Развитие связной речи детей с ОНР средствами графики

Марина Андреевна Марухленко, 2021

В представленном методическом пособии рассматриваются особенности развития связной речи детей 5-7 лет в норме и при общем недоразвитии речи, взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и степени сформированности речи, влияние изобразительной деятельности, в частности средств графики, на формирование речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста, рассматриваются методические рекомендации по организации комплексных занятий по художественно-эстетическому и речевому развитию. Книга может быть использована воспитателями дошкольных образовательных учреждений, психологами и логопедами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развитие связной речи детей с ОНР средствами графики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Влияние изобразительной деятельности на развитие связной речи дошкольников

Факт того, что речь формируется в деятельности, в специальной педагогике является доказанным и неоспоримым. Невозможно недооценивать роль в развитии речи и изодеятельности, которая оказывает благотворное влияние на совершенствование других высших психических функций, таких как мышление, восприятие, воображение, память, а также мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка. Это отмечали в своих работах Галкина Г.Г., Дубинина Т.И., Григорьева Г.Г, Грошенкова В.А., Шилова Т.С., Запуниди А.А., Комарова Т.С., Мухина В.И., Рыжова Н.В. и другие.

Л.С. Выготский, развивая идеи культурно-исторической психологии, считал детский рисунок графической речью, занимающей промежуточное положение между указательным жестом и устной речью, с одной стороны, и письменной речью — с другой. Детский рисунок, с точки зрения Л.С. Выготского, представляет собой форму социального знака, а овладение рисованием можно считать одним из средств культурного развития. Таким образом, вопрос о природе детского рисования можно свести к более общей проблеме — развитию знаковых форм сознания ребенка.

Отечественный педагог Григорьева Г.Г. утверждает, что в процессе освоения изобразительной деятельности дошкольником реализуются не только субъектно-объектные отношения во время восприятия изображаемых предметов и при воплощении их в образах, но и субъект-субъектные отношения ребенка и взрослых, детей между собой при выполнении коллективных работ; во время участия всех детей в их анализе и оценке; в процессе обучения ребенка педагогом и т. п. При этом идет развитие всех сфер личности ребенка, в том числе коммуникативной. В процессе выполнения творческой работы ребенок использует дополнительные средства (речь, игра и др.), что позволяет ему легко и эмоционально передать замысел.

Автор отмечает, что ориентировочное действие, специфическое для изобразительной деятельности, — замысливание образа. Процесс замысливания состоит в придумывании ребенком содержания рисунка. при систематическом обучении старший дошкольник способен к предварительному замысливанию образа. Это связано с развитием речи, воображения, произвольности всех психических процессов, развитием социальных мотивов, осознанием себя.

Психолог, исследователь роли изобразительной деятельности в развитии функции речи у детей А.А. Запуниди также утверждает, что единицей психологического анализа взаимосвязи рисования и речи может выступить изобразительной замысел. Замысел представляет собой единство изобразительного и речевого развития. Под замыслом понимают задуманный план действий, деятельности, намерение, который осуществляется в умственном плане с помощью внутренней речи.

Результаты исследования А.А Запуниди о роли обогащения исполнительной стороны изобразительной деятельности детей в условиях дефицитарного развития речи говорят о том, что существует связь между развитием рисования и речи и обучение детей новым способам и средствам рисования приводит к изменениям в речевом сопровождении рисунка, повышению речевой активности. Выяснилось, что изменения качества рисунка и речи сопровождаются появлением планирующей функции речи. Также наличие первоначального замысла приводило к появлению регулирующих высказываний, в ситуации отклонений от него или возникновения трудностей.

Изучение рисунков и их речевого сопровождения у детей с общим недоразвитием речи показало, что недоразвитие речи ведет за собой отставание в развитии изобразительного замысла и основных функций речи, в том числе речевой активности, планирования и регуляции. Вследствие того, что дети с общим недоразвитием речи обладают низким уровнем развития графической деятельности, то коррекционное обучение детей производилось с опорой на исполнительную сторону изобразительной деятельности (обучение новым способам и средствам рисования). Показано, что обучение, основанное на формировании замысла, приводит к развитию не только самой изобразительной деятельности и связанных с ней наглядно-образного мышления, воображения, знаково-символической деятельности, но и основных функций речи — планирования, регуляции, номинации и обобщения. Изменения в речи заключаются в повышении речевой активности детей, в появлении или увеличении доли планирующих высказываний, а также в сдвиге направленности планирующих высказываний с операциональной, исполнительной стороны процесса рисования, на собственно изобразительный замысел.

По мнению В.С. Мухиной, в процессе проговаривания во время рисования своих действий и целевых установок ребенок лучше понимает и четче выделяет качества воспроизводимого. В том случае, когда процесс создания рисунка сопровождается активной речью, можно утверждать о наличии важного качественного показателя оценки процесса речепроизводства и создания изображения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развитие связной речи детей с ОНР средствами графики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я