На суше и на море. Том 1

Лазарь Иоханинович Коган, 2020

Здесь представлена не автобиография, а художественная автобиографическая повесть о становлении и жизни человека от раннего детства и до преклонного возраста, 85 лет. В этой, первой книге трилогии, дано описание жизни главного героя ЛИКа, полной приключений и невероятных событий, от 1938 до 1967 годов 20 века. Все изложенное базируется на реальных фактах и в реальном масштабе времени. Приятного чтения!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги На суше и на море. Том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Отрочество

Учебный год 43–44 г. начался как обычно. Ученикам 3А класса поручили написать сочинение: «Как я провел лето». Яркие впечатления и дневники трех месяцев жизни на гидрометио посту позволили нашим путешественникам написать домашние сочинения, чтение которых заняло по три учебных часа каждое. Одноклассники, которые сами жили на заставе и много времени проводили в окрестных горах, хорошо понимали каждое событие, описанное в сочинениях, и слушали внимательно с большим интересом.

Они активно сопереживали их вместе с авторами сочинений.

Однако лучшим Евдокия Алексеевна посчитала сочинение Бориса Бондаренко, описавшего свою жизнь в Ташкенте во время летних каникул.

АРТ и ЛИК не могли понять, что интересного в сочинении Бориса и в его жизни в большом городе, да еще летом. Но особенно они не огорчались, хотя большинству одноклассников сочинение Бондаренко понравилось. Ведь попасть в большой город в это трудное военное время было несбыточной мечтой для многих.

Потекли школьные будни.

В третьем классе появились уроки географии СССР и естествознания. На них накопленные знания и опыт походов наших героев проявлялись особенно ярко. По этим предметам они далеко вперед ушли от своих сверстников, и Евдокия Алексеевна для них специально готовила более сложные вопросы и задания.

Из 13 учеников класса мальчики так и не могли крепко подружиться с кем-либо еще. Их отношения были самодостаточны для обоих. Поэтому они не принимали активное участие в обще классных мероприятиях, что вызывало тревогу у куратора.

«Индивидуализм чистейшей воды», часто говорила она Е. М. и Мамусе при встрече и на родительских собраниях. Особенно неприятными эти резюме были для Е. М., тоже учительницы и активной общественной деятельницы. Она не раз задумывалась над этими замечаниями Евдокии Алексеевны.

«Все это влияние Тумановых», думала мать.

«Но плохо ли это?», задавала она себе вопрос, на который не могла уверенно ответить.

Учебные дни были очень похожи и летели очень быстро. Зима наступила рано. В конце ноября уже лежал снег.

Мальчики, начитавшись Пири, Папанина, Амундсена и Скота о сонно-лыжных походах к полюсам Земли и зимовках на льдинах, решили серьезно научиться ходить на лыжах. Они устраивали короткие однодневные походы на лыжах и санках в окрестности заставы, воображая себя полярниками.

Для ЛИКа один из таких походов закончился печально. Он сильно переохладился и опять серьезно заболел пневмонией. Этот недуг пришлось лечить почти два месяца.

Болезнь дается человеку для осмысления жизни. И если болезнь случается в ранние годы, то она помогает сосредоточиться на главном и победить недуг.

ЛИК болел тяжело. Две недели температура держалась в интервале 38.5–39.0 C°, спадая только ночью, когда он потел так сильно, что приходилось менять трижды за ночь его нательное и постельное белье. Лекарств не было. Травы, мед, медвежий жир, кумыс заменяли лекарства. Мать делала все возможное, чтобы облегчить состояние сына.

Часто ночами ее подменяла Мамуся. Первые две недели были самыми опасными.

Затем кризис миновал благополучно, но еще долго длился процесс выздоровления.

Именно в это время Аркадий приносил ему самые интересные книги из библиотеки отца.

Книги и дневники Пржевальского, Козлова, Ливингстона, Семенова-Тяньшаньского и других знаменитых путешественников. ЛИК читал эти книги с упоением, совершенно забывая о болезни. Именно тогда у него родилась большая мечта стать исследователем Земли, путешественником. Эта мечта стала путеводной звездой всей его жизни.

Еще не успел он поправиться после болезни, еще не ходил в школу (благо мама математику вела с ним дома, а Евдокия Алексеевна была частым гостем), а они с АРТом уже планировали новый поход.

Только в апреле 1944 г. ЛИК начал регулярно посещать школу.

Полярного путешественника пока из него не получилось. Нужно было серьезно заняться здоровьем. Чем теплее становилась погода, тем быстрее крепли силы нашего героя.

В мае он уже был совершенно здоров. В июне, успешно закончив 3-ий класс, мальчики решили вновь идти на стрелку, к месту слияния Чиралмы и Майдонтала. И опять пришлось преодолеть упорное возражение матери ЛИКа, которая была напугана длительной болезнью сына. И только обстоятельная беседа с Мамусей, и положительный опыт прошлогоднего похода, и жизнь мальчиков на гидрометеопосту, позволили нашему герою получить разрешение матери на очередной поход.

На этот раз мальчики уходили в поход открыто, торжественно провожаемые родными и одноклассниками. За плечами рюкзаки, палатка. Провожающие их мальчишки открыто им завидовали, но соученики не были готовы к такому походу, да и Ржевцевы не смогли бы принять больше двух человек в эту суровую пору.

Шел 1944 г., разгорелась невидимая до этого гигантская битва на Курской дуге. А сюда долетали только слабые отблески войны, когда на заставу приходили похоронки.

Переход на пост занял ровно три дня. Весь маршрут прошли точно по намеченному графику. Прибыли на третий день поздно вечером. Их ждали и встречали как родных людей, членов большой семьи.

Чтобы окончательно покончить с последствиями болезни, ЛИКа подкармливали барсучьим жиром, и мальчики часто вместе с младшими ржевцами устраивали ночные охоты за барсуками.

Днем с помощью верного пса искали барсучьи норы. Если в норе укрывался барсук, то пес лаял и лапами старался разрыть нору. Однако это псу не удавалось сделать. У выходов из норы ставили силки (маленькие капканы) или лассо, так, что, отправляясь на ночную охоту, барсук попадал в капкан или в петлю. Ловили ровно столько барсуков, сколько было нужно для приготовления жира. Мясо и шкура использовались для еды и изготовления шапок и даже шуб.

Еще одной новостью для гостей была охота за дикими козами, которые здесь водились в большом количестве.

С вечера, во главе со старшим Ржевцевым Виктором, отправлялись в засаду у водопоя на реке Чиралма. Место водопоя Ржевцевы хорошо знали уже многие годы и тщательно берегли.

Прятались в засаду вечером и ждали утра. Ранним утром в час рассвета козы строем в цепочку спускались с гор к реке на водопой. Напившись впрок, на весь жаркий день, козы цепочкой по одной, круто подымались вверх по тропе к альпийским лугам на пастбище.

Только тогда, когда у водопоя оставалась одна коза, замыкающая их строй, именно в этот момент, раздавался меткий выстрел. Коза бездыханно валилась к ногам охотников, а остальные козы, не успев даже испугаться и понять опасность, спокойно продолжали путь вверх на пастбище. Таким образом, засада оставалась тайной для коз.

Величественное зрелище спускавшихся к воде горных коз и весь пейзаж раннего утра в диких горах настолько захватили нашего героя, что он забыл о цели своего пребывания в этом месте. И когда настала его очередь стрелять, он замешкался, пропустил нужный момент. Добыча была бы упущена, если бы не меткий выстрел АРТа. Коза мягко ткнулась головой в камни. Охотники подождали, когда стадо поднялось высоко по склону и только тогда подошли к добыче. Быстро оттащили тушу козы вниз по течению реки и там разделали. С богатой добычей вернулись домой на стрелку и с гордостью вручили ее хозяйке.

Все лето ребята прожили на гидрометио посту. Они участвовали во всех делах и трудах семьи Ржевцевых. Но главное, много времени проводили в локальных походах по красивейшим окрестностям, где им открывались неповторимые виды горных ущелий, перевалов и вершин. Они собрали богатые гербарии полезных горных трав, коллекции минералов и горных пород. Особую гордость коллекции составляли друзы кварца различных цветов, от черного (мориона), до желто солнечного (раухтопаза).

Чудесное лето пролетело незаметно. 25 августа отправились в обратный путь, будучи уже отлично подготовленными к длительным переходам. Обратный путь вниз по Коксу до заставы «Памир-5» они преодолели за двое суток и один светлый день так, что 28. 08. к вечеру они целыми и здоровыми прибыли домой, к великой радости Е. М. и Мамуси.

Е. М. нашла сына здоровым, крепким, сильно подросшим и почти сформировавшимся юношей.

Занятия в школе начались традиционно 1 сентября. Радость свободного общения с одноклассниками вне уроков дополнялась рассказами учеников о летних каникулах на уроках, которыми всегда Евдокия Алексеевна начинала учебный год.

На этот раз рассказы наших героев были насыщены таким количеством приключений, что трудно было поверить в их реальность, хотя слушали о них одноклассники и учительница с большим интересом.

Особо удался рассказ об охоте на диких коз, сочиненный АРТом. В голодные военные годы у ребят не возникала мысль о жалости к животным, добываемых для пропитания.

А вот желание поохотиться было большим. И меткий выстрел высоко ценился.

Полетели учебные дни, похожие один на другой. Мальчики проводили все свободное время в прогулках вокруг заставы и в чудесном кабинете Николая Павловича Туманова.

В хмурый ноябрьский день 44-ого пришла черная весть о гибели самого старшего брата ЛИКа Семена, командира танковой группы, «павшего смертью храбрых при освобождении города Кировограда УССР», к которому было приписано место рождение ЛИКа.

После потери старшего сына Е. М. постарела на десять. Она замкнулась и с головой ушла в работу, проклиная немецких фашистов. ЛИК остро переживал и потерю старшего брата, и страдания мамы. Он сам стал старше и серьезнее своих лет. Это прежде всего заметил его друг АРТ, который до этого момента относился к нему как к младшему брату.

Школьные годы на заставе пролетали быстро, так же, как и отдельные дни, заполненные учебой, походами и подготовкой к ним. Мальчики быстро становились юношами.

День победы над фашисткой Германией (9 мая 1945 г.) они встретили на заставе в кругу ликующих ее обитателей всех национальностей, должностей и возрастов.

Этим солнечным незабываемым утром ЛИК проснулся необычно поздно от громкого говора домашнего репродуктора, в экстренных случаях включаемого принудительно для объявления тревог или чрезвычайных сообщений.

Первое, что он увидел, была мама, сидящая за столом в гостиной и горько плакавшая. Мгновенно его пронзила тревожная мысль о несчастье с отцом. Познавший горечь потери трех старших братьев, сын бросился к матери, стараясь ее успокоить и унять собственную тревогу.

Но по радио прозвучали торжественно величественные слова, произнесенные знаменитым диктором военных лет Левитаном: «Наше дело правое, мы ПОБЕДИЛИ!».

ЛИК остановился и посмотрел на маму. Почему она плачет, ведь такая великая радость?

Но мама встала, пошла ему навстречу, крепко обняла и сказала: «Победа сын, долгожданная победа, но как же она нам дорого далась…, и он все понял.

Ни Семен, ни Леонид, ни Генрих, ни миллионы других героев не дожили до победы, отдав свои жизни за нее. Вот о чем плакала мать в этот счастливый день.

На заставе гремели хаотично выстрелы салюта, взмывали ввысь сигнальные ракеты. Все жители этого маленького горного военного поселка вышли на плац, где слушали центральный большой и черный репродуктор, несущий такую благостную и долгожданную весть.

Все обнимались, целовались, танцевали. Занятия в школе были отменены. Вот почему мама оказалась дома и не будила его в привычные 7–00 утра.

Вечером тут же на плацу общими усилиями накрыли праздничные столы, за которыми собрались все жители заставы, веселились и плакали одновременно. Почти в каждой семье этого заброшенного в горах поселка, находящегося за тысячи км от фронтов ВОВ, было по кому лить слезы. Но ликование от такой дорогой победы было всеобщим.

Учебный 44–45 год был знаменательным не только днем победы, но и окончанием начальной школы, 4-ого класса. На выпускных экзаменах, на которых присутствовали учителя Бекташской полной средней школы, где четвероклассникам предстояло продолжить учебу, наш герой по всем предметам получил пятерки и был награжден похвальной грамотой. Итак, начальная школа была закончена.

Предстоял долгожданный поход на стрелку, на «Майдонтал-1».

К этому походу друзья готовились тщательно, собирая не только всю информацию о полюбившихся им местах, но и о людях, с которыми им предстояло встречаться.

Именно это и привело к удивительным открытиям. Рассказы мамуси о судьбе семей Ржевцевых, Тумановых, Макеевых (одноклассника наших героев) были не похожи на рассказы о судьбах «бывших людей» в учебниках, в школе, дома у ЛИКа.

Но в отличие от стандартных стереотипов «бывших» из учебников, перед юношами возникали образы сильных, образованных, честных и гордых людей, истинных героев России, патриотов своей родины. Но даже 10-летним мальчишкам — юношам было понятно, что родиной этих людей была другая не советская Россия, не СССР. Только одна Мамуся, из всех окружающих их взрослых, могла позволить себе такое им рассказывать.

Однако эти новые сведения обогащали воображение мальчиков, расширяли их кругозор и выбор героев для подражания.

Лето опять провели на гидрометио посту у Ржевцевых. После рассказов Мамуси отношение к хозяевам было особенно почтительным.

Конечно, в общих играх и походах у мальчиков вырабатывался единый критерий истинных ценностей, независимо от предыстории жизни их семей. Но Ржевцевы получали домашнее образование, жили на лоне нетронутой цивилизацией природы и были гораздо свободнее в выборе.

Знаменательным событием лета 45 для юношей была встреча с горным бурым медведем, которые в большом количестве водились в тугаях Майдонтала и Чиралмы.

В конце лета ЛИК и АРТ направились вверх по Чиралме собрать в тугаях фрукты диких яблонь и груш, в изобилии растущих вдоль этой реки. Ушли далеко от стрелки и решили заночевать у реки, предварительно предупредив Ржевцевых, чтобы они не волновались.

Поставили палатку, разожгли костер, приготовили ужин. Гречневая каша с тушенкой и пара кегликов, подстреленных днем, были съедены с большим удовольствием проголодавшимися за дневной переход друзьями. К концу лета друзья были в отличной спортивной форме, и 30 км. переход за день для них не был в тягость.

Ночь выдалась на редкость тихой и полнолунной. Было совсем светло так, что можно было читать книгу с крупным шрифтом. Несмотря на длинный переход спать не хотелось.

Решили испытать себя на испуг, пройтись по реке и посмотреть на ночной пейзаж при лунном сиянии.

Пока луна находилась над ущельем, прорытом стремительной Чиралмой, было светло и фантастически красиво. Казалось, что лунный свет озаряет совершенно незнакомый пейзаж горной местности на другой планете. Причудливые тени от гор, скал, деревьев и огромных валунов, оставшихся вдоль реки еще со времен ледникового периода, придавали пейзажу загадочный, изотерический вид. Мальчики, очарованные этим сказочным зрелищем, продвигались вперед медленно, стараясь все же не уходить за зону видимости костра.

Было очень «тихо», если не считать вечный шум стремительной горной реки.

Неожиданно их внимание привлекла быстро передвигающаяся тень огромного медведя, спешащего к воде. Они хорошо знали, что медведи очень свирепые и непредсказуемые звери, способные напасть на любую тварь, включая и человека. Мальчики замерли. Приготовили к бою ружье и поджигала. Медведь почувствовал запах человека, остановился, сел на задние лапы и стал крутить высоко задранной головой, стараясь точно определить направление, откуда исходит неприятный запах. Затем он встал на четыре ноги и побрел в сторону ребят. Наши юноши напряглись всем телом в ожидании надвигающейся на них опасности. Решили не бежать, а если потребуется, встретить косолапого огнем из двух стволов охотничьего ружья и поджигал. АРТ зарядил ружье жакановыми патронами и передал свое поджигало ЛИКу.

«Будем стрелять я из ружья, а ты из поджигал только в крайнем случае, если мишка не остановиться на наш крик», сказал он.

Когда медведь приблизился метров на 35, мальчики, набрав полные легкие воздуха, громко закричали: «Уах!!!», имитируя выстрел. Но это не остановило приближающегося зверя. Он на мгновенье остановился, а затем бросился в сторону ребят. АРТ действовал быстро, хладнокровно и спокойно. Когда до зверя оставалось метров 20, он скомандовал: «Огонь!» и разрядил в медведя один ствол, а через пять секунд другой. Первый заряд жакана 12-ого калибра остановил зверя, а второй опрокинул его. Затем раздался сухой выстрел из поджигала. ЛИК направил пулю в голову зверя, как это делал он много раз по мишени на тренировочных стрельбах. Медведь заревел, пытаясь встать на задние лапы, но второй выстрел ЛИКа из второго поджигала уложил его вновь на землю. Аркадий быстро перезарядил ружье и как опытный охотник выжидал, что будет делать медведь. ЛИК выхватил из ножен широкий охотничий тесак и тоже напряженно ждал. Перезаряжать поджигала было невозможно и нечем. Но зверь не шевелился. Так неподвижно, готовые к бою с медведем они простояли пять минут, которые показались им долгими часами.

Наконец ЛИК спросил: «ОН сдох, или претворяется, готовясь к нападению?».

АРТ молчал, продолжая держать зверя на мушке.

Прошли еще долгие десять минут ожидания. Медведь не шевелился.

Мальчики не решились подойти к нему и побежали к костру. Подбросили в огонь сухих веток так, что огонь поднялся высоко в воздух, озаряя ярким красным пламенем серебристый лунный пейзаж. К такому яркому костру медведь подойти не решиться, знали юноши и почувствовали себя, наконец, в безопасности. Напряжение борьбы спало. Они победили хищного, сильного и опасного зверя. Бурная радость победы охватила их. Мальчики смеялись, прыгали вокруг костра, дико танцевали. Древние инстинкты первобытных охотников пробудились в них.

Было уже поздно, но спать в эту бурную лунную ночь было невозможно. И только когда начало светать и сильно похолодало, подбросив очередную порцию веток в костер, юноши забрались в палатку и крепко уснули, держа наготове ружье и перезаряженные поджигала.

Рано утром, вооружившись, юноши направились к месту битвы с медведем. Медвежья туша лежала неподвижно. На шкуре были видны две большие дыры от разорвавшихся жаканов. Один глаз медведя был выбит пулей, выпущенной из поджигала, другой смотрел неподвижно остекленелым взглядом. Отверстия от пули второго выстрела из поджигала не было видно. Мальчики молча стояли над тушей поверженного зверя. Теперь чувство радости от победы сменилось жалостью к убитому мишке.

«Что будем делать с этой тушей?» спросил ЛИК.

«Нужно разделать ее. Часть мяса отнесем на пост. За оставшимся мясом придем все вместе с нашими друзьями со стрелки. Иначе не отнести», ответил АРТ.

«Нужно торопиться, пока от жары мясо не протухло».

К разделке туши приступили немедленно. Прежде всего, вспороли брюхо и вытащили желудок и кишечник, как это советовал справочник охотника, и делали ржевцы при охоте за козами. Шкуру снимать не стали.

С большим трудом отрезали задние лапы. Решили их отнести на стрелку. Лапы оказались очень тяжелыми. Их обвернули большими листьями кислятки, обвязали и каждую положили в один из больших альпийских рюкзаков, взятых для сбора фруктов.

Наскоро позавтракав, загасили костер и, взвалив на себя тяжеленые рюкзаки с добычей, начали спускаться к гидрометио посту. Благо тропа шла вниз. Иначе донести такую ношу до поста засветло не удалось. Только к вечеру они прибыли на «Майдонтал-1».

Ржевцевы были крайне удивлены и обрадованы, когда вместо яблок и груш из рюкзаков достали медвежьи лапы. Рассказ юношей о битве с медведем вызвал у них глубокое уважение к друзьям. Такие подвиги им самим совершать приходилось не часто.

Для наших героев это было первое боевое крещение.

На рассвете следующего дня отряд охотников из 7-и юношей направился вверх по Чиралме к месту, где была оставлена, туша медведя. Прибыли к месту в 17 часов. Разбили лагерь, поставили три палатки и приступили к разделке туши, которая хорошо сохранилась под листьями кислятки, набросанными на нее мальчиками перед возвращением на стрелку. К счастью, шакалы не успели обнаружить тушу и поживиться.

Работали молча, почти профессионально под руководством старшего из Ржевцевых Виктора, имевшего большой опыт в делах подобного рода.

Первым делом сняли шкуру и, расстелив ее как скатерть, разделывали тушу на отдельные части, которые густо солили, обворачивали в листья кислятки и укладывали в рюкзаки. У всех были руки в крови, и выглядели юноши как первобытные люди при разделке мамонта или пещерного медведя. К 21часу с разделкой туши было покончено.

Собрались на ужин у костра.

Виктор, как самый старший и самый сильный, положил в свой рюкзак медвежью шкуру, наиболее тяжелую часть добычи. Все рюкзаки с мясом поставили у самой реки, где ночью была самая низкая температура. Продолжалось полнолуние. Красота окружающей природы захватывала дух. Но легли спать пораньше, чтобы встать на зоре. Ночь прошла спокойно. На рассвете, наскоро позавтракав, пустились в обратный путь.

Только поздно вечером вернулись на пост. Встречала их Мария Васильевна как победителей, героев-добытчиков.

Мясо медведя положили в морозильник, глубокий колодец, где под слоем песка круглый год сохранялся лед древнего ледника, погребенного под слоем оползня и таким образом сохранившегося до наших теплых дней.

Шкуру медведя бросили в реку отмываться, закрепив ее за камни, чтобы не унесло стремительным течением. Тетя Маша к приходу детей приготовила вкуснейшие пироги со свежей медвежатиной, которую вчера принесли АРТ и ЛИК. Голодные добытчики с великим аппетитом буквально смели пироги со стола. Знаменитый Машин чай, настой на травах, мед и пироги восстановили силы юных охотников, уставших после длительного дневного перехода с тяжелеными рюкзаками.

Все они и особенно АРТ и ЛИК были рады, что смогли обеспечить семью Ржевцевых мясом на длительный срок. Однако решили о поединке с медведем не рассказывать маме и бабушке, чтобы не волновать их и не подвергать опасности получение разрешений на следующие походы.

Учебный год 45–46 все выпускники 4-ого класса заставы начали в 5В классе Бекташской полной средней школы. Теперь на занятия в школу нужно было добираться 7 км пешком или на попутном транспорте (автомобиле, телеге, санях).

Заботливое начальство заставы для своих школьников оборудовало под автобус полуторку, которая в 8–00 увозила ребят в Бекташ, а в 13–00 возвращалась домой.

Кто не успевал на этот импровизированный автобус, добирался самостоятельно.

ЛИК частенько задерживался в школе по настоянию мамы, там обедал в школьной столовой и готовил уроки. Возвращался домой с матерью к 17–18 часам. В таких случаях вечером он отправлялся к АРТу домой, и они вместе гуляли вокруг заставы или трудились над проектом очередного похода в любимом ими кабинете дяди Коли.

В средней школе учеников обучали по — предметно разные учителя. Особенно мальчикам понравился учитель географии Валерий Павлович Миронов, прибывший по направлению после окончания Московского государственного университета (МГУ), но уже успевший повоевать на полях сражения ВОВ под Москвой, Сталинградом, Курском. Он, студентом 4-ого курса географического факультета МГУ, добровольцем ушел в Московское ополчение, один из очень немногих остался жив в подмосковных сражениях 41–42 г., воевал под Сталинградом в 43 г. и Курском в 44 г., был тяжело ранен, комиссован и вернулся в Москву летом 44. Успел закончить МГУ в 45 году и распределился по собственному выбору (как участник ВОВ) на Памир, который полюбил еще с довоенных лет, занимаясь альпинизмом.

Одевался он в военную офицерскую форму с колодками наград и ранений, но без погон. Уже одним этим он завоевал симпатии учеников, а его интересные неформальные рассказы о разных странах, и прежде всего географии, которую они начали изучать, собирали всех учеников даже после уроков, на географическом кружке, где ЛИК и АРТ были первыми.

Математику вела Елена Моисеевна (Е.М.), а русский и литературу Мария Семеновна Синюшина. Очень властная пожилая женщина, потерявшая в войне сына и мужа, и озлобившаяся на весь мир. ЛИК писал безграмотно. Особенно когда очень старался. На диктантах он допускал до 30-и ошибок и тем приводил Семеновну (СС), как ее звали в тайне ученики, в ярость. Она не могла понять, как такой прилежный ученик, сын уважаемой учительницы, способный объяснить все грамматические правила, которые он нарушил при ошибочном написании слов, допускает возмутительную безграмотность. СС решила, что мальчик делает это специально, чтобы позлить старую учительницу, пользуясь своей призрачной защищенностью в лице матери — учительницы этой же школы. Она безжалостно ставила ему единицы и выговаривала после каждого диктанта. За сочинения он традиционно получал 5 за слог и 2 или 1 за грамотность.

М. С. Синюшина подолгу разговаривала с матерью ЛИКа о его патологической или мнимой безграмотности и просила принять меры. Строгая мама заставляла сына почти ежедневно писать дополнительные диктанты, изложения и сочинения под ее присмотром, лишая его возможности проводить вечера в обществе АРТа, что раздражало и огорчало сына. Дома, при занятиях с матерью, он делал значительно меньше ошибок, чем в школе, на уроках Синюшиной.

Но поверить в предположение коллеги, о том, что ее сын делает ошибки сознательно, чтобы позлить нелюбимую учительницу, она не могла.

Одним словом, уроки русского языка стали бичом как для ЛИКа, так и его матери и серьезно отравляли им жизнь…

Однако дружба с АРТом и увлечение путешествиями скрашивали неприятности новой школьной жизни. А уроки географии доставляли радость от общения с учителем. На этих уроках, проводимых Валерием Павловичем (ВП) в форме виртуальных путешествий, было много общего с самостоятельными занятиями наших юношей в любимом кабинете дяди Коли, отца АРТа. Учителя они признали своим старшим товарищем, «вольным туристом» и готовы были идти с ним в поход. В погожие выходные дни мальчики и юноши из географического кружка, в котором объединились ученики от 5-ого до 10-ого классов, под руководством ВП делали кратковременные вылазки в окрестные горы, где обучались навыкам походной жизни и искусством владения туристическим и альпийским снаряжением.

Долго ждать не пришлось.

В первые же осенние каникулы В. П. Миронов организовал поездку ребят на ближайший ледник в окрестностях Бекташа. Группа из 13 юношей, членов географического кружка, отправилась в 120 км в поход к леднику, расположенному на высоте 4600 м.

АРТ и ЛИК в группе были сами младшими, и ВП долго колебался в их выборе. Однако, навыки ребят, легкость и уверенность, с которой они вели себя в однодневных походах, убедили его. Он и не подозревал, что имеет дело с бывалыми туристами — путешественниками, выросшими в горах.

Когда ранним холодным ноябрьским утром группа собралась в школе, их ждала выделенная заставой автомашина, оборудованная как школьный автобус.

ВП внимательно оглядел и проинспектировал экипировку каждого из участников похода. Он был приятно удивлен и озадачен, когда на ногах наших героев вместо привычных армейских сапог или горных ботинок увидел валенки, подбитые широкими подошвами из автомобильных покрышек, и к рюкзакам прикрепленные снегоступы.

Автомашина двигалась медленно по заснеженной и местами скользкой дороге к дальнему руднику, находившемуся в 60 км от Бекташа. К полудню прибыли на рудник. Дальше к леднику шла горная тропа, покрытая глубоким снегом. По этой заснеженной тропе нужно было пройти порядка 20 км вверх к леднику, у подножья которого решено было разбить бивуак, а утром подняться на ледник и к вечеру вернуться на рудник, где их будет ждать автомашина.

Наскоро пообедав в столовой рудника, походным маршем в колонне по — одному, двинулись вдоль тропы. Впереди, учитель альпенштоком проверял прочность снегового покрова, а в конце колонны самые старшие из группы, ребята с 10-ого класса.

Шли достаточно быстро, чтобы засветло добраться до подножья ледника. ЛИК и АРТ шли впереди всех учеников сразу же за ВП, как самые младшие. Но после часа ходьбы стало ясно, что идут они быстро и легко, несмотря на тяжелые рюкзаки. Их необычная обувь с широкими подошвами обеспечивала легкость и уверенность передвижению по свежему и глубокому снегу, не давая ступням погружаться в снег. Юноши буквально наступали на пятки учителю, который в своих горных ботинках проваливался в рыхлый снег по щиколотку.

«Да вы ребятки прямо скороходы!» радостно воскликнул он на первом же привале, глядя на раскрасневшихся пятиклассников («пятаков»).

Чем выше они подымались, тем шире открывался горизонт, и взору представился фантастический пейзаж бескрайних горных цепей и снежных вершин, ослепительно блестевших под лучами яркого горного солнца. Далеко вдали над всеми вершинами возвышался слегка подернутый дымкой белый гигант.

«Смотрите, это знаменитый семитысячник пик ЛЕНИНА», обратился к отряду ВП.

«Перед самой войной мне в составе сборной команды альпинистов Москвы под руководством Виталия Абалакова посчастливилось подняться на этот гигант, где мы установили бюст Владимира Ильича Ленина, и дали ему имя великого вождя революции», — сказал учитель.

Вся группа стояла как завороженная, любуясь открывшейся им величественной картиной гигантских гор.

ЛИК и АРТ еще не подымались так высоко никогда, и глубокое чувство восторга и гордости за неповторимую красоту и величие родных гор, где они родились и выросли, пронизывало их. Вот это и была их «малая» родина. «Крыша мира — Памир», как часто говорили тогда все вокруг. И только много позже, побывав в Тибете и Гималаях, на северном и южном полюсах, ЛИК понял, что крыша мира не одна. Но свою малую родину он любил и гордился ею всю жизнь.

Вечерело, когда группа школьников поднялась к подножью ледника Кызылданги. Освещенные розовым светом заходящего солнца причудливые формы рельефа медленно сползающих глыб льда и полное перекрытие ими Быстрой Оксу, как называли горную реку, вдоль которой они подымались, ясно говорили о прибытии к конечной точке похода. Река вытекала из высокого ледяного грота, покрытого свежим снегом.

Приступили к разбивке лагеря. Ночевка у подножья ледника поздней осенью требовала осторожности и умения. ВП внимательно осмотрел окрестность на предмет опасности схода снежных лавин и ледопада и выбрал наиболее безопасное место на высокой ровной площадке над рекой.

Наши мальчики, привыкшие к полной самостоятельности в походе, спустились к реке, где на берегу из-под снега торчали зеленые ветки арчей, и принялись их срубать легкими походными топориками. На чукаи (валенки, подбитые автомобильными покрышками) они надели снегоступы, сплетенные из веток тала. Ноги в таком снаряжении не скользили и не проваливались. Им удалось быстро подготовить две большие охапки веток, которые связали и поволокли к месту расстановки палаток. Когда они поднялись, их уже ждали приветствия товарищей, которые последовали примеру опытных «пятаков», попросив у них снегоступы.

К мальчикам подошел учитель, одобрительно отозвался об их идее подготовить ветки для подстилок под палатки и костра, но сделал резкое замечание:

«Юноши, очевидно, что в походе вы не новички, а бывалые туристы, но дисциплина должна быть равной для всех. Нельзя без разрешения старшего по группе отправляться куда вздумается, необходимо согласовывать свои действия с ним. Необходима строгая дисциплина в любом туристическом походе, особенно в горах!», сказал ВП. Он был абсолютно прав. АРТ и ЛИК хорошо это понимали. Но они не были туристами, они были здесь хозяевами, аборигенами, отлично знавшими, что нужно и можно им делать. Замечание уважаемого учителя огорчило их не по сути и не по форме. Они поняли, что находиться в большом коллективе значит утратить свободу и остроту общения с природой, потерять свою индивидуальность. Этого они инстинктивно боялись и решили впредь никогда не принимать участие в походах группой больше трех человек.

На ночь поставили палатки, разожгли костер, сварили чай и поужинали запасенными продуктами. Даже попытались петь песни под гитару, которую ВП взял с собой в поход.

Друзья с интересом и легкой иронией отнеслись к этому занятию.

«Турики, ну что от них можно ожидать», с легкой насмешкой сказал АРТ.

«Лучше посмотри, какая красота вокруг!», продолжил он, когда они отошли в сторонку от костра, широким жестом руки указывая на снежные горы, залитые ярким светом полной луны. Друзья стояли молча, любуясь величественным видом снежных хребтов, озаренных чудесным сиянием.

«Вот это да!» — с восторгом воскликнул ЛИК. «Красота какая!» — завершил он.

К костру, где веселились старшие ребята, уже не хотелось. Отправились в палатку, зажгли спиртовую печурку и залезли вдвоем в теплый спальный мешок, уложенный на ветки арчи и подстеленный кошмой, которой запаслись по совету Мамуси.

Заснули в тепле и уюте гималайки, служившей им уже не один год.

Утро выдалось тихим и солнечным. В палатке было тепло, и вылезать из мешка не хотелось. Но старшие ребята, которые разместились не так удобно, ночью мерзли и периодически грелись у костра, уже были на ногах. Они разбудили «пятаков», даже удивляясь и завидуя, как ловко эти пацаны устроились.

После утреннего чаепития и сборов вся группа начала подъем по леднику.

Причудливые формы глыб льда, глубокие трещины, присыпанные свежим снегом, яркие лучи солнца сделали передвижение по леднику очень интересным, но опасным.

Впереди шел ВП, альпенштоком проверяя прочность фирна и обнаруживая трещины во льду. На коротких привалах он рассказывал о происхождении ледников Памира, о их движении, росте и таянии. На одной из ровных площадок вспугнули большую стаю белых уларов, тяжело и лениво взлетавших при приближении людей. В их клокотании слышалась недовольство тем, что люди не дают им покоя даже зимой и на такой высоте.

ЛИК и АРТ пожалели, что им не разрешили взять ружья. Улары (горные индейки) изысканное лакомство горцев. И хотя они живут высоко в горах у ледникового покрова, охота на этих больших и красивых птиц всегда была и остается популярной и успешной.

ВП потребовал от ребят максимального внимания, когда трещины стали встречаться чаще. Классный альпинист, он взял в поход все необходимое альпийское снаряжение, и теперь оно пригодилось. Репшнур соединил группу в три связки, в каждой по четыре человека. Сам учитель не пристегивался, шел впереди, прощупывая фирн альпенштоком. Его тяжелые отрикованные горные ботинки проваливались в свежий снег. Иногда он сам проваливался по пояс. Мальчики смотрели с тревогой за его продвижением.

«Почему он не пристегивается к связке?», думал ЛИК. Техника альпинизма ему бала не знакома. Но он верил, что ВП делает все правильно.

В своих чукаях и снегоступах «пятаки» шли легко по рыхлому снегу в центре второй связки, рядом с двумя крепкими парнями, десятиклассниками, которые глубоко проваливались в снег в своих армейских сапогах. В связке нужно идти след в след. Но наступать в глубокие воронки следов своих напарников было неудобно и глупо. Поэтому АРТ и ЛИК легко шли слегка в стороне на расстоянии не более метра, параллельно следам старших ребят.

К полудню достигли конечной точки путешествия, крупной морены, с огромными валунами, пересекающей ледник. Здесь сделали привал, разогрели на примусе чай и припасенные концентраты, пообедали. Любовались великолепным горным пейзажем, открывшимся с высоты 4600 м. ВП рассказал о происхождении морен и конкретно о той, на которой они находились.

«В ледниковый период, несколько миллионов лет назад, образовавшиеся горные ледники быстро росли и стекали в долины так быстро, что местами срезали на своем пути возвышенные участки рельефа и волокли их на себе на многие сотни километров.

Затем, при потеплении ледники отступали, а принесенные ими гряды валунов, обломки скал, осадочные породы оставались, образуя морены».

Пора было возвращаться на рудник. Вторая ночевка на леднике в планы похода не входила. Горное солнце грело и ярко светило. Надели заранее приготовленные темные очки или черные повязки с маленькими дырочками для защиты глаз. Начали спуск.

ВП еще раз предупредил всех об опасности схода лавин и необходимости соблюдения осторожности при обходе обнаруженных трещин.

«Не забывайте идти строго след в след», повторил учитель.

Спускались медленно, проваливаясь в свежий снег, обильно выпавший ночью.

Наши мальчики в снегоступах в снег не проваливались, могли идти легко и быстро.

Но выходить из общего строя и связки они не решались, памятуя строгие указания учителя. Однако шагать по глубоким следам парней, идущих впереди, им не хотелось.

Они попросили старшеклассников из своей связки отпустить соединяющий их репшнур на большую длину, что позволило им идти в 2–3-х метрах в стороне от следов товарищей.

Спускались с ледника шесть часов, делая привалы для отдыха через каждый час.

Когда до конца ледника оставался час перехода, и уже была видна конечная морена, произошло ЧП.

АРТ, отклонившийся в сторону от следов группы метра на 3-и, неожиданно исчез.

Шедший за ним ЛИК и идущий впереди десятиклассник почувствовали резкий рывок веревки, которой они были связаны, и остановились, напрягаясь от навалившегося на них натяжения репшнура.

«АРТ провалился в трещину!», крикнул ЛИК. Все остановились. Подоспевший к ЛИКу второй десятиклассник, замыкавший связку, помог удержаться ему на ногах и перехватил веревку, натянутую под тяжестью висящего на ней АРТа. К месту падения спешили учитель и остальные связки, стараясь соблюдать максимальную осторожность.

ВП запретил всем отклоняться от следов, проделанных при спуске до момента исчезновения АРТа. ОН осторожно подобрался к краю трещины, в которой увидел висящего на веревке над глубокой пропастью мальчика. В глубине слышался шум потока бегущей подо льдом реки. Мальчик висел на карабине и держался руками за веревку. Он не делал никаких движений, а старался спокойно ждать помощи сверху.

«Держись Аркадий, мы сейчас вытащим тебя, не волнуйся!», крикнул учитель.

«Я жду», громко и спокойно ответил АРТ.

Высоты он не боялся, но висел в ледниковой трещине над пропастью на веревке впервые.

Чувства страха за жизнь он не испытывал, как и большинство мальчишек в этом возрасте.

Он внимательно изучал стены трещины, старался смотреть только вверх, зная, что темнота пропасти под ним «будет тянуть вниз», вызывая чувство тревоги. О таких ситуациях мальчики много читали в книгах о полярных путешествиях Скота, Нансена, Амундсена, Семенова — Тянь-шаньского.

АРТ знал, как нужно себя вести в таких случаях. Медленно и осторожно подоспевшие десятиклассники под руководством ВП начали подтягивать к краю попавшего в трещину младшего товарища. Двое парней справа от него медленно отпускали репшнур связки, а двое других слева подтягивали его «в тугую» к краю трещины, не позволяя образоваться большому прогибу веревки.

Через 35 минут операция помощи попавшему в трещину «пятаку» была успешно завершена. Поднятый на поверхность ледника АРТ, побледневший, промерзший и сконфуженный, виновато улыбался. ВП не стал ему выговаривать за нарушение приказа двигаться «строго по следам», что и привело к ЧП. Теперь всем участникам похода было очевидно, что советы учителя следует выполнять строго.

«Все хорошо, что хорошо кончается», сказал ВП с облегчением, когда АРТ встал на ноги и занял свое место в связке. Группа продолжила спуск вниз и к концу дня без новых ЧП прибыла на рудник. Только здесь, после плотного ужина, укладываясь спать на жесткие койки в шахтерском общежитии, Аркадий признался ЛИКу, что висеть над пропастью в темной и холодной щели ледника малое удовольствие.

— Когда мы пойдем на ледники сами, нужно обязательно иметь альпенштоки и тщательно проверять фирн перед каждым шагом, — сказал он.

Утром грузовик, переоборудованный под школьный автобус, забрал юных туристов и благополучно доставил в Бекташ.

Чтобы не беспокоить родителей и дирекцию школы и не подвергать запретам будущие походы, решили о ЧП никому не говорить.

Наши герои тем же вечером, находясь уже в тепле родных домов, рассказывали своим близким о походе, восторженно описывая открывшиеся там пейзажи и делясь новыми знаниями о жизни ледников. О ЧП с АРТом они молчали.

К новому 46 году начали возвращаться с фронтов участники ВОВ. Отец ЛИКа приехал в декабре, как всегда незаметно, без лишнего шума и суеты. Когда мать и сын вернулись домой вечером после школьных занятий, то увидели, что в доме горит свет, и все поняли.

«Папа дома! Ура!», восторженно воскликнул ЛИК и бросился бегом в дом.

Входная дверь была не заперта. Мальчик ворвался в гостиную, где на любимом кресле — качалке сидел отец и читал газету, очень уютно и буднично, как будто и никогда не уезжал. Прежде чем броситься в его объятия сын заметил, как сильно постарел отец, сколько седины покрыло его голову и бороду. Отцу было 56 лет. Потеря трех любимых сыновей и пять тяжелейших лет войны отразились на его облике. Перед ЛИКом сидел благородный старик, с добрым и спокойным лицом философа. Отец встал навстречу сыну и крепко обнял его.

Мама замерла в дверях, наблюдая эту трогательную картину. Мысленно она видела встречу всех своих четверых сыновей с отцом, и сердце ее разрывалось от радости встречи и горечи утраты.

«Вот теперь война закончилась», сказала она, оказавшись в крепких объятиях мужа.

Так они стояли неподвижно, тесно прижавшись друг к другу, два очень сильных любящих человека, испытывающих одни и те же чувства.

Так началась мирная жизнь.

С приездом отца принципиально в жизни ЛИКа ничего не изменилось.

Ежедневные занятия в школе, виртуальные путешествия с АРТом в волшебном кабинете дяди Коли, вылазки в ближайшие окрестности вместе с Аркадием и дальние походы в составе туристической группы под руководством учителя географии Виктора Петровича (ВП).

Однако произошло одно событие, которое определило всю дальнейшую жизнь юноши. На уроках физики он неожиданно для себя легко и с увлечением познавал этот предмет и даже начал посещать кружок физики, к удивлению своего друга АРТа и радости матери. Отец никогда активно не вмешивался в жизнь сына и семьи в целом. Делал он это только в экстремальных ситуациях, когда того требовала сама жизнь. Но сын и мать прекрасно знали, что в таких ситуациях надежнее отца у них никого нет и быть не может.

Отец по-прежнему много времени проводил в длительных командировках, и его возвращение и пребывание дома было для семьи праздником.

Пятый класс закончили в начале июня. Экзамены сдавали по всем предметам. У ЛИКа по всем 5, а в диктанте по русскому 32 ошибки и как следствие 1. Переэкзаменовка на осень.

Когда об этом «выдающемся» достижении узнала мать, она очень огорчилась. Ведь весь учебный год они тщательно занимались с сыном русским языком дополнительно каждый день, а результат плачевный.

«Патологическая безграмотность!», в сердцах воскликнула мама, когда учительница русского языка Мария Семеновна Синюшина сообщила ей о результате экзамена.

Отец только весело улыбнулся, когда мама сообщила ему об этом несчастье.

«Если он пишет карова вместо корова или улеца вместо улица, нужно радоваться, что никто не подумает о быке или дворе», успокаивал он мать посмеиваясь.

«Перерастет это «несчастье», уверенно сказал отец.

«С этим нужно бороться!», гневалась мама. Но отец только весело шутил, подходя к этому вопросу философски.

Однако, экзамен по русскому языку в августе пришлось пересдавать и все лето к нему готовиться.

Но выбраться на стрелку вместе с АРТом все же удалось, хотя всего на один месяц, а не на три как они планировали.

На стрелке юношей встречали как родных. Ржевцевы искренне огорчились, когда узнали, что ЛИК прибыл только на месяц. Этот месяц старались провести активно — один за три.

Впервые была сделана попытка самостоятельно подняться на перевал Акбойтал, на высоту 4650 м. Здесь открывался путь к знаменитому леднику Федченко, сердцу Памира. Поход занял 10 дней.

Красота и величие открывшегося вида с перевала привела юношей в восторг и благоговение. Они долго стояли неподвижно и молча любовались этой дикой и могучей красотой мироздания. ЛИКу казалось, что он попал в ледниковый период, и, если бы им навстречу показался гигантский мамонт, преследуемый первобытными аборигенами, он бы не удивился.

Григорий, старший из Ржевцевых, руководивший этим походом, был здесь не первый раз. Он реагировал на первобытный пейзаж ледникового хаоса спокойно. Перевал Акбойтал славился своим капризным характером. И когда Гриша увидел вдали на горизонте белое облачко, приближавшееся к ним, он встревожился. Снежная пурга на перевале не сулила им ничего хорошего. Нужно было спускаться вниз как можно быстрее. Он обратил внимание ребят на приближавшуюся опасность. Пришлось прервать любование огромным ледником, окруженным ослепительными вершинами высочайших гор Памира, и почти бегом спускаться вниз. Но как ни спешили ребята вниз, снежный заряд с порывом ледяного ветра нагнал их на высоте 3600 м. И хотя здесь уже простиралось ослепительно зеленое, окрашенное яркими маками и сиреневыми репануресами царство альпийских лугов, плотная стена снега и леденящий ветер быстро превратили его в белую пустыню.

Двигаться в пурге на морозе было трудно, но и оставаться на месте, чтобы укрыться в палатке было опасно. Неизвестно сколь долго будет бушевать пурга? К такому повороту событий группа была не готова. Все теплые вещи были надеты, куртки застегнуты на все пуговицы. Однако пронизывающий ледяной ветер проникал в самую душу. Зимних, истинно теплых вещей в поход не взяли. Ведь разгар лета. Пришлось все же рискнуть, остановиться, установить палатку и забраться в нее, укрываясь от ветра. Втроем в маленькой гималайке, тесно прижавшись друг к другу, ребята старались согреться как могли. Зажгли примус, разогрели в кастрюле свежий снег и вскипятили воду, заварили чай и пили его с медом, который предусмотрительно взял с собой в поход Григорий. Стало тепло и уютно в палатке. Только сильные порывы ветра, сотрясающие палатку, напоминали о бушевавшей снаружи пурге. Нужно было ее переждать. К счастью, пурга продолжалась только до утра. Палатку занесло снегом до самого конька, и под этим укрытием было тепло и тихо. Расстелив на полог палатки кошму и все шерстяные одеяла и закутавших в них, юноши спокойно спали.

Утром ослепительное горное летнее солнце осветило снежные вершины и запорошенные высокогорные альпийские луга. Снег начал таять под его яркими и горячими лучами.

ЛИК проснулся первым. Тишина и тепло палатки удерживали его некоторое время в сонном состоянии. Но потребность двигаться, и медицина взяли свое. Он осторожно встал, стараясь не разбудить товарищей, и вылез из палатки, предварительно потрудившись, чтобы откапать выход. Пришлось зажмурить глаза и подождать, пока они привыкнут к ослепительному свету, усиленному отражением от свежего снега. Красота окружавшей его картины привела мальчика в восторг. Он, полюбовавшись этим праздником летнего солнца и снега, вернулся в палатку и разбудил друзей.

«Проспите великую красоту, вставайте!» кричал он. Но АРТ и Гриша крепко спали и просыпаться не торопились, пригревшись в тепле и покое засыпанной снегом палатки после вчерашнего трудного перехода в пургу. Наконец, нехотя они поднялись. Но как только они выбрались на простор, ослепительно яркое солнце и вид покрытых свежим снегом вершин и альпийских лугов окончательно разбудили их, и придали прекрасное настроение, какое только бывает у здоровых молодых ребят после крепкого сна на свежем воздухе. Наскоро позавтракав и свернув палатку, начали спуск в долину. Снег выпал глубокий, пришлось надеть снегоступы, которые взяли в поход для передвижения по перевалу. Спуск продолжался до конца дня. Снег отступил уже к полудню. А вечером ночевали в стойбище пастухов киргизов, гнавших свои стада баранов и овец на высокогорные пастбища. Киргизы встретили ребят со свойственным им гостеприимством. Зарезали барашка, сварили шурпу и пожарили шашлык. Свежая еда и молодая баранина были очень кстати проголодавшимся после длительного перехода юношам. Кумыс и чай завершили трапезу. Ночевали в палатке под огромными и ярко мигающими звездами на чистом горном небе.

Утром, распрощавшись с пастухами и оставив им плитки зеленого чая, расходной валюты в горах, продолжили путь вниз, к истокам Пскема, откуда уже шла прямая дорог на стрелку. Еще два дня перехода и вечером третьего дня мальчики благополучно вернулись на гидрометио станцию.

Месяц каникул пролетел незаметно. ЛИКу нужно было возвращаться домой, чтобы готовиться к переэкзаменовке по русскому языку. В жаркое летнее утро 30 июля, распрощавшись с радушными ржевцами, ЛИК и АРТ направились домой на заставу.

Путь от стрелки до заставы ими был многократно хожен и хорошо известен. Теперь он занимал у них не более двух дней. Место ночевки, как всегда, выбрали на берегу Коксу, в тугае. Короткой летней ночью, у огня ярко пылавшего костра, мальчики прощались с походной жизнью этого лета.

Дома ЛИКа ждала подготовка к экзамену, а АРТа поездка в Туркмению, в Каракумы, в экспедицию гидрогеологов, где его мать была начальником партии.

Расставаться было жаль.

«И как тебя угораздило делать так много ошибок в диктантах и изложениях!?», с горечью сказал АРТ.

«Ведь могли бы ехать в Туркмению вдвоем, было бы гораздо веселее, чем сидеть тебе дома за диктантами», завершил он свои сетования.

ЛИКу возвращаться домой из походов никогда не хотелось, тем более, сейчас, по столь глупому поводу. Но ничего придумать другое мальчики не могли.

Учеба, прежде всего!!!

«Ты уж хорошенько занимайся, чтобы на следующий год лето было свободным», задумчиво произнес АРТ.

ЛИК молчал, ему было стыдно своей патологической безграмотности и зато, что подвел друга. Легли спать поздно ночью, а встали рано. Весь день шли по знакомой тропе и к вечеру прибыли на заставу, где их уже ждали.

Вернулся с фронта отец АРТа. После устроенного в его честь торжественного обеда, на который была приглашена и семья Каганов, мальчики распрощались. Дядя Коля, высокий, статный и не по летам моложавый мужчина, после долгой и интересной беседы с ЛИКом разрешил ему пользоваться своим кабинетом, даже в отсутствии сына, видя с каким глубоким интересом мальчик вникает в географические «экспонаты» из его собрания книг, карт, атласов, коллекции минералов, и памятуя просьбу АРТа и Мамуси.

Перекуривая с отцом ЛИКа и с его матерью, старший Туманов серьезно произнес:

«Знаете, мои дорогие друзья, а ведь наши мальчики могут стать хорошими натуралистами — исследователями, и нам следует всячески поощрять их стремления».

На лице Елены отразилось глубокое беспокойство, а отец ЛИКа задумчиво улыбнулся.

«Все в руках Господних!», смеясь, произнес он. В устах убежденного атеиста эта библейская истина прозвучала неожиданно и странно.

Весь август ЛИК ежедневно по три часа в день готовился к переэкзаменовке по русскому языку. Е. М. старалась помочь сыну как могла. Было совершенно непонятным, почему легко объясняя свои ошибки, хорошо зная и верно применяя правила грамматики русского языка, он продолжал их делать вновь и вновь. Нужно было найти способ, как помочь сыну. И Е. М. его нашла. Сын легко владел разговорной и литературной русской речью и писал слова по звучанию, а не по правилам написания. При чтении написанного текста, он не контролировал написание слов, а произносил их вслух и проверял их звучание, совершенно не замечая собственных ошибок написания.

Логическое мышление, ярко выраженное у сына, здесь мешало сосредоточиться на поиске ошибок написания слов, а уводило его к контролю смысла текста изложения или диктанта, который мало зависел от грамматики написания отдельных слов.

Мать предложила проверять написанный текст с конца, читая каждую фразу справа налево, т. е. тоже с конца. Таким образом, логика текста разрушалась, и все внимание сосредоточивалось на написании отдельных слов. Это дало положительные результаты.

Осеннюю переэкзаменовку ЛИК прошел благополучно и был переведен в 6-ой класс.

Первый мирный учебный 45–46 год начался в Бекташе торжественной линейкой, на которой десятиклассники вносили на плечах в школу первоклашек, впервые переступающих ее порог. На линейке присутствовали заслуженные люди города: секретарь горкома ВКП(б), герои войны, шахтеры, председатели окрестных колхозов и совхозов.

Секретарь горкома, заслуженные люди в орденах и медалях, директор школы выступили с напутственными речами. ЛИК стоял в колонне своего 6В класса первым. За лето он подрос на 10 см и стал выглядеть совсем юношей.

Занятия в школе сменялись занятиями дома и виртуальными путешествиями по странам и континентам в любимом кабинете отца АРТа. Учебный год закончили благополучно, хотя по русскому письменному у ЛИКа была твердая тройка.

Лето 46 юноши решили традиционно провести на стрелке у Ржевских. Предстояло пройти по маршруту Мушкетова вверх по реке Майдонтал как можно дальше и неделю другую прожить в красивейших местах отрогов Южно — Аличурского хребта, о которых они читали в книге знаменитого путешественника и слышали не раз в рассказах Мамуси и дяди Коли.

АРТ с большим интересом неоднократно рассказывал о своей поездке в Каракумы, в гидрогеологическую экспедицию его мамы. Друзья решили, если представиться такая возможность, летом вместе отправиться в Каракумы.

Вернувшийся к мирной жизни отец АРТа, Николай Павлович (дядя Коля) возглавил гидрометеорологическую службу на Памире, и теперь перед юношами открылись новые возможности посещения постов и гидрометеостанций в отдаленных районах Памира, этого высокогорного района Горно-Бадахшанской области Таджикистана.

Кроме этих больших, но пока виртуальных планов почти еженедельные вылазки в горы в составе туристической группы под руководством учителя географии (ВП), или вдвоем, делали жизнь ребят насыщенной и интересной.

Для ежедневной тренировки они часто ходили пешком из заставы в школу в Бекташе, покрывая эту 5 км дистанцию за час, а осенью или весной налегке за 40–45 минут, бегом.

Однажды зимой, в погожий декабрьский солнечный день друзья решили отправиться из школы домой на заставу пешком. Дневной автобус на заставу уже ушел, а вечернего ждать не хотелось. Шли легко и быстро. Морозец и яркое горное солнце помогали. Вокруг все белело от сверкающего свежего снега. За интересной беседой о предстоящем походе в зимние каникулы, обещанного ВП, незаметно прошли больше половины пути, когда заметили белую тень, мелькнувшую впереди в стороне от дороги. Мальчики насторожились, но ничего определенного увидеть не смогли. Однако чувство тревоги от надвигающейся опасности охватило их. Лавины быть не могло, снег был не глубоким. Но, что-то не так!

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги На суше и на море. Том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я