Медицинский маркетинг: часть первая

Маргарита Акулич

В предлагаемой книге раскрываются все основные аспекты медицинского маркетинга, имеющего, главным образом, отношение к частной медицинской практике и платной медицине.В книге не освещается медицинский маркетинг отдельной страны. Рассматриваются в основном общие для развитых стран направления. Иногда приводятся примеры ситуаций, касающихся медицинского маркетинга в США и других странах.При подготовке данной книги использовались в основном англоязычные источники.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медицинский маркетинг: часть первая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II Особенности спроса на медицинские услуги и принятие потребителем решений

2.1 Понятие и рост спроса на медицинские услуги. Влияющие на спрос факторы

Понятие и рост спроса на медицинские услуги

Спрос по определению — это экономическое понятие, описывающее желание потребителя платить определенную цену за товары или услуги. Если все другие факторы окажутся постоянными, рост цены на товар или услугу приведет к снижению спроса, а снижение цены на товар или услугу увеличит спрос.

Спрос на услуги здравоохранения постепенно растет. Согласно Диксону-Файлу и Коваллику, многие страны к 2050 году потратят более 20% валового внутреннего продукта (ВВП) на здравоохранение [9]. Двумя основными факторами, способствующими этому росту, являются растущая распространенность предотвратимых заболеваний и неоптимальное использование ресурсов здравоохранения. На эти факторы влияет выбор потребителей.

Например, в Соединенных Штатах усугубляется проблема ожирения. Ожирение можно предотвратить, и его необходимо предотвращать, поскольку оно может повысить риск диабета, инсульта и сердечных заболеваний.

Некоторые пациенты не контролируют свое здоровье должным образом и обращаются за лечением, когда состояние становится хроническим. Отсутствие инициативы для здорового образа жизни и предотвращения хронических заболеваний, таких как ожирение, привело к неправильному использованию услуг системы здравоохранения и, следовательно, к увеличению затрат.

Влияющие на спрос факторы

Можно утверждать, что в целом здравоохранение ценится только в той степени, в которой оно улучшает здоровье, поэтому здоровье является примитивным в описании предпочтений потребителей. Влияющие на спрос в здравоохранении переменные должны быть четко определены, чтобы понять концепцию спроса в здравоохранении. Это:

1. Цены: это ожидаемая сумма денег для оплаты чего-либо.

2. Потребитель (покупатель медицинской услуги или пациент).

3. Доход: это деньги, полученные, в частности, благодаря инвестициям или работе. Доход может влиять на спрос на медицинское обслуживание. Если потребитель имеет низкий доход, он может не обращаться за медицинской помощью в связи с обычным заболеванием. Точно так же потребитель, зарабатывающий больше, может с большей готовностью тратить деньги на услуги здравоохранения.

4. Влияние правительства: такая политика, как субсидия, может повысить спрос на медицинское обслуживание, поскольку с пациентов взимается более низкая цена.

5. Предложение: это фундаментальное понятие в экономике, описывающее общее количество конкретных товаров или услуг, доступных потребителям. Предложение может определяться ценой, конкурирующими товарами и спросом.

2.2 Сложность поиска идеального рыночного решения. Конфликт интересов

Сложность поиска идеального рыночного решения

В отличие от других товаров или услуг, качество здоровья затрудняет поиск идеального рыночного решения. Здоровье — это не товарный продукт. Менять «хорошее здоровье» между покупателями невозможно. Например, клиент A не может изменить свой результат по гемоглобину A1C, равный 5,6, поменявшись с клиентом B, результат которого равен 11,9.

Если г-н А. купит очиститель воздуха в Интернете на Amazon и затем решит вернуть продукт по какой-либо причине, он может это сделать. Если он решит продать его на Craigslist, он тоже сможет это сделать. Когда речь идет о здоровье, такие действия невозможны.

В случае других услуг спрос может быть предсказуемым, и потребители имеют возможность протестировать продукт или услугу перед потреблением. Например, если г-н G думает о покупке телефонного приложения для отслеживания цели по снижению веса за $ 12,99, компания, предлагающая эту услугу, может предоставить г-ну G 30 дней пробного периода, в течение которого он станет получать услугу бесплатно и без каких-либо обязательств.

В здравоохранении такой вид услуг невозможен. Пациент не может пройти 30-дневное испытание обходного желудочного анастомоза. После завершения хирургической процедуры человек не может предъявить претензию в случае неблагополучного исхода с хирургическими осложнениями. Он должен жить с отрицательным результатом (исходом).

Конфликт интересов

Медицинские работники обычно лучше осведомлены о болезнях и методах лечения, чем их пациенты. Пациенты зависят от своих поставщиков услуг, которые действуют из наилучших побуждений, но возникает конфликт интересов, поскольку поставщики продают пациентам услуги. В этом случае спрос и предложение переплетаются и совместно определяются разными индивидуумами одновременно, и это может привести к сбоям рынка.

Например, если мотивация поставщика обусловлена прибылью или увеличением дохода, поставщик может назначить больше услуг и тестов, чем требуется. Следовательно, потребитель заплатит в том числе за ненужные услуги, даже не подозревая об этом.

Кроме того, в отношении других услуг или товаров, таких как покупка автомобиля, покупателю не нужно иметь годы образования, чтобы понять, какой автомобиль лучше всего подходит для его нужд. Эту информацию можно найти с помощью нескольких источников, таких как автомобильные книги, автомобильные телеканалы и поиск в Интернете. У потребителей медицинских услуг нет такой роскоши, им сложно разобраться, какие услуги ему действительно нужны, а какие — нет.

2.3 Потребительский выбор. Иррациональность и сложность принятия решений потребителями

Потребительский выбор

Потребители делают выбор каждый день. Они решают, когда обращаться за медицинской помощью, делать ли операцию, делать ли вакцинацию себе или своим детям и как часто приходить на контрольный визит к поставщику медицинских услуг.

Процесс такого выбора может быть сложным, поскольку он может включать взвешивание потенциальных рисков и выгод, финансов, советов от членов семьи и поставщиков. Бывают моменты, когда потребители принимают рациональные решения. Однако нередки случаи, когда они не принимают рациональных решений в выборе медицинского обслуживания.

Иррациональность принятия решений потребителями

Источник: https://en.ppt-online.org/785031

Исследования показывают, что некоторые пациенты нерационально относятся к своему решению в отношении их потребности в медицинской помощи. Например, у г-жи B были медицинская страховка и основной поставщик медицинских услуг. На работе она поцарапала правую руку. На правой руке у нее была небольшая поверхностная ссадина, имели место кровотечение, отек, боли, но не было синяка. Она не хотела записываться на прием к своему лечащему врачу, а решила пройти в отделение неотложной помощи, чтобы ее осмотрели. Этот тип проблем можно было передать на рассмотрение первичной медико-санитарной помощи, чтобы отдел неотложной помощи мог сэкономить свои ресурсы для пациентов, которые действительно нуждаются в неотложной помощи.

Специалисты в области здравоохранения не считают такое решение потребителя рациональным, поскольку оно воспринимается как неправильное для решения неотложных проблем. Г-жу B можно рассматривать как клиента, требующего медицинского обслуживания, но без рационального решения о том, какие именно условия необходимы для ее ухода.

Другая причина, по которой потребитель не принимает рационального решения в отношении своего спроса на медицинскую помощь, — информационная перегрузка пациентов информацией из медицинских ресурсов, включая ресурсы поставщиков медицинских услуг и страховых компаний.

Система здравоохранения богата информацией, поскольку она ежедневно собирает и генерирует большие объемы информации. Информация, предоставляемая потребителям, также может быть слишком технической и не такой для них простой. Некоторые потребители оказываются слишком нетерпеливыми, чтобы иметь дело с незнакомой и объемной информацией; они принимают иррациональные решения, не обязательно приносящие им пользу в долгосрочной перспективе.

Сложность принятия решений потребителями

Реализация реформы здравоохранения в США открыла множество вариантов медицинского страхования. Потребители, покупающие услуги на коммерческом или индивидуальном рынке либо делая выбор среди вариантов частного плана Medicare (Medicare — национальная программа медицинского страхования в США для лиц от 65 лет и старше), могут столкнуться с большим числом вариантов медицинского обслуживания (от 20 до 40). Этот тип информации является ошеломляющим для любого человека, независимо от его образования.

Информацию, представленную по каждому страховому плану здоровья, не всегда легко понять. В некоторых планах есть диаграммы, графики и данные, требующие для их понимания математических вычислений и навыков, которые могут быть не распространены в некоторых группах населения. Особенно это касается малообеспеченного населения.

Распространено предположение, что большее количество вариантов способно увеличить вероятность того, что потребители смогут найти вариант страхования, отвечающий их потребностям. Тем не менее, хотя некоторые варианты хороши, слишком большое количество вариантов подрывает правильность процесса принятия решений потребителями.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Медицинский маркетинг: часть первая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я