ищущий в жизни только удовольствий.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я