Детская психосоматика. Как помочь вашему ребенку? Инструкции для счастливых родителей

Мария Величко, 2021

Почему болеют дети? Во многих случаях корень проблемы кроется в отношении родителей к ребенку и друг к другу, в различных ложных установках и формах поведения, нередко «принятых по наследству». В книге – третьей в серии книг, посвященных психосоматике, – автор предлагает особый и проверенный практикой подход к оздоровлению ребенка. Основой книги стала успешная частная консультативная практика клинического психолога в Испании в течение более чем десяти лет и собственный материнский опыт. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Глава 2. Вовлеченное родительство в период от зачатия до 1 года

Предельная важность этого периода

Удовлетворительный в биологическом смысле период жизни от зачатия до года после рождения определяет, будет ли ребенок страдать самыми тяжелыми, психотическими (шизофреническими) расстройствами, когда он вырастет. Это самый деликатный физический и эмоциональный период материнства.

Когда вся подготовка к родительскому «марафону» проведена, как описано выше в этой книге, то обычно проблем с зачатием не бывает. Если зачатие всё же не наступает, будущие родители могут вернуться к предыдущим главам и заново пройти психосоматическую терапию родовых влияний. Так можно выявить бессознательные запреты на родительство в кланах мужчины или женщины, страхи материнства, родовые травмы, стрессы раннего детства, пережитые в детстве, незавершенные трауры по детям, которые были абортированы родителями. Ниже я раскрою эту тему подробно.

После счастливого наступления беременности осознайте, что во время внутриутробной жизни плод очень-очень хрупкий, в высшей степени подвержен влиянию того, как чувствует себя мама, и максимально зависит от нее. От состояния физического и психического здоровья матери зависит здоровье ребенка. А поддержка, любовь и внимание мужчины к своей женщине — это залог здоровья матери в этот период.

Максимальная внимательность к собственным телесным ощущениям — основа здоровья человека. Понимая что чувствует в каждый момент, женщина может вовремя удовлетворить свои потребности. Развивайте в себе умение жить в ощущениях и чувствах. Попробуйте бóльшую часть суток пребывать в ощущениях тела, чувствовании окружающего мира. Так вы последуете своим биологическим потребностям. Интенсивной умственной деятельностью рекомендую заниматься не более 3–4 часов в день с перерывами. Напряженная интеллектуальная работа расходует энергию внутренних органов, которые в этот момент заняты самым сложным процессом в мире — созданием человеческого организма. Живя в осознанности тела, вы заранее почувствуете что-то неладное в своем организме и предотвратите развитие симптомов в самом начале. Уберете преграды, которые могут прервать беременность или же болезненно повлиять на нее. В этот период жизнь женщины должна быть максимально благополучной.

Рис. 2. Карл Брюллов. Итальянка ожидающая ребенка

Чтобы понимать, как внутриутробно развивается ребенок, привожу краткую периодизацию: мозг начинает развиваться уже на третьей неделе с момента зачатия. Сначала это нервная трубка, на которой на 25-й день появляются три мозговых пузыря. Первыми развиваются сенсорные зоны, необходимые для наших органов чувств, например зрения или слуха. Затем приходит время развития зон языковых навыков и познавательных функций.

В разных возрастах активно работают совершенно разные области головного мозга. У детей главную роль играет ствол мозга. Он контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Отвечает за пробуждение и сон, чувство аппетита и насыщения. У взрослого важнейшими зонами становятся лимбическая система (гиппокамп, миндалина), отвечающая за сексуальное поведение, эмоции и движения. Кора головного мозга — мышление и осмысленное поведение, планирование, контроль. Бессознательная память позволяет узнавать мать и других членов семьи. В возрасте от года до трех лет развивается сознательная память, закладываются способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию.

Миндалина формируется до рождения и отвечает за эмоции. У подростков она вырастает прежде, чем все остальные структуры, поэтому эмоции в этом возрасте очень интенсивны. Гиппокамп отвечает за память и до 2,5–3 лет он дозревает, а наша память формируется плохо: именно поэтому нет и не может быть воспоминаний о себе до этого возраста. Однако! Психологические травмы записываются в нейронных сетях на уровне миндалины. То есть помнить о том, как мама на вас кричала в 9-месячном возрасте или оставила на долгое время в садике, вы действительно не будете. Но ваша эмоциональная память записала данный опыт, и это может повлиять на поведение уже во взрослом возрасте, особенно в критических ситуациях.

Развитие гиппокампа сильно зависит от контакта матери с ребенком до рождения и сразу после него.

В зависимости от состояния спокойствия или стресса по-другому функционирует гормональная система, она меняет работу мозга. Если у беременной мамы есть сложности, она нервничает, то психологические травмы могут быть и у ребенка. Дело в том, что в таком состоянии у женщины повышается уровень кортизола и кортикостероидов. Это меняет и гормональный фон ребенка. Позже такие «мелочи» проявляются в недоверии к миру, тревожности и трудностях с формированием привязанности.

Приведу одно исследование, в котором ученые наблюдали за тремя группами младенцев:

1. обычными малышами из полных семей;

2. детьми, которые хоть и находились вдалеке от биологических родителей, но всё же получали внимание и любовь от других взрослых (приемные семьи, детские дома и т. д.);

3. брошенными детьми, к которым их родные не проявляли интереса, даже живя с ними.

Выяснилось (с помощью ФМРТ), что размер гиппокампа у них разный. У тех, о ком заботились, он рос значительно быстрее, чем у второй и тем более третьей группы. После дети первой группы лучше социализировались, успешнее учились и были уравновешеннее эмоционально.

Как начинается жизнь человека

Биологическая жизнь нашей души (энергии, света) в этом воплощении начинается с зачатия. Мы проживаем это приключение длиною в жизнь в теле, «во плоти» — нашем «храме» души, которое начинает строиться с момента зачатия, когда ЗРЕЛАЯ мужская половая клетка оплодотворяет ЗРЕЛУЮ женскую.

Эти две клетки обладают разной историей:

1. Яйцеклетка матери, как и любая клетка, получила свое генетическое начало в теле бабушки ребенка, которая в свою очередь получила начало в теле прабабушки, а та свою очередь в теле прапрабабушки и т. д. То есть мать ребенка в своем внутриутробном периоде в теле собственной матери (бабушки ребенка) уже имела эту яйцеклетку. Таким образом, это клетка по возрасту образования равна возрасту мамы ребенка, но несет информацию и о бабушке, и о прабабушке и т. д.

2. Сперматозоид — с более современной информацией. Он образуется из половых клеток во время полового созревания мальчика и живет до пяти дней. Таким образом, сперматозоид обновляет информацию яйцеклетки.

3. Психическая информация, которую несут эти клетки, отражает основную информацию биологической жизни мамы, большей части жизни маминой мамы и генетическую информацию ее предков. С мужской стороны это недавно обновленная информация жизни папы (после его полового созревания) и генетическая информация его предков.

Любые драмы, болезни, конфликты, стрессы предков запечатлеваются в ДНК клеток как эпи — и генетическая информация. Поэтому дети легко узнают в себе знания и стратегии своих предков, даже если они никогда не общались лично.

В первые дни эмбрионального развития происходит деление, увеличение количества клеток из оплодотворенной яйцеклетки. Для развития необходима энергия. Энергию дает глюкоза матери, которая на психосоматическом языке означает нежность, любовь, заботу, «сладость» в отношениях.

Если мама испытывает недостаток энергии, тепла, любви, как внутри себя, так и вокруг, то риск неудачной беременности возрастает.

Психосоматика бесплодия

Любой симптом (конфликт) женской и мужской половых систем может привести к бесплодию. Важно осознать биологическую логику болеющего органа — части репродуктивной системы. Результатом конфликтной логики симптомов является осознанное или неосознанное нежелание иметь детей. Рассмотрев психосоматические причины симптомов, можно понять, какая часть души человека не полностью созрела для родительства. Можно сказать, что там образовалась некая «льдинка» (конфликт) психики, которая с определенного (обычно детского) возраста не может «растаять» и исцелиться. Привожу описание основных биологических страхов и сопротивлений естественному жизненному процессу обоих полов.

Психосоматика женского бесплодия

Для стабильных и счастливых отношений женщине необходимо испытывать рядом с мужчиной как минимум три чувства:

1. Безопасность. Не ощущая себя с мужчиной в безопасности во всех смыслах этого слова, женщина не расслабляется, и потому глубинный смысл отношений для нее — развитие женственности — теряется. То есть материнствоэто самое большое творчество женщины. Ей необходимо опереться на сильное плечо мужа, который даст возможность не работать ради денег, а творить то, что для нее важно в каждый период жизни: детей, уют в доме, быть самой красивой, заниматься другими видами творчества и т. д. Тогда маленькая девочка сможет проявиться и отдать мужчине свое «волшебство быть женщиной». Страхи перемен, потери прежнего образа жизни, неспособность справиться с материнскими заботами, неприятие своей женской природы, преобладание мужской энергии у женщины, страх потерять стройную фигуру относятся к базовому чувству безопасности. Женский архаический страх «если у меня будет ребенок, я могу умереть в родах» тоже блокирует свободное течение энергии. С базовым страхом смерти важно разобраться раз и навсегда в терапии или выполняя упражнения из моей книги «Психосоматика. Когда болеет тело, а причины в душе»[4].

2. Благодарность за то, что она делает для мужчины. За ее хозяйственные труды, уход за детьми, за красоту, которую она поддерживает, хорошее настроение и духовные ценности, которыми она делится. Материнство — это огромный безмездный труд, который может быть компенсирован женщине только через благодарность. Поэтому переживание того, что ее саму или ее действия не ценят, вполне естественно блокирует процессы здорового зачатия.

3. Душевная близость с мужчиной. Речь идет о постоянном контакте на душевном уровне пары. Конфликты, связанные с плохими отношениями между партнерами, вызывают разные страхи. Например, страх зависимости от мужчины. Или страх быть покинутой им, провоцирующий желание зачать, чтобы удержать его. Или для женщины еще не наступила готовность к зачатию, а мужчина и/или его семья требуют от нее этого. Таким образом, неполучение душевной «территории» в отношениях является активным конфликтом. Но может быть и конфликт реальной территории: «гнездо» не готово к приходу детей. То есть отсутствие достойных условий проживания для женщины-правши, неуютный дом, некомфортные условия для вынашивания ребенка будут подавлять способность к зачатию.

Множество пар образуется по принципу притяжения сексуальных энергий, но, кроме такого притяжения, нужна созвучность душ, ценностей, устремлений и желания творить вместе. Эту близость важно создать и постоянно укреплять. На это нужно время в начале отношений, но это важный этап, так как для воспитания детей необходимо около 25 лет совместного творчества. Если душевная близость в паре была создана до зачатия ребенка, то приходят здоровые дети, потому что каждый день беременности был осознанным и желанным шагом родителей.

Любая фиксация на идее завести ребенка противопоказана для зачатия. Она усиливает напряжение в психике и в теле обоих родителей, как следствие, становится активным конфликтом: «я не в состоянии дать жизнь» или «я должен/хочу, но не могу». Это фаза стресса, и до его разрешения зачатие будет невозможно.

Осознанный отказ от ребенка в прошлом приводит к нефизиологическому бесплодию. Этому посвящена следующая глава данной книги «Аборты и постабортный синдром».

Негармоничные отношения с собственной матерью блокируют возможность женщины зачать мягко. Обиды на маму, страхи ее потерять, обидеть, страх осуждения матерью, убеждения матери, принятые как догма, связанные с мамой травматические воспоминания, идеализированный или, наоборот, гипертрофированно негативный образ матери в сознании являются причинами гормональных сбоев в работе женской репродуктивной системы.

Психосоматика мужского бесплодия

Территориальные конфликты типичны для мужчин-правшей, воспринимающих свою женщину как собственную территорию. Любые активные конфликты с ней могут восприниматься как потеря собственной территории. Как следствие — репродуктивная функция будет снижена. На мужчин-левшей так влияет конфликт того, что «гнездо» не готово, не обустроено к приходу детей, по типу конфликта «гнезда» у женщины-правши.

У мужчин часто наблюдается страх перед настоящей глубокой связью с женщиной после травматичных отношений со своей матерью. Тянущиеся обиды на мать, страхи критики или требований с ее стороны останавливают энергию репродукции.

Чрезмерный страх перед ответственностью за детей, усвоенный от родителей, которым не удалось быть успешными или для которых родительство было очень тяжелым периодом в жизни.

Также бесплодным будет тот мужчина, который отказывается от своей мужской роли в жизни и/или не принимает свою мужскую силу.

Общая психосоматика бесплодия для мужчины и женщины

Материальная нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне хотя бы одного члена пары может приводить к бесплодию. Негармоничные, конфликтные отношения между супругами — плодородная почва расстройств репродуктивной системы.

Родовая память в генеалогии семьи о преждевременной смерти или убийстве детей создает бессознательный активный конфликт: «Зачем иметь детей, если их уничтожают?»

Родовая память о том, что родители находились в сознательном или неосознанном нежелании иметь детей в момент зачатия сына/дочери, и так запрограммировали у них бесплодие. В случаях зачатия ребенка в насильственной форме для матери (дети войны, изнасилований), эту боль и самообесценивание личности матери наследует и ребенок, если мать впоследствии не прошла психотерапию (ПТСР) своей травмы.

Незрелость личности, отсутствие готовности или потребности в приобретении родительского опыта в настоящий период жизни также ведут к бесплодию. Страх забот и трудностей, связанных с ребенком, не только в случае первого, но и второго (и т. д.) долгожданного ребенка.

Страхи типа «лучше не иметь детей, чем иметь ребенка-инвалида» могут быть и родовыми, и эпигенетическими, то есть воспринятыми из окружения. Важно понимать, что при возникновении врожденных заболеваний мы в детской психосоматике рассматриваем любые нехватки чего-то из базовых потребностей матери: отдыха, воды, воздуха, питания, движения, безусловной эмоциональной поддержки (любви) окружающих до и во время зачатия, самого периода беременности, родовой деятельности. Поэтому женщине, читающей эту книгу, в своей подготовке к беременности важно организовать свою жизнь так, чтобы исключить любые проблемы в этот деликатный период. А также исцелить посредством терапии этот страх при помощи гипноза и перезаписи в памяти на желаемый образ момента собственного зачатия и зачатия своих будущих детей.

Аборты и постабортный синдром

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) говорит о том, что ежегодно во всем мире делается более 50 млн абортов. Приблизительно столько людей живет в Испании и Ирландии вместе взятых. И это только официальные данные.

Статистика абортов указывает, что 40 % абортов совершается по желанию женщины, 25 % выполняется по причине угрозы здоровью женщины, причиной 23 % абортов являются различные социальные проблемы, а в 12 % случаев искусственное прерывание беременности производится по причине аномалий развития плода[5].

Аборт — это одно из максимально предельных жизненных переживаний женщины. Могу это утверждать, так как я сама пережила аборт в 23 года. Жизнь разделилась на до и после… И после него я резко изменилась и повзрослела.

Большинство женщин идут на аборт, находясь в стрессовом состоянии из-за незапланированной беременности. Накануне аборта женщина хочет побыстрее всё забыть. Но женщина не может здраво оценить все плюсы и минусы принятого решения, так как она находится в психологическом кризисе незапланированной беременности.

Женщины не осознают серьезность возможных проблем. Очень многие (и я в том числе) сожалеют, что им раньше этого не объяснили. Поэтому я посвящаю место в этой книге такой важной информации. Осознавайте, что расстройства и симптомы, которые я описываю ниже, будут влиять на ваше здоровье и здоровье ваших рожденных детей.

У женщин, сделавших аборты, рано или поздно наступает постабортный синдром (ПАС), связанный с тяжелыми переживаниями. С одной стороны, сам по себе аборт является сильным стрессом для тела и души матери, с другой — оказывается, это большое заблуждение считать, что можно «избавиться от ребенка». Это невозможно. Даже мертвый, он будет связан с родителями некими невидимыми духовными связями. С самого момента зачатия он существует и в материальном, и духовном мире, в последнем — навечно.

Психологическая травма после аборта равносильна акту сильной жестокости по отношению к самой себе, своему роду, своей любви, в которой выделяют четыре основных компонента[6]:

1. Восприятие ситуации аборта как одного из самых травматических событий в жизни.

2. Повторное переживание ситуации аборта в воображении, связанное с неконтролируемыми негативными эмоциями, возвраты к прошлому в памяти, кошмарные сновидения, горе, депрессия, особенно в годовщину аборта.

3. Неудачные попытки избежать или отрицать воспоминание об аборте и эмоциональную боль.

4. Возникновение разных психологических симптомов, связанных с абортом и не имевших место до него.

A. Чувство вины: 56 % женщин, «признавшихся в совершении аборта», испытывали чувство вины, а 26 % сожалели о принятом решении. Среди мужчин, которые столкнулись с абортом, 75 % опрошенных чувствовали себя виноватыми, и 35 % заявляли о том, что сожалеют о сделанном выборе. Многие женщины считают все проблемы в своей жизни расплатой за сделанный аборт, считают аборт грехом или наказанием Господним. Утрачивается чувство собственной полноценности. Усиливается бесплодие вследствие аборта, выкидыши, преждевременные роды, рождение больного ребенка.

B. Депрессия и тревога. В большинстве своем после операции аборта женщины становятся вялыми, апатичными, усталыми, у них развивается чувство тревоги и страха. Часты случаи впадения в депрессию, что отрицательно сказывается на защитных силах организма и способствует развитию физических болезней. Наблюдаются повышенная раздражительность, частая плаксивость, бессонница, нарушения сна, нарушения пищевого поведения, головные боли, боли в сердце и т. п. Необоснованные страхи бесплодия и неспособности в будущем зачать и выносить ребенка и другие опасения.

C. Воспроизведение воспоминания аборта. Повторное переживание аборта может проявляться в виде повторяющихся и навязчивых мыслей об аборте или нерожденном ребенке; в виде кошмарных сновидений, связанных с абортом или ребенком, а также сильного горя или депрессии в годовщину аборта или предполагаемого дня рождения ребенка. Часто женщины представляют, что их ребенок жив, считают, сколько ему могло бы быть лет и как могла бы сложиться его судьба.

D. Эмоциональная отгороженность. Вытеснение и избегание воспоминаний и переживаний, связанных с абортом; прекращение взаимоотношений с мужчинами, повлиявшими на решение сделать аборт; стремление минимизировать контакт с детьми; снижение способности испытывать чувства любви или нежности; снижение интереса к занятиям, которые раньше приносили удовольствие. Также подчеркивается связь с самоубийствами или употреблением алкоголя и наркотиков.

Привожу последствия для семейной системы женщины абортов, которые она скрывает:

1. Наличие в системе исключенного, то есть абортированного ребенка способствует, когда об аборте не говорят, возникновению симптомов у детей, следующих за ним.

2. Абортированный ребенок может рассматриваться как исключенный — «теневой персонаж» родовой системы. Вновь рожденные дети чувствуют его невидимое присутствие и страдают от несоответствия слов и реальности в жизни семьи.

3. В большинстве случаев в семье с абортированным ребенком, образуется новая диада: абортированный ребенок и ребенок, следующий за ним.

4. Симптомы детей в таких системах вы можете рассматривать как важную часть в родовой системе, связывающую ребенка с тем, кто был исключен из системы.

5. Когда этот симптом появляется и лечится, важно помнить о его двойном значении — как разрушающем здоровье живущего ребенка, так и объединяющем семейную систему.

6. Решение абортировать ребенка негативно влияет на всю семейную систему, так как в будущем будут появляться разрушительные симптомы у тех, кто следует за ним. Опять же, если этому ребенку не дается необходимое место в истории семьи.

7. Дети в истории родовых систем, в которых отсутствует факт аборта, более спокойны и положительно относятся к себе. Они чаще видят себя благополучными в будущем.

Из личного опыта могу поделиться тем, что все эти симптомы имели место в моей жизни. При всей огромной любви к жизни единственный раз, когда я задумывалась о самоубийстве, был после аборта моей первой дочери Кристины, которой было 6 недель после зачатия.

Позже, будучи уже замужем и желая иметь детей, я глубже изучила этот вопрос. Для этого я ездила в школу Берта Хеллингера в Германии в 2012 г. Там мне посчастливилось сделать расстановку у самого Берта и его жены Софи.

То, что показала расстановка, провозглашало одну простую истину: «Путь к здоровым детям лежит через признание себя матерью предыдущего ребенка». Я завершила путь и ритуалы траура по нерожденной дочери, которые заключались в том, чтобы дать ей имя — Кристина, поставить свечку за ее упокой в церкви и у себя дома в течение 9 дней, написать ей письмо со своими мыслями и чувствами, затем сжечь это письмо, отпуская душу нерожденного ребенка. Поговорить о нем со своими близкими, рассказать своим детям, что он был у вас, отмечать какой-то из дней в году как день его памяти. Также важно пройти очищение на энергетическом уровне своего эфирного тела, так как следы переживаний аборта остаются и там.

Фото расстановки в школе Берта Хеллингера моего вопроса о трудности в зачатии. 2012 г.

Случай мыслей матери об аборте во время беременности

В моей консультативной практике был случай девушки 22 лет из Мексики, которую сразу после рождения отдали в приемную семью из Европы. Эту семью заранее выбрала ее биологическая мать, так как сама не могла заботиться о дочери: ей было всего 19 лет, и она имела на руках еще двух малышей от разных мужчин, с которыми не жила. Когда в терапии девушки мы дошли до бессознательных воспоминаний момента зачатия и первого месяца беременности, в тот момент, когда мать сомневалась, оставлять ли ребенка или делать аборт, тело девушки дрожало так, как она никогда не дрожала в своей сознательной жизни. Это была дрожь всего тела, похожая на судорожный синдром, эпилептический приступ легкой формы. Она чувствовала болезненные ощущения в теле и сильнейшее смятение в душе. Это длилось около 30 минут, пока продолжалась терапия девушки. Затем эти эмоции завершились, бесследно исчезли, и она полностью успокоилась. Все это время она как будто наблюдала за собой с большим удивлением. Тело помнит всё и никогда не врет.

Даже мысли об аборте травмируют детей, подрывают их уверенность в себе и базовое чувство безопасности и ценности в жизни.

Об этом обязательно надо будет поговорить с вашим уже рожденным ребенком, попросить у него прощения, объяснить почему были такие сомнения, и рассказать, как вы его любите, как он ценен для вас и какое благословение было для вас, когда он пришел в семью. «Переписать» историю на позитивную и быть очень внимательной к физическим и эмоциональным потребностям малыша в первые 4 года.

Когда лучше беременеть?

Моя рекомендация для планирования беременности женщинам — делать это после окончательного завершения формирования мозга, то есть после 25 лет. Тогда женщина воспринимает окружающую реальность более полноценно, как сложившуюся «картинку» мира. Следовательно, и выборы в своей жизни она делает более осознанные.

Случаются беременности и до 25 лет, и, конечно, в этом случае тоже лучше рожать, чем переживать последствия постабортного синдрома. В этой ситуации женщина должна искать поддержку во всех возможных источниках. Но если вы можете запланировать вашу беременность, подождите хотя бы до 25 лет. Тогда рожайте с осознанностью, желанием, укрепив физическое и психическое здоровье и найдя стабильность материальной поддержки на ближайшие как минимум 3–4 года.

Окончание этого периода определяется лишь состоянием здоровья женщины. Природой задумано, что, пока женщина фертильна и она в состоянии зачать, выносить, родить здорового ребенка, она сможет его вырастить!

Беременность — начало развития новой жизни

Любой человек на земле проживает схему активности (симпатикотония) и расслабления (ваготония), описанную доктором Хамером, которую я уже приводила в своих предыдущих книгах (см. рис. 3). Днем мы активны, ночью расслабляемся. Во время конфликта или стресса мы активны, а когда из него вышли, восстанавливаемся.

Беременность — это тоже особая биологическая программа природы, которая подчиняется этой же схеме. Момент зачатия и первый триместр беременности является симпатикотонией, так как идет борьба за закрепление плода в теле матери, а затем наступает ваготония вынашивания. Чем меньше общий уровень напряжения и стресса, в котором живет женщина перед зачатием, тем мягче завершается активная фаза после зачатия на третьем месяце, и она переходит в фазу ваготонии. Затем наступает сам момент родов по прошествии 6 месяцев как эпилептоидный[7] кризис.

В период беременности женщина испытывает следующие гормональные изменения:

— повышается выработка эстрогена и прогестерона;

— добавляются гормональные изменения, вызванные жизнедеятельностью плаценты;

— новое гормональное равновесие контролируется не столько матерью, сколько ребенком.

А также происходят следующие биологические изменения в теле:

— В течение трех месяцев после зачатия тело переходит в режим ваготонии постепенно, как будто беременность — это естественная «опухоль» энтодермального листка, которую тело должно принять. Или как будто природа оценивает, справится ли тело в данной ситуации с беременностью и выживет ли плод.

Рис. 3

— Продолжение рода важнее для природы, чем жизнь отдельного индивида, поэтому все конфликты до зачатия останавливают свое влияние на организм женщины. «Центр тяжести» женщины теперь занят ребенком. Фокус внимания женщины в этот период запрограммирован на ребенке и ее беспокоят все вопросы, связанные с ребенком.

— Если мать переживает сильное потрясение, стресс, конфликт (биошок) во время беременности, она входит в симпатикотонию, что вызывает снижение кровоснабжения матки. Как следствие, преждевременные схватки матки могут привести к естественному аборту. Или, как минимум, — страданию плода, ограничению его питания, что может привести к самым разным диагнозам после рождения: ДЦП, аутизму, желтухе, возникновению печеночных узлов и т. п.

— Бóльшая часть симптомов второй половины беременности — это симптомы ваготонии, то есть восстановительные процессы симптомов мамы. Симпатикотония, то есть любое напряжение (физическое и психическое), стресс и конфликты не совместимы с беременностью.

— В период родов женщина находится в ваготонии до первых схваток матки. Роды — это наступление очень сильной кратковременной симпатикотонии, которая называется эпикризисом, после которого наступает длительная ваготония на время грудного вскармливания, минимум от 6 месяцев до приблизительно 3 лет. Если в этот период мама переживает стресс (бытовой, не успевает с другими детьми, проблемы в семье), то грудное вскармливание не устанавливается или очень быстро завершается. И таким образом, симпатикотония возвращается сразу после этого. Вместе с симпатикотонией вновь активируются конфликты, существовавшие до беременности. Также после абортов или «замерших» беременностей возобновляется симпатикотония.

Наверняка вы слышали от других женщин (или наблюдали у себя), как некоторые острые или хронические симптомы, мучавшие всю жизнь, на время беременности исчезали, а после нее снова возвращались. Причина в том, что во время беременности мозг подчиняется первостепенной задаче созидания новой жизни. Все остальные конфликты временно перестают решаться мозгом.

Таблица 1

Если в ваш процесс родов произошло любое вмешательство, то восстановительный процесс может протекать отлично от указанного в Таблице 1. Следующий пункт книги я посвящаю подробному разбору этих вмешательств с целью информирования будущих мам. Благодаря этому возможно вовремя принять меры для их предотвращения.

Искусственные вмешательства в чудо созидания человеческой жизни

В случаях вмешательства в процесс беременности и родовой деятельности посредством искусственных действий или медицинских процедур естественные ритмы мозга матери меняются. В этом случае восстановление матери после родов и здоровье малыша не соответствуют приведенной таблице.

В мае, начиная с 2004 г., отмечается Всемирная неделя корректных родов (родов с уважением к младенцу и матери). Эту инициативу выдвинул Французский альянс корректных родов[8]. Основная цель этого мероприятия состоит в том, чтобы изменить или отменить определенные общепринятые практики как вредные или ненужные для младенцев или матерей.

Рождение — один из самых важных жизненных моментов. Опыт, переживаемый в процессе беременности и родов, оказывает влияние на всю нашу последующую жизнь и напрямую проявляется в нашей самооценке.

AFAR — платформа «за права при рождении» — призвана выступать в качестве оратора от имени младенцев. Ее цель — пытаться изменить способ их рождения, основываясь на последних научных доказательствах. Младенцы не могут объяснить, что они чувствуют во время процесса рождения. Став взрослыми, мы не задумываемся о том, чтобы связать наши конфликты с этим моментом, игнорируя тот факт, что огромная их часть возникает именно тогда. Организация считает, что младенцы, которые рождаются каждый день и подвергаются физическим манипуляциям в большинстве родильных отделений «цивилизованного мира», — это всеобщее и «псевдолегитимное» насилие, плохое обращение и превышение полномочий, о которых не знают ни профессионалы, ни родители. Этой организацией разработан декалог «плохих практик», что, однако, не означает, что все младенцы и роженицы страдают от всех из них.

Десять самых распространенных практик вмешательства в роды

1. Стимулировать роды без наличия клинической опасности для роженицы

Прерывание естественного течения родовой деятельности при отсутствии клинических причин подвергает младенцев излишнему риску эмоционального и физического ухудшения (вплоть до смерти) только лишь с целью сэкономить время. Ребенок способен начать весь процесс самостоятельно, и в этой способности ему нельзя отказывать. Готовность его надпочечников определяет, когда начнется родовая деятельность. Можем предположить, что конфликт надпочечников мамы может влиять на созревание этого органа у ребенка[9].

Исключения из этого правила:

• Иногда необходимо стимулировать роды для оказания медицинской помощи новорожденному: например, если он страдает сердечными или легочными патологиями или пороками развития, требующими хирургического вмешательства или быстрого лечения, для проведения которых он должен родиться в определенное время. Также часто практикуют стимулирование родов при беременности двойней и когда матери было сделано кесарево сечение, но — с крайними предосторожностями.

• Вмешательство рекомендуется в случаях, когда возникает преждевременный разрыв плодных оболочек. Когда лопается пузырь с водами, нормальным является то, что через короткое время наступают схватки и начинается раскрытие шейки матки. Но иногда это не так, и женщина не может родить. В этом случае акушер госпитализирует беременную женщину и держит ее под наблюдением от 12 до 24 часов, отслеживая состояние плода в режиме частого наблюдения, и защищает антибиотиками от возможного заражения. Если в это время схватки не начнутся самопроизвольно, необходимо их спровоцировать.

Психосоматическая рекомендация: не пугать женщину тем, что у нее плохо идет раскрытие матки, иначе шейка матки от страха окажется в еще большем тонусе.

Если беременность слишком затягивается: обычно, если срок беременности превышает 41 неделю и 3 дня (срок беременности оценивается с помощью УЗИ, что тоже не всегда точно) и у женщины не наступают роды, их провоцируют.

Психосоматическая рекомендация: сделать расстановку и буквально спросить у ребенка, почему он не готов родиться. Почувствуйте его собственные эмоции и неудовлетворенные потребности и дайте ему то, что необходимо. Также спросите у матери, почему она хочет удержать ребенка внутри? Страх чего стоит за этим бессознательным желанием?

• Материнские болезни

Гипертония или диабет (особенно типа I), от которых страдает мать, могут повлиять на здоровье плода или самой беременной женщины. Патологии почек, сердца, легких или печени, некоторые виды рака и инфекции в матке также оправдывают индукцию.

• Меконий в околоплодных водах

Если акушер видит, что жидкость окрашена меконием (плод испражнялся внутри матки), необходимо прервать беременность, так как это может указывать на то, что ребенок не здоров.

Психосоматическая рекомендация: для профилактики этого состояния мама спрашивается себя: «От какого “дерьма” в прямом или переносном смысле мне хочется избавиться, но я не могу этого сделать, потому что беременна?»

• Задержка внутриутробного развития

Плод перестает расти внутри матки с нормальной скоростью. Это указывает на то, что происходят изменения, которые мешают правильному питанию малыша и могут вызвать серьезные проблемы со здоровьем, даже смерть в утробе матери.

Психосоматическая рекомендация: для профилактики этого состояния мама спрашивает себя: «Чего я очень сильно испугалась незадолго до того, как плод замер в развитии?»

Когда противопоказано стимулировать роды:

A. При беременности с предлежанием плаценты.

Психосоматическая рекомендация — осознать: «От чего я защищаю ребенка: от насилия, от отца, от любой другой агрессии?» Или: «Я все предусмотрела, кроме непредвиденного».

B. Когда у матери есть рубцы на матке.

C. Если мать страдает определенными видами рака шейки матки или такими инфекциями, как генитальный герпес.

D. В случае, если плод находится в неправильном положении, если он очень большой, между его головкой и тазом матери наблюдается несоответствие или же он находится в непосредственной опасности.

В этих случаях рекомендуется выполнять кесарево сечение.

Индукция — искусственная процедура. Профессионалы используют средства для имитации природных процессов и делают возможными роды у женщины, у которой процесс родов еще не начался. Иногда процесс идет не совсем идеально и может привести к побочным эффектам.

Для мамы: поскольку эти роды более продолжительны, женщина больше устает и с большей вероятностью страдает во время родов от лихорадки, обезвоживания и чрезмерных схваток (и, как следствие, разрыва матки). При повышении вероятности завершения операции кесарева сечения или инструментальных родов растут риски последствий этих процедур (инфекция, боль, кровотечение и разрывы родовых путей).

Для плода: при длительных родах у него может быть потеря собственных ощущений в утробе матери. По этой причине частота кесарева сечения увеличивается при искусственных родах.

2. Ускорение родов

При ускоренных родах с искусственным проколом амниотического пузыря, гормонами и/или синтетическим окситоцином, схватки становятся более агрессивными (без мягкого естественного обезболивания собственными эндорфинами), что приводит к резкому сокращению кровотока, обеспечивающего подачу кислорода ребенку. Ребенок в этой ситуации задыхается и истощается, может страдать от серьезной аритмии и даже остановки сердца. Природой задумано так, что именно ребенок отвечает за регулирование количества выделяемого окситоцина в зависимости от его потребностей в кислороде и прохождения по родовым путям матери.

Мою перворожденную дочь Софию я очень хотела родить естественным путем. Но раскрытие шейки матки протекало медленно, а врачи хотели поскорее закончить родовой процесс. На вторые сутки они убедили меня, что необходимо проколоть пузырь и таким образом ускорить процесс дилатации, но и после этого родовые схватки так и не наступали. При этом я отказалась от искусственного окситоцина. И вот когда наступили родовые схватки, это было слишком больно — такую резкую и интенсивную боль я никогда не испытывала. Я была так вымотана за двое суток в больнице, без питания, что тут я просто взмолилась об эпидуральной анестезии, хотя до родов оставалось минут пятнадцать. В клинике, ориентированной на естественное родовспоможение, мне бы предложили уже родить самой. Но мне предоставили анестезию, хоть и с некоторой задержкой, положили в горизонтальное гинекологическое кресло и я перестала ощущать нижнюю часть тела как раз во время моих первых родов, и в таком состоянии я уже никак не могла почувствовать последнюю стадию родов, которая является наиболее мягкой, если следовать природе, а не перебивать ее анестезией. Я напрягалась, но не могла чувствовать, что я толкаю, когда это нужно было. Я ничего не чувствовала. Тогда нам «помогли» с помощью маневра Кристеллера. То есть из-за спешки врачей, которые вмешались в мои роды, проколов пузырь, мне не удалось родить естественным путем при всем моем желании.

3. Не учитывать побочные эффекты эпидуральной анестезии

Под воздействием эпидуральной анестезии ребенок остается один в процессе рождения, поскольку его мать теряет физический контроль над всем, что происходит в ее утробе. Иногда это лишает мать силы естественных сокращений и материнских движений. Как следствие: восстановление после родов становится сложным и затяжным, без естественно выделенных эндорфинов, которые обезболивают роды.

Психосоматическая рекомендация: для малыша это может означать ощущение того, будто его мать умерла, а также вызывать разобщенность и отторжение с обеих сторон. У матери остается ощущение, что рожать она не умеет, и, как следствие, — происходит конфликт самообесценивания себя как женщины.

4. Силой извлекать ребенка

Несмотря на то что голова и лицо ребенка выдерживают давление, необходимое для прохождения по родовым путям матери, использование щипцов или маневра Кристеллера приводит к непропорционально бóльшему давлению на череп ребенка. В некоторых случаях это может привести к перелому костей.

5. Назначать кесарево сечение без наличия опасной ситуации

Кесарево сечение прерывает естественный процесс родов, вызывая резкие, агрессивные и неожиданные воздействия для ребенка. Затем его забирают у матери и помещают в согревающую кровать, проводят серию инвазивных вмешательств (зонды, аспирации и т. д.). Это приводит к тому, что ребенок испытывает жестокий термический перепад и остается один без утешения матерью. Помимо физического и эмоционального насилия, он лишен контакта с матерью и всех плюсов естественных родов (защитная бактериальная оболочка влагалища, выход жидкости, реанимационный массаж и т. д.). Плановое кесарево сечение оправдано только если это необходимо для здоровья матери и ребенка.

Психосоматическая рекомендация: в такой ситуации ребенок запечатлевает чувство собственной униженности в самый важный для него момент жизни. Он не успевает испытать первое, самое главное достижение в своей жизни — родиться самостоятельно. Он переживает чувство «нелюбимости», неважности, ненужности для своих близких. Одновременно — страх смерти, так как рядом нет матери, гаранта выживания после операции, или же она находится без сознания. Мы получаем полный набор конфликтов (всех эмбриональных листков) эволюции: выживания, защиты, самообесценивания и потери контакта.

6. Насильно разлучать ребенка с матерью

Когда ребенок рождается, его инстинкты заставляют его полностью зависеть от матери, поскольку он ищет пищу, тепло и физический контакт только в ней.

Психосоматическая рекомендация: насильственное разлучение ребенка с матерью для снятия мерок или взвешивания вызывает чувство паники и неуверенности, конфликты потери желательного контакта и при том навязанного неприятного контакта, исцеление которых будет стоить очень дорого в будущем. Только когда вы находитесь с вашим ребенком в полном контакте, «кожа к коже», в первые часы после рождения — это становится лучшим стимулом для его дальнейшего развития.

7. Делать из родов искусственную операцию

Обычно не учитывается, что у ребенка при рождении есть чувства и ощущения, что он испытывает и помнит эти эмоции. Поэтому иногда при первых проведенных обследованиях единственное, что важно, — это «продукт родов» в удовлетворительном физическом состоянии. Например, инъекция витамина К применяется для устранения последствий преждевременного перерезания пуповины (до того, как она перестанет пульсировать). Это еще одно искусственное вмешательство в процесс родов. Отсрочка перерезания пуповины у новорожденных на две минуты помогает предотвратить дефицит железа в детстве и позволяет перелить кровь плода, которая остается в кровотоке в плаценте, новорожденному. Также существует влияние отсроченного пережатия пуповины на нервное развитие и IQ у детей в возрасте 4 лет. Результаты не показали разницы в интеллекте, но мальчики, которым позже перерезали пуповину, имели более высокие баллы по тестам на мелкую моторику, личные и социальные навыки. Только мальчики, не девочки.

8. Смывать естественную защитную смазку, регулярно купая младенца

Как только ребенок рождается, на его коже появляется естественный защитный слой. Это защита, а не грязь. Она не только помогает ему согреться, но и дает собственный запах, который помогает ему и его матери чувствовать друг друга ближе.

Психосоматическая рекомендация: Контакт с мылом и водой является непредусмотренным и жестким для инстинктов, кожи и здоровья. Как следствие ребенок переживает конфликты защиты, загрязненности и потери контакта.

9. Вмешиваться в кормление грудью

Грудное вскармливание не только дает ребенку питание, но обеспечивает тепло, эмоциональный и физический контакт с матерью, создавая связь, которая в противном случае будет потеряна. И мать, и ребенок уже подготовлены к правильному питанию, от молозива до поднимающегося молока, поскольку этот процесс в природе не является мгновенным. Молочная смесь содержит для ребенка белки и химические вещества, для которых не подготовлен его ЖКТ. Они увеличивают вероятность возникновения аллергии, целиакии, непереносимости лактозы.

Психосоматическая рекомендация: Я и мои сверстники, рожденные в СССР или в 90-х годах прошлого века, переживали очень короткое грудное вскармливание и отлучение от груди матери в самом раннем возрасте. Это объясняет такое количество непереносимости молока и глютен-содержащих продуктов у нашего поколения. Если мама настроена на длительное грудное вскармливание (ГВ), то процесс отлучения будет проходить постепенно, когда малыш готов к этому. Во всех других случаях резкое отлучение от груди связано с психотравмой.

Условия для успешного грудного вскармливания

Грудное вскармливание устанавливается легко, если вы начнете его правильно с самого первого момента после рождения ребенка, поэтому профессионалы, принимающие роды, играют в этом фундаментальную роль.

A. Немедленное начало ГВ. Ребенок будет контактировать кожа к коже с матерью в течение как минимум одного часа, лучше двух часов, сразу после родов, так как было доказано, что это поддерживает более стабильную температуру и при этом ребенок лучше дышит и почти не плачет и не теряет энергию и кислород. У новорожденных есть сильный инстинкт сосать грудь. Когда их кладут на мать, они сами ищут грудь, движутся к ней (ползут по телу матери), некоторое время стимулируют ее рукой и ртом и, наконец, начинают сосать грудь, обычно в очень хорошем для обоих положений.

B. ГВ по запросу. Это не означает, что надо ждать, пока ребенок заплачет (человек плачет от голода только тогда, когда он уже очень голоден), а скорее предлагать свою грудь, как только он, может показаться, начинает искать ее. Небольшие возгласы, движения губами и головой или просто увеличение общей активности (переход от сна к бодрствованию или от неподвижности к движению) считаются ранними признаками голода. Желательно прикладывать ребенка к груди при малейшем подозрении на голод. Все новорожденные теряют вес в первые дни после родов, и чем чаще их кормят грудью, тем меньше они теряют в весе и тем больше вырабатывается молока у матери. Они, как правило, сосут грудь 10 или 12 раз в течение 24 часов и более.

В первые недели кормления обычно продолжительны: от 15 до 20 минут на одну грудь. Со временем у них появляется больше практики: многие трехмесячные дети сосут грудь менее пяти минут, а некоторые — менее двух.

C. Совместное проживание. Младенец должен находиться в комнате матери 24 часа в сутки. Если нет, как я могу кормить грудью по требованию? Новорожденный может наполовину проснуться, пошевелиться, поискать грудь и, если через 10–15 минут доберется до нее, снова заснуть.

Ребенок, разлученный с матерью, может потерять несколько кормлений и, следовательно, набрать меньше веса. Кроме того, когда они, мать и дитя, вместе, они спокойнее и счастливее. Мать, которая находится рядом с младенцем, спит спокойно, потому что видит, что ее ребенок здоров; если ребенок находится в детском отделении, мать обычно просыпается каждый раз, когда чей-то ребенок плачет, потому что она не знает, ее ли это (а в больнице много младенцев, и всегда кто-то плачет!).

D. Кормить и поить только молоком. Младенцам нельзя давать воду, сыворотку или искусственное молоко, за исключением редких случаев, когда есть на то медицинские показания. У младенцев очень маленький желудок. Если залить водой, молоко не поместится. В молоке, минимум до 3–4 месяцев, содержится вся необходимая для них жидкость.

E. Высасывание груди только через сосóк. Также не следует предлагать детские пустышки, соски или бутылочки. Чтобы сосать соску или бутылочку, младенцы должны двигать губами по-другому. Желательно не давать им соску до месяца или около того.

10. Класть младенца в больницу без очень веских на то причин

Очень часто случается неоправданная госпитализация из-за небольшой температуры или какого-либо легкого или неспецифического симптома. Это приводит к физическому разлучению с матерью и прямому воздействию чуждой среды на организм ребенка. Если госпитализация неизбежна, ребенок всегда должен быть рядом с матерью. Иначе все симптомы конфликтов разлуки будут присутствовать.

Если вы хотите пройти естественные роды, то вы можете заранее узнать в родильном отделении следующее:

— Доступность средств обезболивания, альтернативных эпидуральной анестезии, гидромассажная ванна или душ в родильной палате, возможность ходить во время дилатации;

— Нормы неонатального отделения относительно доступа сопровождающих.

— Соблюдают ли в данной больнице принципы доброжелательности к ребенку, то есть способствуют ли исключительно грудному вскармливанию непосредственно в родильном отделении. Дают ли советы и помощь в установлении кормления грудью.

— Какой у них протокол присутствия сопровождающего вас лица во время дилатации и родоразрешения, а также в случае кесарева сечения или применения щипцов.

— Существует ли отделение только для детей, и обязательно или добровольно пребывание в нем малыша.

— Дают ли младенцам бутылочки, сыворотки или любые другие вещества сразу после рождения.

— Перерезается ли пуповина сразу или когда перестает пульсировать.

— Есть ли неэлектронные методы аускультации, и все ли беременные женщины находятся под электронным наблюдением во время родов.

— Прокалывают ли пузырь с водами при поступлении в отделение или дают разрыву произойти самопроизвольно.

— Положение тела, в котором находятся роженицы во время дилатации и родоразрешения. Можно ли самой его выбрать.

— Вводятся ли синтетический окситоцин или сыворотка внутривенно.

— Бреют ли женщине лобок и обязательно ли ставят клизмы.

Как только вы узнаете политику родильного центра по всем этим вопросам, у вас уже будет информация, необходимая для принятия решения о том, как и где вы хотите рожать.

Помните всегда, что ваши роды — ваш выбор!

Тревожность матери и ультразвуковые исследования (УЗИ)

Мама в первую очередь заботится о себе сама очень и очень внимательно. Однако не менее важно, чтобы отец ребенка окружил ее заботой и безопасностью. Он ничего не может сделать для того, чтобы помочь внутриутробно развиваться ребенку. Но он может сделать окружающую среду наполненной любовью для будущей мамы.

Снижение фактора тревожности женщины — это посильная и важная задача для нее и окружающих. При первой беременности (как и в любом деле в первый раз) женщина тревожится из-за неизвестности. На ее тревожность влияют любые замечания значимых лиц из семьи, врачей, подруг. Поэтому женщины часто ходят на УЗИ. Пожалуйста, осознавайте ответственность за любое вмешательство в свой организм во время чуда беременности. УЗИ безопасно делать максимум 2–3 раза за всю беременность конечно, если нет осложнений. Этого достаточно, чтобы узнать пол ребенка и его предлежание перед родами. Ультразвук сильно влияет на мозг плода. Мозгу взрослого такой звук не страшен, и всё же он тоже как-то влияет. А ребенку этот острый звук приближают вплотную к головке, водят по ней, что-то рассматривают.

В свою беременность старшей дочерью я тоже верила, что важно ходить на УЗИ каждые 2 месяца. Потому что я была тревожной мамой первенца в возрасте 37 лет. УЗИ мне давало спокойствие в развитии плода. На одном из снимков УЗИ на 8 месяце моя дочь София открыла глаза, глядя прямо в камеру. Тогда я порадовалась, что она такая живая. А потом я поняла, что она была в напряжении в этот момент. После ее рождения я заметила ее обостренную чувствительность к резким звукам! Например, звук мотоцикла, проехавшего за окном, ее пугал примерно до 3 лет жизни. Вот такое, еще легкое влияние дало мое неосторожное поведение во время беременности. Могло быть гораздо хуже. Доктор Хамер описывал разные случаи, когда острые громкие звуки отбойного молотка за окном места жительства мамы были связаны с синдромом Дауна. Поэтому не стоит рисковать из-за собственной тревожности или любопытства, только чтобы посмотреть на своего ребенка до его рождения. Верьте, что вас поддерживает сама Жизнь, Вселенная, и дождитесь счастливого момента!

Снятие напряжений после родов

Большая часть новорожденных переживают ту или иную родовую травму и как минимум большое напряжение от этого процесса. Поэтому обязательно в течение первого месяца жизни ребенка пройти сеанс у кранеосакрального остеопата, сеанс сенсомоторного восстановления у детского физиотерапевта или научиться делать это самой. В последующий период, до 1 года, важно повторить сеансы у остеопата еще 2–3 раза или до тех пор, пока малыш не расслабится. Одновременно маме важно делать восстановительную гимнастику, массажи, йогу для детей. Так возможно помочь восстановлению нервной системы от «периферии к центру» и «снизу вверх», развивая движения конечностей. Также в этом возрасте ребенок познает контур своего тела, поэтому очень приятны и важны упражнения с называнием частей тела для развития этой осознанности.

Упражнение для самоисцеления матери и ребенка, если ваша беременность и роды не прошли без сложностей

Самостоятельно можно исцелиться и снять с ребенка груз ваших переживаний, написав дневник о том, что происходило с вами каждый день или неделю беременности. Описать ваши переживания. Затем вы можете зачитывать этот дневник ребенку несколько дней подряд. Если ему меньше года, то можете ему бодрствующему зачитывать и объяснять свои эмоции в каждый момент воспоминаний. После года жизни, когда ребенок уже учится говорить, лучше это делать, когда он спит, на протяжении нескольких ночей.

Также вы можете пройти 1–3 сеанса психотерапии и исцелить травматические воспоминания, чтобы они не влияли более на вас и на ваши последующие роды и роды ваших дочерей. Для снятия ПТСР я всегда рекомендую психологов, практикующих метод ДПДГ, которым сама владею и знаю его эффективность[10].

Планирование первого года жизни ребенка

Мама ребенка должна настроиться и помнить, что в первый год жизни малыша она вряд ли сможет работать. Полноценно — точно нет. Может, и частично не сможет. Первый год жизни ребенка — это время, когда мама нужна как воздух. Ему ЖИЗНЕННО необходимо быть с ней, чувствовать ее присутствие, потому что первый год жизни ребенка — это самый тесный физический и эмоциональный симбиоз, запланированный природой. Во второй половине первого года жизни мы учим ребенка воспринимать контур собственного тела, то есть различать и называть свои части тела. «Где твой носик? А это твои ушки, а это ручки!» Если бы мы этого не делали, он мог бы «зависнуть» в состоянии того, что «я и мама — это единое существо», симбиотическое целое. Так мы помогаем сначала почувствовать собственное тело — его границы, контур. Потом различать: вот это — мама, она — другой человек. Это так называемая внеутробная беременность, донашивание человеческого ребенка до первой автономии, когда он сможет самостоятельно держаться на ногах и ходить. В этот период времени важнее всего телесный контакт с мамой. Это залог здорового сенсомоторного развития, которое является самым главным показателем успешного развития ребенка к году жизни. Все виды ношения ребенка на себе, люльки-качалки с присутствием мамы, ее запах, звук голоса, улыбка, тесный контакт через грудное вскармливание являются жизненно важными факторами здоровья и своевременного развития малыша.

До 8 месяцев жизни дети психически не готовы к обособлению от матери. Они даже не осознают, что живут в тесной зависимости от нее. Для них мать — это продолжение их самих, часть их организма.

Мамочки, донашивайте детей после рождения еще минимум год! Будьте с вашими детьми в этот период рядом постоянно!

Так вы обеспечите им психическую устойчивость и защиту от психических заболеваний, в частности самых тяжелых — психотических (шизофренических). Пациенты психиатрических клиник — это выросшие дети матерей, которые недостаточно за ними ухаживали, то есть физически и/или эмоционально отсутствовали до года их жизни.

Психосоматическая рекомендация: Более или менее длительные отсутствия матери до 1 года жизни ребенка создают более или менее серьезные травмы чувства привязанности. С такими травмами ребенок будет противостоять тому, что вы ему предлагаете. Потому что он уже испытал нечто похожее на отвергнутость, покинутость, «предательство» с вашей стороны, когда вы ему были очень нужны. Теперь крайне опасно доверяться вам, так как это может закончиться снова такой же болью. Травма привязанности повторится, а это неимоверно больно. Люди, пережившие когда-либо расставание с любимым человеком не по своей воле, знакомы с этой болью. Когда ты просто нуждаешься в человеке, всем своим существом стремишься к нему, а он исчезает… непонятно куда. Для ребенка это равносильно страху умереть. Представьте себе случай, когда кто-то ставил вас в положение между жизнью и смертью. Вы будете ему доверять после этого? Вряд ли. Так в нашем обществе вырастают взрослые, которые не умеют любить и не знают, как это — привязываться и любить другого человека. Это вытесненная часть их души, неимоверно опасная для выживания.

Природой задумано, что только начиная с трех лет ребенок готов к некоторой социализации. Не на целый день пребывания в детском саду. Максимум — на 1–3 часа игры с детьми или нянями, после чего необходимо снова оказаться с мамой в своем доме.

Советская и западная системы воспитания детей в яслях и садах в послевоенные времена привела к тому, что огромная часть современных взрослых и пожилых людей страдают психотическими отклонениями (приблизительно 10 % населения) или пограничными расстройствами личности (около 40 % населения).

Важность сна для ребенка

Третьей после воздуха и воды, по важности для выживания, биологической потребностью человека является сон (пища — на четвертом месте, но вода — это первое питание для клеток). Это естественный физиологический процесс, при котором понижается реакция на окружающий мир и мозг занимается восстановительной деятельностью.

Исследования показывают, что недостаток сна втрое повышает риск заболеть. Во время сна иммунная система синтезирует белки цитокины. Чем больше инфекций вокруг, тем больше их требуется. Но если человек мало спит, то цитокинам вырабатываться некогда. Депривация сна приводит к подавлению секреции соматотропного гормона. У детей дефицит этого гормона приводит к задержке роста. Продолжительность сна меняется в зависимости от возраста. Чем младше человек, тем больше сна ему требуется.

Таблица 2 должна быть под рукой у каждой мамы для понимания цикличных процессов сна и бодрствования ребенка с первых дней его жизни.

Таблица 2

Самой важной колонкой для первого года жизни в этой таблице является длительность циклов бодрствования. Известно, что новорожденные дети до 3 месяцев имеют очень короткие циклы бодрствования, и за эти циклы маме важно успеть и переодеть, и покормить грудью, и поиграть с малышом. Тогда мама заметит и не пропустит первые признаки усталости малыша и вовремя укачает его. Своевременный сон младенца — это залог его здорового развития. Даже если мама забудет о том, что время спать, плач ребенка ей напомнит об этом. Сверившись с таблицей, мама поймет, что причина в усталости ребенка, и не будет его дальше кормить и, таким образом, перекармливать. А хорошее пищеварение — залог отсутствия коликов в первые 3–4 месяца жизни. Также в этот период ребенок постепенно отвыкает находиться в сжатом положении плода, а потому ему все еще спокойнее спится слегка запеленутым. Так рефлекторные движения рук и ног не будят его во сне. Это объясняет, почему дети сладко и крепко спят полностью погруженными в слинг на груди мамы, чувствуя биение ее сердца и звуки, исходящие из живота.

Маме важно весь первый год жизни чувствовать потребности младенца с точки зрения природных условий жизни. Как будто они оба оказались в пещерных условиях жизни сотню тысяч лет назад. Например, в тех условиях младенец не выживет, если будет спать один в другой пещере, а в современном обществе является почти нормой, когда младенцу приходится спать в соседней комнате. Он не может питаться ничем, кроме материнского грудного молока, ведь порошкового молока тогда не существовало. Он не может оставаться без мамы, ведь вокруг хищники, которые опасны для жизни. Только с матерью у него установлена взаимная природная связь и даже зависимость. Мозг матери настроен на ребенка и во сне. Она сразу слышит его плач и пробуждается, хотя другие громкие звуки вокруг себя она может и не слышать. А своевременный и достаточный сон для младенца — это базовая важнейшая потребность. Если она не будет удовлетворена, то это приведет к конфликтам психосоматики у ребенка, которые могут проявиться в настоящем плохим отдыхом, но еще сильнее это влияние на будущее состояние психики ребенка. Об этом я расскажу чуть ниже.

Случай, когда ребенок не хотел говорить

В этом случае девочке было уже 3 года 4 месяца, и она говорила на каком-то «своем» языке. Не хотела повторять слова, когда ее просили об этом. Кроме того, девочка родилась с пятном витилиго на ноге.

Во время беременности у мамы была сложная ситуация. Она очень боялась иметь ребенка вообще. Была не уверена, хочет ли его. И понимала, что зачала в неблагоприятное время: курила, употребляла алкоголь.

А ведь тело женщины необходимо готовить к беременности, как храм, для созидания новой жизни. Любые токсичные вещества — алкоголь или табак, наркотики — оставляют токсины в теле. Они стимулируют мозг на очень интенсивную деятельность, неестественную для человека. Человек находится в стрессе, симпатикотонии во время приема токсичных веществ в высокой концентрации. Нервные клетки работают на износ, разрушаются, массово гибнут, и в теле остается много токсичных отходов жизнедеятельности. В фазе восстановления телу необходимо вывести все это из клеток. А мозгу — провести полную переоценку причин такого состояния и отношения к телу. Разобраться с основой: «Почему же я употребляю? Что это мне дает такое, что я не могу просто от этого отказаться?» Пройти психотерапию во время беременности можно и нужно, если не трогать самые тяжелые травмы в жизни. Их проработаете после родов и, даже лучше, после первого года жизни ребенка. Но глубокие неврозы, которые ведут к зависимости от токсичных веществ, исцеляются психотерапией. Для мамы цель — снять напряжение, которое она испытывала когда-то и которое может повлиять на развитие ее ребенка. Важно «исцелить» такие воспоминания нашей истории для себя и ребенка.

Далее нужно набраться терпения и продолжать разговаривать с ребенком. Видимо, из-за сильных пережитых конфликтов в период от зачатия и до 1 года после рождения у девочки развилась аутичная наклонность. Если зрительного контакта нет, то есть ребенку не нравится смотреть вам в глаза, он отводит взгляд, избегает — это уже серьезная аутичная тенденция. Что лежит в основе врожденного аутизма? Внезапные и сильные испуги мамы во время беременности. Или очень яркие, просто животные страхи ребенка на ранних этапах развития.

Например, испуг, страх того, что мама сделает аборт, может быть причиной этого. Или испуг ребенка, когда ему делают прививки, а мама удерживает, то есть не защищает от укола. Укол — это не просто «комарик укусил». Это атака на целостность тела ребенка! Тело в неожиданном шоке, и при этом его удерживает самый близкий человек, защитник, который призван оберегать от всех конфликтов, — мама. Ребенок не понимает, что на дворе XXI век и врачи считают, что прививки полезны. Маленький ребенок живет биологическими ценностями. Для него мир такой же дикий, как и для человеческих детенышей тысячи, миллионы лет назад. Он чувствует резкое нападение и боль, а при этом мать/отец — гаранты выживания в этом мире — удерживают его. После этого у многих детей развиваются аутичные наклонности.

После прививок могут развиваться и другие тяжелые заболевания. До трех лет иммунная система ребенка только формируется. А если роды были сложными (то есть с наличием вмешательств, которые я описывала выше), то ребенок, помимо развития, еще и восстанавливается от родовых травм. Поэтому важно не добавлять испытаний своему младенцу, а защищать его от них. Хотя бы до 3 лет не загрязнять иммунную систему ребенка. Если вы все же очень боитесь, то сделайте прививки, но объясните ребенку, чтó вы будете делать, попросите у ребенка прощения до этого, во время и после. Так он легче перенесет возможные осложнения после прививок. Это ваши собственные страхи, в силу не информированности, о жизни ребенка провоцируют его страдание от прививок.

Почему ребенок из описанного случая не хотел повторять то, что говорила мать? Скорее всего, это следствие травмы привязанности. Когда мама думала об аборте, ребенок это чувствовал. Он сжимался и дрожал, так как речь шла о его выживании. Я уже говорила об этом, описывая случай выше.

Вопрос: Если мама себе не нравилась беременной или после родов и ей было как-то неловко за себя, то как это влияет на ребенка?

Ответ: Это конфликт обесценивания собственной внешности. Ваш ребенок его тоже почувствует. Он может покрыться сыпью после рождения, или у него может развиться акне в подростковом возрасте, когда этот конфликт реактивируется для него. Важно избавиться от этого напряжения в терапии. Подумайте о том, что всеми признано: что беременная женщина или только что родившая и кормящая мать удивительно хорошеют! В теле в этот период очень высок уровень выработки женских гормонов, эстрогенов. Они очень красят женщину. Именно в этот период женская красота расцветает и становится максимальной.

Беременность Александрой, 8-й месяц. Софии 3 года 10 месяцев

Первая фотосессия Александры, ей 2 месяца

Александре 1 год 10 месяцев

Удостовериться в этом вы можете, посмотрев видео разных лет на моем канале в YouTube[11]. Я начала вести его до беременности младшей Александрой в 2015 г., продолжала во время беременности в 2016-м и сразу после родов в июле 2017-го. Я веду его и сейчас. Отчетливо видны свежесть лица и другие положительные естественные улучшения в моей внешности благодаря гормонам во время беременности и весь первый год после родов. Миром правят гормоны:-)

Правила общения с ребенком в любом возрасте

Форма общения и обращения с ребенком является показателем уровня эмоционального контакта, который вы с ним устанавливаете.

Здоровыми формами общения с детьми в счастливой семье являются следующие:

1. В любом возрасте ребенка используем передачу сообщений напрямую. То есть наиболее точно в соответствии с реальностью, без искажения смысла, честно, как есть. Использовать нужно более простой язык, чем в общении со взрослыми, но ваши слова должны соответствовать реальности.

В любом возрасте доверительно и ненасильственно общаемся, объясняя его и свои эмоции и чувства ребенку, обучаем эмоциональному интеллекту.

2. В любом возрасте, но особенно в первые 7 лет жизни, в случаях необоснованных протестов, самоутвердительных «нет» и прочих конфликтных ситуаций с пониманием относимся к этим потребностям ребенка и учимся переключать его внимание на другие действия.

При соблюдении этих условий эмоциональная жизнь вашего ребенка развивается гармонично, и к 7 годам ребенок уже созревает для сочувствия, эмпатии по отношению к другим. А родители устанавливают и сохраняют близкий контакт с ребенком на всю жизнь.

Недопустимыми формами общения, приводящими к психосоматическим конфликтам защиты, самообесценивания, расставания, потери (избытка) контакта, являются:

1. Обман. В явной форме влечет за собой серьезные последствия в потере доверия, а потому и в потере контакта с вашим ребенком. Не существует «лжи во имя спасения», то есть это очень редкий случай, и всегда предпочтительнее вовсе не говорить, чем говорить неправду. На вопросы ребенка важно отвечать правдиво. Все дети обладают способностью чувствовать правду на интуитивном уровне, и если слова не соответствуют реальности, то будет расхождение в его внутреннем мире, которое приведет к психосоматике.

2. Манипуляции. Это внешне нормальное общение, но на самом деле идущее против интересов ребенка, с целью получить выгоды для взрослого. Этой формой общения часто пользуются взрослые между собой. Осознайте, что вы можете обмануть другого человека, но только один раз. Затем он перестанет вам доверять.

3. Угрозы и ультиматумы. Это уже насильственное общение. Помните, что самое страшное для ребенка до 7 лет — это потеря контакта с мамой, которая является гарантом выживания. Никогда не пугайте словами: «Я от тебя уйду!», «Вот я умру…» или «Мы тебя отдадим…»

4. Подкуп. Попытка повлиять на желание ребенка, предлагая ему незапланированную материальную выгоду. Так вы воспитываете в ребенке требование выгод каждый раз, когда вы о чем-то его просите.

5. Наказания физические и психологические, исключения из группы общения, лишения прав на удовлетворение базовых потребностей ребенка: в безопасности, питании, отдыхе, принятии. Это снова насильственное общение. НЕДОПУСТИМО подвергать ребенка насилию физическому (избиения, сексуальные домогательства) и психологическому (повышение голоса, крик, унижения, сравнения). Это превышение «полномочий» родителей. Если всё же такое случается (это происходит во многих семьях), важно извиниться и признать факт ошибки взрослого в отношении ребенка. Извиниться и договориться о том, что вы очень постараетесь этого не делать. Для этого родители детям дают разрешение такого плана: «Когда ты услышишь, что я начинаю кричать на тебя, ты можешь прервать наше общение, то есть выйти из комнаты, отвернуться, уйти. Я пойму это как сигнал к тому, что я превышаю свои полномочия, я не буду на это обижаться ни в коем случае, и ты не будешь за это наказан».

Современная нейронаука говорит о том, что наказания в воспитании не работают, они не мотивируют детей меняться. Есть какая-то временная мотивация страхом лишения привилегий, но как только ребенок чуть подрастет, то разом освобождается от этой «угрозы» и действует полностью в противовес тому, чему родитель пытался его научить. Поэтому никогда не мотивируйте своих детей наказанием, то есть не запугивайте их, а логически объясняйте последствия: «Если ты сейчас это сделаешь, произойдет то-то и то-то. Тебе это понравится? Это твоя жизнь, и тебе выбирать, хочешь ли ты этого для себя».

Обязательно когда-то надо предоставить ребенку свободу пойти не тем путем и совершить свои собственные ошибки. Помните, что детствоэто период, когда дети тренируются и учатся, в том числе и на своих ошибках, в своем маленьком масштабе, удачно разрешать проблемы, которые затем будут возникать у них во взрослом возрасте. Это время учебы. Семья — это питательная среда или тренажер, позволяющий отработать разные движения в будущей «шахматной игре жизни». Это время обучения эмоциональной мудрости у родителей, воспитателей и сверстников. Это период, когда можно разобраться, какой ты родился, какая у тебя внешность, способности, наклонности, таланты. Изучить ограничения или пределы собственных физических возможностей в этом мире. Границы в жизни родители устанавливают в семейном внутреннем мини-мире и показывают, что так будет и во внешнем макси-мире. Именно поэтому дети, которых любили и уважали в детстве, вырастают с картиной мира, полной уважения и любви. Однако дети, которых унижали, во взрослой жизни воспроизводят это поведение.

Если вы в роли родителя раздражаетесь, злитесь, кричите на вашего ребенка и не можете справиться в такими эмоциями, это говорит о том, что в вашей собственной жизни, приблизительно в этом же возрасте, ваши родители не могли справляться со своими родительскими задачами с терпением и любовью и наносили вам раны. Они тоже срывались, реагировали или общались с вами насильственно. В свою очередь, и с ними происходило это потому, что их собственные раны детства активировались в те моменты. Чтобы прервать эту родовую «эстафету», вам необходимо разобраться с травмами детства, чтобы перестать их воспроизводить. Ваша психика это делает с целью собственного исцеления, а на деле получается передача эстафеты страданий, так как ваши дети не призваны быть вашим терапевтом. С травмами вашему ребенку придется жить, пока он не избавится от них посредством психотерапии. Или же ваш род завершит свое существование, когда ваши дети не захотят иметь своих детей.

Придерживаясь правил и границ в воспитании ребенка, важно объяснять, почему и для чего они служат. Почему именно в нашей семье такой порядок или норма. Например, убирать игрушки в конце дня нужно для всех, чтобы расслабиться, завершить игру и не спотыкаться ночью. Или что личное пространство — это комната, где только ты хозяин, так как в основном ты там находишься сам. Но есть в доме и общее пространство, где действуют нормы и правила для удобства совместного проживания. Любые правила должны быть обоснованы и служить для каких-то целей. Но их можно пересматривать всем вместе и устанавливать новые. Помните, что дети — маленькие взрослые, которые пока не выросли, а мы им помогаем в этом и говорим с ними обо всем как есть, правду, как со взрослыми, но простым языком. Ребенок, как и любой человек, чувствует фальшь и будет страдать, искренне любя свою семью, но чувствуя некий злой умысел со стороны родителей.

6. Читать нотации или убеждать в чем-то словами, но при этом поступать по-другому.

В целом, то, что вы имеете в жизни, все ваши достижения, материальные успехи и признания обществом не помогут вашим детям вырасти счастливыми, если вы не показываете им пример собственного счастья и удовольствия от жизни. Дети — это ваша эмоциональная копия. Если вам важно, чтобы ваш ребенок стал счастливым, начните с себя.

В частности, если папа курит, но говорит ребенку, что это вредно, ребенок будет верить его поступкам, а не словам, и когда-то сам закурит.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детская психосоматика. Как помочь вашему ребенку? Инструкции для счастливых родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Величко М. Психосоматика. Когда болеет тело, а причины в душе. Как самостоятельно помочь телу, понимая его язык, стр. 109–125. М., 2020, Издательский дом «Кислород».

5

Оценить число абортов на глобальном уровне — сложная задача. Свои расчеты распространенности абортов в мире регулярно делают специалисты Института Гуттмахера (США). Последняя оценка была опубликована в начале 2018 г. и получена путем статистического моделирования, которое базируется, в частности, на имеющихся данных о таких детерминантах рождаемости, как применение контрацепции и ее эффективность. На результаты этой оценки мы и будем опираться. Согласно расчетам Института Гуттмахера, в 2010–2014 гг. в мире ежегодно производилось 55,9 млн абортов, в том числе 49,3 млн в развивающихся странах и 6,6 млн в развитых странах. Относительный показатель составлял 35 абортов на 1000 женщин в возрасте 15–44 лет (рис. 3). Не только абсолютное, но и относительное число абортов в развитых странах намного ниже, чем в развивающихся (27 на 1000 женщин против 36). Текущий глобальный уровень абортов (35 на 1000 женщин 15–44 лет) означает, что на каждую жительницу планеты приходится один аборт в течение жизни. Сакевич В. И. Аборты в мире: неравномерная динамика и неравный доступ // Демоскоп Weekly. 2018. № 773–774 (http://demoscope.ru/weekly/2018/0773/barom01.php).

6

Ссылка на первоисточник: http://www.cgb20.ru/novosti/aktsija_podari_mne_zhizn_/abortam_net.

7

Эпилептоидный кризис наступает в середине фазы восстановления от любого симптома и проявляется как эпилептические судороги, резкое потоотделение, повышенное мочеиспускание или инфаркты (сердечные приступы). Эпикризис необходим организму для выведения лишней жидкости, скопившейся в первой половине фазы восстановления в пораженном органе и соответствующем очаге в головном мозге. Это понятие, введенное доктором Хамером, не соответствует одноименному названию неврологического недуга — эпилепсия.

8

Сайт Французского альянса корректных родов — Alliance francophone pour l’accouchement respecté (AFAR, https://afar.info/?lang=es).

9

Конфликт надпочечников состоит в том, что «я не знаю, какое направление в жизни выбрать, и поэтому остаюсь на месте».

10

ДПДГ (Десенсибилизация и переработка движением глаз) — метод психотерапии, разработанный Френсин Шапиро для лечения посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР), вызванных переживанием стрессовых событий, таких как насилие или участие в военных действиях.

11

Мария Величко. Психосоматика (https://www.youtube.com/channel/UCidAY4O50QtUNPu3P_ae-xg?sub_confrmation=1).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я