История ленинградского школьника,поднявшегося на самую вершину власти. Его сокровенные мысли и дерзкие мечты, его верные друзья и любимые женщины. Теракт 11-го сентября в Нью-Йорке. Что стояло за ним? Кто заработал на этом сотни миллиардов долларов? Судьба несчастного малайзийского "Боинга". Почему из десятков самолётов, пролетавших в этом месте, был выбран именно он? Совершенно пьяный и абсолютно голый Карл Маркс, бегающий по чинным городским улицам, размахивая шпагой. Разве такое возможно? Российская дипломатия. Когда и почему она приказала долго жить? Есть ли какая либо связь между всеми этими событиями? Всё это вы узнаете, прочитав книгу до конца.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дороги, которые нас выбирают предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4. Иса
Шли годы, Иса взрослел. Он был, без сомнения, лучшим учеником в школе. Все давалось ему легко, но особенно он любил физику, химию и биологию. Иса мечтал учиться дальше, поступить в университет, а потом заниматься наукой, исследованиями. Больше всего его занимал вопрос о происхождении жизни на Земле.
Но о дальнейшей учебе можно было только мечтать. Денег на это в семье не было. Детей было много, жили бедно, и только один Иса ходил в школу. Денег для обучения в школе его братьев и сестер не было. То, что Иса единственный в семье учился в школе, не было случайностью. Иса был другой. Он чем-то отличался от остальных детей. У него были иные глаза, в них была какая-то глубокая печальная мысль. Мать называла его про себя грустным мечтателем. Иса все время о чем-то думал, какая-то постоянная работа происходила в его голове. Иногда его глаза вдруг начинали сверкать, он весь, казалось бы, излучал радость. Тогда мать знала, что он нашел решение какой-то важной для него проблемы, пришел к какому-то неожиданному выводу.
Иса очень много читал, буквально проглатывал книги. Он читал фантастику, классику, приключения. Самыми любимыми писателями были Джек Лондон и Рэй Брэдбери. Братья и сестры были к чтению совершенно равнодушны. Они жили совсем другой жизнью, имели абсолютно иные планы на будущее. Сестрам искали женихов, потом выдавали замуж, и они рожали кучу детей. Братья со временем начинали торговать катом на базаре, копили деньги на свадьбу, женились и уходили из дома. Казалось, что смысл жизни был только в том, чтобы жениться или выйти замуж и произвести на свет как можно больше детей.
Иса не мог представить себя торгующим катом на базаре или отцом огромного количества чумазых детей. От одной мысли об этом ему становилось тошно и тоскливо.
Иса мечтал совсем о другом. Он будет учиться, чего бы это ему ни стоило. Станет знаменитым ученым, будет путешествовать по всему миру. Европа, Америка, Россия — везде он будет своим. Он будет жить в красивом доме, ездить на дорогой машине. После работы он будет сидеть в кафе, пить кофе, а рядом с ним будет высокая красивая блондинка с голубыми глазами.
Иногда он будет приезжать в свой родной город, чтобы повидаться. Нет, не с отцом, он всегда был ему чужим, и не с братьями и с сестрами, они всегда были другими, не такими, как он. Иса будет приезжать домой, чтобы повидаться с матерью, рассказать ей о своих успехах и увидеть слезы радости в ее глазах. Потом он пойдет к Учителю, и они будут долго разговаривать. Теперь Иса будет рассказывать Учителю о последних научных исследованиях в области гео — и биофизики, и тот будет внимательно его слушать, как раньше Иса с восторгом слушал Учителя.
Эти два самых близких ему человека будут им гордиться. Однажды, когда мать состарится и останется совсем одна, Иса заберет ее с собой и больше никогда не вернется в этот грязный, вонючий, ненавистный ему город.
Мать знала, почему Иса отличается от других ее детей, но это была ее тайна. Когда сын подрос, мать пошла к Учителю и о чем-то с ним очень долго говорила. Нет, она не рассказала ему тайну рождения Исы, это было невозможно, тайну эту она унесет с собой в могилу. Но она нашла какие-то слова, которые убедили Учителя взять Ису в школу за необычно маленькую плату, но с испытательным сроком.
Очень скоро Учитель понял, что эта усталая, преждевременно увядшая женщина была права — ее сын был удивительно способным мальчиком. Иса схватывал все на лету, а его страсть к познанию нового была просто неутолимой. Он умел мыслить и иногда задавал вопросы, которые даже Учителя ставили в тупик.
Учитель в свое время долго учился и потом стажировался в Европе, Америке, России. Иса часами с жадностью слушал его рассказы о том, как там живут люди, как они встречаются, знакомятся, влюбляются. Он не мог себе представить, как люди сами определяют свою жизнь, живут где хотят, женятся на ком хотят, в любое время могут поменять религию и спутницу жизни.
Там, где жил Иса, все знали, что бог, жена или муж даются человеку в жизни один раз и поменять их никто не может. При этом представители разных религий нередко женились между собой. Это не было чем-то из ряда вон выходящим, страшным считалось только одно — быть атеистом.
Иса знал со слов Учителя, что человеческая цивилизация зародилась на Ближнем Востоке. Месопотамия, Аравия, Египет дали миру множество открытий, здесь появилась уйма ремёсел. Производство папируса, письменность, обработка металлов, строительные технологии, которые до сегодняшнего дня никто не смог превзойти. Люди жили в достатке, собирали по несколько урожаев в год, и, казалось, ничто не могло поколебать их благополучия. Но их цари потеряли чувство меры, они погрязли в роскоши и разврате. К сожалению этого им было мало — они возомнили себя наместниками бога. Они даже решили добраться до бога и начали строить гигантские пирамиды. Тысячи людей напрягали все свои силы для того, чтобы построить эти абсолютно бессмысленные сооружения, на это уходили все материальные ресурсы.
И боги разгневались, они отвернулись от них, лишили их своей милости и прокляли. В стране перестали идти дожди, реки начали высыхать, из-за нехватки воды, земля не давала больше урожая, начался голод, люди умирали. Некогда богатые процветающие страны за несколько столетий превратились в выжженные пустыни. Люди, спасаясь от голода, уходили на север. Какая-то неведомая сила гнала их туда. Старики, люди слабые и больные умирали по дороге, так улучшался генофонд нации. Только самые сильные доходили до конца, до берега моря. Это море было каким-то особенным, оно всегда притягивало людей отовсюду. Само его название говорило о том, что оно находится посредине земли. Люди стремились сюда, подгоняемые надеждой на то, что их жизнь станет лучше и богаче, что здесь наконец-то их ждет настоящее счастье.
Для тех, кто достигал моря, испытания не заканчивались, им предстояло пересечь его, чтобы добраться до другого берега. Местные рыбаки хорошо знали море, оно их кормило. Они знали направления ветров и течений, могли предсказывать погоду. Торговые шхуны возили товары и часто ходили в дальние заморские страны. Но рыбацкие баркасы и торговые шхуны не были предназначены для перевозки людей.
Беженцы, спасающиеся от голода и нищеты, умоляли взять их на борт. Они снимали со своих женщин золотые украшения и отдавали их капитанам судов. Женские драгоценности всегда имели в этих странах функцию неприкосновенного аварийного денежного резерва. В сытые благополучные годы мужчины дарили своим женам золотые украшения, которые те сразу же на себя надевали. Это был самый надежный способ хранения сбережений. Дома хранить золото было опасно, замков и сигнализации не было.
Мужчина всегда имел намного больше прав, чем женщина. Он мог в любой момент выгнать ее из дома, и она должна была немедленно уйти в том, в чем она была. Это означало, что все золото, а значит, и все сбережения, уходили вместе с женой. Дом и дети доставались мужу. Поэтому, прежде чем выгнать жену из дома, муж должен был хорошо подумать. Остаться без женщины в хозяйстве, без матери своих детей и без всех сбережений требовало большого мужества.
Алчные владельцы судов брали золото и принимали слишком много людей на борт. Перегруженные корабли, попав в шторм, часто тонули. Редко кто достигал желанного берега, но те счастливчики, которым это удавалось, были полностью вознаграждены. Перед ними простилались плодородные земли. В реках было достаточно воды, не только для питья, но и для полива. Обширные леса не только давали прохладу и радовали глаз, но и обеспечивали людей строительными материалами и дровами для отопления.
Беженцам, достигшим цели, казалось, что вся их дальнейшая жизнь будет счастливой и благополучной. Но эйфория первой встречи с благодатной желанной землей быстро проходила. Пришельцев никто не ждал, никто им не был рад. У них была другая одежда, другая еда, другие обычаи и праздники, они иначе выглядели, верили в своих богов и говорили на других языках. Одним словом, они были чужими.
Вся плодородная земля была уже поделена, каждый занимался своим ремеслом, и никто не хотел ничем делиться с пришельцами. Им приходилось уходить в горы, строить себе хижины из дикого камня и пасти полудиких коз. Зимой они страдали от холода и голода. Но ничто не могло сломить дух этих мужественных и сильных людей, трудом и терпением они завоевывали себе место в этом новом неприветливом мире.
Шли годы, проходили десятилетия, потом столетия, и пришельцы менялись. Менялась их одежда, она становилась более удобной и пригодной для местных условий. Их еда становилась все более похожей на еду местных жителей. Их обычаи менялись. Со временем они обнаружили, что и религии их не так уж сильно и отличаются. Они молили своих богов о том же, о чем их молили и местные жители. Смысл и сущность их праздников были тоже очень схожи. Они благодарили богов за хороший урожай, за обильные дожди, за рождение детей. Они молили богов о том, чтобы они не забирали у них солнце.
Когда-то, много-много лет назад, люди с ужасом заметили, что дни становятся все короче и короче, а ночи — все длиннее и длиннее. Наши предки знали, чем им это грозит. Уйдет солнце, наступит ночь, замерзнут реки, холодная земля не будет приносить урожай, и все погибнут. Они не назвали это концом жизни — они назвали это концом света. Перестанет поступать на Землю свет от Солнца — и всему наступит конец. Ночи становились все длиннее, и вместе с ними рос страх. Люди обращали к небу молитвы, приносили в жертву животных, жгли огромные костры. Они пытались докричаться до богов, обратить на себя их внимание. «Не делайте этого, не забирайте у нас свет, не лишайте нас жизни», — молили они. Но боги, казалось, не слышали их, и света становилось все меньше и меньше.
Когда отчаяние людей достигло своего апогея, когда казалось, что уже ничто не может их больше спасти, произошло чудо. Последняя ночь не стала длиннее, следующая за ней — тоже. А через несколько дней все заметили, что дни стали длиннее, а ночи короче. Произошло чудо — боги услышали людей и спасли их.
С тех пор во всем мире люди отмечают это время, называя эти праздники по-разному, но всегда связывая с ними надежду на светлое будущее, то есть на будущее, в котором много света.
Беженцы продолжали прибывать за лучшей долей в Европу, они приспосабливались к новой жизни, менялись, становились другими. У них начали рождаться светловолосые дети с голубыми глазами. А у местных жителей появлялись детишки смуглые и кареглазые. Так за несколько столетий из белокурых и голубоглазых римлян, древних греков и испанцев появились современные, в большинстве своем темноволосые и темноглазые, жители Италии, Испании и Греции.
Учитель рассказывал, и Иса был готов часами его слушать. Он впитывал в себя знания, как губка, поднятая со дна океана, впитывает в себя воду. После этих бесед Иса шел домой, и ему очень хотелось кому-то все рассказать. Но отец отмахивался от него, как от назойливой мухи, сестры и братья не понимали того, что он пытался им объяснить, им это было совершенно неинтересно. Единственным человеком, с которым он мог поговорить, была мать. Она была необразованной женщиной, но у нее был острый природный ум, и она умела слушать.
Иса очень много думал о том, что рассказывал ему Учитель, у него возникало множество вопросов, и тогда он шел в библиотеку, брал книги и читал. В книгах он находил ответы на многие вопросы. Он понял, что в Европу стремились не только несчастные и обездоленные из Северной Африки и с Ближнего Востока. Могущественные государства тоже пытались застолбить себе там земельный участок. Иногда им это удавалось. Так, Османская империя сотни лет владела Балканами, Юго-Восточной Европой, Кавказом. Мавританское владычество в Испании продолжалось более семисот лет. Но рано или поздно захватчиков изгоняли, они уходили, оставляя после себя уже совсем другие страны. Их пребывание не могло не отразиться на архитектуре, образе жизни, обычаях и внешнем облике местных жителей. Больше всего Ису поражало то, что захватчики не уничтожали на корню местные религии. Осталось католичество в Испании, православие — в Болгарии и Греции. На Балканах христианские деревни соседствовали с мусульманскими аулами. Но более пестрой картины совместного сосуществования и терпимости различных религий, чем на Ближнем Востоке, не было нигде в мире. Мусульмане-шииты и сунниты, алевиты, иудеи, христиане-копты и друзы — все жили неподалеку друг от друга, уважали и терпели друг друга.
Эта идиллия закончилась, когда, уже в новое время, сюда пришли европейцы и начали с помощью геометрической линейки и карандаша расчерчивать географическую карту Ближнего Востока, создавая при этом современные государства по религиозному принципу. С этого времени и идут здесь, с небольшими паузами, кровопролитные междоусобные войны. С этого времени и поселилась тут злоба, ненависть и нетерпимость.
Ису всегда поражала эта полная непохожесть, если не противоположность, европейских стран и их жителей. Они пытались создать на Востоке какое-то подобие своих стран, совершенно не понимая при этом, что это абсолютно нереально. То, что было и есть норма в Европе, зачастую считается здесь преступлением. Женщины купались практически голые на пляже, пили алкоголь, спали с чужими мужчинами. От одной мысли, что что-то подобное сделает его мать или сестры, ему становилось плохо. Мало того, женщин нельзя было бить, и при разводе они получали все, включая детей. Женщины работали, часто руководили мужчинами, а проституция входила в десятку самых престижных и высокооплачиваемых профессий.
Иса понимал, что все это на Востоке неприемлемо и все попытки европейцев всегда будут обречены на неудачу, но как хотелось взглянуть на их жизнь хотя бы краешком глаза, отведать маленький кусочек этого запретного, а потому очень сладкого плода!
К сожалению, реальность была совсем иной. Максимум, что светило Исе в этой жизни, это место писаря в каком-нибудь местном учреждении или торговца, а со временем, может быть, и владельца мелкой лавки на городском базаре. Ни то, ни другое особого энтузиазма у него не вызывало. Иса хотел учиться, но все упиралось в деньги, которых в семье не было.
В этот день Иса проснулся как обычно, помог немного матери по хозяйству и пошел в школу. Сколько раз он уже проходил по грязным и пыльным улицам этого безрадостного города… Тощие козы бродили в поисках еды, но, кроме старых газет, поживиться им было нечем. Около лавок сидели на корточках бородатые торговцы и сосредоточенно жевали кат. Казалось, никакая сила не в состоянии изменить этот веками устоявшийся, унылый ход жизни. Иса по пути в школу с тоской думал о том, что до конца своих дней он обречен быть частью этого убогого окружения.
Но в этот день все было иначе. Иса почувствовал это, когда зашел в класс. Учитель как-то странно на него посмотрел и сказал, что ему нужно после уроков поговорить с Исой о чем-то очень важном. Обычно Иса сам оставался после уроков, когда у него было время, и они подолгу разговаривали с Учителем.
Когда они остались вдвоем, Учитель начал издалека. Он долго рассказывал о прошлом богатстве их страны, о величии их народа и мудрости предков. Он говорил о большой несправедливости в том, что их страна потеряла свое влияние и могущество и ничего не получила взамен. Пришли другие и все взяли в свои руки, а их объявили людьми второго сорта. Но это не будет длиться вечно, продолжал Учитель, грядут большие перемены. В ближайшее время все должно измениться, мы заставим мир опять нас уважать, мы покажем всем, что нас слишком рано списали со счетов. И это сделают самые лучшие, самые достойные представители нашего народа. Этих избранных определяет Совет очень уважаемых людей, одним из членов которого является городской мулла.
Иса часто видел муллу в городе. Он жил в богатом районе, в красивой вилле, ездил на дорогой машине, дети его учились за границей. Сам мулла, казалось, излучал собой довольное благополучие. Пару раз мулла даже разговаривал с Исой в школе о его семье, родителях, планах на будущее.
Учитель продолжал говорить, а у Исы сладко замирало сердце. Оказывается, мулла уже давно интересовался им, спрашивал о его успехах. И вот на днях было принято решение о его дальнейшей судьбе.
Иса поедет учиться в Европу, а потом, возможно, и в Америку, и Совет будет оплачивать его учебу. Более того, его мать будет ежемесячно получать денежное пособие в качестве компенсации за отсутствующего сына.
Иса будет изучать в университете естественные науки и технику, стажироваться в известных научных центрах. А когда-нибудь придет время, и Иса получит важное задание, которое станет результатом всей его жизни и прославит его имя.
Иса не придал большого значения последним словам Учителя. Ему было достаточно того, что наконец-то сбылась его мечта и он поедет учиться в Европу. Он будет там жить, он станет составной частью этой сказки.
Иса летел домой, не чувствуя ног, ему не терпелось поделиться обо всем с матерью, увидеть такую редкую радость в ее глазах. Дома Иса взахлеб рассказал родительнице о том, что он будет учиться в университете и жить в Европе. Мать с нежностью смотрела на него, гладила по голове и с грустью думала о том, как похож ее самый любимый сын на того человека, короткая встреча с которым навсегда перевернула ее жизнь. Эта встреча дала ей то, чего она раньше никогда не знала, о чем даже не подозревала. Но это была ее тайна, которую она никому не могла рассказать.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дороги, которые нас выбирают предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других