В этом сборнике Николая Александровича Лейкина, сатирика-классика конца XIX века, как и всегда, представлено обилие бытовых подробностей и примет времени, а темы у рассказов актуальны во все времена. Произвол богачей, эмоциональный шантаж для вымогания денег (как детьми родителей, так и «кавалерами» наивных дам), легкомысленность юных девушек, чрезмерная болтливость. Не обходит автор стороной и такие по сей день животрепещущие темы, как странные попутчики в поезде, поведение в очередях, страстное желание кутить и вездесущее пьянство. Сами затронутые явления смешными назвать сложно, но в том и сила талантливого юмориста, чтобы не только изобличать пороки общества, но и делать это весело. Завершает сборник объемный рассказ с вкраплениями уморительных пародий на современников Н. А. Лейкина.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги От него к ней и от нее к нему. Веселые рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Первый день Пасхи
Картинка
Первый день Пасхи. Два часа дня. В церквах звонят в колокола. В зале купца Лазаря Антоныча Загвоздкина стоит накрытый стол с закуской в виде неизбежного окорока ветчины, кулича, пасхи, икры, сыру и целой батареи бутылок и графинов. Тут же виднеется нога телячья и баран, сделанный из масла, с красным флагом во рту. На стульях и креслах сидят жена Загвоздкина, пожилая женщина в ковровом платке, и две дочери-погодки, лет двадцати. Они ожидают гостей, приходящих с поздравлением. Дочери смотрят в окно.
— В каких-нибудь пять минут четырнадцать офицеров мимо проехало, — говорит, слегка позевывая, старшая из них, Серафимочка. — Ежели завтра погода будет хорошая, так пойду в фотографию, карточки с себя сниму.
— На что тебе? Ведь перед Новым годом снималась, — возражает мать. — Да и кому давать?
— Митрофану Захарычу. Да и монах с подворья просил.
— Сторожа из рынка пришли! С праздником поздравляют, — докладывает лавочный мальчик в хозяйском сюртуке с обрезанными фалдами и рукавами — подарок на Пасху.
— Сашенька, возьми два яйца, да вот тебе рубль… Поди похристосоваться с ними! — обращается мать к младшей дочери.
— Ну вот! Пусть Серафимочка идет! Я уж и так давеча с туляковскими парильщиками все губы себе отшлепала.
— А я с дворниками христосовалась, с водовозами, даже с трубочистом, — отзывается Серафимочка.
— Дуры эдакие! Везде сама мать должна… Никакой подмоги… Небось, ужо придут певчие, так к тем сами на шею броситесь.
— Как же, велик сюрприз с певчими целоваться, коли у них из пропасти, как из кабака!.. От вас только комплименты и слышишь. Вы на другой манер и не умеете, — отвечают дочери.
Мать тяжело поднимается с места и уходит к сторожам. Через несколько времени она возвращается и говорит:
— У одного сторожа бородавка какая-то на носу. Уж не оспа ли грехом?
Раздается звонок, и в залу входит пожилой гость. Он в сюртуке и с гладко выбритым подбородком. Шея его до того туго обвязана черной косынкой, что лицо налилось кровью.
— Христос воскрес! — произносит он, звонко целуется с хозяевами и садится. — Где изволили у заутрени быть?
— У Владимирской, да тесно очень, — отвечает мать семейства. — Одной даме даже весь шиньон спалили. Закусить не прикажете ли? Ветчинки…
— Ветчинки-то уж бог с ней! В шести местах ел; а я выпью рюмку водки да икоркой… Почем икру-то покупали?
— Эта икра от бабы. Баба-селедочница нам носит. По рублю… Ветчину-то боятся нынче есть. Говорят, нечисть какая-то в ней заводится. А без ветчины для гостей нельзя…
— Коли с молитвой, так ничего… А славная икра! Прощенья просим-с. Лазарю Антонычу поклон.
— А на дорожку рюмочку?..
Гость выпивает «на дорожку» и уходит. Раздается опять звонок, и в зале появляется другой посетитель. Он в новой сибирке и в сапогах со скрипом. Снова «Христос воскрес», снова звонкое целование.
— Уж извините, что без яиц… — говорит он. — Сами знаете, туда-сюда… того и гляди, раздавишь… А Лазарь Антоныч?
— Да вот тоже по знакомым Христа славить поехал. Ну и к начальству… Закусить пожалуйте… Ветчинки…
— Ветчинки-то уж трафилось… А я вот водочки да хлебцем с хренком… Где заутреню изволили стоять?
— У Владимирской… Да душно очень… Одной даме… Вы уж большую рюмку-то наливайте… человек семейный…
— А я лучше две средние… Нет, гуси-то нынче на Сенной каковы! Полтора рубля. Хотел молодцам борова купить, да не нашел мороженых. Нынче в первый день Пасхи хорошо: нынче пьяных и в часть не берут.
Гость глотает водку, садится около закуски и молча вздыхает. Через пять минут он сменяется молодым гостем во фраке и в зеленых перчатках. Опять христосованье… Гость останавливается перед девицами.
— Мы с молодыми мужчинами не целуемся… — застенчиво бормочут они и слегка пятятся.
— Невозможно без этого-с… Даже и в графских домах, и там…
— Следует, следует, — замечает мать, — потому такой день.
— Ну, смотрите, только по одному разу.
Девушки протягивают губы. Гость целуется, садится и говорит:
— Где изволили у заутрени быть?
— У Владимирской; только уж очень много мастеровых в тулупах, — отвечает Серафимочка. — Страсть, как тесно! Одной даме весь бархатный казак воском укапали.
— Хереску рюмочку, да вот ветчинки… — предлагает мать.
— Не могу-с. В трех местах ветчиной закусывал. И хересу не могу. Сами знаете, там-сям — пожалуй, и в знакомых перепутаешься. А мы так у Иоанна Предтечи за решеткой стояли. Чудесно! На вербах изволили гулять?
— Гуляли, да у маменьки из кармана воры кошелек с шестью рублями вытащили.
— Это к счастью-с. Однако до свиданья… Еще в три места надо.
— Да выпили бы что-нибудь… Или вот ветчинки… — пристает мать семейства, но гость снова отказывается и исчезает.
Три часа. Раздается пронзительный звонок, и в комнату входит сам глава семейства — Лазарь Антоныч. Он в мундире со шпагой, с двумя медалями на шее, с треуголкой в руках и слегка выпивши. Лицо его сияет.
— Отзвонил и с колокольни долой! — восклицает он. — А тяжело в мундире-то с непривычки!
— Так снимай скорей да надевай сертук! — замечает жена.
— Нет уж, зачем же? По нынешнему торжественному дню мы в нем до заката солнца пощеголяем, потому нельзя — привыкать надо. Почем знать, может, когда-нибудь и военный наденем, — шутит муж. — Теперь, брат, никто от красной шапки не отрекайся! Шабаш!
— Господи, помилуй нас, грешных! — крестится жена. — Вот уж и видно, что наугощался! Что ты говоришь-то? Опомнись. Нешто можно на себя эдакую невзгоду пророчить?
— От слова ничего не сделается, а только ежели что насчет мундира, так военный будет много основательнее, потому в этом только потуда и щеголяешь, покуда деньги в приют вносишь, а не заплатил, и сейчас тебя верхним концом да вниз. — Загвоздкин останавливается перед зеркалом, подбоченивается и гладит бороду. — А все-таки нам почет и большой почет, потому этому самому мундиру только трех классов до генеральского не хватает! — продолжает он. — Посмотрела бы ты, как со мной сегодня швейцары… Только и слышишь: «Ваше высокородие!» Самого генерала на лестнице встретил…
— И христосовался?
— Троекратно сподобился. И не узнал меня. Идет по лестнице, а я навстречу. «Христос воскрес, — говорю, — ваше превосходительство!» «А, это ты, — говорит, — Иванов?» «Никак нет-с, — говорю, — ваше превосходительство, я купец Загвоздкин». Ну и похристосовались. Щеки такие душистые! С самим генералом — понимаешь ты?
— Священники, Лазарь Антоныч! — докладывает мальчик.
— Дома, дома! Проси… — суетится хозяин. — Ах ты, господи! Есть ли у меня еще десятирублевая бумажка для них?
Между тем священники, держа левые руки на желудках, входят уже в комнату. Сзади следует дьякон, откашливаясь басом и расправляя руками волосы на голове, а за дьяконом вваливаются дьячки. Начинается пение. В дверях показываются «молодцы» и начинают «подтягивать». После общего христосованья духовенство присаживается. Идет разговор о заутрени. Дьячки тяготеют к закуске.
— Отец протоиерей, винца пожалуйте, ветчинки… — предлагает хозяйка.
— Ни боже мой! Былое дело! Сами знаете, везде клюешь. Я не запомню, когда я и обедал в этот день.
— Нельзя, нельзя… — говорит хозяин и тянет к закуске.
Священники жестом показывают, что они сыты по горло. Дьякон меланхолически выпивает стакан хересу. Хозяин подходит к дьячкам.
— Ну а вы, виночерпии? Валите! Чего зеваете-то? Вот и я с вами.
— Мы-то можем, — отвечают дьячки и торопливо глотают водку.
Протоиерей косится на них и говорит:
— А у нас сегодня во время литургии воробей в купол влетел.
— Это к радости, — замечает хозяйка. — Батюшка, да вы бы хоть кусочек ветчинки…
— Три дня, отец протоиерей, славить-то ходите? — спрашивает у священника хозяин.
— Три дня… ходим и на четвертый, но уже вразброд и по низам. Мелочная лавка идет, кислощейное заведение, табашная и все эдакое… Однако пора!
Священники начинают уходить. В руках протоиерея шуршит красненькая бумажка и опускается в широкий карман. Дьячки пропускают священников вперед и наскоро глотают по рюмке хересу.
— Ну, слава богу, это уж, кажется, последние! — говорит хозяин.
— С подворья еще не были да с Васильевского острова, — отвечает жена.
— Певчие! Певчие! В трех каретах подъехали! — восклицают глядевшие в окошко дочери и обтирают губы.
Топая сапогами, сморкаясь и кашляя, в дверях показываются певчие в кафтанах и строятся.
— Лазарю Антонычу! — говорит регент, подходя к хозяину. — Какую, «Ангел вопияше» прикажете?
— А ту, что сначала на дискантах, а потом басы, знаешь, эдак врассыпную.
Регент кусает камертон и задает тон.
— Ванюшка! Выплюнь, шельмец, изо рта булку! Разве можно в одно время и есть, и петь! — кричит он на дисканта и тыкает его в щеку камертоном.
Дискант выплевывает еду в руку. Начинается пение. Басы, чтоб угодить хозяину, ревут так, что даже стекла дрожат. Кончили. Общее христосованье. Раздается такое чмоканье, что, будь тут лошади, наверное, тронулись бы с места, приняв это за понукание.
— Господа певчие! Выпить да закусить пожалуйте! Ветчинки вот… — предлагает хозяйка.
Отказа не последует. Певчие, как саранча, накидываются на водку, на вино и даже на ветчину.
— Мальчишки, легче! На еду не очень накидываться! — кричит регент. — Заболите завтра, так от вас убыток. Нам еще в шестнадцать мест визиты…
— Вытекло! Скудель пуста бо есть! — возглашает какой-то бас и поднимает пустой графин.
— Дольем! Дольем! — откликается хозяин. — Настасья! Сашенька! Тащите сюда ведерную-то…
— Хозяин, с вашей милостью! Без хозяина нельзя! Укажите путь скользкий!
— Я с господином регентом… А впрочем, пожалуй… Серафимочка, вели откупорить пару хересу!
К Серафимочке между тем подсел белокурый тенор и, прожевывая кусок, читает какие-то чувствительные стихи.
— Мне за голос дьяконицкое место обещали, — говорит он ей, — но я намерен отказаться, так как думаю на светской барышне жениться и свой хор воздвигнуть.
— Вы и на гитаре играете?
— И на гитаре, и на скрипке…
Закуска раздрызгана. На столе стоит четвертная бутыль. Скатерть залита. На полу пятна. Кто-то из певчих икает. Мальчишки щиплют друг друга. Регент дает им щелчки.
— Хороший бас ежели… — рассказывает молодцу певчий, — так тот крикнет в рюмку, и рюмка пополам…
— Господа певчие, сделайте милость, пропойте светскую, веселенькую!.. — упрашивает хозяин и уже слегка пошатывается…
— Ветчинки-то, господа! — взвизгивает среди общего говора хозяйка.
Певчие группируются и начинают петь «Во лузях». Следом идет «Солнце на закате». Хозяин до того входит в экстаз, что выхватывает из ножен шпагу и начинает ею дирижировать хором.
— Браво! Браво! Совсем главнокомандующий! — кричат певчие и хлопают в ладоши.
Через час после ухода певчих хозяин спит в гостиной на диване. Около него на стуле висит мундир, лежат шпага и треуголка. Жена и дочери будят его к обеду.
— Не хочу… — бормочет он. — Идите прочь…
— Съешь хоть ветчинки-то… — пристает жена.
Хозяин плюет и молча перевертывается на другой бок.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги От него к ней и от нее к нему. Веселые рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других