Проба пера

Михаил Дорошенко

Сборник состоит из квазидетективных историй.«В текстах Дорошенко все персонажи имеют обыкновение переходить под разными именами из одного сюжета в другой. Пребывая в разных эпохах и личностях, все „они“ живут жизнью одной персоны – творца».Олег Серов

Оглавление

Перемена участи

— Две девушки, сидя на коленях своих возлюбленных, — рассказывает импровизатор в кафе, — мечтают о перемене участи. Благополучная Жюстина, обремененная суетной жизнью в Париже, изъявляет желание вести в провинции тихую, спокойную жизнь. Другая, Жюльетта — провинциалка из бедной семьи, мечтает оказаться в столице. По мановению руки незримого духа добродетельная Жюстина оказывается в теле Жюльетты в провинции, а ленивая и порочная Жюльетта — в теле Жюстины в столице. Она сразу же адаптируется в богатой семье и ведет легкомысленный образ жизни. Жюстина предпринимает попытку доказать, что она не та, за которую ее принимают, однако посещение отчего дома заканчивается вызовом полиции, и она вынуждена возвратиться в провинцию. Жюстина, в облике Жюльетты, соответственно, выходит замуж за богатого человека в возрасте, и на его деньги разоряет банк своих родителей, лишая тем самым соперницу возможности вести прежний образ жизни.

— Жюстина, Жюльетта, хм, — кривится выпивший посетитель.

— Надеюсь, вы не теряете нить повествования?

— За кого вы меня принимаете?

— Обозленная Жюльетта, стреляет в Жюстину, находящуюся в ее облике, и случается непредвиденное: душа Жюстины вырывается из чужеродного тела и возвращается в свое. С ужасом созерцает она мертвое тело Жюльетты на полу рядом с дымящимся револьвером. С возвращением прежнего облика вновь происходит перемена участи. Во-первых, она оказывается под следствием по обвинению в убийстве… ни о каком переселении душ, разумеется, нельзя было даже заикнуться… а во-вторых…

— Теряет имущество, — вставляет подвыпивший посетитель, — о!

— Правильно… приобретенное в облике Жюльетты, но получает остатки состояния своих родителей. Я смотрю, вы не теряете нить сюжета.

— За кого ты меня принимаешь, за старого маразматика? Я еще ого-го что могу! — восклицает посетитель, размахивая бутылкой. — Я, знаете ли…

— Верю-верю. Суд принимает к рассмотрению версию, выдвинутую адвокатом. «Авантюристка из провинции, угрожая револьвером, потребовала у дочери бывших владельцев банка продать пакет акций, оставшихся у нее от ушедших в отставку родителей. Моя подзащитная попыталась отнять у нее оружие, и в результате борьбы „жертвой“ нечаянного выстрела становится авантюристка». Присяжные заседатели не стали разбираться в ситуации, а просто стали на сторону благополучной Жюстины и ее почтенных родителей. Справедливость восторжествовала как будто бы, но не все так просто под луной. Жюстина с тех пор не находит покоя. Пройдя опыт пребывания в двух телах, ее преследуют не свойственные ей воспоминания.

— И… — спрашивает подвыпивший посетитель, — о чём это вы только что рассказали?

— Мною была предпринята попытка показать перетекание характера одного персонажа в другой при перемене места обитания. Хорошее становится несколько хуже, плохое так и не исправляется. Все возвращается на круги своя, остается только горький опыт проживания не своей жизни.

— Да-а-а? Кто бы мог подумать…

— Да, странная история, — отмечает другой посетитель, — странная и несправедливая. Бедная девушка неожиданно становится богатой, что справедливо, а богатая — бедной: так ей и надо. Богатая, хотя и стала бедной, вновь богатеет, и это понятно — богатые всегда найдут способ разбогатеть. Мало того: она разорила бедную девушку и убила ее.

— Минуточку, стреляла-то не она.

— Да, стреляла не она, а погибла бедная. Несправедливость восторжествовала.

— Таков истуар.

— Получается, что преступление… оправдано?

— Смотря для кого?

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я