Жизнь и Смерть Владимира Ульянова-Ленина. Том 1

Николай Степанович Семёнов-Мерьский

Роман-исследование «Жизнь и смерть Владимира Ульянова-Ленина» посвящён 150-летию со дня рождения Ленина. Задача автора заключалась в изложении событий жизни Ленина без идеологического фимиама и восхищения. Дана трактовка событий на основе общеизвестного материала, не принятого официальной «Ленинианой».Читателю предоставляется право самому делать выводы о событиях в жизни Ленина и общества. Том 1 даёт события из жизни Ленина с 22 апреля 1870 года до начала гражданской войны 1918 года.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь и Смерть Владимира Ульянова-Ленина. Том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 5

Жизнь в ссылке, в Шушенском

В поезде на Красноярск, в купе, к Владимиру Ульянову в Самаре, был подсажен новый пассажир, так он и познакомился с Владимиром Михайловичем Крутовским. Владимир Крутовский принадлежал к семье сибирского золотопромышленника. За время обучения в медико-хирургической академии в С.-Петербурге, Крутовский сблизился с видными деятелями народнического движения Анненским, Якубовичем, Иванчиным-Писаревым, входил в ближайшее окружение редакции журнала «Русское богатство». Вместе с женой Лидией Симоновной, урожденной Гоштовт, выпускницей Высших женских Бестужевских курсов, он являлся почитателем теоретика либерального народничества Михайловского. Крутовский возвращался домой в Красноярск из Самары. В Красноярске он работал в комиссии по медицинскому освидетельствованию политических ссыльных. Он научил Владимира Ульянова подать губернатору прошение, «об освидетельствовании состояния здоровья». Сам же он взял на себя хлопоты провести это дело в нужном направлении. Медицинская комиссия, «нашла» туберкулезный процесс в легких Владимира Ульянова и сочла необходимым назначить местом ссылки южную часть губернии, то есть Минусинский уезд.

Примечание: Владимир Михайлович Крутовский, умер в тюремном застенке в СССР, в 1938 году, в возрасте 82 лет, не изменив своим народническим взглядам, приобретёнными им в молодости, в С.-Петербурге.

Вскоре Ульянов, в одном из своих писем, сообщает матери, «назначением своим я очень доволен, ибо Минусинск и его округ лучшие в этой местности и по превосходному климату, и по дешевизне жизни. Я назначен в село Шушенское. В селе есть волостное правление, почта ходит правильно, два раза в неделю».

От С.-Петербурга, до Шушенского почта «шла» 11 суток. За постой ссыльный должен был платить хозяину 4 рубля, корова в Сибири тогда стоила 2 рубля. Ссыльному, казна платила содержание от 8 до 9 рублей в месяц.

Квартиранту выделили комнату в 14 квадратных метров, в которой поставили стол, несколько стульев, деревянную кровать, а потом навесили полки для книг, книг было привезено более 100 единиц.

За ссыльным сразу же был установлен гласный полицейский надзор, и урядник дважды в день, утром и вечером, приходил проверять его. Без разрешения этого надзирателя, Владимир Ульянов не имел права покидать село. Надзор осуществлял бывший фельдфебель Заусайлов, в обязанности которого входило также проверять корреспонденцию ссыльного. Фельдфебель Заусайлов перепоручил надзор за ссыльным хозяину квартиры, с которым Владимир Ульянов подружился. Хозяин его квартиры держал местный кабак и со временем перестал придерживаться строгостей к постояльцу. Стал отпускать постояльца на охоту с местным жителем, Сосипатычем, как прозвали его местные, а правильно, Иваном Осиповичем Ермолаевым. В округе была «богатая» охота, много дичи, дикие козы, а в горах и в тайге, белки, соболи, медведи, олени. Ходил Владимир Ильич с местным жителем Мартьяновым и в Саяны, поднимались они на вершину горы малый Борус, высотой 2200 метров. А это не один и не два дня пути, в тяжёлых условиях снежного высокогорья.

Владимир Ульянов под любыми предлогами старался побывать в Минусинске, когда туда съезжались социалисты, отбывавшие ссылку во многих селах Сибири. На каждую поездку требовалось разрешение минусинского исправника, а он не всегда его давал, и Владимир, нарушая правила, но предупредив хозяина, уезжал в город. За одну такую отлучку, без разрешения начальства, ему было сделано строгое внушение, и даже сообщили об этом губернатору Енисейского края.

Крупская, в своих письмах описывала холостяцкую жизнь Владимира Ульянова, «Дешевизна в этом Шушенском была поразительная. Например, Владимир Ильич за свое „жалованье“, восьмирублевое пособие, имел чистую комнату, кормежку, стирку и чинку белья. Правда, обед и ужин был простоват. Одну неделю для Владимира Ильича за бивали барана, которым кормили его изо дня в день, пока всего не съест, как съест барана, покупали дополнительно на неделю мяса. В общем, ссылка проходила неплохо».

К мясу и котлетам добавлялся картофель, огурцы, кислая капуста, свекла, а в качестве десерта сибирские ватрушки. Четыре месяца спустя, после начала ссылки, в письме к матери, Владимир Ульянов уже хвастался, здесь все нашли, что я растолстел за лето, загорел и выгляжу совсем сибиряком. Вот что значит охота и деревенская жизнь. Сразу все самарские, питерские болезни, следствие несбалансированного питания и юношеский гастрит, были им забыты.

Вместе с Владимиром Ульяновым в Шушенском отбывали ссылку социал-демократ из Польши Проминский, и рабочий Путиловского завода, финн Энгберг. Ульянов близко сошелся с ними. Энгберга он знакомил с основами марксизма. У Проминского было пятеро детей. Приходя к ним, Ленин стремился их порадовать по мере своих возможностей. В письмах домой он просил послать ему книжки для детей с картинками. Владимир Ульянов вёл в Шушенском жизнь, насыщенную разнообразным общением, физической нагрузкой, совершал выходы на охоту и походы в Саяны.

Одновременно с Ульяновым, к ссылке была приговорена и Надежда Крупская. Ее сослали в Уфимскую губернию. Надежда Константиновна и Владимир Ильич начали ходатайствовать о том, чтобы ей, как будущей супруге, позволили отбывать наказание в Шушенском. Власти пошли молодым навстречу, и разрешение было предоставлено. Владимир Ульянов с нетерпением считал дни до приезда Надежды Константиновны. Будучи еще в Петербурге под следствием, Владимир Ульянов признался ей в своих «чувствах». А в одном из писем, отправленных из Шушенского, он сделал Надежде предложение, стать его женой. На что Надежда Константиновна, которая тоже любила Ленина, в шутку ответила, ну что ж, женой, так женой, не ведала во что попадёт, а кто ведает?

Надежда Константиновна приехала в Шушенское, чтобы стать супругой Владимира Ульянова, 7-ого мая 1898 года, в этот день Владимир был на охоте. Комната Владимира Ильича была не велика. Надежда приехала в Шушенское с мамой, Елизаветой Васильевной. Вернувшись с охоты под вечер, Владимир удивился, в его комнате горел свет. Состоялась радостная, долгожданная встреча, особенным сюрпризом для Ульянова стало прибытие с Надеждой её мамы, его будущей тёщей. Мама, Елизавета Васильевна, настояла на венчании Надежды и Владимира. Хозяева, у которых проживал Ульянов, уступили молодым остальную часть избы. Единственным человеком, который безбоязненно и с удовольствием регулярно критиковал Владимира Ульянова, была его тёща, Елизавета Васильевна. «Эк, вас разнесло-то, батенька», сообщила ему, его будущая тёща, при первой встрече. Поскольку Владимир был невысоким и довольно щуплым, его полнота особенно бросалась в глаза.

Ссылка в Шушенское, для Владимира Ульянова стала, после прибытия Надежды и её мамы, настоящим гастрономическим раем. Жил он на полном пансионе, который включал в себя настоящее сибирское пятиразовое питание. В рацион входили щи, грибной суп, отварная рыба, телятина, пироги, пельмени, шаньги. Его обязанностью было только, сесть за стол, и всё это поглощать.

На столе у Владимира и прибывших к нему, его жены и тёщи, не переводились свежая рыба, лучших лососевых сортов, молодое мясо, лесная дичь, ягоды, грибы, мед, домашние соленья, овощи, свежевыпеченный хлеб и конечно, любимые им куриные яйца. Как показало дальнейшее, яйца и всё, что содержало холестерин, пора было бы ограничить в рационе, но привычки питания, заложенные с детства, в семье, требовали своего удовлетворения.

Владимиру Ульянову приходили и продуктовые посылки от мамы Марии. Мать отправляла ему в ссылку пряники, халву, варенье, мармелад, урюк.

После приезда невесты и её мамы, Владимир Ульянов перебрался в более просторное жилье, состоящее из нескольких комнат, которые они сняли у вдовы Петровой. Надежда Крупская прибыла в Шушенское при условии, либо официально выйти замуж за ссыльного, либо вернуться на прежнее место ссылки, в Уфу. В царской России признавались «законными» только церковные браки, на этом настаивала и мама Надежды. Владимир Ульянов, ярый атеист с молодости, не носивший нательного креста, был вынужден согласиться на венчание. Владимир Ульянов и Надежда Крупская венчались в Петропавловском храме села Шушенское, о чём была сделана соответствующую запись в церковной метрической книге. До процедуры венчания, жениху и невесте, надо было пройти подготовку к исповеди, исповедоваться и получить «Исповедальное свидетельство». Кроме того, брачующиеся, должны были представить своих родителей, если их не было, брали «посажённых родителей» на время венчания и свадьбы. А процедура венчания многочасовая, с церковным облачением супруга и супруги, произнесением супружеской клятвы, вслед за чтением её попом и многочисленными прославлениями Господа Бога. Кольца им сделал из медных пятаков местный кузнец. Владимир Ульянов все эти условия для вступления в брак выполнил, своё «безбожие» он преодолел, любовь, тёща и закон, великая сила.

В избе, по новому месту жительства, состоялась свадьба, на которую собрались товарищи по партии, местные крестьяне. Все хотели увидеть новобрачных и отметить бракосочетание, выпить за благополучие молодой пары. Девушки восхищались роскошной длинной косой Надежды Константиновны, которую по старинному русскому обряду, в день замужества, полагалось расплести и больше не заплетать, удивлялись ее тоненькой хрупкой фигурке и красоте. Жених рядом с ней выглядел невзрачным.

После венчания и свадьбы, молодые завели свое небольшое хозяйство, огородик во дворе, около дома посадили цветы, хмель.

Надежда Константиновна привезла Владимиру Ульянову и новость, о прошедшем в Минске, 13—15 марта, I объединительном съезде РСДРП, на котором было провозглашено образование новой партии, Российской Социал-Демократической Рабочей Партии. Это известие очень порадовало Владимира Ульянова. То, к чему он упорно стремился, стать членом партии, которая сделает революцию, свершилось. Правда на съезде в Минске, его имя ни в каких документах не упоминалось. Партия точно была социалистическая, входила в состав членов Социалистического Интернационала, но с рабочими в этой партии, в России, был недобор. В России это была партия разночинной интеллигенции, которая обещала рабочим всяческое благоустройство их будущей жизни, но главное обещание, освободить их, рабочих, от капиталистической эксплуатации, ликвидировать наёмный труд, захватить политическую власть в руки рабочих.

Примечание: Социалистический интернационал, Социнтерн, международная неправительственная социал-демократическая организация, со штаб-квартирой в Лондоне. Была создана на базе I Интернационала, 1864 года.

Подготовка к объединительному съезду социалистов России, началась в конце 1896 года, Виленская группа начала переговоры о съезде с петербургской и киевской организациями, после чего были отправлены два делегата в Швейцарию для переговоров с заграничным Союзом русских социал-демократов, и летом 1897 года, в Цюрихе, был выработан проект объединения в одну партию.

Идея созыва съезда была подхвачена киевскими социал-демократами. Киевская группа «Рабочее дело», начав переговоры с петербургской, Виленской и Иваново-вознесенской организациями, пыталась собрать съезд в Киеве, в 1897 году, но так как в назначенное время прибыли лишь представители от С.-Петербурга и Москвы, решено было считать съезд несостоявшимся и собраться лишь на частное заседание. Было решено развернуть подготовку съезда и наладить издание общерусской социал-демократической «Рабочей газеты», №1, которой вышел в Киеве в августе, №2, в декабре 1897 года. Газета освещала рабочее движение в России, призывала местные социал-демократические кружки и группы сплотиться в единую пролетарскую партию.

Киевское совещание обсудило вопрос о созыве съезда и поручило заняться его организацией киевской группе, которая предложила участвовать в съезде Петербургскому союзу (фракции «стариков»), Киевскому и Московскому союзам, Екатеринославской группе, Литовской социал-демократической партии, Бунду.

Примечание: Бунд или «Союз», еврейская социалистическая партия, действовавшая в России и Восточной Европе с 90-х годов XIX века, до 40-х годов XX века. Бунд, считал себя единственным представителем интересов многочисленного, на российских землях, еврейского рабочего класса.

Однако, из-за возникших разногласий на съезд не были допущены социал-демократы, издававшие газету «Рабочая-мысль» в Петербурге, представители Иваново-вознесенской, Одесской и Николаевской социал-демократических групп, как не вполне устойчивые и недостаточно конспиративные. Не были посланы приглашения организации «Рабочее знамя» в Белостоке, и Польской социалистической партии, ввиду поставленных ею неприемлемых условий. Не пригласили и «Союз русских социал-демократов за границей», опасаясь, что его делегаты также не смогут соблюсти требования конспирации. Харьковская социал-демократическая группа отказалась участвовать в работе съезда, заявив о несвоевременности создания партии. Послать делегата на съезд планировала Литовская социал-демократическая партия, но затем отказалась.

Съезд был проведён в Минске, там находился Центральный Комитет партии Бунд. Все организационные хлопоты взяли на себя члены Бунда Евгения Гурвич и Павел Берман. Председателем съезда был назначен Эйдельман, а секретарями, Вигдорчик и Тучапский.

Делегатами съезда были 9 делегатов, представлявших наиболее крупные социал-демократические организации России, Петербургский, Московский, Екатеринославский и Киевский «Союзы борьбы», лидер Георгий Плеханов, а также группу «Рабочей газеты» и Бунда. От «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» в съезде участвовали 4 человека, Степан Радченко, Петербургский союз, Александр Ванновский, Московский союз, Павел Тучапский, Киевский союз и Казимир Петрусевич, Екатеринославский союз, от Бунда, Шмуэль Кац, Арон Кремер и Абрам Мутник, а также 2 человека от Киевской «Рабочей газеты», Борис Эйдельман и Натан Вигдорчик. Всего состоялось 6 заседаний. В целях конспирации протоколов не велось, записывались только резолюции. Основным был вопрос об образовании партии. Съезд провозгласил создание марксистской рабочей партии и принял решение назвать её Российской социал-демократической рабочей партией, РСДРП, то есть партией наднациональной, партией пролетариата всех национальностей России. В единогласно принятом решении указывалось, что все «Союзы борьбы», группа «Рабочей газеты» и Бунда «…сливаются в единую организацию под названием „Российской социал-демократической рабочей партии“». Съезд избрал ЦК РСДРП в составе 3-х человек, Степана Радченко, от Петербургского «Союза борьбы», Бориса Эйдельмана, от группы «Рабочей газеты» и Арона Кремера, от Бунда. Официальным органом партии была объявлена «Рабочая газета», издававшаяся в Киеве. «Союз русских социал-демократов за границей» признавался частью партии и её представителем за рубежом. Съезд поручил членам ЦК составить «Манифест Российской социал-демократической рабочей партии» с изложением ближайших политических задач партии. В «Манифесте», написанном Петром Бернгардовичем Струве, в частности говорилось, чем дальше на восток Европы, тем, в политическом отношении, трусливее и подлее становится буржуазия и тем большие культурные и политические задачи выпадают на долю пролетариата. Представители пролетариата в РСДРП были все разночинцы-интеллигенты, мелкопоместные дворяне, служилые чиновники, все были пролетариями «умственного» труда.

«Манифест» и решения съезда, напечатанные отдельным листком, в апреле 1898 года, в Бобруйской подпольной типографии Бунда, были восприняты революционными социал-демократами России как документы исторической важности и получили одобрение Ленина, который в это время находился в Шушенском, в ссылке. После съезда социал-демократические организации и союзы приняли название, комитеты РСДРП.

Однако I съезду РСДРП не удалось преодолеть идейной, организационной и национальной разобщенности социал-демократического движения. Он не смог выработать ни Программы партии, ни Устава. Партия, как единая централизованная организация, на съезде не родилась. Положение усугублялось тем, что сразу же после съезда, многие партийные организации были разгромлены, 8 из 9 делегатов съезда, в том числе члены ЦК, арестованы, типография и готовый к печати №3 «Рабочей газеты», захвачены полицией. Весь процесс создания РСДРП проходил под полицейским надзором.

Для охоты, кроме берданки, у Владимира Ульянова, имелся револьвер у ссыльного, Путиловского рабочего, финна Оскара Энгберга. Ульянов уговорил Энгберга приходить ночевать к себе, и он обучал Владимира Ульянова стрелять из револьвера.

Позже, от брата Дмитрия, Владимир с нарочным получил для себя новое ружье, централку Франкотти. Опробовали централку прямо во дворе, стреляли в мишень, закреплённую на заборе. Бой ружья испытателям понравился, заряд ложился кучно.

Крупская привезла Владимиру коньки из Петербурга, германской марки «Меркурий». Ульянов, «обучил диковинному занятию всех местных детей, устроив на Шуше каток. Оскар катался плохо и очень неосторожно, так что падал без конца, я вовсе кататься не умею, для меня соорудили кресло, около которого я и старалась держаться. Володя катался отлично», писала в своём дневнике Надежда Крупская, 15 декабря 1898 года.

Новый 1899 год, последний год ссылки Владимира Ульянова, ссыльные встретили у четы Кржижановских в Минусинске. Поездка была разрешена, с 24 декабря 1898 года по 2 января 1899 года. Владимир и Надежда были в Минусинске. Среди гостей кроме Ульяновых были Лепешинские, Ленгники и ещё человек 16.

Вместе с Крупской, Ленин занимался переводами иностранных текстов, жена помогала Владимиру переписывать его работы. В Шушенском Ленин закончил книгу, «Развитие капитализма в России». За 3 года ссылки им было написано более 30 работ, в которых Владимир Ульянов наметил пути революционной борьбы, разработал тактику и программу будущей Партии, критиковал «экономистов». В Шушенское Владимир Ульянов выписывал больше пяти газет и журналов российских и три журнала из Германии, «Архив Социального Законодательства и Статистики», «Социальная Практика», «Новое Время». Кроме этого, Владимир Ульянов постоянно заказывал и получал, через родных, тюки журналов, газет, русские, немецкие, французские книги, нелегальные издания. Для оплаты этих расходов, требовались постоянно деньги, сотни рублей. Ульянов, регулярно просит деньги у матери, с обещанием возврата долгов со своих гонораров за переводы иностранных книг, и просит пересылать, просимые у матери суммы, на имя его тёщи, Елизаветы Васильевны. Впрочем, Елизавета Васильевна и все свои собственные доходы тратила на жизнь семейства в Шушенском.

Вечерами Ленин и Крупская с удовольствием читали русских классиков, Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

Прислуживала семье революционеров, по дому в три комнаты, 13-летняя местная селянка. Ульяновы всегда имели чистоту комнат, вкусную и свежую пищу, стирку и починку белья. В Шушенской ссылке, Владимир Ульянов заметно прибавил в весе, о чем его супруга неоднократно упоминала в письмах домой, называя его настоящим сибиряком. Молодожены проводили много времени с ружьями в лесу и на болотах. Владимир Ульянов уделял серьезное внимание физкультуре и активному отдыху. Зимой он упражнялся на коньках по специально залитому для него катку. Причем, развлечение это было доступно далеко не всем, но материальное положение Ленина позволяло ему подобные забавы. Ленин хорошо играл на гитаре, развлекая уютными вечерами компании односельчан.

Возможность не задумываться о хлебе насущном, превратила трёхгодичное пребывание Ульяновых в ссылке, по выражению его же супруги Надежды, в полную приятностями дачную жизнь.

В январе 1900 года Ленин получил извещение из полицейского департамента о завершении ссылки, и о том, что «министр внутренних дел воспретил ему, после окончания ссылки, проживать в столичных и университетских городах и крупных рабочих центрах».

Чтобы быть ближе к столице, Ленин решил поселиться в Пскове.

Отъезд был назначен на утро 29 января. Расставание с Шушенским получилось трогательным и теплым. Владимира Ульянова и его семью пришли проводить крестьяне и остававшиеся ссыльные. Поздним вечером они прибыли в Минусинск. Так закончилась трехлетняя ссылка Ленина, похожая больше на творческий отпуск, с общим оздоровлением и укреплением организма.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь и Смерть Владимира Ульянова-Ленина. Том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я