Вас тоже раздражают все эти высокопарные выражения типа "отпусти эту ситуацию", "будь собой" и "высокие вибрации"? Эта книга — попытка собрать все духовные знания в одном месте, перевести их с шизотерического на человеческий язык, а главное — собрать всё в единую систему, чтобы было понятно, как эти все знания теперь применить в реальной жизни. И мне кажется, у меня это получилось.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Куда приводят уроки души. Как изменить свою жизнь с помощью духовной психологии» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Зачем душе эмоции
Исследования показывают, что описание травмирующего опыта способствует улучшению состояния…обязательно опишите ваши самые сильные эмоции… 20 минут в день.
Донна Джексон Наказава “Осколки детских травм”
Моя дочь Маша одно время снова и снова просила включить ей сказку про Колобка. Я с содроганием раз за разом слушала, как Лиса «ам, и съела Колобка!».
Серьезно, вот что за сказка такая странная? Все хотели съесть Колобка, в том числе, и дед с бабкой. А потом мне пришла в голову такая метафора.
Желание других съесть Колобка — это проблема Колобка. И чем больше он убегает от неё, тем больше она усугубляется, до тех пор, пока (в данной сказке) не заканчивается фатально.
Так и мы, когда у нас есть какая-то болезненная ситуация, мы можем долго игнорировать её, пытаться убежать, и/или искать виноватых. И со временем, голос Вселенной становится все громче, проблема становится все больше, до тех пор, пока мы уже не сможем не решать ее.
Так это было у меня. Я училась на своей предыдущей работе самоуважению. Поэтому снова и снова получала ситуации, когда меня обесценивал какой-нибудь “заяц”, ни во что не ставил очередной “волк” и не хотел толком платить зарплату “медведь”. Однако я упорно продолжала терпеть к себе такое отношение, потому что боялась, что в другом месте я не справлюсь, закрадывались сомнения: “а вдруг они правы, и я совершенно ничего не стою…У меня ведь и опыта-то толком нет…”
Парадокс заключался в том, что на тот момент, я действительно была “так себе” работником. Именно мои мысли и убеждения притягивали ко мне одни и те же ситуации, когда я несмотря на все старания, не могла проявить себя как прекрасный специалист, снова и снова совершая одни и те же ошибки.
Как только я научилась себя уважать и поменяла место работы, то и мои профессиональные навыки заметно подтянулись. Люди в ответ начали меня уважать, постоянно благодарить, начальство — выписывать премии. Но это произошло только тогда, когда я научилась уважать себя сама!
Но прежде чем в следующей главе мы начнем, как семечки, извлекать один за одним уроки души, необходимо разобраться, а какие, собственно, ситуации являются для нас проблемами. Вот здесь нам пригодится метод ученика.
Для того чтобы проблема начала быть проблемой, сначала она должна вызвать в нас какую-то дискомфортную реакцию, то есть какую-то эмоцию или чувство. Вот почему, часто люди нас не понимают, потому что то, на что мы эмоционально реагируем, не вызывает у них никаких эмоциональных реакций. И тогда они говорят: “Тоже мне проблема… Вот у меня — проблема!”. И начинают нам рассказывать что-то своё.
У разных людей может быть разный набор эмоциональных реакций и, соответственно, разный набор проблем, в зависимости от индивидуальных различий и набора личных ценностей, об этом мы еще поговорим далее.
Я верю, что все мы — души, у которых есть свои определенные задачи на Земле.
В мире душ, откуда мы все приходим, царят высокие вибрации и безусловная любовь. Но душа хочет приключений, суету навести, в конце концов — не всё же с облака на облако прыгать. Хочет расти, развиваться, экспериментировать. Что получится, если я приду в заведомо низкие вибрации боли, вины, даже жестокости, смогу я пройти все испытания и опять вернуться к безусловный любви?
Многие сравнивают жизнь компьютерной игрой, и в этом я вижу зерно истины. По условиям игры, нам дают тело/аватар, а также всевозможные испытания, или проблемы.
Проблемы эти многоуровневые. Какие-то мы можем решить, просто сделав что-то. Например, нужны деньги — устраиваешься на работу. Нужны отношения — хотя бы размещаешь свою анкету на сайте знакомств. Нужно здоровье — начинаешь правильно питаться и больше двигаться.
Но если проблема при этом всё равно не решаются — необходима работа над более глубокими слоями нашей реальности, всего нам в этой книге понадобятся 7 уровней:
уровень проблемы, событий
уровень действий
уровень эмоций
уровень мышления
уровень причины и следствия
уровень ценностей
уровень миссии
Например, работа есть, но зарплата маленькая. Можно, опять же, что-то с этим сделать (уровень действий): пройти курсы повышения квалификации, набраться опыта, убедить босса о необходимости премии. Можно даже уволиться, и устроиться на другое место работы. Однако, не нужно забывать, что все невыученные уроки при этом мы обязательно заберем с собой.
Так было у меня. Я конечно же искала другое место работы, но ничего лучше найти не могла. Когда я звонила в отдел кадров предполагаемого нового места работы, то чувствовала, как меня уже на этом этапе пытались также обесценить и пытаться убедить работать за троих за ту же зарплату.
Тогда я начала вести дневник эмоций: всё, что меня огорчало, выводило из себя — я сразу записывала в дневник. А затем расписывала, какие чувства и эмоции я при этом испытываю. Так я начала работать со своими проблемами на более глубоких уровнях: уровне эмоций и мышления.
Примерно через неделю у меня начало уходить напряжение в теле, я начала чувствовать себя намного лучше. Улучшилось настроение, прибавилась энергия. Захотелось провести время со своей семьей, поиграть с детьми. До этого, малейший конфликт на работе выбивал меня из колеи на несколько дней, а то и недель. А однажды, внутренних переживаний и напряжения у меня было так много, что у меня случился острый аппендицит.
Итак. Я предлагаю вам прямо сейчас, не откладывая, начать проходить все шаги вместе со мной. Для этого нам с вами необходимо будет начать вести дневник наблюдений.
Инструкция
Первое, с чего нужно начать — это начать отслеживать и анализировать, а какими, собственно, ситуациями наполнена ваша жизнь. И не абы какие: покормить кота, отвести детей в детский сад, сходить на работу — сами по себе не являются событиями, которые помогут нам распаковать свой потенциал.
А вот если событие имеет сильный эмоциональный заряд — это не просто событие, а настоящий клад, с которым можно и нужно работать для того, чтобы распаковать свой потенциал.
Покормить кота — само по себе, не является эмоциональным событием. А вот если вы покормили кота, кот опять всё раскидал вокруг миски, и вы почувствовали, что ваш труд никто не ценит — вот здесь явно есть над чем поработать.
Если вы отвели ребёнка в садик, а он устроил там для вас истерику, и у вас начал дергаться глаз — здесь тоже есть над чем поработать. Почему это вас так сильно цепляет? Что именно вызвало такую реакцию? К примеру, вас всю жизнь заставляли сдерживать свои эмоции, а ребенку всё можно, и он охотно вам это демонстрирует.
Но для начала ваш первый шаг — это просто начать отслеживать свою повседневную жизнь на предмет таких событий: откройте дневник и опишите события или проблемные ситуации, которые вас на данный момент беспокоят и вызывают в вас негативные переживания.
Дата:____
Событие (уровеньсобытий): ______
Следующий шаг: опишите, что конкретно вы чувствуете или ощущаете по поводу описанных выше событий. Что я по этому поводу чувствую (уровень эмоций): ________
Если у вас возникают какие-либо сложности, воспользуйтесь ниже приведенным списком эмоциональных состояний:
агрессия
апатия
беспокойство
вина
волнение
гнев
грусть
дискомфорт
депрессия
жалость (к себе)
зависть
злость
напряжение
негодование
недоверие
недостаточно хороший
неискренность
неловкость
ненависть
ненужность
неопределенность
неудобство
обесценивание
обвинение других
одиночество
осуждение
отвращение
отстраненность
оценивание
печаль
подавленность
подозрение
полный ноль
презрение
пустота
расстройство
разочарование
разрозненность
сожаление
сомнение (в себе)
стеснение
страх
стыд
тоска
тревога
ужас
хандра
холод
эгоизм
благодарность
вдохновение
влюбленность
веселость
внутренняя опора
возбуждение
восторг
восхищение
гордость
довольство
доверие
задор
игривость
инсайт
интерес
искренность
комфорт
легкость
любовь
любопытство
наполненность
освобождение
поток
предвкушение
радость
раскованность
расслабленность
расширение
симпатия
смех
сопереживание
сочувствие
спокойствие
счастье
уверенность (в себе)
улыбка
умиротворение
целостность
ценность
эйфория
эмпатия
Вы можете описывать свои ощущения в свободной форме, например: “беспорядок чувств”, “я чувствую себя полным ничтожеством”, и даже “меня как будто распирает от избытка эмоций”.
Записывайте и отслеживайте любые свои дискомфортные реакции в течение дня, но (это важно) не погружайтесь в них с головой, и тем более, не уходите в состояние жертвы. Дайте себе установку, что вы сейчас — просто исследователь. Вы отслеживаете разные ситуации своей жизни для того, чтобы через них со временем понять своё предназначение (даже если пока не совсем понятно, запаситесь терпением). Эти ситуации даны ради вашего блага. Не для того, чтобы вас помучать (как заметил бы сейчас Задорнов: в слове мУЧЕНИЕ есть слово УЧЕНИЕ). А для того, чтобы вы научились чему-то очень важному для вас.
Далее. Вы можете усилить работу над собой, если добавите в дневник еще несколько вопросов для саморефлексии:
Какие мысли возникают на этот счет? (уровень мышления) ___________
Здесь важно не стесняться выражений и просто дать выход потоку своих мыслей.
Не осуждайте себя. Помните, что вы сейчас проводите самое важное исследование в вашей жизни. Это исследование навсегда перевернет вашу жизнь, как когда-то мою, а когда вы откроете своё предназначение — то сможете перевернуть жизни и других людей, ваших будущих истинных клиентов. Поэтому опять же, с холодной головой, вы фиксируете на бумаге, какие мысли по поводу этого события у вас возникают? Мысли — это вообще кладезь наших убеждений, непродуктивных сценариев и травм.
Что происходит в теле в этот момент, когда вы проживаете такие эмоции (уровень тела)?_____________
Например, ощущение тяжести в груди, холод и мурашки по спине, желание сжать кулаки, что-то “ухнуло” под диафрагмой. Этот пункт важен для того, чтобы сильно не увлекаться грустными мыслями и заземлиться. Рекомендую вам в этот момент сделать несколько качественных глубоких вдохов и выдохов, представляя, как внутреннее напряжение покидает ваше тело.
Итак, алгоритм нашего дневника саморефлексии сейчас выглядит таким образом:
Дата:____
Событие:_____
Что я по этому поводу чувствую:_________
Какие мысли возникают на этот счет:_________
Что происходит в теле в этот момент:__________
Пример заполнения дневника эмоций.
Дата: 28 мая 2023 года
Событие: сегодня я узнала, что за то, что я две недели работала за себя и за отсутствующего коллегу, мне доплатили всего тысячу рублей.
Что я по этому поводу чувствую: гнев, злость, разочарование, усталость, раздражение, обиду
Какие мысли возникают на этот счет: вот что за несправедливость!!! Я две недели вкалывала за двоих, приходила домой только спать, дома бардак, муж недоволен, дети сами по себе. У меня уже синяки под глазами, и по утрам я не могу встать с кровати от усталости. И за мой труд и такие жертвы я получила всего тысячу рублей?!? Где справедливость??? Пропало всякое желание работать. Хочу уволиться.
Что происходит в теле в этот момент: всё тело содрогается, ком в горле, подступают слёзы, усталость.
Дата: 29 мая 2023 года
Событие: подошла к директору узнать, почему мне заплатили так мало. Директор пожал плечами, сказал идти в бухгалтерию. В бухгалтерии мне сказали, что всё рассчитано верно, показывали мне какие-то таблицы, я ничего не поняла, но сказать в ответ ничего не могу.
Что я по этому поводу чувствую: усталость, раздражение, обиду
Какие мысли возникают на этот счет: замкнутый круг и полнейшая несправедливость. По-моему, директор и бухгалтер водят меня за нос.
Что происходит в теле в этот момент: сжимаются кулаки, ком в горле, рыдания, усталость и опустошение.
Дата: 30 мая 2023 года
Событие: решила посоветоваться со старшим коллегой, попросить мудрого совета, почему мне выдали такую маленькую премию. Коллега равнодушно сказал, что они “все так работают, а ты еще молодая, терпи”.
Что я по этому поводу чувствую: непонимание, отвержение, разочарование, отвращение
Какие мысли возникают на этот счет: что меня пытаются обмануть и обесценить, чтобы я смирилась и дальше соглашалась быть для всех удобной. Тошнит уже от этой ситуации.
Что происходит в теле в этот момент: неприятные ощущения в верхней части живота.
Давайте подробнее на них остановимся, прежде чем приступать к следующему шагу.
“Сажусь писать дневник — и какой-то ступор.”
Во-первых, дайте себе больше времени. Кому-то сложнее вести дневник, потому что контакт с собой и своей эмоциональной частью давно заблокирован. Это происходит потому, что детстве наши родители не знали, как помочь нам совладать со своей эмоциональностью, и поэтому многие из нас слышали фразы: «что ты как маленький», «вот рева-корова», «плачут только девчонки», «не ной», «эмоции — для слабых», «закрой свой рот!». Наберитесь терпения и учитесь. Вы ведь хотите изменить свою жизнь? Думаю, если нет, вы бы не купили эту книгу. Доверьтесь мне, я вас научу.
На первых порах, не обязательно знать, какую конкретную эмоцию вы испытываете. Конечно, со временем, вы сможете научиться их различать, и даже понимать причину их возникновения. На данном этапе же, вам главное научиться отслеживать: не впадаете ли вы в чувства-ловушки (чувство вины), а также приятная эмоция или неприятная.
Во-вторых, сейчас мы за несколько абзацев повысим уровень вашей эмоциональной грамотности. И вы перестанете бояться любых своих мыслей и эмоций.
Эмоции — это не плохо и не хорошо, это важнейшая часть нашей психики, которая сформировалась эволюционно. Это такие мостики между нашим телом и душой, они сигнализируют нам о том, что нам необходимо на что-то обратить наше внимание. Даже само слово эмоция — «e-motio» — означает побуждение к движению, то есть предназначение наших эмоций — что-то сделать со своими проблемами.
В ответ на какую-то жизненно-важную ситуацию в организме за долю секунды выделяются определенные вещества-регуляторы, чтобы мы быстро среагировали и приняли необходимые меры. Например, вы споткнулись на лестнице, как скоро вы примете решение вскинуть руки и напрячь мышцы, чтобы не упасть? Скорее всего, это произойдет так быстро, что вы даже не дадите себе отчета.
Итак, в чем предназначение эмоций и чувств:
— Эмоциональные реакции — это важная часть нашей физиологии, который в первую очередь отвечает за нашу защиту и безопасность.
— Адаптация. Работа с эмоциями — это первый шаг к тому, чтобы справиться со стрессом. Если мы не умеем справляться со своими эмоциями, то вынуждены их подавлять. Это приводит к постепенному (и иногда к внезапному) разрушению нашей психики и тела.
— Эмоции помогают нам формировать привязанность и создавать близкие отношения.
— То как и на что мы реагируем — это такие “звоночки” для нас. Сигналы нашего тела о том, что нам нравится, что не нравится — а как ещё мы поймем, чем мы хотим в этой жизни заниматься и в чем наша миссия?
— Эмоциональный опыт помогает нашему обучению (что хорошо, что плохо) и эволюции.
— В самой эмоциональной реакции уже заложена подсказка, как можно решить любую нашу проблему. Обсудим это в следующих главах.
Представляете, сколько всего мы теряем, когда совершенно не умеем управлять своими эмоциями и чувствами?
Фото из личного архива
Мы с семьей живем недалеко от заповедной зоны, и когда я гуляла по пешеходной тропе, то увидела там скульптуру увеличенной в несколько раз детской игрушки древнего мальчика (написано: сына вождя).
Британские ученые наверное со мной не согласятся, а вот я на ней увидела лица с разными эмоциями. Древние смайлики, в-общем. Понимаете, да? То есть ещё несколько тысяч лет назад, мудрый народ знал, зачем душа приходит на Землю: чтобы получить важный опыт проживания всего спектра эмоций.
Сопротивление вести дневник
Когда я только начинала вести дневник эмоций, я заметила у себя очень приятные изменения: ушло напряжение, улучшилось отношения с близкими, я стала меньше уставать и болеть. Но потом я стала забрасывать дневник, почему так?
Да, иногда даже просто признать, что вы испытываете не самые “единорожные” чувства к своим близким, бывает очень неприятно. Поэтому мозг заставляет нас всячески увиливать, сопротивляется.
Что тут нужно делать: тренировать навык быть честным с самим собой. Мозг сопротивляется? Хорошо. Не вините себя. Напишите у себя в дневнике: “мне так страшно/стыдно/неприятно признавать свои вчерашние эмоции относительно своей семьи…”
Вас никто не осудит. Дневник — это ваш друг. Вот увидите, вам сразу полегчает. Это нормально, что мы испытываем к близким самые разнообразные эмоции и чувства. Это не означает, что мы ужасные люди или не любим их. Просто наши близкие — это те еще духовные учителя. Иногда они так могут нас вывести из себя!
Когда же мы искренне проживаем чувства и эмоции в своём дневнике или у психотерапевта — мы можем это контролировать. Но когда мы пытаемся те же чувства и эмоции подавлять, игнорировать, стараться прикрыть “хорошей миной” — мы теряем контроль над бомбой замедленного действия, которая в любой форме может разорваться в самой неприятной форме своего выражения.
Сложнее всего вести дневник эмоций людям с преобладают левым (рациональным) полушарием. Особенно не просто будет справиться с этим заданием тем, у кого главный урок — урок общения (подробнее разберем в главе 6). В этом случае, я рекомендую список вопросов для саморефлексии вести немного в другом порядке:
Дата:___________
Событие:____________
Что происходит в теле в этот момент, когда я описываю эту ситуацию:____________
Какие мысли возникают на этот счет:_____________
Какие эмоциональные реакции происходят в ответ на эти мысли:______________
Проблема — это ситуация, предназначение которой вызывать в нас дискомфортные эмоциональные реакции до тех пор, пока мы не усвоим урок.
Если долго избегать проблему, то Вселенной ничего не остается делать, кроме как усугубить ситуацию, для того, чтобы мы уже не могли не обращать на неё внимание.
Разные люди по-разному реагируют на одни и те же ситуации. В этом заключается наше индивидуальное различие. То, что для одного кажется болезненной проблемой, для другого может казаться ерундой.
Если проблема не решается на уровне действий, необходимо посмотреть на неё на более глубоких уровнях.
Важно понять, что для вас является проблемой, а для этого необходимо начать исследовать свои эмоциональные реакции. Для этого нужно регулярно вести дневник эмоций.
У наших эмоций и чувств есть важное предназначение: они помогают нам выжить, адаптироваться к стрессу, создавать близкие отношения, понять свои задачи на это воплощение (свою миссию), духовно эволюционировать. В самой эмоциональной реакции уже есть подсказка, как решить любую нашу проблему.
Вы можете менять последовательность вопросов в дневнике эмоций на своё усмотрение. Кому-то проще сначала отследить свои мысли, и только потом — эмоции и чувства. Доверяйте себе, со временем вы найдете, как для вас будет лучше всего.
Постарайтесь вести дневник хотя бы 1 раз в день на протяжении недели, а тем временем мы с вами приступаем к следующей главе.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Куда приводят уроки души. Как изменить свою жизнь с помощью духовной психологии» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других