Маркетинг в автобизнесе и не только. Сборник чек-листов и советов

Ксения Попова

В книге коротко и ёмко отражена картина современного российского маркетинга в автобизнесе.Для самых продвинутых и любопытных в каждой главе есть блок с практическими заданиями. Книга задумывалась, как учебное пособие для автомаркетологов и пошаговая инструкция для мотивации. Она состоит из основных направлений, которые способны помочь не только начинающим маркетологам, но и более квалифицированным специалистам разобраться в маркетинге автобизнеса.

Оглавление

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: IT-ОТДЕЛ И МАРКЕТИНГ

Взаимоотношения взаимоотношениями, но не нужно забывать о технологиях. В этом вопросе на помощь всегда придут it-специалисты, разработчики сайтов, seo-оптимизаторы и прочие технические специалисты. Сегодня таких экспертов можно назвать правой рукой отдела маркетинга. Все инструменты, которые у нас есть так или иначе связаны с технологиями. Самый главный инструмент, при помощи которого маркетолог общается с клиентом — сайт / лендинг.

От того насколько оперативно обновляется информация на нём, внедряются новые технологии, добавляются разнообразные скрипты зависит очень многое. Иногда счет времени идет на минуты и секунды.

Автобизнес — самый прогрессивный и передовой бизнес. Здесь нет времени ждать, нужно действовать. Завтра может быть уже поздно. Длительное ожидание внедрения какой-то технологии, кнопки, формы обратной связи, баннера — влияет в первую очередь на посещаемость и конверсию сайта компании, что, безусловно, отображается на количестве входящего трафика и продажах.

Как же найти общий язык с техническими специалистами? Иногда это кажется невозможным. Выход один — научиться составлять грамотные технические задания, с указанием всех нюансов.

Ни для кого не секрет, что без чёткого ТЗ получается ХЗ.

Никогда не начинайте работу над проектом без технического задания!

И совсем не важно, чем вы занимаетесь — создаёте сайт, организуете мероприятия, ретушируете фото, пишите сценарий или текст, запускаете рекламные кампании, проектируете макет чего-либо, отправляете фотографа на фотосъёмку и т. д.

Техническое задание или сокращенно ТЗ — это документ, который позволяет избежать недопонимания между заказчиком и исполнителем.

ТЗ — это основа, фундамент любого проекта. Обсудите все нюансы до запуска работ, на берегу. И совсем не важно, какой сложности будет проект. Позвольте вашему проекту плыть по волнам интернет пространства без глобальных потрясений и штормовых стихий.

ТЗ является вашим ориентиром, в котором указаны общие сведения и технические характеристики, прописаны сроки, зоны ответственности, форма отчётности и стоимость.

— У Заказчика и Исполнителя одна конечная цель, видение которой должно совпадать.

— Опишите по пунктам, детально ход выполнения работ.

— Укажите самые важные моменты.

ТЗ может быть коротким или длинным, но обязательно ясным и понятным.

Это нужно для того, чтобы потом не пришлось плакать, злиться, заедать стресс тонной шоколада и жаловаться окружающим на свою не лёгкую судьбу.

Представим: поступило ТЗ «испечь Колобка». Рецепт: мука, вода, дрожжи и изюм.

Колобка?! Легко! Берём воду, муку, дрожжи и 300 гр. изюма. Колобок готов, но, почему-то у вас не приняли работу. Оказывается, изюма слишком много.

Как так?! Всё же сделано согласно ТЗ. Заказчик думал, что вы знаете рецепт Колобка. Это же так просто! Нужно было всего 100 гр. изюма. Казалось бы, мелочь какая-то… подумаешь изюм, а колобок испорчен. Время, деньги и ресурсы потратили, впечатление и отношение испортили. Надо срочно исправлять и поэтому начинаем работу сначала.

Или как в анекдоте: Как у вас обстоят дела с Excel (XL)? Да я, вообще-то, XS ношу. Вот и возникло первое недопонимание… Важно выявить его в самом начале работ, а не в день дедлайна. Каждый прав по-своему, потому что у каждого своя правда, только в разной плоскости понимания рабочих процессов. И если вы знаете точный рецепт, то поделитесь этими нюансами с коллегами. После чего обязательно возникнут вопросы. И вот тут уже можно будет искать ответы и компромиссные решения.

Помните! Без чёткого ТЗ вы никогда не получите, то, что придумали в голове. Ни-ког-да! Люди не умеют читать мысли друг друга.

Также для составления ТЗ можно использовать ментальные карты. По-другому их еще называют майндмэп. Это удобная техника визуализации проекта и фиксации идей, которая позволяет упорядочивать и анализировать информацию по тому или иному проекту.

Для того, чтобы научиться составлять грамотное ТЗ нужно побывать в роли Исполнителя. К сожалению, не каждому выпадает такой опыт. Я в своей трудовой деятельности по ТЗ выполнила ни один проект, это было во времена, когда я еще работала в сфере дизайна. Сегодня этот опыт позволяет мне составлять ТЗ, которые корректно трактуются и реализуются с первого раза.

В моей практике всегда была целая команда технических специалистов, и каждый из них, обладал своей компетенцией и зоной ответственности.

Кто-то отвечает за обновление сайта, а кто-то за внедрение новых разработок и доработок. Кстати, не все специалисты были в штате компании. Часть профессионалов находилась на аутсорсе18.

Идеальный сайт требует не только много внимания, но скорости решения поставленных вопросов. Как правило, все нововведения нужно было внедрить ещё вчера, чтобы быть на шаг впереди твоих конкурентов и коллег по цеху. Маркетологу необходимо уметь находить баланс между качеством и скоростью выполнения всех технических работ.

Мне всегда везло и команда it-специалистов, как внешних, так и коллег из дилерского центра, всегда работали оперативно и всё реализовывали в срок. Они, как маги и волшебники выполняли ту или иную задачу, как по мановению волшебной палочки.

Мы столько сделали с ними совместных проектов! Даже не верится.

Было и создание сайтов с нуля, и ребрендинг по новым стандартам, и элементарные обновления акций или какой-то текущей информации на сайтах. А еще креативные разработки сложных модулей, форм обратной связи и написание разнообразных кодов и скриптов.

ЗАДАНИЕ «Ревизия»

Время выполнения: 15 минут

Практический результат: Слаженная работа подразделений, нацеленная на результат.

Задача:

— Проанализируйте взаимоотношения между маркетингом и it-специалистами.

— Какие недоработки есть в сотрудничестве этих подразделений?

— Что можно улучшить? Составьте список минимум из 10 пунктов.

— Начните внедрять улучшения, согласно вашему списку.

— Делайте ревизию взаимоотношений раз в квартал.

— Начните делать работу над ошибками.

Резюме:

Не бывает идеального технического задания. Каждое ТЗ составляется под отдельный проект. Именно поэтому нет возможности привести вам какой-то пример. Слишком много переменных даже, например, в создании формы обратной связи на сайте компании.

Что это за форма обратной связи?

Где она будет размещена?

Какую информацию вам необходимо получить от клиента?

Какую информацию клиент должен увидеть, чтобы это побудило его оставить свои контактные данные?

Сколько полей для заполнения, должно быть? На мой взгляд, одно — два, но всё зависит от ситуации. Иногда этой информации не достаточно и приходится вводить дополнительные поля для сбора данных.

Нужно предусмотреть защиту от спама. И этот вопрос можно решить без использования капчи. Ваши технические специалисты вам обязательно помогут. Только попросите.

И, конечно же, не забудьте, что любая форма обратной связи должна быть к чему-то привязана. То есть, кто будет получать на почту все эти обращения или будет настроена интеграция с CRM-системой.

Подключите и настройте цели в метрике, чтобы отслеживать конверсию.

Кто будет получать, обрабатывать и фиксировать заявки?

Как эта информация будет учитываться в CRM-системе?

Помните про анализ данных, внесение корректировок и оценку эффективности.

Таким образом, любую задачу можно разложить — расписать в виде технического задания. Главное ничего не упустить, по возможности оптимизировать и сделать ТЗ максимально удобным для использования.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я