Кэйго Хигасино – самый продаваемый в Японии автор детективов. На родине его называют «машиной по производству бестселлеров». Он лауреат двух самых престижных остросюжетных наград страны – премии Эдогавы Рампо и «Японской детективной литературы», – а также премии Наоки (японского аналога Букера), Премии хонкаку и многих других. По произведениям Хигасино снято более 50 фильмов и сериалов. Отсутствие следов – это самый отчетливый след. Школьный учитель Эйити Камио обнаружен убитым на заднем дворе собственного дома под завалом из картонных коробок. Он одет в выходной костюм, но на нем нет обуви. В доме все вверх дном, но ничего не пропало. И вот что особенно загадочно… Причина смерти – пережатие сосудов на шее; его задушили, но никаких следов ни пальцев, ни веревки, ни чего-либо подобного просто нет. Полиция в тупике. Но не младший брат покойного – иллюзионист-менталист Такэси. Пользуясь своими редчайшими способностями, он начинает собственное расследование. Для Такэси игра с действительностью – неотъемлемая часть его повседневной жизни. Он умеет читать людей по малейшим проявлениям эмоций. Он способен вовлечь человека в хитрый сценарий против его воли так, чтобы тот ничего не заметил. В интересах дела он может даже слегка подправить реальность… РОМАН ПЕРЕВЕДЕН С ЯПОНСКОГО «Все-таки существуют по-настоящему запутанные детективы-головоломки. Просто их пишут по-японски. Пишет Кэйго Хигасино, чьи элегантные расследования – шедевры классической дедукции». – New York Times Book Review «Тех, кто регулярно пишет о детективной литературе, часто спрашивают: каким будет следующий ведущий остросюжетный тренд? Если бы все творения японских писателей криминального жанра были столь совершенны, как романы Хигасино, ответ оказался бы очевидным: японские детективы». – Independent «Агата Кристи была бы крайне впечатлена». – Financial Times
6
Когда Маё отпустили, предупредив, что в дом пока нельзя входить, чтобы сохранить место преступления в неприкосновенности, уже миновал полдень. Какитани должен был отвезти ее обратно в гостиницу, но тут Такэси поинтересовался, где она остановилась. Услышав название «Марумия», он ненадолго задумался.
— Так себе гостиница… Ну да ладно, я, пожалуй, тоже там переночую. Захвати меня с собой.
— Я не против, — сказала Маё и посмотрела на Какитани.
— Хорошо, тогда я сяду впереди, — сказал тот и открыл дверцу.
Маё открыла заднюю дверь и забралась в машину, Такэси последовал за ней.
— Повезло нам, инспектор Какитани прислушивается к людям, — сказал он, застегивая ремень безопасности.
— Да чего уж там!
— Можно попросить вашу визитку? Чтоб позвонить в случае чего.
— Да, пожалуйста.
Взяв протянутую ему карточку, Такэси внимательно ее рассмотрел.
— Интересуюсь на всякий случай: нашу гостиницу оплатят за счет следствия?
Опешившая от этого вопроса Маё посмотрела на дядю. Но тот, похоже, не считал, что сказал что-то из ряда вон выходящее.
— Нет, это… — Какитани замялся с ответом.
— Почему? Ради помощи следствию мы съехали из собственного дома. Логично, чтобы нам возместили расходы.
— Я поговорю с руководством.
— Прошу вас, инспектор Какитани. От этого зависит, что мы будем есть сегодня на ужин, — сказал Такэси спокойно. Кажется, он рассчитывал на роскошный ужин — конечно, если его оплатит полиция.
Маё задумалась. Когда дядя успел узнать фамилию Какитани? К тому же он знал его должность. Откуда? Она не помнила, чтобы тот представлялся дяде.
Вскоре подъехали к гостинице «Марумия». Какитани вновь попросил их о помощи следствию, и они вышли из машины.
Войдя через главный вход, увидели за стойкой хозяйку. Та приветливо поздоровалась с ними. Ей и в голову не пришло бы, что постояльцы только что участвовали в осмотре места убийства.
Получив ключ от комнаты, Маё сказала:
— Мой дядя тоже хотел бы здесь остановиться. У вас есть свободный номер?
Улыбка хозяйки стала чуть неуверенной; женщина склонилась над компьютером.
— Да, могу предложить комнату.
— Дайте самый лучший номер. «Ройял спешл» или «президентский». Таких у вас нет?
Улыбка начисто пропала с лица хозяйки.
— «Ройял» есть, но он на двоих. А одноместные номера у нас только одного типа.
Такэси громко щелкнул языком.
— Так ведь все равно из-за «короны» других клиентов нет! Только пыль в глаза пускаете, нет у вас деловой жилки… Делать нечего, давайте что есть.
— Извините. Заполните вот это, — хозяйка протянула регистрационный листок.
Формальности завершились, но до часа заселения еще оставалось время. Такэси жаловался на голод, так что решили пока пообедать в японском ресторане при гостинице. Как и утром, у Маё не было аппетита, но, посмотрев меню, она решила, что могла бы съесть порцию собы[4]. Такэси заказал ланч с якитори[5] и кружку пива.
— Ты всегда столько ешь? — спросила Маё удивленно. — Да еще и пиво, когда родного брата убили!
— Ты что, недовольна?
— Дело не в этом, просто странно… Обычно людям после шока не до еды.
Говоря это, Маё посмотрела в лицо Такэси, и ей пришла в голову внезапная мысль: может быть, он уже знал, что отца убили?
Но дядя молчал, закрыв глаза и скрестив руки на груди. Он и не собирался отвечать.
— Отстань. Я не выспался. — Такэси так и не открыл глаз.
— Отвечай! Почему ты вдруг приехал? Раньше ты так не делал!
— Ты что, не слышала, что я говорил? Птичка на хвосте принесла.
— Не верю. Скажи правду.
— Тебе зачем? Это не имеет к тебе отношения.
Маё сложила руки в просительном жесте:
— Меня это беспокоит. Объясни, пожалуйста.
Однако Такэси молчал.
Наконец принесли еду. Дядя открыл глаза и протянул руку к кружке с пивом. Положив в рот кусочек якитори, слегка кивнул.
— Вкус так себе. Но с учетом цены нормально.
Маё взглянула на меню на краю стола. Цена якитори и правда была невысокой.
В этот момент она вспомнила одну особенность своего дяди.
— Обед за мой счет?
— Хочешь, чтобы за это я рассказал тебе, почему сюда приехал? Думаешь, эта ерунда меня растрогает?
— Ладно, тогда плачу за сегодняшний ужин и ночлег. Это подойдет?
— За всю неделю.
— Что?!
— Я собираюсь оставаться здесь, пока дело не подойдет к раскрытию преступления. Думаю, на это понадобится не меньше недели.
— Ты о чем? И все это за счет племянницы?
— Не нравится — разговор окончен. Я не настаиваю.
–…Ладно, за завтрашний обед заплачу.
— Этого мало. Сойдемся на четырех днях.
— Больше, чем два дня, не потяну.
— Давай. Плюс обед на третий день, и по рукам.
Маё задумалась. Совершенно неожиданные расходы, но отступать некуда…
— Ладно.
Такэси достал смартфон из кармана пиджака.
— Помнишь, когда мы вошли в мою комнату, эта штука звякнула?
— Помню. Но ты не отреагировал.
— Потому что знал, какое сообщение пришло.
Такэси потыкал в смартфон и показал племяннице экран. Это была видеозапись. Маё чуть не вскрикнула от удивления.
На записи был Такэси, заснятый в своей комнате, которую они недавно осматривали. Видеозапись остановилась на том, как он пересек комнату и открыл шторы и окно.
— Это что за запись?
— Помнишь портрет женщины на стене?
— Да, она закрыла один глаз.
— В эту картину встроена камера с датчиком движения. Как появляется что-то движущееся, включается запись, которая передается сюда.
Такэси показал смартфон.
— И давно ты это устроил?
— Давно. С тех пор, когда прибирал в комнате после смерти Кадзуми. Брат сказал, что я могу пользоваться ею когда угодно, но жить там не хотелось. Но ведь неприятно, когда в твою комнату заходят, пока тебя нет, поэтому я обустроил систему наблюдения. За эти два года камера срабатывала, только когда брат заходил проветрить помещение. А вот вчера пришла эта запись…
Такэси снова включил смартфон и показал его Маё.
На видео снова была комната Такэси. В центре кадра двигался мужчина в черном, с фуражкой на голове. Он подошел к буфету, взялся за дверцу и сказал, обращаясь, видимо, к начальству: «Здесь маленький буфет». На этом запись остановилась.
— Все ясно? — Такэси отложил смартфон — Человек одет в форму следственной группы полиции. Это означает, что в доме что-то произошло. Вот я и поторопился приехать. Когда подошел к дому, уже была натянута ограждающая лента, а у ворот дежурили полицейские. Порасспросив людей, я понял, что полиция уже забрала труп брата.
— Как же ты расспрашивал?
— Да это нетрудно. Просто говорил: «Не знаете, что произошло в том доме?»
— И что, соседи тебя не узнали?
— Я жил в этом доме больше тридцати лет назад. Ни с кем особо не общался, откуда им помнить? К тому же на всякий случай я надел маску. Соседи, на мою удачу, принимали меня за следователя и делились догадками. Ну а я ориентировал их в нужном направлении.
Что ж, все логично. Маё не могла не поверить дяде. Он мастак на такие штуки.
— Так, на этом исповедь закончилась. С тебя плата за сегодняшнюю еду, две ночи проживания и обед на третий день. — Такэси взял палочки и продолжил есть.
Что поделать! Договор есть договор. Вздохнув, Маё тоже взялась за палочки. За едой она размышляла, что делать дальше.
— Да, вот еще что. — Она опять положила палочки и подняла взгляд. — А как быть с похоронами?
Такэси поставил кружку, из которой было собрался отхлебнуть.
— Похороны…
— Ведь их надо организовать. И родственников оповестить… Для всех это наверняка будет неожиданностью. Как им объяснить? Наверное, надо уже начинать готовиться. Но ведь тело до сих пор не у нас. Как поступить? Они собираются делать вскрытие; когда можно будет его забрать?
— Самое раннее — сегодня вечером. Не позже чем завтра точно передадут, — уверенно сказал Такэси.
— Откуда ты знаешь?
— Вскрытие уже сделали. Наверняка отделение судебной медицины хочет, чтобы тело забрали поскорее.
— Сделали? Откуда ты это знаешь?
— Следователю на смартфон пришло сообщение.
— Следователю? На смартфон?
Перед глазами Маё всплыло лисье лицо Когурэ. Вспомнив его перебранку с Такэси, она воскликнула:
— Это было тогда? Ты вытащил удостоверение из кармана Когурэ — и тогда же стащил его смартфон?
— Точнее, когда я положил удостоверение обратно в его карман. И не говори, что это неприлично. Не стащил, а просто взглянул. Потому что был уверен: этот человек не расскажет родственникам о ходе расследования. Он пытается скрыть и время убийства, и то, как брат был одет. Настоящий мошенник… И церемониться с ним нет смысла.
Маё вспомнила вопросы, которые тогда задал Такэси, глядя на задний двор. Это потому, что тогда у него в руках был смартфон Когурэ?
Потом она припомнила, что, когда они говорили про бар «Трафанд», дядя предложил полицейскому погуглить и вроде вытащил смартфон из кармана Когурэ. А на самом деле тот уже до этого был у него в руках.
— А что, его смартфон не был запаролен?
— Был: он запросил пароль.
— Как ты его разлочил?
— А что такого? Ввел пароль, и все.
— Так ведь…
— Он же звонил, чтобы проверить меня. Я тогда и запомнил.
Маё помнила эту сцену.
— Но ты ведь дисплей…
Прежде чем она сказала «не мог видеть», Такэси поднял указательный палец. И двигая им в воздухе, безразличным тоном сказал:
— Даже если дисплея не видно, по движению пальца и глаз даже дурак распознает пароль. — После чего потянулся за якитори.
Так вот оно как, сообразила Маё. Услышав что-то подобное от другого человека, она бы не поверила. Но для дяди это было таким же пустяком, как расспросить соседей, прикинувшись следователем.
Наверное, он узнал имя и должность Какитани из того же смартфона Когурэ. Спросив об этом, Маё услышала в ответ: «Да, примерно так». Там было написано, что информация получена от следователя Какитани. Когурэ тоже следователь, они занимают одинаковое положение и поэтому будут стараться изо всех сил переплюнуть друг друга.
Маё смотрела на лицо дяди, который, казалось, не говорил ничего необычного. Все вполне логично.
— Ну ты даешь, Самурай, — произнесла она.
С грохотом опустив кружку на стол, Такэси уставился на Маё.
— Не произноси это имя!
— Почему?
— Нипочему. Никогда!
Маё наклонила голову.
Самурай Дзэн — это был сценический псевдоним Такэси, когда он работал фокусником.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Убийство в городе без имени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других